Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Оценочный лист контрольной работы

Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования

«ФИНАНСОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Заочный учётно-статистический факультет

Кафедра экономико-математических методов и аналитических информационных систем

 

СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ В ЭКОНОМИКЕ

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

Вариант 17

 

Выполнил:

Студент Меринова Елена Михайловна

Факультет Финансово-кредитный

Зачётная книжка № 11ФЛБ00850

Преподаватель:

Рзун Ирина Геннадьевна

 

Новороссийск 2013

Содержание

Индивидуальное задание.....................................................................................4

Контрольное задание 1.........................................................................................5

Т. 1.1..........................................................................................................................5

Т. 1.2..........................................................................................................................5

Т. 1.3..........................................................................................................................6

П.1.1..........................................................................................................................7

П.1.2..........................................................................................................................7

П.1.3..........................................................................................................................7

Контрольное задание 2.........................................................................................7

Т. 2.1..........................................................................................................................7

Т. 2.2..........................................................................................................................8

Т. 2.3..........................................................................................................................8

П.2.1..........................................................................................................................9

П.2.2........................................................................................................................10

П.2.3........................................................................................................................10

Контрольное задание 3.......................................................................................10

Т. 3.1........................................................................................................................10

Т. 3.2........................................................................................................................10

Т. 3.3........................................................................................................................11

П.3.1........................................................................................................................11

П.3.2........................................................................................................................11

П.3.3........................................................................................................................11

Контрольное задание 4.......................................................................................12

Т. 4.1........................................................................................................................12

Т. 4.2........................................................................................................................13

Т. 4.3........................................................................................................................13

Т. 4.4........................................................................................................................14

Т. 4.5........................................................................................................................14

П.4.1........................................................................................................................15

П.4.2........................................................................................................................15

Контрольное задание 5.......................................................................................15

Т. 5.1........................................................................................................................15

Т. 5.2........................................................................................................................15

Т. 5.3........................................................................................................................16

П.5.1........................................................................................................................16

П.5.2........................................................................................................................16

П.5.3........................................................................................................................17

Контрольное задание 6.......................................................................................17

Т. 6.1........................................................................................................................17

Т. 6.2........................................................................................................................18

Т. 6.3........................................................................................................................19

П.6.1........................................................................................................................20

П.6.2........................................................................................................................20

П.6.3........................................................................................................................20

Контрольное задание 7.......................................................................................20

Т. 7.1........................................................................................................................20

Т. 7.2........................................................................................................................22

Т. 7.3........................................................................................................................24

П.7.1........................................................................................................................24

П.7.2........................................................................................................................24

П.7.3........................................................................................................................25

Заключение...........................................................................................................26

Список литературы.............................................................................................27

Оценочный лист..................................................................................................28

Индивидуальное задание

студенту Меринова Елена Михайловна

группы _____________________________________

Для выполнения практической части контрольных заданий 1–7 выбраны:

исходная проблема для анализа

обеспечение сплочённости коллектива компании

 

проблемосодержащая система

конкретная или гипотетическая компания

 

«____» ________________ ________

Подпись студента ____________________________

Подпись преподавателя ________________________

Контрольное задание 1. «Основные положения теории систем»

Т. 1.1. Фундаментальные свойства систем:

1.Устойчивость - способность системы противостоять внешним возмущающим воздействиям. От неё зависит продолжительность жизни системы;

2. Наличие существенных связей между элементами и (или) их свойствами, превосходящих по мощности (силе) связи этих элементов с элементами не входящими в данную систему. Указанное свойство отличает систему от простого конгломерата и выделяет её из окружающей среды;

3. Наличие определённой организации, системы по сравнению с энтропией системообразующих факторов, определяющих возможность создания системы;

4. Существование интегративных свойств, т.е. присущих системе в целом, но не свойственных ни одному из её элементов в отдельности. Их наличие показывает, что система не сводится к простой совокупности элементов, и, расчленяя систему на отдельные части, нельзя познать все свойства системы в целом.

Т.1.2. Специфические свойства систем:

1. Иерархичность. Существование в системе нескольких уровней, подчинённых по нисходящей, со своими зонами ответственности, ресурсами и локальными целями. Она позволяет получить ещё одну степень свободы для наращивания системы.

