С 1990 года по настоящее время
Царская Россия В России до конца XIX в. образование рабочих союзов не допускалось — действовало лишь небольшое количество касс взаимопомощи с незначительным числом членов. В 1875—1876 гг. в Одессе усилиями народников был создан Южнороссийский союз рабочих. В 1878—1880 гг. действовал Северно-русский союз рабочих в Санкт-Петербурге. С 1890-х годов в Царстве Польском, Северо-западом крае, Санкт-Петербурге и Москве в связи с активной деятельностью социал-демократической партии стали нелегально возникать рабочие союзы. В 1901—1903 гг. по инициативе С. В. Зубатова в Москве и Санкт-Петербурге были открыты с разрешения властей первые легальные рабочие союзы: «Общество взаимного вспомоществования рабочих механического производства» в Москве и одноимённое общество в Санкт-Петербурге. В 1904 году в Санкт-Петербурге, по инициативе священника Георгия Гапона, было открыто «Собрание русских фабрично-заводских рабочих г. Санкт-Петербурга». Однако после событий 9 января 1905 года оно было закрыто. В 1905—1906 гг. по всей России образовалось около ста рабочих союзов. Первый из них, «Союз работников печатного дела», был создан 16 апреля 1905 года в Санкт-Петербурге. Некоторые из них первоначально были легализованы, но затем подвергались административным преследованиям, были закрыты или существовали нелегально. В 1910 году начался новый подъем рабочего движения и борьбы за профсоюзы. Но своего пика он достиг в начале 1917 года. Не осталось ни одной профессии или группы рабочих по найму, которая не стремилась бы к организации своего профсоюза. В советском союзе К лету 1918 года завершился период становления, укрепления, выбора пути развития профсоюзных организаций. Был создан Всесоюзный центральный совет профессиональных союзов (ВЦСПС), первый учредительный съезд которого состоялся в январе 1918 года. В первые годы советской власти они сыграли важную роль в ликвидации безработицы и безграмотности, в обеспечении продовольствием и топливом рабочих и их семей.
Кроме того, в ходе Российской революции и гражданской войны анархо-синдикалисты пытались создать общенациональное профсоюзное объединение: на Первом всероссийском съезде профсоюзов было представлено 88 тысяч членов синдикалистских и максималистских объединений, однако постепенно их влияние падало, так что на втором съезде (1919) их было уже 53 тыс., а на Третьем (1920), только 35 тыс. В связи с образованием СССР, профсоюзы России вошли в общесоюзную структуру профсоюзов (ВЦСПС) и находились там до 1990 года. Профсоюзные комитеты на предприятиях осуществляли контроль за выполнением законов о труде, распределяли путевки в санатории и дома отдыха и т. п. Однако они фактически были подконтрольны властям, ещё В. Ленин назвал их «приводными ремнями» от коммунистической партии к массам. Первая попытка создать независимый профсоюз (СМОТ) состоялась в 1978 году и привела к репрессиям против тех, кто ее предпринял. С 1990 года по настоящее время 23 марта 1990 года состоялся Учредительный съезд республиканских профсоюзов РСФСР, который провозгласил отказ от идей марксизма-ленинизма и создание Федерации независимых профсоюзов России (ФНПР), которая объединила большинство российских отраслевых профсоюзов и территориальных профобъединений. В 1991 после распада СССР всесоюзный орган ВЦСПС был распущен. Роль его преемника досталась ФНПР. В настоящее время последняя насчитывает 121 членскую организацию; ее членами являются 37,7 млн человек. Появились профсоюзы, не входящие в ФНПР (Соцпроф, Всероссийская конфедерация труда, Конфедерация труда России, МПРА и др.), которые активно проводят забастовки и прочие действия в защиту прав работников. Их активно поддерживают левые партии и движения страны. Профсоюзы развитых стран признают их настоящими и активно развивают с ними сотрудничество.
Также в России существует Союз профсоюзов России (СПР), в который вошли независимые общероссийские профсоюзы и несколько межрегиональных.
