Установление содержания норм иностранного семейного права, ограничение применения норм иностранного семейного права
⇐ ПредыдущаяСтр 7 из 7 Необходимость применения судами Российской Федерации, органами загса и иными органами норм иностранного семейного права в случаях, предусмотренных коллизионными нормами Семейного кодекса, требует от них установления действительного (фактического) содержания норм иностранного законодательства. Способы установления судом, органами загса и иными органами (например, органами опеки и попечительства) содержания соответствующей нормы иностранного семейного права могут быть различными (п. 1 ст. 166 СК). К таковым относятся использование официального толкования норм иностранного семейного права компетентными органами соответствующего государства (органами юстиции, судами, административными органами и др.), ознакомление со сложившейся практикой применения необходимых норм и существующей в этом государстве правовой доктриной (концепцией). Информацию об официальном толковании соответствующих норм иностранного семейного права, практике их применения, доктрине вправе представлять заинтересованные лица. Кроме того, они имеют право и иным образом содействовать суду, органам загса или иным органам в установлении содержания норм иностранного семейного права. Если заинтересованные лица не представляют сведений об официальном толковании норм, практике их применения, доктрине в соответствующем иностранном государстве (а это их право, а не обязанность), суд, органы загса и иные органы вправе согласно п. 1 ст. 166 СК обратиться в установленном порядке за необходимыми разъяснениями и содействием в соответствующие компетентные органы Российской Федерации, включая Министерство юстиции Российской Федерации, в задачи которого входит сравнительно-правовой анализ законодательства государств — участников СНГ и других иностранных государств1. Это положение ст. 166 СК соответствует и содержанию ст. 15 Конвенции СНГ о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, согласно которой центральные учреждения юстиции государств — членов СНГ должны предоставлять друг другу сведения о действующем или. действовавшем на их территориях законодательстве. Следует также иметь в виду, что государствами — членами СНГ заключено Соглашение об обмене правовой информацией от 21 октября 1994 г.1. В этой связи на Министерство юстиции Российской Федерации возложены дополнительные функции. Оно. является генеральным заказчиком межгосударственной системы правовой информатизации и полномочным органом, осуществляющим координацию работ по созданию национальных банков данных, используемых для межгосударственного обмена правовой информацией2.
В целях установления содержания норм иностранного семейного права суд, органы загса или иные органы вправе привлечь экспертов (специалисты в области зарубежного законодательства, сотрудники научно-исследовательских институтов и центров). При этом участие экспертов в суде осуществляется в соответствии с требованиями гражданско-процессуального законодательства. Заключение эксперта должно быть составлено в письменной форме с подробным описанием произведенных исследований, сделанных выводов и ответов на поставленные судом вопросы. Вместе с тем оно не может быть для суда обязательным и оценивается наряду с другими доказательствами (ст. 77—78 ГПК). Необходимая информация о содержании норм иностранного семейного права может быть получена в консульских учреждениях3. Кроме того, заинтересованные лица могут самостоятельно представить в суд или орган загса легализованные в консульских учреждениях в официальном порядке документы о фактическом содержании норм иностранного семейного права, подлежащих применению. Однако при этом следует иметь в виду, что Гаагской конвенцией, отменяющей требования легализации иностранных официальных документов, от 5 октября 1961 г.1 для участников данной конвенции установлен упрощенный порядок легализации документов путем проставления "Апостиля" (специального штампа) официальными органами государства по месту составления документов. Данный порядок распространяется и на Россию, которая присоединилась к указанной конвенции 31 мая 1992 г.
При представлении заинтересованными лицами документов из государств — членов СНГ какого-либо специального их удостоверения не требуется. В соответствии со ст. 13 Конвенции СНГ о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам документы, изготовленные на территории государства — члена СНГ или засвидетельствованные учреждениями или специально на то уполномоченным лицом в пределах их компетенции и по установленной форме, принимаются на территории другого государства — члена СНГ, а официальные документы одного государства — члена СНГ пользуются на территории другого доказательной силой официального документа. Если, несмотря на все предпринятые меры, содержание норм иностранного семейного права судом или органом загса и иными органами не установлено, то к отношениям с участием иностранных граждан и лиц без гражданства необходимо применять законодательство Российской Федерации (п. 2 ст. 166 СК). В разделе VII СК предусмотрены различные основания применения норм иностранного семейного права на территории РФ при регулировании брачно-семейных отношений с участием иностранных граждан и лиц без гражданства. Однако существует традиционно сложившееся ограничение применения иностранного права, известное во всем мире как оговорка о публичном порядке (ordre public]. Оговорка о публичном порядке означает, что нормы иностранного права на территории Российской Федерации не применяются, если такое применение противоречило бы основам правопорядка (публичному порядку) Российской Федерации (ст. 167 СК). В этом случае к семейным отношениям с участием иностранных граждан и лиц без гражданства следует применять законодательство Российской Федерации. Таким образом, ст. 167 СК ограничивает действие коллизионных норм ст. 156—165 СК.
Под основами правопорядка (публичного порядка) Российской Федерации понимаются основополагающие принципы (основы) российского права, установленные Конституцией (например, гл. 2 Конституции Российской Федерации) и федеральным законодательством1, в том числе и основные начала семейного законодательства. Предусмотренное ст. 167 СК ограничение применения норм иностранного семейного права распространяется не на содержание семейного законодательства зарубежных государств в целом, а только на возможность применения его отдельных норм на территории Российской Федерации в той или иной конкретной ситуации. Это означает, что в некоторых случаях отдельные положения иностранного семейного права, даже формально противоречащие основам правопорядка Российской Федерации, могут быть применены на практике. В частности, подобное возможно, когда речь идет о защите имущественных прав членов семьи, особенно несовершеннолетних детей (например, российский суд не вправе не признать алиментные обязательства членов полигамной семьи или супругов, брак которых был заключен по церковному обряду, если законодательство государства, где полигамный или религиозный брак были заключены, допускает такую форму брака как действительную). Если же нормы иностранного -семейного права не могут быть применены вследствие противоречия их основам правопорядка Российской Федерации, то компетентным органам необходимо обращаться к семейному законодательству Российской Федерации.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|