2. Многомерность. Это свойство означает, что экономическая система может иметь множество структур, быть многофункциональной и обладать множеством процессов. Рассмотрение противоположных тенденций с позиций многомерности позволяет увидеть возможные компромиссы и перспективы их взаимодействия.

4. Множественность. Многочисленность и изменчивость отношений между компонентами исследуемой системы. Признание множественности структуры идёт вразрез с традиционным понятием структуры как чего-то прочного и долговечного.

5. Эквифинальность. Согласно этому свойству конечное состояние может быть достигнуто множеством различных путей. Это форма устойчивости по отношению к начальным и граничным условиям.

6. Мультифинальность. Согласно этому свойству одинаковые исходные условия могут привести к несхожим конечным состояниям системы. На основании этого можно сделать вывод, что за будущее системы отвечают процессы, а не начальные условия.

7. Контринтуитивность. Действия, направленные на достижение желаемого результата, могут иметь противоположный исход. Способность постепенно адаптироваться к изменениям окружающей среды может привести к беде, если условия ухудшаются.

Т.1.3. Типы контурных связей и их роль в функционировании и развитии социально-экономических систем.

1. Связи взаимодействия (координации). Особый вид связей взаимодействия составляют связи между отдельными людьми, а также между человеческими коллективами или социальными системами.

2. Связи порождения (генетические), когда один объект выступает как основание, вызывающие к жизни другой (например, связь типа «А отец В»).

3. Связи преобразования, среди которых можно различить: связи преобразования, реализуемые через определенный объект, обеспечивающий это преобразование (такова функция химических катализаторов); связи преобразования, реализуемые путем непосредственного взаимодействия двух или более объектов, в процессе которого и благодаря которому эти объекты порознь или совместно переходят из одного состояния в другое (таково, например, взаимодействие организмов и среды в процессе видообразования).

4. Связи строения (их нередко называют структурными). Природа этих связей с достаточной ясностью раскрывается на примере химических связей.

5. Связи функционирования, обеспечивающие реальную жизнедеятельность объекта или его работу, если речь идет о технической системе. Очевидное многообразие функции в объектах различного рода определяет и многообразие видов связей функционирования.

6. Связи развития, которые можно рассматривать как модификацию функциональных связей состояний, с той, однако, разницей, что развитие существенно отличается от простой смены состояний. В функционировании более или менее строго определенная последовательность состояний, по существу, выражает основную схему содержания всего процесса.

7. Связи управления, которые в зависимости от их конкретного вида могут образовывать разновидность либо функциональных связей, либо связей развития.

П.1.1. Границы системы «компания»: внешние – зависят от того, какое место занимает в компании сплочённость коллектива; внутренние – зависят от возможности продвижения сотрудников по каръерной лестнице на основе взаимосвязи их друг с другом.

Цель системы – обеспечить в компании сплочённый коллектив.

Позиции системного исследования: 1.построить теорию, оценивающую эффективность принятых решений; 2. решить проблему многокритериальности в оценках альтернатив решения; 3. исследовать проблему неопределённости; 4. разработать проблему агрегирования индивидуальных предпочтений на решениях, которые затрагивают интересы нескольких сторон, которые влияют на поведение системы; 5.изучить специфические особенности социально-экономических критериев эффективности; 6. создать методы проверки логической согласованности целевых структур и планов и установить необходимый баланс между предопределённостью программы действий и её подготовленностью к перестройке при поступлении новой информации.

П.1.2. Состав внутренней среды: организационный порядок, разделение труда (горизонтальное, вертикальное), технология деятельности (складывающаяся, последовательная; связанная, групповая), отношения в коллективе.

П.1.3. Внешняя среда(окружение) – совокупность объектов и условий, с которыми компания взаимодействует непосредственно (деловое) или которые она должна учитывать (фоновое).

Контрольное задание 2. «Методология системных исследований»

Т.2.1. Исходные допущения системного анализа:

1. В мире существуют системы.

2. Системное описание истинно.

3. Системы взаимодействуют друг с другом, а, следовательно, все в этом мире взаимосвязано.

 

 

Т.2.2.Характерные особенности системных исследований в социально-экономической сфере.

1. Применяются в тех случаях, когда задача (проблема) не может быть сразу представлена и решена с помощью формальных, математических методов, т.е. имеет место большая начальная неопределённость проблемной ситуации.

