Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Несвоевременность выбора (профессии)




 

Не менее сложной представляется ситуация, когда проблема выбора профессии в требуемый момент времени (момент завершения школьного образования) как бы не встает перед учащимся. Причин этого бывает несколько; отчасти они обусловлены особенностями процесса профессионального самоопределения. Согласно многочисленным наблюдениям и результатам специальных исследований процесс профессионального самоопределения проходит несколько стадий, которые являются прямым отражением процесса формирований самосознания личности (см. гл. 5).

На первой стадии (4—11 лет) определяющим фактором профессиональной ориентации ребенка являются его фантазии, на втором (11—14 лет) — интересы. Эта стадия связана уже с реальными пробами собственных возможностей, с активной целенаправленной деятельностью в познании окружающей среды и самопознании. Самопознание — основа развития самосознания подростка. От наивного неведения в отношении самого себя подросток приходит ко все более углубленному самопознанию, соединяющемуся затем со все более определенной, а иногда и резко колеблющейся самооценкой. Если учащиеся IV—VII классов способны оценить себя только фрагментарно, опираясь на мнение окружающих, то восьми- и девятиклассники в оценках самих себя охватывают почти все стороны собственной личности, высказывая суждения относительно своих достоинств и недостатков. Под влиянием осознания результатов учебной деятельности, отношений со сверстниками, взрослыми, вследствие дальнейшей интеграции собственного познавательного и аффективного опыта самооценка подростка становится все более объективной, превращается в один из основных внутренних рычагов саморегуляции поведения.

Главным новообразованием юношеского возраста (15—16 лет) является самоопределение. С точки зрения самосознания субъекта она характеризуется осознанием себя в качестве члена общества и конкретизируется в новой, общественно значимой позиции.

Самоопределение формируется в условиях скорого окончания школы, необходимости решить проблему своего будущего (хотя подлинное самоопределение часто не завершается к моменту окончания школы). От мечтаний подростка, связанных с будущим, оно отличается тем, что основывается на более устойчивых интересах и стремлениях, предполагает учет своих возможностей и внешних обстоятельств, опирается на формирующееся мировоззрение и связано с необходимостью выбора профессии. Именно на этот возрастной период приходится третья стадия профессионального самоопределения — стадия реалистического выбора.

 

Самооценка подростков

 

Постановка проблемы выбора профессии является не единственным источником затруднений. Из теории принятия решения известно, что существенный этап — определение того, кто ответствен за принятие решения, кто правомочен в решении конкретной проблемы. В рассматриваемом контексте этот вопрос стоит очень остро. Кто может и кто должен принимать решения в ситуации выбора профессии?

Основополагающим в своевременной профориентации является тезис об особой роли активности оптанта (того, кто выбирает профессию) в процессе профориентации. В профориентационной работе все ориентировано на побуждение активного отношения самого подростка как к самой проблеме, так и к разрешению основных этапов при выборе профессии.

Одним из факторов, регулирующих уровень активности человека, является его самооценка, т. е. представления личности о собственных возможностях вообще и в определенных видах деятельности в частности. Представление человека о собственных возможностях, критическое отношение к себе складывается на основании оценки окружающими результатов его деятельности, успехов и неудач и формируется на ранних этапах становления личности. Самооценка лежит в основе уровня притязаний, т. е. уровня трудности тех задач, к осуществлению которых человек считает себя способным.

Самооценка и уровень притязаний в конкретной деятельности определяют субъективное право человека заявить о себе в рамках этой деятельности.

 Подростки, поставленные перед необходимостью выбора профессии, могут различно оценивать степень собственной личностной зрелости, подготовленности в таком сложном вопросе. В практике консультирования часто встречаются случаи как неадекватно завышенного, так и неадекватно низкого уровня притязаний подростков в профессиональном самоопределении.

При неадекватно завышенном уровне притязаний суждения подростков категоричны, выражена преимущественная ориентация на личный опыт как ведущий источник сведений об окружающей действительности, суждения консультанта, учителей, старших встречаются «в штыки». Нежелание таких учащихся совместно со старшими искать оптимальный вариант решения проблемы требует коррекции со стороны взрослых. Еще более сложной представляется ситуация, когда подростки стремятся как бы полностью снять с себя ответственность за решение этого вопроса. Именно такие чаще всего приходят к психологу-консультанту. Иногда решение уже бывает найдено ими самостоятельно, но в силу особенностей сложившейся самооценки (низкий уровень притязаний) они пока еще не считают себя вправе принимать какие-либо ответственные решения вообще.

Таким подросткам необходимо помочь поверить в себя, а для этого надо фиксировать их внимание на тех случаях, когда они проявляли наблюдательность, высокую социальную чувствительность, давали правильные и дальновидные оценки себе и другим людям.

