Личностное самоопределение в группах разного уровня.
Билет 1 ü Понятия «влияние» и «воздействие». Воздействие – целенаправленный перенос движения информации или других агентов от 1го участника взаимодействия к другому. - непосредственное, контактное (в форме импульсов движения (прикосновение, удар) - опосредованное, дистантное (в форме комплексов сигналов, несущих сообщения о чем-л.) Влияние – процесс, результат, изменение индивидом поведения другого человека, его установок, намерений, целей, оценок в ходе взаимодействия с ним. - вербальное (прямое) – субъект открыто предъявляет объекту воздействия свои притязания и требования. - невербальное (косвенное) – направлено не на объект, а на окр. среду. - направленное (убеждение, внушение) - ненаправленное (заражение, подражание) 1. Индивидуально-специфическое влияние – форма персонализации, которая осущ-ся благодаря трансляции индивидом другим людям своих личностных хар-ик в виде не освоенных еще ими образцов личностной активности. 2. Функционально-ролевое вл. – вид влияния, характер, интенсив. и направленность которого определяется не личностными особенностями партнеров по взаимодействию, а их ролевыми позициями.
ü Лидер и руководитель, ведомые и подчиненные: специфика отношений значимости. Лидер - лицо в какой-либо группе (организации), пользующееся большим, признанным авторитетом, обладающее влиянием, которое проявляется как управляющие действия. Способен нести ответственность за принятые решения. Руководитель — лицо, на которое официально возложены функции управления коллективом и организации деятельности. Р. несет юридическую ответственность за функционирование группы (коллектива) перед назначившей (избравшей, утвердившей) его инстанцией и располагает строго определенными возможностями санкционирования — наказания и поощрения подчиненных в целях воздействия на их производственную (научную, творческую и пр.) активность. В отличие от лидера Р. обладает формально регламентированными правами и обязанностями, а также представляет группу в других организациях.
Ведомый - тот, кто следует за ведущим. Подчиненный - должностное лицо, которое подчиняется лицу, старшему по должности.
Билет 2 ü Косвенное и прямое межличностное воздействие. Приведите два-три примера косвенного воздействия педагога на отдельного учащегося или группу учащихся. Воздействие – целенаправленный перенос движения информации или других агентов от 1го участника взаимодействия к другому. - непосредственное, контактное (в форме импульсов движения (прикосновение, удар) - опосредованное, дистантное (в форме комплексов сигналов, несущих сообщения о чем-л.) ü Типы лидерства, руководства. Лидер - лицо в какой-либо группе (организации), пользующееся большим, признанным авторитетом, обладающее влиянием, которое проявляется как управляющие действия. Способен нести ответственность за принятые решения. - ИНИЦИАТИВНЫЙ ЛИДЕР - КОНСЕРВАТИВНЫЙ ЛИДЕР Руководитель — лицо, на которое официально возложены функции управления коллективом и организации деятельности. Р. несет юридическую ответственность за функционирование группы (коллектива) перед назначившей (избравшей, утвердившей) его инстанцией и располагает строго определенными возможностями санкционирования — наказания и поощрения подчиненных в целях воздействия на их производственную (научную, творческую и пр.) активность. В отличие от лидера Р. обладает формально регламентированными правами и обязанностями, а также представляет группу в других организациях.