2. Помогают организовать процесс коллективного принятия решения, объединяя специалистов различных областей знаний.

3. Уделяют внимание процессу постановки задачи и применяют не только формальные методы.

4. Опираются на основные понятия теории систем и философские концепции, лежащие в основе исследования общесистемных закономерностей.

5. Для организации процесса исследования и принятия решения при проведении системного анализа разрабатывается методика, определяющая последовательность этапов проведения анализа и методы их выполнения, объединяющих специалистов различных областей знаний.

6. Важной особенностью системного анализа является исследование процессов целеобразования и разработка средств работы с целями (методик, структуризации целей). Иногда даже системный анализ определяют как методологию исследования целенаправленных систем.

Т.2.3. Ментальная модель - особая форма эмпирических обобщений, отражающих представления субъекта о явлении, объекте, совокупности объектов, отличающуюся изначально слабой вербализуемостью, экономностью (представлена в сознании не более полно, чем требует актуальная ситуация), отражающую не только содержательную характеристику явления, объекта, но и принципы, лежащие в его основе, взаимосвязь элементов структуры, а также аффективно окрашенное отношение субъекта к объекту. Пример ментальной модели: треугольник Канижа. На рисунке нет белого треугольника, но складывается иллюзия, что он есть. Потому что наши глаза в отличие от фотоаппарата работают совместно с мозгом, который определённым образом истолковывает видимый мир. Поэтому то, что, как нам кажется, мы видим,- отчасти реальность, отчасти – порождение нашего способа видеть. Сходным образом наши ментальные модели формируют то, что мы слышим и чувствуем.

Институт - ряд правил, которые выполняют функцию ограничений поведения экономических агентов и упорядочивают взаимодействие между ними, а также механизмы, обеспечивающие соблюдение данных правил. Пример: институт собственности.

Ментальная ловушка - это накатанные и привычные пути, по которым мучительно и безрезультатно движется мысль, сжигая невероятные объёмы нашего времени, высасывая энергию и не создавая никаких ценностей ни для нас самих, ни для кого бы то ни было. Одна из многих ментальных ловушек - фиксация, при ней продвижение к цели заблокировано. Пример: следить по часам, как долго ещё до назначенной встречи. Делать что-нибудь, лишь бы быть занятым.

Институциональная ловушка - неэффективная устойчивая форма (неэффективный институт), имеющая самоподдерживающийся характер. Осуществляя изменения какого-то института вне связи с трансформацией правил по другим институтам, создают тупиковую ситуацию для решения стоящих перед ними задач. Пример: неплатежи. Если одно из предприятий не платит своим поставщикам, это сказывается на их платёжеспособности и может послужить источником «лавины неплатежей». В развитых экономиках возникновение таких «лавин» предотвращается благодаря эффективным институтам кредитования и механизмам принуждения к платежу – процедурам банкротства и санации предприятий. В России 1992 г. инфляционный шок в результате лишил предприятия средств на счетах. Запаздывания при трансакциях были очень велики, система кредитования работала хаотично, а закон о банкротстве и механизмы санации отсутствовали вовсе. В результате этих факторов появился эффект координации, придавший устойчивость механизму неплатежей.

П.2.1. Заинтересованные стороны: заказчик – директор компании; лица, принимающие решения – совет акционеров; активные участники решения проблемы – руководители; пассивные участники решения проблемы – подчинённые; системный аналитик и его группа.

Проблематика системного исследования: необходимо установить отношение эквивалентности между близкими точками зрения по принципам искусственной классификации или природной кластеризации; задать структуру проблематической надсистемы, т.к. в её основе лежит проблемосодержащая система; определить в проблематической надсистеме конфигурацию решаемой проблемы.

П.2.2. Методика ad-hoc. Предполагает, что решение проблемы сплочённости коллектива следует решать не рассматривая сам коллектив. А рассматривать нужно условия для достаточного повышения по работе, не вызывая при этом сильной конкуренции, при которой один из участников борьбы за «место под солнцем» будет после её (борьбы) незамедлительно уволен или понижен в должности.

П.2.3. Формальные и неформальные институты – компания, семья, банк, круг коллег, коллеги по интересам.

