Неравенство социальных классов
⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3
Талантливые личности, несомненно, рождаются во всех социальных классах. Но между слоями и классами существуют барьеры, мешающие свободному переходу индивидов из одной статусной группы в другую. Один из самых главных барьеров возникает из-за того, что социальные классы обладают субкультурами, готовящими детей представителей каждого класса для участия в классовой субкультуре, в которой они социализированы. Просто для продвижения из одного социального класса в другой имеет значение «различия в стартовых возможностях». Скажем, у сыновей министра и крестьянина разные возможности для получения высоких должностных статусов. Поэтому общепринятая официальная точка зрения, состоящая в том, что для достижения любых высот в обществе нужно только трудиться и иметь способности, оказывается несостоятельной. Приведенные примеры свидетельствуют о том, что всякое социальное перемещение происходит не беспрепятственно, а путем преодоления более или менее существенных барьеров. Даже переезд человека с одного места жительства на другое предполагает определенный период адаптации к новым условиям. Все социальные перемещения личности или социальной группы включают в процесс мобильности. Согласно определению П. Сорокина, «под социальной мобильностью понимается любой переход индивида, или социального объекта, или ценности, созданной или модифицированной благодаря деятельности, от одной социальной позиции к другой». Однако для того чтобы полностью изменить социальный статус у индивидов вхождения в новую субкультуру группы с более высоким статусом, а также связанная с этим проблема взаимодействий с представителями новой социальной среды. Для преодоления культурного барьера и барьера общения существует несколько способов, к которым, так или иначе, прибегают индивиды в процессе социальной мобильности.
Изменение социального статуса усиливает восприимчивость индивида, обостряет чувство социальной несправедливости. Потеря социального статуса или угрозы его потерять представляет собой гораздо большее зло для индивида, чем перенесение в ту статусную группу, где его позиция будет маргинальной и ненадежной. Именно поэтому в результате неудачной мобильности он ощущает ненависть к другим группам и у него чаще возникают установки на насильственные действия. Так, мы являемся свидетелями того, как представители рабочих коллективов, интеллигенты или предприниматели начинают бороться за свои права в том случае, когда статус их группы понижается, или им угрожает потеря статуса. В каждом обществе существуют социальные роли, связанные с выполнением неприятной, опасной, грязной или низко престижной работы. Очень часто в этих случаях используется специальное вознаграждение – почет для солдата, денежные вознаграждения для работников, связанных с радиоактивным излучением, вредным производством и так далее. Однако с помощью вознаграждений не удается решить проблему заполнения непривлекательных статусов. Так, весьма распространенным является комбинирование низкой культуры, ограничений в образовании и дискриминации в отношении устройства на работу. Такие условия делают многих представителей низших классов неспособными принимать участие в конкуренции за достижение наиболее привлекательных статусов. Этот результат может быть в известной степени неосознанным, но, тем не менее, реальным. Низшие классы в данном случае могут, например, представлять собой резервную армию труда для статусов, связанных с непривлекательной деятельностью и не профессиональной работой. Особенно часто такое положение проявляется в моменты массовой безработицы или падения уровня производства. К сожалению, в современном обществе бывают ситуации, когда невозможно обойтись без резервной армии труда, без привлечения представителей низшего класса на непривлекательные статусы.
Вместе с тем общество всегда предоставляет возможности для подъема представителей низшего класса на более высокие и привлекательные статусы, что позволяет избежать социальные конфликты, обеспечивает гармоничное развитие общества. Это выражается в предоставлении права наиболее талантливым представителям низших классов занимать более высокие социальные статусы. Одновременно современное общество стремиться избавиться от первопричины такового неравенства в возможностях заниматься интересной и привлекательной деятельностью. Так, во многих обществах происходит снижение количества непривлекательных статусов за счет механизации и автоматизации, а также путем изменения социальной политики в отношении престижа и вознаграждения. Заключение
В заключение можно сказать, что социально - классовая структура строится на основании не равенства. Система неравенства формируется из базовых параметров общества, к которым относятся доход, происхождение, должность, власть, образование и другие ранговые показатели. Близость социальных статусов приводит к образованию социальных слоев, которые помимо разницы в вознаграждениях имеют разные установки, нормы поведения, идеалы и так далее. Социальные слои можно объединить в социальные классы, которые обладают определенным отношением к средствам производства, собственной субкультурой и возможностями для занятия более привлекательных социальных статусов. Классовая структура общества обладает уникальными специфическими чертами и подвержена изменениям в ходе общественного развития.
Задание № 2
Проведя тест с группой людей состоящей из трех человек и подсчитав суммарное число баллов можно сделать вывод. У всех членов этой группы высокий и очень высокий уровень стрессоустойчивости. Они уверенны в себе, редко бывают, агрессивны, иногда не терпят критики, но стараются быть лидером, где это возможно. У них нет, бессонницы и редко болеют. Эти личности противостоят стрессам и стараются избегать конфликтных ситуаций или решить их мирным путем. Тест показал их слабые и сильные стороны характера.
Список литературы:
1. Андреенко Е. В. Социальная психология. – 1999 г. 2. Каширин В. А. Психология. – 2001 г. 3. Фролов С. С. Социология. – 1998 г.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|