Понятия нормы и отклонения в развитии личности.
Сфера нормального всегда имеет в сознании людей свои границы, а все то, что находится за их пределами, определяется как «ненормальное», «патологическое». На практике происходит оценивание индивидов по признаку соответствия или несоответствия норме, которая и определяет эти границы. Понятие нормы широко используется в медицине, психологии, педагогике, социологии и других науках. Попытка дать точное и единственно верное определение этому понятию, скорее всего, обречена на неудачу. Так, например, только в медицине ученые насчитывают до 200 его определений. Сложность в определении понятия «норма» не только терминологическая, но и содержательная. Например, нравственные нормы не могут быть раз и навсегда зафиксированы во всех без исключения сообществах, потому что они, во-первых, имеют национальную специфику, а потом всё время изменяются. При этом важно помнить, что норма – это некое идеальное образование, условное обозначение объективной реальности, показатель, характеризующий реальную действительность, но не существующий в ней. То, что не соответствует норме, обозначается другим словом – «отклонение». Для соц. педагогики понятие «норма» и «отклонение от нормы» - очень важные. Они используются для характеристики процесса развития и соц-го поведения ребенка. Отклонения могут носить как негативный, так и позитивный характер.Например, отклонениями от нормы в развитии ребенка являются и умственная отсталость и талантливость. Такие негативные отклонения в поведении, как преступность, алкоголизм, наркомания и др., оказывают отрицательное влияние и на процесс социального становления человека, и на развитие общества в целом. Позитивные же отклонения в поведении, к которым можно отнести все формы социального творчества, напротив, служат развитию социальной системы.
Отклонения от нормы условно делят на 4 группы: 1)Физические отклонениясвязаны со здоровьем и определяются медицинскими показателями. 2)Психический недостаток – это временный или постоянный недостаток в психическом развитии человека, включая нарушения речи, эмоционально-волевой сферы, как крайние формы этого вида отклонений выступают аутизм – состояние психики, характеризующееся замкнутостью, отсутствием потребности в общении, и суицид – попытки к самоубийству, а также повреждения мозга,нарушения умственного развития, задержку психического развития, создающие трудности в обучении. Особую группу отклонений представляет одаренность детей.Мера одаренности и таланта устанавливается по характеру продуктов деятельности, отличающихся новизной, нестандартностью, оригинальностью и другими показателями. Сложный недостаток сочетает в себе физические и психические недостатки, подтвержденные в установленном порядке. Для диагностики физических и психических недостатковсоздается постоянная межведомственная психолого-медико-педагогическая комиссия (ПМПК). В ее задачи входит проведение возможно более раннего обследования детей и выявление особенностей их развития в целях установления диагноза и удовлетворения прав реб-ка на получение образования, а также консультирование родителей, пед., мед.работников, соц. педагогов и др. специалистов. 3) Педагогические отклонения, когда ребёнок не получил образование, т.к. не посещал школу. Такие отклонения от нормы могут быть названы педагогическими. Педагогической нормой, или нормой образования, являются стандарты общего образования, которые приняты в стране. В соответствии с этими стандартами ребенок в определенном возрасте должен получить соответствующий уровень образования, закончить начальную, неполную среднюю (9 классов) или полную среднюю (11 классов) школу. Согласно Закону об образовании РФ обязательным является общее среднее образование.
4) Социальные отклонениясвязаны с понятием социальная норма. Соц. норма – правила, образец действия или поведения людей или группы, которая официально установлена в обществе. Соц.нормы делятся на 2 группы: 1. универсальные, распространяющиеся на каждого чел-ка в обществе;2. частные, относящиеся и регулирующие определенную сферу профессион-й деят-ти или жизнедеятельности людей (например, врач, учитель, социальный педагог и др.). Особенностью соц.норм для детей является то, что они выступают фактором воспитания, в процессе которого происходит усвоение соц. норм и ценностей, вхождение в соц-ю среду, усвоение соц-х ролей и соц-го опыта. В социологической, педагогической и психологической литературе основательно проработаны проблемы детей с отклоняющимся поведением. Для этой категории детей используются различные термины: трудный, ребенок с девиантным, асоциальным поведением, с устойчивыми отклонениями в поведении. Причины отклоняющегося поведения тоже хорошо изучены. Они связаны с трудностями подросткового возраста, неопределенностью соц-го поведения в обществе, нестабильностью развития страны, возникающей экстренной ситуации, из которой реб-к самостоятельно найти выход не может. Для оказания помощи таким детям создаются специализированные соц. службы. Дети, совершившие соц-но опасные деяния и достигшие 11 лет, по решению суда с учетом заключения ПМПК могут направляться в спец. школы или специальные профессиональные учебные заведения. Среди детей, имеющих отклонения в соц. развитии, выделяют детей, оставшихся без попечения родителей. Это дети-сироты и соц-е сироты. Для них существуют специальные образовательные соц-е учрежд-я: дома ребенка, дет.дома, школы-интернаты, социально-реабилитационные центры помощи детям, соц-е приюты и т.д. В реальности «чистых» отклонений не бывает. Одно отклонение провоцирует другое, одна группа отклонений накладывается на другую. Соц. отклонения у реб-ка обычно имеют в качестве причин отклонения в здоровье, психические и педагогические отклонения.