Контрольное задание 3. «Процедуры системного анализа»

Т.3.1. Процедура целеполагания.

Целеполагание – это определение и установка целей в какой-либо деятельности. Также это первичная фаза управления, предусматривающая постановку генеральной цели и совокупности целей (дерева целей) в соответствии с назначением (миссией) системы, стратегическими установками и характером решаемых задач. Правильно поставленная цель задаёт критерии для её идентификации, т.е. даёт возможность обоснованно ответить на вопрос – достигнута цель или нет.

Т.3.2. Процедура декомпозиции.

Основной операцией анализа является разделение целого на части. Задача распадается на подзадачи, система — на подсистемы, цели — на подцели и т.д. При необходимости этот процесс повторяется, что приводит к иерархическим древовидным структурам. Обычно (если задача не носит чисто учебного характера) объект анализа сложен, слабо структурирован, плохо формализован, поэтому операцию декомпозиции выполняет эксперт. Если поручить анализ одного и того же объекта разным экспертам, то полученные древовидные списки будут различаться. Качество построенных экспертами деревьев зависит как от их компетентности, так и от применяемой методики декомпозиции.

Т.3.3. Процедура измерений.

Измерение – алгоритмическая операция, в которой каждой наблюдаемой характеристике системы, процесса или явления становится в соответствие определённое обозначение. Таким образом, фиксируется информация об исследуемой системе, количество которой зависит от полноты соответствия. Из этих результатов посредством преобразований или, иначе говоря, с помощью обработки экспериментальных данных, системные аналитики получают информацию для выработки необходимых воздействий на систему в целях разрешения возникающих проблем.

П.3.1. В данной проблеме существует феномен смещения целей. Суть подобного смещения - опасность расхождения целей и результата возникает в том случае, если целевые результаты служат основой для планирования дальнейшей деятельности. Факторы – некоторые подчинённые для повышения по службе стараются угодить начальству, тем самым настраивая других против себя.

П.3.2. Процедура декомпозиции должна быть проведена аналитическим подходом.

Результат декомпозиции – декомпозиция состоит из элементов.

Трудности, с которыми можно столкнуться – ограниченность знаний, либо непонимание знаний, либо отсутствие нужных знаний.

П.3.3. Факты – продуктивность, удовлетворённость трудом, психологический климат.

Данные – быстрота работы в коллективе, соотношение определённых притязаний к работе субъектом, соотношение характеров субъектов.

Измерительные шкалы – Шкала наименований (номинальная), в которой числа используются исключительно с целью обозначения объектов. Шкала порядков (ранговые шкалы), при измерении в которой мы получаем информацию лишь о том, в каком порядке объекты следуют друг за другом по какому-то свойству. Шкала отношений, в которой начало отсчёта неизменно, а единицы измерения можно изменять (масштабировать). Абсолютная шкала, результатом измерения в которой является число, выражающее количество элементов в множестве. В данной шкале начало отсчёта и единицы измерения неизменны. Использовать только абсолютные шкалы не всегда целесообразно.

Такие источники данных были выбраны, потому что если в коллективе субъекты максимально удовлетворены своей работой, то они с удовольствием будут её делать, соответственно и быстрота работы увеличится, также не менее важно и соотношение характеров в коллективе для здорового психологического климата.

Контрольное задание 4. «Моделирование систем»

Т.4.1. Модель «чёрного ящика» (синтаксис и назначение).

Эта модель особенно полезна при представлении систем на макроуровне, когда важным является провести анализ внешних связей системы с другими системами (например, связи предприятия с поставщиками и потребителями продукции). В контексте назначения системы модель «чёрный ящик» позволяет определить необходимые входные ресурсы и ожидаемые результаты работы предприятия и, особенно важна при последовательном структурном анализе системы (как существующей, так и проектируемой). При составлении модели типа «чёрный ящик» важно учесть все входы и выходы системы, имеющие необходимое значение с точки зрения назначения системы. Средством построения модели «чёрный ящик» могут служить текстовые описания (например, в виде таблиц с графами «вход», «выход»); обобщённые блок схемы, в которых вся система отображается единым блоком; в терминах теории множеств, перечисляя элементы входного множества Х и выходного множества Y.

 

Т.4.2. Назначение и проблемы построения моделей состава и структуры социально-экономических систем.

