Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Развитие ребенка на разных возрастных этапах




Кураев Г.А., Пожарская Е.Н. «Возрастная психология»

Курс лекций

Ростов-на-Дону 2002

Программа......................................................................................................................................... 2

Темы семинарских занятий:........................................................................................................... 4

1-й семинар. Новорожденность и младенчество........................................................................ 4

2-й семинар. Ранний возраст (от 1 года до 3-х лет).................................................................... 4

4-й семинар. Психологическая готовность к школьному обучению........................................ 5

5-й семинар. Младший школьный возраст (от 7 до 11 лет)....................................................... 5

7-й семинар. Старший школьный возраст: ранняя юность (от 15 до 17 лет)........................... 5

Рекомендуемая литература............................................................................................................ 6

Дополнительная литература:......................................................................................................... 6

Программа

ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ

Лекция 1. Предмет возрастной психологии. Проблемы возрастного развития. Типы возрастных преобразований. Возраст. Возрастные кризисы. Сензитивные периоды развития. Области практического применения возрастной психологии. Связь возрастной психологии с другими науками.

Лекция 2. Методы исследования в возрастной психологии. Организационные методы (метод срезов, сравнительный метод, лонгитюдный метод). Эмпирические методы (наблюдение, экспериментальный метод, психодиагностические методы). Этика психологических исследований.

Лекция 3. Факторы развития психики ребенка. Роль биологических факторов в развитии психики. История биогенетического подхода в возрастной психологии (Ч.Дарвин, Э.Геккель, С.Холл). Современные представления о роли биогенетических факторов в развитии психики ребенка. Теории социального научения. История социологизаторского подхода в возрастной психологии (Д.Локк, Н.Миллер, Дж.Доллард). Соотношение биологического и социального в развитии (взгляды В.Штерна, Л.С.Выготского). Роль социальных факторов в развитии психики ребенка. Влияние обучения на формирование психики ребенка (Л.С.Выготский о «зоне ближайшего развития»). Влияние деятельности на формирование психики ребенка (А.Н.Леонтьев о роли «ведущей деятельности»). Влияние общения на формирование психики ребенка (особенности общения в разных возрастных периодах). Периодизация возрастного развития. Общие подходы к проблеме периодизации. Критерии периодизации психического развития ребенка. Периодизации детского развития по внешнему критерию (В.Штерн, Р.Заззо, А.В.Петровский). Периодизации детского развития по внутреннему критерию (П.П.Блонский, З.Фрейд, Л.Колберг). Периодизации детского развития по совокупности внутренних критериев (Э.Эриксон, Л.С.Выготский).

Интеллектуальное развитие ребенка. Периодизация интеллектуального развития по Ж.Пиаже. Факторы развития интеллекта по Пиаже. Периоды интеллектуального развития по Пиаже (сенсомоторный период, дооперациональный период, период конкретных операций, период формальных операций).

РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА НА РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ЭТАПАХ

Лекция 4. Новорожденность. Врожденные формы психики. Психическая жизнь новорожденного. Младенчество. Двигательная активность ребенка. Психическое развитие ребенка младенческого возраста. Восприятие и память у младенцев. Речь и мышление младенца. Эмоционально-личностное развитие. Кризис 1-го года. Лекция 5. Ранний возраст (от 1 года до 3-х лет). Развитие речи у детей раннего возраста. Развитие познавательных процессов (восприятие, память, мышление, психологические механизмы научения). Предметная и игровая деятельность. Кризис 3-х лет.

Лекция 6. Дошкольный возраст (от 3-х до 7 лет). Игра как ведущая деятельность. Развитие речи. Развитие познавательных процессов в дошкольном возрасте. Развитие личности в дошкольном возрасте.

Лекция 7. Психологическая готовность к школьному обучению. Общая характеристика развития 6-летнего ребенка. Компоненты психологической готовности к школьному обучению (интеллектуальная готовность, личностная готовность, социально-психологическая готовность). Типология психологической готовности к школьному обучению.


Лекция 8. Младший школьный возраст (от 7 до 11 лет). Кризис 7 лет. Виды деятельности младшего школьника (учебная деятельность, трудовая деятельность, игровая деятельность, общение). Психологические особенности начального этапа обучения. Познавательное развитие детей младшего школьного возраста (воображение, память, внимание, мышление). Комплексное развитие детского интеллекта в обучении, развивающее обучение. Развитие личности в младшем школьном возрасте. Лекция 9. Подростковый возраст (от 11 до 15 лет). Пубертатный кризис. Психофизиологическое развитие. Общая характеристика познавательного развития (память, восприятие, воображение, речь, мышление). Развитие личности в подростковом возрасте. Отношения со взрослыми и сверстниками. Лекция 10. Старший школьный возраст: ранняя юность (от 15 до 17 лет). Условия развития. Общая характеристика познавательного развития. Развитие общих и специальных способностей. Личность старшеклассника. Общение. Профориентация. Нравственное самосознание, становление мировоззрения.