II. Правовые основы деятельности профсоюзов в РФ Профессиональные союзы возникли как добровольные объединения рабочих и служащих по профессиям. Появление наемного труда при зарождении классового общества привело к разделению общества на две части: наемных работников и работодателя. Тяжелые и вредные условия труда, в которых оказывались рабочие, неизбежно вызывали возмущение и сопротивление работников. Вопрос о формах сопротивления молодого рабочего класса стал представлять острую проблему. Сами работники не в состоянии были противостоять работодателю и защитить свои интересы. Объединения работников в большей или меньшей степени в состоянии это сделать. Появление профсоюзов вызвало сопротивление работодателей и государства. С целью подавления профсоюзов стали вводиться уголовная ответственность для организаторов профсоюзов и другое антирабочее законодательство, которым объединение в профсоюз рассматривалось как преступный заговор, и деятельность профсоюзов запрещалась на протяжении большей части XIX в. В развитых странах деятельность профсоюзов была закреплена как противоречащая принципу неограниченной свободы личности. Например, французский закон Ле Шапелье (1791) юридически запретил деятельность профсоюзов. По мере развития рабочего движения профсоюзы законодательно стали признаваться государством. Так, в 1871 г. в Англии был принят профсоюзный закон, который дал определение профсоюзам и разделил их на зарегистрированные (законные) и незарегистрированные (незаконные). С конца ХIХ в. - начала XX в. начался процесс активного создания профсоюзных ассоциаций, ставший проявлением обострения противоречий между трудом и капиталом. Дальнейшее развитие профсоюзов проходило неоднозначно. С созданием после первой мировой войны Международной организации труда ее конвенции создали правовую основу деятельности профсоюзов. Эта основа остается незыблемой и сейчас. Однако происшедшие в последние десятилетия качественные изменения состава наемных работников, значительное повышение уровня их квалификации и оплаты труда ослабили их интерес к коллективным формам борьбы. Поэтому во многих странах численный состав профсоюзов и, соответственно, их влияние и возможности уменьшились. По опубликованным данным, число членов профсоюзов во Франции составляет менее 10% работающих по найму, в США и Турции - около 20%, Японии, Германии и Италии - от 30-40%. Значительное число наемных работников сохранили профсоюзы стран Северной Европы.
Свой исторический путь прошли и профсоюзы России. После победы социалистической революции в 1917 г. профсоюзы, естественно, утратили роль антипода государственной власти. Они стали исполнять роль ее активного союзника. Был выдвинут и реализован лозунг: "Профсоюзы - лицом к производству". Декларировалось, что профсоюзы выполняют две функции: производственную и защитную, но фактически производственная функция возобладала. Профсоюзы становились частью государственного аппарата, о чем свидетельствует переход к ним ряда государственных функций, таких как охрана труда, государственное социальное страхование, руководство соревнования и др. Переход этих функций означал усиление государственных начал в деятельности профсоюзов. Расширение прав профсоюзов, прежде всего фабзавкомов (1958), необходимость согласования многих решений в сфере труда с профсоюзами не привели к подлинному расширению производственной демократии, поскольку профсоюзы оставались послушными исполнителями воли государства и администрации, что способствовало падению их авторитета. В современных условиях роль профсоюзов существенно меняется. Прежде всего профсоюзы декларируют твердую приверженность защите интересов трудящихся и отказ от выполнения производственных функций. В новых условиях профсоюзы перешли от организационного монизма, обусловленного однопартийной системой, к плюрализму: в стране возникли и функционируют профсоюзы различных направлений.
Правовая основа деятельности профсоюзов в России заключается в закреплении права граждан на объединение в профсоюзы для защиты своих интересов (ст. 30 Конституции РФ). 12 января 1996 г. был принят Закон о профсоюзах, в котором дана достаточно полная и подробная регламентация прав и обязанностей этих общественной организации. До принятия указанного Закона важную роль в определении правового статуса профсоюзов Российской Федерации выполнял Указ Президента РСФСР от 26 октября 1991 г. "Об обеспечении прав профессиональных союзов в условиях перехода к рыночной экономике". В нем органам исполнительной власти, руководителям министерств и ведомств, предприятий, объединений, учреждений и других организаций независимо от их форм собственности и ведомственной принадлежности предписывалось "обратить особое внимание на строгое соблюдение прав профсоюзов и всемерное обеспечение их деятельности в соответствии с действующим законодательством и общепринятыми нормами международного права; до принятия нормативных актов по социально-экономическим вопросам проводить предварительные консультации с соответствующими профсоюзными органами в целях выработки наиболее обоснованных и приемлемых для трудящихся решений В настоящее время в России действуют Конвенции МОТ N 11 "О праве на организацию и объединение трудящихся в сельском хозяйстве" (1921) и N 87 "О свободе ассоциаций и защите права на организацию" (1948), согласно которым трудящиеся имеют право создавать по своему выбору организации и вступать в них для защиты своих интересов. Такое же право имеют и предприниматели. С 1 февраля 2002 г. с момента вступления в силу ТК РФ, в статьях гл. 58 и других закреплены права профессиональных союзов, гарантии этих прав и ответственность за их нарушения, именно поэтому нормы Закона о профсоюзах следует применять в соответствии их ТК РФ.