Модель состава – представляет информацию о внутреннем содержании системы, описывает, из каких подсистем и элементов она состоит. Построение модели состава выполняется поэтапно на разных уровнях детализации системы. Сначала выделяются наиболее крупные подсистемы, потом их функциональные составляющие – элементы подсистем и т.д. Разбиение системы на части при определении состава соответствует принимаемой точке зрения и цели использования модели. Проблема построения модели - если дать задание экспертам определить состав одной и той же системы, то у каждого эксперта будет своя модель, отличающаяся от моделей других.

Модель структуры предназначена для отображения взаимосвязей (отношений) между элементами рассматриваемой системы. Модель структуры можно рассматривать как дополнение модели состава, которая воспроизводит элементы системы. Однако, как правило, перечень одних только отношений между элементами без самих этих элементов не делается. Поэтому модель структуры является наиболее полной моделью, характеризующей как состав основных элементов, так и взаимосвязи между ними. При построении модели структуры выделяются интересующие виды отношений, исходя из которых, выбираются элементы, участвующие в этих отношениях.

Т.4.3. SADT-модель (стандарт idef0), синтаксис и назначение.

Функциональная модель SADT отображает функциональную структуру объекта. Методология SADT - совокупность методов, правил и процедур, предназначенных для построения функциональной модели объекта какой-либо предметной области.

Методология SADT может использоваться для моделирования широкого круга систем и определения требований и функций, а затем для разработки системы, которая удовлетворяет этим требованиям и реализует эти функции. Для уже существующих систем SADT может быть использована для анализа функций, выполняемых системой, а также для указания механизмов, посредством которых они осуществляются.

 

 

Т.4.4. Назначение и спецификация эконометрических моделей.

Эконометрическая модель — основное понятие эконометрии, экономико-математическая модель, параметры которой оцениваются с помощью методов математической статистики. Выступает в качестве средства анализа и прогнозирования конкретных экономических процессов как на макро-, так и на микроэкономическом уровне на основе реальной статистической информации. Наиболее распространены э. м., представляющие собой системы регрессионных уравнений, в которых отражается зависимость эндогенных величин (искомых) от внешних воздействий (текущих экзогенных величин) в условиях, описываемых параметрами модели, а также лаговыми переменными. Кроме регрессионных (как линейных, так и нелинейных) уравнений, применяются и другие математико-статистические модели.

Т.4.5. Назначение и порядок построения моделей структурной динамики.

Системно-динамическая модель состоит из набора абстрактных элементов, представляющих некие свойства моделируемой системы.

Выбор факторов, подлежащих включению в модель, обусловлен теми вопросами, на которые должен быть дан ответ. Однако в общем случае нельзя ограничивать базу построения модели какой-либо узкой научной дисциплиной. Следует включать в модель технические, правовые, организационные, экономические, психологические, трудовые, денежные и исторические факторы. Все они должны найти своё место при определении взаимодействия элементов системы. Любой фактор может оказывать решающее влияние на поведение системы.

Порядок построения:

1. Сбор необходимых данных, для понятия системы причин, которая породила проблему и продолжает поддерживать её.

2. Представление модели в виде логических диаграмм, отражающих причинно-следственные связи.

3. Преображение в сетевую модель, а потом в её математический аналог.

4. Представление полученного решения в виде графиков, таблиц. Позже анализ модели до достаточно полного соответствия реальной ситуации.

П.4.1. Методы моделирования: дисциплинарные, методы получения информации (системное наблюдение, описание, экспертные методы), методы представления информации (группировка, классификация и т.п.), методы анализа информации (классификация, обобщение), количественные, использующие аппарат математики (метод “Дельфи”, статистические методы, методы теории графов).

П.4.2. Спецификации моделей - системно-динамическая модель состоит из набора абстрактных элементов, представляющих некие свойства моделируемой системы. Выбор факторов, подлежащих включению в модель, обусловлен теми вопросами, на которые должен быть дан ответ. Функциональная модель SADT отображает функциональную структуру объекта. Нужна для анализа функций, выполняемых системой, а также для указания механизмов, посредством которых они осуществляются.