Темы семинарских занятий:

1-й семинар. Новорожденность и младенчество.

1 тема. Новорожденность. Врожденные формы психики (безусловные рефлексы, вкусовая и обонятельная чувствительность, двигательная активность, зрительная чувствительность).

2 тема. Новорожденность. Психическая жизнь новорожденного (созревание мозга, цикл бодрствования, слуховое и зрительное сосредоточение, «комплекс оживления»).

3 тема. Младенчество. Двигательная активность ребенка (физическое развитие, развитие тонких ручных движений).

 

4 тема. Психическое развитие ребенка младенческого возраста. Восприятие и память у младенцев. Речь и мышление младенца.

5 тема. Эмоционально-личностное развитие младенцев. Кризис 1-го года (аффективные реакции, автономная речь).

2-й семинар. Ранний возраст (от 1 года до 3-х лет).

1 тема. Развитие речи у детей раннего возраста. Этапы речевого развития (пассивная речь,
активная речь, грамматика речи, предложения, синтаксические конструкции). Функции
детской речи (коммуникативная, семантическая, познавательная). Психологические
механизмы развития речи (подражание, образование условнорефлекторных ассоциаций,
постановка и опытная проверка эмпирических гипотез).

2 тема. Развитие познавательных процессов (восприятие, память, мышление,
психологические механизмы научения).

3 тема. Предметная и игровая деятельность. Виды игр.

4 тема. Развитие личности в возрасте от 1 года до 3-х лет (эмоциональное развитие, общение, самосознание, деловые качества).

5 тема. Кризис 3-х лет. Психологические проявления кризиса по Выготскому (негативизм, упрямство, строптивость, своеволие, протест-бунт, деспотизм, обесценивание).

3-й семинар. Дошкольный возраст (от 3-х до 7 лет).

1 тема. Игра как ведущая деятельность. Эволюция игровой деятельности. Стадии развития игровой деятельности. Условия появления игры. Виды игр. Компоненты игры. Функции игры.

2 тема. Развитие речи. Компоненты речевого развития. Грамматика речи. Письменная речь.

3 тема. Развитие познавательных процессов в дошкольном возрасте. Восприятие (этапы формирования перцептивных действий, роль наглядных компонентов в восприятии). Внимание. Память (виды памяти, этапы формирования произвольной памяти, особенности мнемических процессов дошкольников). Воображение (виды воображения, функции аоображения, этапы развития воображения). Мышление (этапы развития мышления, условия мыслительной деятельности, развитие словесно-логического мышления).

4 тема. Развитие личности в дошкольном возрасте. Эмоциональная сфера (общая
характеристика эмоциональной сферы, механизм возникновения эмоциональных
состояний, контроль эмоциональных состояний, структура эмоциональных процессов).
Мотивационная сфера (общая характеристика мотивационной сферы, структура
мотивационной системы, виды личностных мотивов). Индивидуальность (механизмы
формирования индивидуальности, формирование характера, формирование нравственных
норм). Самосознание (типы самооценки, линии развития самосознания).


4-й семинар. Психологическая готовность к школьному обучению.

1 тема. Проблема обучения детей с шести лет. Общая характеристика развития 6-летнего
ребенка. Психологические условия обучения. Специфика школьного обучения 6-леток.
Адаптация к школьному обучению.

2 тема. Психологическая готовность к школе. Уровень развития способностей. Компоненты психологической готовности к школьному обучению (интеллектуальная готовность, личностная готовность, социально-психологическая готовность).

3 тема. Типология психологической готовности к школьному обучению. Варианты психологической неготовности. Типология психического развития детей (учебный тип, предучебный тип, псевдоучебный тип, коммуникативный тип, дошкольный тип).

5-й семинар. Младший школьный возраст (от 7 до 11 лет).

1 тема. Кризис 7 лет (причины кризиса, психологические перестройки). Виды деятельности младшего школьника (учебная деятельность, трудовая деятельность, игровая деятельность, общение). Психологические особенности начального этапа обучения.

2 тема. Познавательное развитие детей младшего школьного возраста (воображение, память, внимание, мышление). Комплексное развитие детского интеллекта в обучении, развивающее обучение.

3 тема. Развитие личности в младшем школьном возрасте. Развитие мотивационной сферы
(социальные мотивы учения, познавательная мотивация, мотивация достижения успехов).
Характер (становление самостоятельности и трудолюбия). Общение, усвоение правил и
норм общения. Самосознание (типы самооценки, психологические особенности детей с
низкой самооценкой, развитие адекватной самооценки).