Пристальное внимание к проблеме самооценки учащегося как субъекта принятия решения позволяет индивидуализировать профориентационное взаимодействие, а также более правильно осуществлять формирование у подростка ценностного отношения к собственной активности в рамках профессионального самоопределения.

 

Разнообразие типов профессии

Подростки, как и родители, часто не осведомлены о тех су­щественных моментах, которые определяют впоследствии степень профессиональной, а подчас и социальной адаптации молодого человека. Что же представляет собой проблемная ситуация в отношении задачи выбора профессии? Акад. Е. А. Климов выделяет следующие компоненты, существенные в ситуации выбора профессии: информированность подростка; склонности; способности; определенные отношения с роди­телями, связанные с профессиональным будущим; опреде­ленные отношения со сверстниками, связанные с профессио­нальным будущим; определенные отношения с людьми, представляющими интересы общества в отношении профес­сионализации молодежи; уровень притязаний; личный про­фессиональный план.

Таким образом, для адекватного выбора профессии под­росток и лица, его опекающие, должны располагать информацией, как можно более полно отражающей указанные факторы.

Важным моментом для формирования адекватной инфор­мационной модели проблемной ситуации, возникающей в связи с выбором профессии, является формирование полно­ценной ориентировочной основы для выбора профессии. Зача­стую на вопрос о том, как можно классифицировать профес­сии, подростки выделяют лишь только профессии умствен­ного и физического труда. Отправным моментом для форми­рования полноценной ориентировочной основы для анализа профессии является классификация профессий, предложен­ная Е. А. Климовым.

Первым основанием, или существенным признаком, про­фессиональной деятельности считают предмет труда, т. е. то, на что направлена деятельность человека. В связи с этим выде­ляют пять типов профессий.

I. Профессии типа «человек — природа» (предмет труда — растения, животные, микроорганизмы); это — биономические профессии.

II. Профессии типа «человек — техника» (предмет труда — технические системы, вещественные объекты, материалы, виды энергии); это — технономические профессии.

III. Профессии типа «человек— человек» (предмет труда — группы, коллективы, люди); это — социономические профессии.

IV. Профессии типа «человек — знак» (предмет труда — условные знаки, коды, естественные языки); это — сигнономические профессии.

V. Профессии типа «человек—художественный образ» (предмет труда—художественные образы); это — артономические профессии.

 

Личностный опыт подростка

В зависимости от ряда объективных и субъективных факторов учащиеся и их родители неодинаково осваивают даже наиболее полно и рационально представленную информацию. Возникают субъективно обусловленные предпочтения, обусловленные их отношением к различным источникам получения информации, различным способам ее предъявления, а также различным аспектам ее содержания. Потребности, интересы, ценностные ориентации человека, его микросоциальная ситуация определяют его отношение, степень доверия к различным каналам получения информации, его интерес к тому или иному ее содержанию.

Наибольший интерес для подростков представляют сведения о требованиях, которые предъявляются к человеку в процессе труда на определенном рабочем месте; второе место по значимости и привлекательности занимает информация о содержании труда представителей конкретной профессии, а также о возможностях самовыражения в рамках профессиональной деятельности. Следующую позицию занимают такие факторы, как условия труда, материальное обеспечение, перспективность работы. Еще ниже в ряду интересов подростков находятся сведения о позиции референтной группы в отношении профессии, а также информация об особенностях трудовых коллективов.

Менее привлекательной и значимой для индивидуального выбора представляется подросткам информация о потребностях народного хозяйства в специалистах определенного профиля. Выявленная структура ориентации при получении профессионально значимой информации свидетельствует об определенной фиксации внимания подростков средствами массовой информации, лекционной пропагандой на таких факторах, как интересность работы, соответствие ее склонностям человека, т. е. на индивидуально-личностном аспекте проблемы выбора профессии.

Этот аспект безусловно значим. Но без перестройки ориентации на фактор социальной значимости невозможно решение проблемы привлечения подростков в массовые профессии.

В связи с этим особое значение для формирования социально ценных представлений и установок учащихся приобретает рациональное использование в профориентационной работе наиболее значимых для подростков каналов и источников информации.

Экспериментально-психологическими исследованиями показано, что у учащихся существуют определенные предпочтения в отношении источников информации при выборе профессии.

Личный опыт подростка как источник информации о социальной действительности. Личный опыт подростка среди источников информации о социальной действительности занимает особое место.

Основоположник отечественной концепции профориентации А. П. Болтунов подчеркивал необходимость изучения и активного использования фактора личного опыта для решения как информационных, так и профессионально-воспитательных задач. Подростки часто ссылаются на свой личный опыт, когда аргументируют те или иные оценки и решения. Личный опыт подростков является результатом усвоения общечеловеческой культуры, опыта других поколений и своих сверстников. Но ведущее место среди источников формирования личного опыта отводится ими непосредственным впечатлениям и переживаниям.