Контрольное задание 5. «Модели поведения человека и общества»

Т.5.1. Бывает так, что сравнительно небольшое число подобных между собой управленческих ситуаций представляют в обобщённом компактном виде. Такое представление специалисты часто называют системными архетипами. Пример: зависимость от любой деятельности, если она используется для «латания дыр».

Системный паттерн обозначает закономерную регулярность, встречающуюся в природе и в человеческом дизайне, а также повторяющийся шаблон, образец. Элементы паттерна предсказуемо повторяются. Из графических паттернов складываются красивые узоры. Наиболее значительно употребление паттернов в Исламском мире, в связи с запретом на изображение людей искусство там сосредоточилось на орнаментах.

Т.5.2. Личностный архетип - (греч. arche — начало и typos — образ; первообраз, проформа) — понятие, восходящее к традиции платонизма и играющее главную роль в “аналитической психологии”, разработанной Юнгом, каждая из главных черт личности. Пример: архетип персона, т.е. то, каким мы себя показываем окружающим.

Личностный паттерн - устойчивая группа связей, существующая в памяти — индивидуальной или коллективной. Например, все мы можем представить себе паттерн под названием «Сессия»: экзамены, зачёты, сдача и защита контрольных работ, написание курсовой работы. Вся эта группа слов и будет паттерном сессии.

Т.5.3. Системные диаграммы (их назначение и порядок построения).

Системные диаграммы – графическое представление числовых данных, позволяющее быстро оценить соотношение нескольких величин; исследуют все возможные причины на основании множества последовательных шагов.

Такие диаграммы строятся в виде многоступенчатой древовидной структуры, элементами которой являются различные средства и способы решения; применяются для анализа возможности решения некоторой сложной проблемы.

Порядок построения:

1. Представление, с какой целью делается построение диаграммы для установления разумных границ подлежащей исследованию системе;

2. Определение состава системы;

3.Очерчивается проблема, определяется набор факторов, важных в контексте данной проблемы и уточняются границы системы (НЕЛЬЗЯ ВКЛЮЧАТЬ В ИССЛЕДУЕМУЮ СИСТЕМУ ЭЛЕМЕНТЫ ИЗ ВНЕШНЕГО ОКРУЖЕНИЯ, НАДСИСТЕМ И ПОДСИСТЕМ);

4.Определяется временной горизонт (не меньше, чем время необходимое для проявления интересующих особенностей системы);

5.Затем среди выделенных элементов и событий очень важно построить шаблонные модели и закономерности поведения, в них содержится ключ к пониманию системы;

6.Устанавливается характер отношений между соседними элементами (усиливающиеся и уравновешивающиеся связи);

7.Определяется характер всего контура обратной связи.

П.5.1. Поведение заинтересованных сторон – направлено на повышение статуса компании за счёт продуктивности работы подчинённых вследствие сплочённости коллектива.

П.5.2. Взаимосвязи системы и личности - взаимоотношения в коллективе компании влияют на личность, преобразовывая её в лучшую или в худшую сторону.

П.5.3. Основные архетипы в жизни современного общества – отождествление себя с Судьёй, иногда совершая самосуд; проявления сострадания к животным, бездомным людям; стремление к победе.

Основные паттерны в жизни современного общества – образ защитника, образ жертвы.

Контрольное задание 6. «Управление с системных позиций»

Т. 6.1. Виды моделей, используемых в исследовании проблем управления и поддержке процесса принятия управленческих решений.

Модель – это физическая или информационная система, представляющая собой объект исследования адекватно целям исследования.

Модель – это специальный объект, в некоторых отношениях замещающий оригинал.

Моделирование возникает в таких сферах человеческой деятельности, как познание, общение, практическая деятельность.

Цели и задачи моделирования влияют на выбор одного из этих трёх аспектов. Каждый аспект моделирования раскрывается через совокупность свойств.

Так, описание внешнего вида объекта сводится к перечислению его признаков. В языке эти признаки часто выражаются прилагательными: зелёный, белый, овальный, короткий и т.п.

Виды моделей:

1. Познавательные модели являются формой организации и представления знаний, средством соединения новых знаний с имеющимися. Поэтому при обнаружении расхождения между моделью и реальностью встаёт задача устранения этого расхождения с помощью изменения модели путём приближения модели к реальности.