Если социальное назначение профессиональных союзов - представлять и защищать права и интересы работников - было и остается неизменным, то этого нельзя сказать об их правовой базе. Такую правовую базу имел только один профсоюзный орган - профсоюзный комитет предприятия, учреждения, организации. Юридические нормы определялась нормативным актом - "Положением о правах профсоюзного комитета предприятия, учреждения, организации", утвержденным Указом Президиума Верховного Совета СССР от 27 сентября 1971 г. с последующими изменениями и дополнениями. Правовой статус профсоюзных органов иных уровней в законодательстве детально не регламентировался.
Правовая регламентация деятельности профсоюзов представляла и представляет определенные сложности. Не все стороны деятельности профсоюзов подлежат законодательному регулированию. Внутрисоюзные отношения (прием в члены профсоюза, уплата членских взносов, формирование руководящих профсоюзных органов и др.) государством не регулируются, оно не вмешивается во внутреннюю деятельность профсоюзов, подобное вмешательство запрещено законом (п. 2 ст. 5 Закона о профсоюзах). Внутрипрофсоюзные отношения регулируются исключительно нормами, принимаемыми самими профсоюзами, прежде всего их уставами. Эти нормы часто именуются корпоративными, которые не могут быть отнесены к законодательству, поскольку государство не участвует в их разработке и принятии. Выполнение корпоративных норм не подкреплено принудительной силой государства. Вместе с тем, в том случае, если в понимании права выйти за пределы деятельности государства и видеть в праве систему обеспечения порядка в обществе, систему, основанную на началах справедливости, гуманизма, равенства, то корпоративные нормы могут быть отнесены к правовым регуляторам. Внешние отношения профсоюзов регулируются законодательством. Закон "регулирует отношения профсоюзов с органами государственной власти, органами местного самоуправления, работодателями, их объединениями, юридическими лицами и гражданами" (ст. 1 Закона о профсоюзах). Одновременно с этим Законом были приняты: Закон об общественных объединениях, Закон о занятости населения и ряд других. Указанные правовые акты отражают новые социально-экономические условия, сложившиеся в России и значительно изменяет организационно-правовые основы деятельности профсоюзов.
III. Основные права профсоюзов и их классификация Все права профсоюзов классифицируются по сфере их деятельности. При этом основными (статутными) являются права профсоюзов на: представительство работников; участие в нормотворческой и правоприменительной деятельности; защиту социально-трудовых прав и интересов работников, в первую очередь по защите права на труд; содействие занятости; ведение коллективных переговоров, заключение соглашений, коллективных договоров и контроль за их выполнением; коллективные трудовые споры и участие в их урегулировании; осуществление контроля за соблюдением трудового законодательства, охраны труда; охрану труда и окружающей природной среды; социальную защиту работников, участие в управлении государственным социальным страхованием, санаторно-курортными учреждениями. Во всех этих основных правах профсоюзы реализуют свою защитную функцию. Основные права профсоюзов на практике трансформируются всубъективные права их органов. Если правоспособностью в сфере труда обладают все профсоюзы, то дееспособностью, т. е. способностью своими действиями осуществлять предоставленные им права, обладают не профсоюзы в целом, а только их органы. Права-обязанности профсоюзов есть сплав их юридических полномочий в сфере труда. Право представительства работников закреплено за профсоюзами ст. 29 ТК и Законом РФ «О коллективных договорах и соглашениях» от 11 марта 1992 г. с последующими изменениями и дополнениями. Профсоюзы представляют интересы своих членов по вопросам труда и другим социально-экономическим вопросам. Закон «О коллективных договорах и соглашениях» в ст. 2 закрепил более широкое право профсоюза представлять не только членов своего профсоюза, но и всех работников, если нечлены профсоюза уполномочили его представлять их интересы. Право на ведение коллективных переговоров по заключению коллективного договора предоставляется (часть вторая ст. 29 ТК) профессиональным союзам в лице их соответствующих первичных органов. Профсоюзы участвуют в правовом регулировании социально-трудовых отношений на всех этапах этого регулирования: в правотворчестве, в правоприменении, в профилактике трудовых правонарушений, осуществляя профсоюзный контроль за соблюдением трудового законодательства, а также и в восстановлении нарушенных индивидуальных или коллективных трудовых прав, принимая участие в рассмотрении трудовых споров, защищая при этом права работников. Для такого участия в правовом регулировании труда профсоюзы наделены государством правом на участие в нормотворчестве и правоприменении, правом профсоюзного контроля за соблюдением трудового законодательства и охраны труда. Так, проекты законодательных актов, затрагивающих социально-трудовые права работников, рассматриваются федеральными органами государственной власти с учетом