Отличительной особенностью личного опыта подростка является его высокая субъективная значимость, переоценка, вплоть до абсолютизации, расширенная трактовка, перенос оценок с одних событий на другие, которые лишь фрагментарно схожи. Указанные особенности свидетельствуют о незавершенности формирования самосознания на этом возрастном этапе. Размытость, неопределенность в осознании подростками содержания понятия «личный опыт», сочетание этой особенности с субъективной переоценкой его как одного из основных факторов выбора профессии требуют от родителей и педагогов школ целенаправленной работы по конкретизации опыта школьников и обогащению его социально-значимым содержанием.

 

Общее представление о профессиональной ориентации

 

Разнообразная информация, собранная учащимся, о различных аспектах трудовой деятельности позволяет подросткам и их воспитателям выявить, лучше осознать особенности профессии в том или ином конкретном случае. Естественно, что выбор профессии, выявление ее особенностей, соответствие внутреннему желанию — достаточно сложный и длительный процесс. При этом типичные ошибки во многом могут быть связаны с недостаточным уровнем критичности подростка. Низкий уровень критичности (если он наблюдается у подростка) не позволяет ему в полном объеме выявить и дать объективную характеристику собственного положения. На этом фоне видение проблемы как бы упрощается, а к вариантам возможных решений предъявляются более поверхностные требования.

При построении планов получения профессионального образования необходимо ориентировать подростков на глубокий анализ их реальной ситуации, формировать у них реалистичные ожидания в отношении возможности удовлетворения наиболее важных потребностей молодого человека на различных этапах профессионального становления.

Социологи выявили, что у девушек в целом более идеализированное, чем у юношей, представление о сфере труда. Последующий житейский опыт, изменение демографического статуса заметно изменяют оценки многих профессий. Особенно уменьшается в глазах женщин привлекательность рабочих профессий в промышленности и на транспорте, «мужских» профессий в сфере материального производства. Стабильными остаются оценки профессий сферы обслуживания, конторских служащих. Несколько более привлекательными выглядят профессии педагогической и медицинской сферы. Девушки при выборе профессии не всегда ориентируются на необходимость учета требований не столь уж отдаленного для них этапа рождения и воспитания детей.

Таким образом, профилактика последующих разочарований состоит в формировании правильных представлений о профессии на ранних этапах выбора трудового пути.

Осознание проблемы, хорошая информированность о ее главных аспектах — основа поиска окончательного решения. Очень редко решение приходит сразу и бывает представлено каким-либо одним вариантом. Чаще выбор приемлемого решения осуществляется из нескольких альтернатив. В исследованиях выявлены некоторые устойчивые индивидуальные стили поиска решений проблемных ситуаций.

 

 

Индивидуальные стили принятия решений

 

При выборе профессии выделяют ряд индивидуальных стилей поиска решений: импульсивные решения, рискованные решения, уравновешенные решения, решения осторожного типа, инертные решения.

Импульсивные решения отличаются тем, что оценка возможных вариантов не осуществляется планомерно. В случае очевидных противоречий с реальностью подростком осуществляются произвольные допуски. Критическая оценка гипотез неполноценна. Варианты решений возникают легко, но отличаются слабой реалистичностью. Подростки, демонстрирующие подобный стиль выработки решения, производят впечатление инфантильных, недостаточно зрелых личностей.

В меньшей степени эти особенности выражены в так называемых рискованных решениях, отличительной чертой которых является лишь частичная, фрагментарная их критичность.

Уравновешенные решения сочетают в себе легкость выдвижения альтернатив с их полноценной и планомерной последующей критической оценкой.

Решения осторожного типа отличаются особой тщательностью оценки гипотез, но варианты решения подросток находит с некоторым трудом.

Инертные решения являются результатом очень неуверенного и осторожного поиска альтернатив с фиксацией внимания на их критической оценке. Представителей этого типа, так же как и предыдущего, отличает застревание на оценке возможных отрицательных последствий, связанных с принятием конкретного варианта.

Индивидуальные стили принятия решений являются отражением как индивидуально-психологических, так и личностных особенностей подростков. Как инертные, так и импульсивные решения требуют коррекции, которая может осуществляться в совместной с родителями или педагогами деятельности (во время доверительных бесед, при анализе сюжетов литературных произведений, обсуждении конкретных ситуаций).

Однако надо помнить, что нельзя научить рациональной тактике поиска верного решения лишь посредством замечаний и дискредитации того, что в глазах подростка является плодом его размышлений, даже если этот плод незрел и неполноценен.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...