2. Прагматические модели являются средством управления, средством организации практических действий, способом представления образцово правильных действий или их результата. Поэтому при обнаружении расхождения между моделью и реальностью встаёт задача устранения этого расхождения с помощью изменения реальности так, чтобы приблизить её к модели.

Таким образом, прагматические модели (нормативные документы приказы…) носят нормативный характер, играют роль стандарта, образца, под которые «подгоняются» как сама деятельность, так и её результат.

Примерами прагматических моделей могут служить планы, программы действий, уставы организаций, кодексы законов, алгоритмы, рабочие чертежи и шаблоны, параметры отбора, технологические допуски, экзаменационные требования и т.п.

Т. 6.2. Основные положения системного подхода к управлению.

1. При использовании системного подхода, учитывая множество целей исследуемого объекта, рекомендуется руководствоваться основными представлениями системного подхода: микроскопическим, функциональным, макроскопическим, иерархическим, процессуальным, информационным. Всесторонний анализ, выбранный для решения задачи (например, потери предприятия от производственного брака) с помощью системных представлений позволяет достигнуть её качественного решения. Например, при исследовании влияния потерь рабочего времени на выпуск бракованной продукции во внимание принимаются фактически все типы системных представлений, а при изучении потерь в эксплуатации оборудования главными элементами исследования являются функциональное и процессуальное представления системы. Система воспринимается как комплекс элементов, находящихся во взаимодействии.

2. Системный анализ позволяет определить действительную актуальность выдвигаемых проблем и необходимость их решения. Анализ переходит в синтез при соединении полученной в результате анализа информации. Стратегия и тактика исследования (системный подход и системный анализ) подчинены единой задаче в их взаимодействии при постоянно лидирующем положении системного подхода.

3. Комплексный подход применяется при исследовании частного случая, элемента, направления и др., принятого за основу исследования на любом уровне системной иерархии (система, подсистема, элемент. Вычленение из единой системы отдельной подсистемы (элемента) для решения определённой локальной задачи осуществляется комплексным использованием принципов системного подхода и системного анализа.

4. Функционально-стоимостный анализ (в его основе используются принципы системного подхода). Сущность его заключается в количественном определении затрат (стоимости) на выполнение определённой функции, производимой исследуемым объектом. ФСА рекомендуется применять в следующих случаях: на стадии разработки проекта (системы, подсистемы, объекта, изделия и т.п.) для предупреждения функционально излишних затрат; на стадии производства, использования или эксплуатации объекта для сокращения (исключения) неоправданных затрат и потерь.

Т. 6.3. Роль и функции систем информационной поддержки управления.

Информационная управленческая система - это многокомпонентная система, объединяющая людей, процедуры обработки и оборудование - обычно на базе компьютеров - для сбора, обработки, поиска и предоставления информации. Цель функционирования информационной управленческой системы устанавливается пользователем, следовательно, человек является важнейшим компонентом такой системы.

Функции систем:

1. Автоматизированные системы управления (АСУ) представляют собой определённую сеть, использующую компьютеры, чтобы поставлять руководству информацию, необходимую для принятия непрограммируемых решений, касающихся проблем, далёких от ясности. Примерами непрограммируемых решений могут быть решения, связанные с с недоплатой налогов в государственную казну.

2. Системы управления базами данных (СУБД). Каждая из них представляет собой пакет программ, предназначенных для того, чтобы обеспечить системный, интегрированный и гибкий подход к организации данных и доступ к ним, в том числе и в масштабах целого ведомства.

3. Автоматизированные рабочие места, разрабатываемые на основе микрокомпьютерной и телекоммуникационной технологии, дают возможность менеджерам получить доступ к СУБД, к текстовым редакторам, экспертным системам, электронной почте. Они существенно сокращают объем рутинных, повторяющихся и утомительных операций, высвобождая значительную часть времени специалиста, занимающегося управленческой деятельностью, для более важных дел.

4. Большие ресурсы для роста эффективности управленческой деятельности заложены в системах поддержки принятия решений (СППР). Они представляют собой компьютерную информационную систему, которая поставляет работникам высших звеньев управления информацию, используемую для нетрадиционного полиструктурного принятия непрограммируемых управленческих решений. Они способны оказать поддержку руководителю и менеджеру в принятии нетривиальных решений, облегчают пользователю

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...