предложений общероссийских профсоюзов и их объединений (ассоциаций). Такие же проекты рассматриваются и принимаются органами исполнительной власти, органами местного самоуправления с учетом мнения соответствующего профсоюза. Таким образом, все нормативные правовые акты, затрагивающие социально-трудовые права работников, должны пройти перед их принятием апробацию профсоюзов, которые могут сделать по ним замечания, предложения. Все нормативные условия социально-партнерских соглашений и коллективных договоров принимаются с участием профсоюзов. Первичный профсоюзный орган в организации (профком) в соответствии с Кодексом принимает участие в правоприменении. На практике до сих пор почти во всех организациях профсоюзный контингент совпадает, как правило, с составом трудового коллектива, поскольку почти все члены трудового коллектива являются членами одного профсоюза, так как не привились задуманные законодателем разновидности профсоюзов на производстве. Различие между трудовым коллективом и профсоюзной организацией в том, что последняя есть одна из существующих в рамках трудового коллектива общественных организаций, выполняющая свойственные ей функции и обладающая определенными возможностями, т. е. правами, в процессе управления социальными делами организации. Профсоюзы представляют интересы работников не только коллективные, но и индивидуальные, когда, например профсоюзный орган организации, защищая интересы работника, принимает обязательное участие в рассмотрении вопросов, связанных с расторжением трудового договора по инициативе работодателя (ст. 82 ТК). Используя право представительства, профсоюз активно реализует свою защитную функцию, которая является важнейшей гарантией трудовых прав и законных интересов всех работников и каждого из них в отдельности. Право профсоюзов на участие в нормотворческой и правоприменительной деятельности помогает им защищать интересы трудящихся, трудовые права работников. Участие профсоюзов в нормотворчестве выражается и в том, что профкомы организаций участвуют в создании локальных норм трудового права, повышающих по сравнению с законодательством социальные гарантии для работников данного производства. Профсоюзы, согласно ст. 11 (п. 1) Закона о них, вправе выступать с предложениями о принятии соответствующими органами государственной власти законов и иных нормативных правовых актов, касающихся социально-трудовой сферы. Права профсоюзного органа организации по его участию в применении работодателем многих норм трудового права предусмотрены в различных главах Трудового кодекса. Права профсоюзов в сфере трудовых отношений можно классифицировать по различным основаниям: 1) по степени обязанности; 2) по степени их самостоятельности 3) по содержанию; 4) по кругу лиц, т. е. чьи права и интересы он вправе представлять и защищать. Рассматривая классификацию прав профсоюзов по степени их самостоятельности, следует выделить три группы прав: а) самостоятельные права в области профсоюзного контроля за охраной труда, соблюдением трудового законодательства. Профсоюзы самостоятельно выступают в защиту работников при разрешении трудовых споров; б) по участию профсоюзов в принятии конкретных решений работодателем (его представителем), органами государственной власти, органами местного самоуправления по вопросам, связанным с регулированием трудовых отношений (управлением трудом). Так, например, законом прямо предусмотрено участие профсоюзов в установлении и применении условий труда в случаях, предусмотренных законодательством; в) паритетные права профсоюзов. Так, на паритетных началах заключаются соответствующие соглашения между объединениями работодателей, объединениями профсоюзов и органами исполнительной власти. Права профсоюзов можно классифицировать по их содержанию. Такая классификация имеет место в зависимости от вопросов, в решении которых профсоюзы принимают участие. Сюда можно отнести вопросы, связанные с: 1) обеспечением занятости; 2) трудовым договором; 3) рабочим временем; 4) временем отдыха 5) дисциплиной труда; 6) разрешением трудовых споров и т. д. При классификации прав профсоюзов по кругу лиц, в защиту которых они выступают, можно выделить две группы прав: а) членов профсоюза и б) работников — вне зависимости от пребывания в профсоюзе. Профсоюзы не только представляют интересы работников, но и защищают их социально-трудовые права. Они: принимают участие в разработке государственной политики занятости; защищают права своих членов от незаконных переводов и увольнений и способствуют восстановлению на работе незаконно уволенных; предлагают меры по социальной защите высвобождаемых лиц, закрепляют эти меры в коллективных договорах, социально-партнерских соглашениях на основе законодательства; осуществляют контроль за состоянием занятости, соблюдением законодательства в области занятости; имеют преимущественное право на ведение коллективных переговоров с работодателями, заключение коллективных договоров и соглашений и контролируют их выполнение. В них они могут закрепить дополнительные гарантии права на труд для работников или их отдельных групп. Мероприятия по ликвидации организации, структурных подразделений, полная или частичная приостановка производства, влекущие за собой сокращение рабочих мест или ухудшение условий труда, должны осуществляться работодателем лишь при предварительном уведомлении об этом соответствующих профсоюзов не менее чем за три месяца и проведении с ними переговоров по соблюдению прав и интересов трудящихся. Права профсоюзов на содействие занятости предусмотрены ст. 12 Федерального закона «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» и ст. 21 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации». 