6-й семинар. Подростковый возраст (от 11 до 15 лет).

1 тема. Пубертатный кризис. Психофизиологическое развитие (физиологическая основа
пубертатного кризиса, физическое развитие, физиологические перестройки, половая
идентификация, образ физического «Я»).

2 тема. Общая характеристика познавательного развития (память, восприятие,
воображение, речь, мышление).

3 тема. Развитие личности в подростковом возрасте (эмоциональная сфера, подражание
внешним формам поведения, чувство взрослости, Я-концепция, характер).

4 тема. Отношения со взрослыми и сверстниками (виды увлечений, общение,
подростковые конфликты, стили семейного воспитания). Достижения психического
развития подростков.

7-й семинар. Старший школьный возраст: ранняя юность (от 15 до 17 лет).

1 тема. Условия развития. Общая характеристика познавательного развития.
Совершенствование психических процессов. Интеллектуальное развитие. Развитие общих и
специальных способностей.

2 тема. Личность старшеклассника (самоопределение, самооценка, эмоциональная сфера).

3 тема. Общение. Профориентация. Нравственное самосознание, становление
мировоззрения.


РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

(по курсу «Возрастная психология»):

Основная литература:

1. Возрастная и педагогическая психология (под ред. М.В. Гамезо, М.В. Матюхиной, Т.С.

Михальчик). - М., 1984.

2. Кулагина И.Ю. Возрастная психология. - М.: Изд. УРАО, 1997. – 176 с.

3. Люблинская А.А. Детская психология. - М., 1971.

4. Мухина В.С. Возрастная психология. - М.: Изд. Академия, 1998. – 456 с.

5. Немов Р.С. Психология: В 2 кн. - М., 1994.

6. Обухова Л.Ф. Детская (возрастная) психология. - М.: Роспедагентство, 1996. – 374 с.

Дополнительная литература:

1. Божович Л.И. Этапы формирования личности. - М.; Воронеж, 1995.

2. Венгер А.Л. Психологическая готовность детей к обучение в школе. - М., 1985.

3. Возрастная и педагогическая психология (под ред. А.В. Петровского). - М., 1979.

4. Выготский Л.С. Младенческий возраст - Собр. соч.: В 6 т. М., 1984.

5. Выготский Л.С. Кризис первого года жизни - Собр. соч.: В 6 т. М., 1984.

6. Выготский Л.С. Раннее детство - Собр. соч.: В 6 т. М., 1984. Т. 4.

7. Выготский Л.С. Кризис трех лет - Собр. соч.: В 6 т. М., 1984. Т. 4.

8. Выготский Л.С. Кризис семи лет - Собр. соч.: В 6 т. - М., 1984. Т. 4.

9. Выготский Л.С. Мышление и речь - Собр. соч.: В 6 т. - М., 1982. Т. 2.

 

10. Выготский Л.С. Педология подростка - Собр. соч.: В 6 т. М., 1984. Т. 4.

11. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. - М., 1993.

12. Зак А.3. Развитие теоретического мышления у младших школьников. - М., 1984.

13. Залесский Г.Е. Психология мировоззрения и убеждении личности. М., 1994.

14. Кле М. Психология подростка (психосексуальное развитие). - М., 1991.

15. Коломинский Я.Л., Панько Е.А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста. -

М., 1988.

16. Кон И.С. Психология старшеклассника. - М., 1982.

17. Кравцов Г.Г., Кравцова Е.Е. Шестилетний ребенок. Психологическая готовность к школе.

- М., 1987.

18. Липкина А.И. Самооценка школьника. - М., 1976.

19. Мухина B.C. Шестилетний ребенок в школе. - М., 1990.

20. Общение и формирование личности школьника (под ред. А.А. Бодалева, PЛ.

Кричевского). - М., 1987.

21. Психическое развитие младших школьников (под ред. В.В. Давыдова). - М., 1990.

22. Развитие личности ребенка (пер. с англ.) - М., 1987.

23. Флейк-Хобсон К; Робинсон Б.Е.. Скин П. Развитие ребенка и его отношение с

окружающими. М., 1993.

24. Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту

(под ред. И.В. Дубровиной). - М., 1987.

25. Цукерман Г.А. Школьные трудности благополучных детей. - М., 1994.

26. Эльконин Д.Б. Детская психология. - М., 1960.

27. Эльконин Д.Б. Психология игры. - М., 1978.

28. Эльконин Д.Б. Развитие личности ребенка-дошкольника. Избр. психол. тр. - М. 1989.

29. Эльконин Д.Б. Психология обучения младшего школьника. Избр. психол. тр. - М., 1989.

30. Эльконин Д.Б. Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков Избр.

психол. тр. - М., 1989.


Кураев Г.А., Пожарская Е.Н. Возрастная психология. Лекция 1

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...