Типы руководства: - диктатура - либеральная автократия - демократический централизм - последовательно демократический
Билет 3 ü Индивидуально-специфическое и функционально-ролевое влияние. 1. Индивидуально-специфическое влияние – форма персонализации, которая осущ-ся благодаря трансляции индивидом другим людям своих личностных хар-ик в виде не освоенных еще ими образцов личностной активности. 2. Функционально-ролевое вл. – вид влияния, характер, интенсив. и направленность которого определяется не личностными особенностями партнеров по взаимодействию, а их ролевыми позициями. ü Основные подходы к исследованию руководства. Билет 4 ü Различные подходы к процессам воздействия и влияния в малой группе. Малая группа – относительно небольшое число непосредственно контактирующих индивидов, объединенных общими целями и задачами. (7+-2) ü Особенности влияния в детских садах в системах отношений «ребенок - воспитатель», «воспитатель - воспитатель», «воспитатель – родитель». Билет 5 ü Приведите в качестве примера реальную ситуацию проявления отношений значимости и развернуто охарактеризуйте ее через призму освоенных Вами понятий «косвенное воздействие», «прямое воздействие», «индивидуально-специфическое влияние», «функционально-ролевое влияние», «взаимодействие». ü Типы лидерства. Лидер - лицо в какой-либо группе (организации), пользующееся большим, признанным авторитетом, обладающее влиянием, которое проявляется как управляющие действия. Способен нести ответственность за принятые решения. - ИНИЦИАТИВНЫЙ ЛИДЕР - КОНСЕРВАТИВНЫЙ ЛИДЕР Билет 6 ü Понятие «значимый другой» в социальной психологии. «Значимый-другой» - личность, отраженная субьектность которой, оказывает влияние на других людей. (проще говоря «Значимый-другой» - личность, оказывающая влияние на других людей, что выражается в качественном изменении их смысловых образований и поведенческой активности.) ü Влияние группы на личность. Билет 7 ü Трехфакторная модель «значимого другого» (по А.В. Петровскому). 1. Авторитет, который обнаруживается в признании окружающими за "значимым другим" права принимать ответственные решения в существенных для них обстоятельствах. (Референтность)
2. Эмоциональный статус "значимого другого" (аттракция), его способность привлекать или отталкивать окружающих, быть социометрически избираемым или отвергаемым, вызывать симпатию или антипатию. (Аттракция) 3. Репрезентативности личности – властные полномочия субъекта или статус власти. (Власть) ü Эксперименты Сержа Московичи. Подавляющее меньшинство. http://maxforum.ru/topic/6754-desjat-samih-gromkih-aksperimentov-v-istorii/page__pid__46056#entry46056
Билет 8 ü Аттракция, референтность, институционализированная власть. 1. Авторитет, который обнаруживается в признании окружающими за "значимым другим" права принимать ответственные решения в существенных для них обстоятельствах. (Референтность) 2. Эмоциональный статус "значимого другого" (аттракция), его способность привлекать или отталкивать окружающих, быть социометрически избираемым или отвергаемым, вызывать симпатию или антипатию. (Аттракция) 3. Репрезентативности личности – властные полномочия субъекта или статус власти. (Власть) Личностное самоопределение в группах разного уровня. Билет 9 ü Может ли быть «значимым другим» тот, кто имеет крайне низкие показатели по критерию «институционализированная власть»? Обоснуйте свой ответ. Если ответ положительный, приведите один-два примера. ü Влияние личности на группу. Билет 10 ü Конформизм и конформность. Конформизм – процесс изменения мнений, восприятия, поведения индивида в сторону согласия с группой в ответ на реальное или воображаемое групповое давление в ситуациях, когда нет прямого требования соглашаться с группой. Свойство личности, выражающееся в склонности к конформизму, называется «конфо́рмность». ü Особенности влияния в детских садах в системах отношений «воспитатель - ребенок», «ребенок - ребенок», «воспитатель – родитель». Билет 11 ü Нонконформизм и негативизм. ü Типы руководства. - диктатура - либеральная автократия - демократический централизм
- последовательно демократический Билет 12 ü Опишите два-три классических варианта эксперимента по выявлению феномена конформизма. 1935 год — эксперимент Музафера Шерифа. 1951 год — «Эксперимент Аша». 1963 год — «Эксперимент Милграма», он же «Тест Эйхмана». ü Особенности влияния в системах отношений «ученик - педагог», «педагог – родитель», «педагог – педагог» в условиях школы. Билет 13 ü Лидер и последователи: индивидуально-специфический и функционально-ролевые акценты влияния. ü Особенности влияния в системах отношений «воспитатель - воспитанник», «воспитанник - воспитанник», в условиях интернатных учреждений для реальных и социальных сирот. Билет 14 ü Проблема аутсайдеров и «изолянтов». ü Особенности влияния в системах отношений «преподаватель - студент», «студент - студент» в условиях высшего учебного заведения. Билет 15 ü Сходства и различия лидерства и руководства. ü Особенности влияния в системах отношений «педагог - ученик», «ученик - ученик», «педагог – родитель» в условиях школы. Билет 16 ü Основные подходы к исследованию феномена лидерства. ü Особенности влияния в системах отношений «педагог - ученик», «педагог – родитель», «ученик – ученик» в условиях школы. Билет 17 ü Последовательно с позиции теории «черт», теории лидерства как функции группы и ситуационного подхода попытайтесь охарактеризовать проявления феномена в Вашей студенческой группе, а затем постарайтесь провести аналогичный анализ с позиций «синтетического» подхода. ü Особенности влияния в системах отношений «воспитанник - воспитатель», «воспитатель – воспитатель» в условиях интернатных учреждений для реальных и социальных сирот.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|