1. Профессиональные союзы и иные представительные органы работников вправе участвовать в разработке государственной политики в области содействия занятости населения. 2. Профессиональные союзы и иные представительные органы работников имеют право: вносить в органы местного самоуправления предложения о перенесении сроков или временном прекращении реализации мероприятий, связанных с массовым увольнением работников; содействовать обеспечению социальных гарантий работников в вопросах организации занятости, приема на работу (службу), увольнения, предоставления льгот и компенсаций в соответствии с законодательством Российской Федерации. 3. Массовое увольнение работников может осуществляться лишь при условии предварительного (не менее чем за три месяца) уведомления в письменной форме выборного профсоюзного органа в порядке, установленном трудовым законодательством. 4. Органы исполнительной власти, работодатели проводят по предложению профессиональных союзов, иных представительных органов работников взаимные консультации по проблемам занятости населения. По итогам консультаций могут заключаться соглашения, предусматривающие мероприятия, направленные на содействие занятости населения. 5. Профессиональные союзы, иные представительные органы работников вправе требовать от работодателя включения в коллективный договор конкретных мер по обеспечению занятости. 6. Предложения выборных профсоюзных органов, иных представительных органов работников в связи с массовым увольнением работников, направленные в соответствующие органы власти и работодателям, подлежат рассмотрению в установленном законодательством Российской Федерации порядке. Указанные права профсоюзы ныне, при росте безработицы в стране, должны активно использовать на всех уровнях социально-партнерских отношений. Закон «О коллективных договорах и соглашениях» предоставил профсоюзам право от имени работников вести коллективные переговоры, заключать социально-партнерские соглашения на всех их уровнях и осуществлять контроль за их выполнением. Права профсоюзов по социальной защите работников предусмотрены ст. 22 Федерального закона «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» (права в области социального страхования и охраны здоровья, социального обеспечения, улучшения жилищных условий и других видов социальной защиты работников) и соответствующими федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Профсоюзы вправе участвовать в формировании социальных программ, в разработке мер по социальной защите работников, в определении основных критериев жизненного уровня, размеров индексации заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и компенсаций, а также осуществлять профсоюзный контроль за соблюдением законодательства в этой сфере. Право профсоюзов участвовать в управлении государственным социальным страхованием. В 1993 году Правительство РФ вернуло себе право управления Фондом государственного социального страхования, ранее (в 1932 г.) переданное профсоюзам. Статья 20 Федерального закона о профсоюзах и ст. 15 Основ об охране труда предусматривают права профсоюзов в области охраны труда и окружающей природной среды. По этим вопросам они имеют право участвовать в формировании государственных программ и в разработке нормативных правовых актов. При отраслевых профсоюзных органах имеются техническая инспекция труда, осуществляющая профсоюзный контроль за охраной труда на подведомственных производствах, а также правовая инспекция труда, осуществляющая такой контроль за соблюдением трудового законодательства. Обе эти профсоюзные инспекции действуют на основании соответствующих положений о них и имеют право ставить вопрос о привлечении к ответственности должностных лиц работодателя, виновных в трудовых правонарушениях. Права профсоюзов по контролю за охраной труда и соблюдением трудового законодательства имеют все органы профсоюзов. Так, профсоюзный орган организации осуществляет повседневный контроль за охраной труда и трудовым законодательством, участвует в расследовании несчастных случаев на производстве и соответствующим образом реагирует на них, совместно с работодателем разрабатывает инструкции по охране труда и контролирует их соблюдение.
Список используемых источников 1) Трудовой кодекс РФ; 2) Федеральный закон «О профсоюзах»; 3) Федерального закона «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности»; 4) Закон РФ «О занятости населения в Российской Федерации»; 5) Закон РФ «О коллективных договорах и соглашениях»; 6) Интернет ресурсы
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|