Любая «поломка», любое ограничение потенциальных возможностей человека неизбежно затрагивает всю организацию в целом и ведет к «социальному выпадению». Это явление изучается учеными разных областей знания – социологии, психологии, социальной педагогики, медицины и др. Каждая из этих наук предлагает свои теории «выпадений». Так, отклонения в поведении детей, имеющих ограниченные возможности, рассматривались вначале в русле медицинской модели. Согласно этой теории, несоответствие социальной норме в поведении ребенка рассматривается как патология здоровья. В качестве причин, вызывающих отклоняющееся поведение, выдвигались эндокринные нарушения, нарушение созревания (акселерация и недоразвитие), органические мозговые нарушения, генетические отклонения и др. На рубеже Х1Х-ХХ вв. в рамках медицинской модели сформировалась теория социальной полезности людей с ограниченными возможностями, которая получила широкое распространение во многих развитых странах. Суть ее заключается в следующем. В обществе имеются люди, физические и психические возможности которых ограниченны, но это не мешает им осуществлять хотя бы элементарную социально полезную деятельность, например, обслуживать себя или выполнять какую-либо простую работу. Это значит, что при необходимом профессиональном обучении такие люди могут материально сами себя обеспечивать, а не становиться обузой и бременем для государства, которое их должно содержать. Кроме того, они могут быть источником дешевой рабочей силы, что также выгодно государству. Таким образом, в этой теории очевиден приоритет государства над личностью. В 60-х годах XX века на смену медицинской модели пришла социальная модель, развитию которой послужила теория психоанализа. В фокусе этой модели находятся не внутренние причины (болезнь, нарушения в развитии и т. д.), а взаимосвязь между отдельным человеком и социумом. С этой точки зрения ограничение возможностей человека вызвано во многом отношением к нему окружающих людей, выделяющим его из общества, а также барьерами, которые существуют в окружающей его среде, рассчитанной прежде всего на здоровых людей. Другими словами, ограниченные возможности как проблема являются результатом социальной, экономической и политической дискриминации таких людей в обществе. Чтобы преодолеть ее, необходима интеграция людей с ограниченными возможностями в общество на их собственных условиях.
В рамках социальной модели отклоняющееся поведение детей стало рассматриваться во взаимосвязи с процессами семейного воспитания и межличностного взаимодействия. С разработкой теории изменились приоритеты в объяснении социальных выпадений. Неадекватное поведение детей и подростков стало рассматриваться как деформированный процесс накопления социального опыта, как результат субъективных нарушений, связанных с семейным неблагополучием, недостаточной педагогической культурой родителей, негативным балансом поощрений и наказаний, отсутствием любви к ребенку и другими факторами. Постепенно накапливающиеся неразрешенные конфликты и приводят к отклоняющемуся поведению. А поскольку оно обусловлено не только болезненными-процессами, на которые практически невозможно влиять, становится возможной его коррекция. Таким образом, социальная модель позволила рассматривать поведение ребенка не только как отклоняющееся, но и корректирующееся. Работа соц.педагоганаправлена на профилактику отклонений, предупреждения нарушений определенных норм и правил, принятых в обществе, а также – на реабилитацию детей, в развитии которых установлены те или другие отклонения. Для работы соц.педагога важное значение имеет пограничная зона между нормой и отклонением. В соц-х отклонениях м/унормальным типом поведения и отклоняющимся располагается большое количество стадий, переходных ступеней от нормы к отклонению. Поэтому бывает сложно провести четкую грань м/уестественным проявлением характера реб-ка и отклонениями в нем.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|