Выявление влияния отдельных факторов на изменение общего объема выручки от реализации продукции.
Основными показателями финансовых результатов деятельности предприятий являются выручка (валовой доход) от реализации продукции, прибыль и рентабельность. Выручка (валовой доход) от реализации продукции, товаров и услуг характеризует общий финансовый результат работы предприятия и включает в себя выручку (доходы) от реализации готовой продукции, полуфабрикатов собственного производства, работ и услуг, покупных изделий (приобретенных для комплектации), строительных, научно-исследовательских работ и т.д. На величину прибыли и ее динамику воздействуют факторы, как зависящие, так и не зависящие от усилий предприятия. Практически вне сферы воздействия предприятия находятся: - конъюнктура рынка; - уровень цен на потребляемые материально-сырьевые и топливно-энергетические ресурсы, - нормы амортизационных отчислений. В известной степени зависят от предприятия такие факторы, как: - уровень цен на реализуемую продукцию и заработная плата. К факторам, зависящим от предприятия, относятся: - уровень хозяйствования; - компетентность руководства и менеджеров, конкурентоспособность продукции; - организация производства и труда, его производительность, состояние; - эффективность производственного и финансового планирования. По каждому из этих элементов выделяются группы экстенсивных и интенсивных факторов. К экстенсивным относятся факторы, которые отражают объем производственных ресурсов (например, изменение численности работников, стоимости основных фондов), их использования по времени (изменение продолжительности рабочего дня, коэффициента сменности оборудования и др.), а также непроизводительное использование ресурсов (затраты материалов на брак, потери из-за отходов).
К интенсивным относятся факторы, отражающие эффективность использования ресурсов или способствующих этому (например, повышение квалификации работников, производительности оборудования, внедрение прогрессивных технологий). Перечисленные факторы влияют на прибыль не прямо, а через объем реализуемой продукции и себестоимость, поэтому для выявления конечного финансового результата необходимо сопоставить стоимость объема реализуемой продукции и стоимость затрат и ресурсов, используемых в производстве. Прибыль от реализации продукции, работ, услуг занимает наибольший удельный вес в структуре валовой прибыли предприятия. Ее величина формируется под воздействием ряда факторов, важнейшими из которых являются: себестоимость, объем реализации, уровень действующих цен. Важнейшим из них является себестоимость. Под себестоимостью продукции понимают все затраты предприятия на производство и реализацию продукции, а именно — стоимость природных ресурсов, сырья, основных и вспомогательных материалов, топлива, энергии, основных производственных фондов, трудовых ресурсов и прочих расходов по эксплуатации. Важным фактором, влияющим на величину прибыли от реализации продукции является изменение объема производства и реализации продукции. Падение объема производства влечет сокращение объема прибыли. Для избежания принимается ряд мер по обеспечению роста объема производства продукции на основе технического обновления и повышения эффективности производства. Зависимость величины прибыли от объема реализации при прочих равных условиях прямо пропорциональная. Вследствие этого немаловажное значение в рыночных условиях приобретает показатель изменения остатков нереализованной продукции: чем он выше — тем меньше прибыли получит предприятие.
Размер выручки от реализации продукции и, соответственно, прибыли зависит не только от количества и качества произведенной и реализованной продукции, но и уровня применяемых цен. Свободные цены устанавливаются самими предприятиями в зависимости от конкурентоспособности данной продукции, спроса, и предложения аналогичной продукции другими производителями (заисключениями предприятий-монополистов, уровень цен на продукцию которых регулируется государством). Поэтому уровень свободных цен на продукцию в определенной степени является фактором, зависящим от предприятия. Таким образом, на величину изменения прибыли от реализации продукции влияют следующие факторы: - изменение уровней фактически действовавших отпускных цен на товары и услуги; - изменением фактической себестоимости единицы продукции каждого вида; - изменением объема реализованных товаров и услуг; - изменением структуры (состава) реализованных товаров и услуг.
9. Статистическое изучение выполнение плана по объему, ассортименту и структуре выпускаемой продукции. Процесс производства и реализации отражается в сис-ме стоимостных показателей, по кот.орг-ция отчит-ся перед органами гос. и ведом-й статистики. К таким показателям относятся: 1. Объем произвед. продукции.работ и услуг в фактич. действ-х и сопоставимых ценах. 2. Добавленная стоимость 3. Объем отгруженной продукции в фактич. действующих ценах 4. Выручка (валовый доход) от реализации продукции. Работ. Услуг
Для оценки выполнения плана по одной номенальной позиции рассчитывается индивидуальный индекс физического объема выпуска продукции. iq=q1/q0 где q1 – фактический объем выпуска продукции. q0 – плановый объем выпуска продукции. Если необходимо опр-ть как выполнен план в целом по предприятию по выпуску всей продукции. то рассчит. общий индекс физ.объема выпуска продукции. Jq=∑qi*po/∑qo*po – процент выполнения плана по предприятию. po – плановая цена.
План по ассортименту %асс=∑объем в пределах плана* рсопостовимая*100/∑плановый объем* рсопостовимая Объем в пределах плана – плановый объем по тем позициям номенклатуры по которым план перевыполнен и фактический объем по тем позициям по которым план не выполнен. План по ассортименту не может быть больше 100%.
Для оценки выполнения плана по структуре выполненной продукции рассчитывается процент выполнения плана по структуре %стр=∑объем. засчит. по стр-ре*Рсоп*100/∑фактич. объем*Рсоп. Относительная величина – сравнение двух статистических показателей и по способу расчета пред-ет собой дробь. Числитель = сравниваемая величина, знаменатель= база сравнения. Выделяют следующие виды относ-х величин: а) относит.вел-на плана задания ОВПЗ=План.тек.периода *100/Фактический прош.периода б) относительная величина выполнения плана ↑ ОВПП=Факт.тек.периода *100/План.тек. периода по тем показ-м снижение кот. яв-ся «+» моментом в деят-ти предприятия расчет дан.показателя вы –ся след. Об :↓ОВПП=План.тек.периода *100/Факт.тек. периода в) относительная величина динамики ОВД=Факт.тек.периода *100/Факт.прош. периода=ОВПЗ*ОВВП г) относительная величина структуры, выражается в долях ОВС=I/∑I д) относительная величина пространственного сравнения – отражает результат сравнения одноимен. показателей относ-ся к различ. Объектам за один и тот же период времени. Этот показатель позволяет сравнить между собой данные эконом. Регионов.Обл-ей и стран. е) относительная вел-на интенсивности - рез-т срав-ния двух разноименных показателей: 1е) показ-ли хар-е технич. совер-во производства 2е) хар-е уровень обслуж-ти населения той или иной услугой (число врачей на 1000 жителей)
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|