Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Эффекты креативного потенциала и самооценки на профессиональное выгорание педагогов




 

Синдром выгорания относится к числу феноменов личностной деформации и представляет собой многомерный конструкт, набор негативных психологических переживаний, связанных с продолжительными и интенсивными межличностными взаимодействиями, отличающимися высокой эмоциональной насыщенностью или когнитивной сложностью. Исследования Т.И. Рогинской показали, что деятельность педагогов обладает рядом особенностей (наличие большого числа стрессовых факторов, высокая эмоциональность, сложность педагогических ситуаций и др.), в связи с которыми они в большой степени подвержены профессиональному выгоранию.

Существуют теоретические и эмпирические предпосылки, дающие основания полагать, что креативный потенциал и адекватный уровень самооценки являются факторами антивыгорания (И.И. Чеснокова, Н.Д. Никандров). Креативность развивает нестандартное мышление, а основные функции самооценки – внутренняя регуляция поведения и соотношение своих возможностей с целями и средствами деятельности. Однако исследований, непосредственно посвященных выявлению эффектов уровня креативности и самооценки на степень профессионального выгорания преподавателей музыкальной школы, не проводилось. В связи с этим, актуальность данного исследования обусловлена потребностью педагогической психологии и психологии труда в теоретическом осмыслении и эмпирическом исследовании характера взаимосвязи креативности, уровня самооценки и профессионального выгорания преподавателей.

Синдром профессионального выгорания, креативность и аспекты самооценки личности широко исследуется различными учеными. В данной работе при исследовании профессионального выгорания мы опираемся на трехфакторную модель К. Маслач и С. Джексон; выгорание – это профессиональный кризис, включающий в себя эмоциональное истощение (ЭИ), деперсонализацию (Д) и редукцию (Р) личных достижений. Креативность (КП) – потенциал, внутренний ресурс человека, проявляющийся в способности человека к нестандартному мышлению, а также осознанию и развитию своего опыта (С.И. Макшанов). Самооценка рассматривается как обобщенное чувство человека по отношению к себе, включающее переживания различного содержания: общее самоуважение, самоэффективность и локус контроля (С. Куперсмит, M. Розенберг, Г.Е. О Брайен, Р. Бернс).

Объектом нашего исследования является профессиональное выгорание, предметом – эффекты креативного потенциала и самооценки на профессиональное выгорание. Участниками выступили 47 женщин-преподавателей детско-юношеской музыкальной школы г. Кушвы в возрасте от 21-49 лет. Они были поделены на группы по следующим основаниям: престижность и востребованность преподаваемого инструмента (1 - фортепиано, скрипка; 2 - домра, гитара, флейта, труба, аккардион, баян, саксофон, балалайка) и стаж работы в музыкальной школе (2-6 лет; 7-10 лет; более 10 лет). Деление на группы проводилось на основании работ вышеперечисленных исследователей.

В данной работе применялись следующие методики: опросник «Профессиональное выгорание» Н.Е. Водопьяновой, опросник «Каков ваш креативный потенциал?» С.И. Макшанова, опросник «Общая шкала самооценки» А.И. Колобковой. Для выявления различий применялся U-критерий Манна–Уитни и Н-критерий Крускала–Уоллиса. Для выявления эффектов креативности и самооценки на профессиональное выгорание использовался однофакторный и двухфакторный дисперсионный анализ.

В рамках исследования нами были сформулированы следующие исследовательские гипотезы: У педагогов музыкальной школы, чья специализация наиболее престижна и востребована, вероятность возникновения профессионального выгорания выше, чем у педагогов других специализаций. Возможность возникновения профессионального выгорания значительно ниже у преподавателей, которые имеют стаж работы более 10 лет, чем у начинающих педагогов и преподавателей со стажем 7-10 лет. На профессиональное выгорание педагогов музыкальной школы оказывают влияние уровень креативности и уровень самооценки: отрицательная самооценка повышает возможность возникновения профессионального выгорания, высокий уровень креативности педагогов музыкальной школы способствует избеганию профессионального выгорания.

Данные сравнительного и двухфакторного дисперсионный анализа не подтвердили наши гипотезы. На возможность появления профессионального выгорания педагогов музыкальной школы не влияет специализация их деятельности и стаж работы. Одновременное взаимодействие различных уровней креативности и самооценки не объясняет причину возникновения профессионального выгорания преподавателей.

Данные однофакторного дисперсионного анализа дали другие результаты. Характер самооценки не повышает возможность возникновения у педагогов музыкальной школы профессионального выгорания, а креативный потенциал оказывает эффект на эмоциональное истощение (КП→ЭИ F(2,44)=3,259, p=0,048) и на редукцию личностных достижений (КП→Р F(2,44)=7,445, p=0,002). Данные свидетельствуют о том, что учителя, обладающие высоким креативным потенциалом, творчески подходящие к решению педагогических задач, осознающие себя творческими личностями и уделяющие внимание развитию и самореализации, не чувствуют опустошенности и усталости, вызванные работой, и считают себя компетентными в своей профессиональной среде.

Таким образом, выдвинутые нами исследовательские гипотезы можно считать частично подтвержденными. Полученные данные в дальнейшем могут стать почвой для будущих исследований и основанием для разработки профилактических мероприятий и тренинговых программ, направленных на снижение выгорания педагогов путем повышения самооценки, развития и реализации их творческого потенциала.


Заключение

 

Анализ и обобщение различных подходов и точек зрения отечественных и зарубежных ученых на сущность исследуемого явления показал, что использование информационно-коммуникационных технологий открывает значительные возможности в развитии интеллектуальных возможностей обучаемых. Организация диалога с компьютером влияет на характер отношения пользователя к нему и тем самым определяет место компьютера в структуре интеллектуальной деятельности пользователя и соответственно преобразования этой деятельности в условиях компьютеризации. Однако основополагающим для нашего исследования стал тот факт, что основная цель средней и высшей педагогической школы на современном этапе социального развития заключается в развитии личности. В связи с этим необходимо преодолевать противоречие между формированием технократической направленности личности студента в условиях тотальной компьютеризации профессиональной подготовки и необходимостью воспитания будущего учителя в духе гуманистической ориентации. Поэтому уже сейчас нужно предусмотреть такие формы организации компьютерного обучения, которые вели бы не только к развитию познавательных способностей, но и социально значимых свойств личности.


Список литературы

 

1. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. – М., 2006.

2. Зимняя И.А. Педагогическая психология. – М.: Логос, 2007.

3. Кан-Калик В.А., Никандров Н.О. Педагогическое творчество. – М., 2007.

4. Рогов Е.И.. Личность учителя: теория и практика. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2006.

5. Столяренко Л.Д. Педагогическая психология. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2009.

6. Альбуханова – Славская К.А. Жизненные перспективы личности//Психология личности и образ жизни. М., 2008.

7. Бабушкин Г.Д. Психологические основы формирования профессионального интереса к педагогической деятельности. Омск, 2006.

8. Зеер Э.Ф. Личностно ориентированное профессиональное образование// Педагогика – 2007. - №3.

9. Крягжде С.П. Психология формирования профессиональных интересов. Вильнюс, 2008.

10. Панов В.И. Некоторые подходы к методологии развивающего образования// Психологическая наука и образование. 2008. №3-4.

11. Погудин С.М. Научно – методические основы профессионального становления специалистов по физической культуре и спорту. Чайковский, 2008.

12. Ясвин В.А. Психологическое моделирование образовательных сред// психологический журнал. 2008. Т.21. №4.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...