Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Личностное самоопределение в группах разного уровня.

Билет 1

ü Понятия «влияние» и «воздействие».

Воздействие – целенаправленный перенос движения информации или других агентов от 1го участника взаимодействия к другому.

- непосредственное, контактное (в форме импульсов движения (прикосновение, удар)

- опосредованное, дистантное (в форме комплексов сигналов, несущих сообщения о чем-л.)

Влияние – процесс, результат, изменение индивидом поведения другого человека, его установок, намерений, целей, оценок в ходе взаимодействия с ним.

- вербальное (прямое) – субъект открыто предъявляет объекту воздействия свои притязания и требования.

- невербальное (косвенное) – направлено не на объект, а на окр. среду.

- направленное (убеждение, внушение)

- ненаправленное (заражение, подражание)

1. Индивидуально-специфическое влияние – форма персонализации, которая осущ-ся благодаря трансляции индивидом другим людям своих личностных хар-ик в виде не освоенных еще ими образцов личностной активности.

2. Функционально-ролевое вл. – вид влияния, характер, интенсив. и направленность которого определяется не личностными особенностями партнеров по взаимодействию, а их ролевыми позициями.

 

ü Лидер и руководитель, ведомые и подчиненные: специфика отношений значимости.

Лидер - лицо в какой-либо группе (организации), пользующееся большим, признанным авторитетом, обладающее влиянием, которое проявляется как управляющие действия.

Способен нести ответственность за принятые решения.

Руководитель — лицо, на которое официально возложены функции управления коллективом и организации деятельности. Р. несет юридическую ответственность за функционирование группы (коллектива) перед назначившей (избравшей, утвердившей) его инстанцией и располагает строго определенными возможностями санкционирования — наказания и поощрения подчиненных в целях воздействия на их производственную (научную, творческую и пр.) активность. В отличие от лидера Р. обладает формально регламентированными правами и обязанностями, а также представляет группу в других организациях.

Ведомый - тот, кто следует за ведущим.

Подчиненный - должностное лицо, которое подчиняется лицу, старшему по должности.

 

 

Билет 2

ü Косвенное и прямое межличностное воздействие. Приведите два-три примера косвенного воздействия педагога на отдельного учащегося или группу учащихся.

Воздействие – целенаправленный перенос движения информации или других агентов от 1го участника взаимодействия к другому.

- непосредственное, контактное (в форме импульсов движения (прикосновение, удар)

- опосредованное, дистантное (в форме комплексов сигналов, несущих сообщения о чем-л.)

ü Типы лидерства, руководства.

Лидер - лицо в какой-либо группе (организации), пользующееся большим, признанным авторитетом, обладающее влиянием, которое проявляется как управляющие действия.

Способен нести ответственность за принятые решения.

- ИНИЦИАТИВНЫЙ ЛИДЕР

- КОНСЕРВАТИВНЫЙ ЛИДЕР

Руководитель — лицо, на которое официально возложены функции управления коллективом и организации деятельности. Р. несет юридическую ответственность за функционирование группы (коллектива) перед назначившей (избравшей, утвердившей) его инстанцией и располагает строго определенными возможностями санкционирования — наказания и поощрения подчиненных в целях воздействия на их производственную (научную, творческую и пр.) активность. В отличие от лидера Р. обладает формально регламентированными правами и обязанностями, а также представляет группу в других организациях.

Типы руководства:

- диктатура

- либеральная автократия

- демократический централизм

- последовательно демократический

 

Билет 3

ü Индивидуально-специфическое и функционально-ролевое влияние.

1. Индивидуально-специфическое влияние – форма персонализации, которая осущ-ся благодаря трансляции индивидом другим людям своих личностных хар-ик в виде не освоенных еще ими образцов личностной активности.

2. Функционально-ролевое вл. – вид влияния, характер, интенсив. и направленность которого определяется не личностными особенностями партнеров по взаимодействию, а их ролевыми позициями.

ü Основные подходы к исследованию руководства.

Билет 4

ü Различные подходы к процессам воздействия и влияния в малой группе.

Малая группа – относительно небольшое число непосредственно контактирующих индивидов, объединенных общими целями и задачами. (7+-2)

ü Особенности влияния в детских садах в системах отношений «ребенок - воспитатель», «воспитатель - воспитатель», «воспитатель – родитель».

Билет 5

ü Приведите в качестве примера реальную ситуацию проявления отношений значимости и развернуто охарактеризуйте ее через призму освоенных Вами понятий «косвенное воздействие», «прямое воздействие», «индивидуально-специфическое влияние», «функционально-ролевое влияние», «взаимодействие».

ü Типы лидерства.

Лидер - лицо в какой-либо группе (организации), пользующееся большим, признанным авторитетом, обладающее влиянием, которое проявляется как управляющие действия.

Способен нести ответственность за принятые решения.

- ИНИЦИАТИВНЫЙ ЛИДЕР

- КОНСЕРВАТИВНЫЙ ЛИДЕР

Билет 6

ü Понятие «значимый другой» в социальной психологии.

«Значимый-другой» - личность, отраженная субьектность которой, оказывает влияние на других людей. (проще говоря «Значимый-другой» - личность, оказывающая влияние на других людей, что выражается в качественном изменении их смысловых образований и поведенческой активности.)

ü Влияние группы на личность.

Билет 7

ü Трехфакторная модель «значимого другого» (по А.В. Петровскому).

1. Авторитет, который обнаруживается в признании окружающими за "значимым другим" права принимать ответственные решения в существенных для них обстоятельствах. (Референтность)

2. Эмоциональный статус "значимого другого" (аттракция), его способность привлекать или отталкивать окружающих, быть социометрически избираемым или отвергаемым, вызывать симпатию или антипатию. (Аттракция)

3. Репрезентативности личности – властные полномочия субъекта или статус власти. (Власть)

ü Эксперименты Сержа Московичи.

Подавляющее меньшинство.

http://maxforum.ru/topic/6754-desjat-samih-gromkih-aksperimentov-v-istorii/page__pid__46056#entry46056

 

Билет 8

ü Аттракция, референтность, институционализированная власть.

1. Авторитет, который обнаруживается в признании окружающими за "значимым другим" права принимать ответственные решения в существенных для них обстоятельствах. (Референтность)

2. Эмоциональный статус "значимого другого" (аттракция), его способность привлекать или отталкивать окружающих, быть социометрически избираемым или отвергаемым, вызывать симпатию или антипатию. (Аттракция)

3. Репрезентативности личности – властные полномочия субъекта или статус власти. (Власть)

Личностное самоопределение в группах разного уровня.

Билет 9

ü Может ли быть «значимым другим» тот, кто имеет крайне низкие показатели по критерию «институционализированная власть»? Обоснуйте свой ответ. Если ответ положительный, приведите один-два примера.

ü Влияние личности на группу.

Билет 10

ü Конформизм и конформность.

Конформизм – процесс изменения мнений, восприятия, поведения индивида в сторону согласия с группой в ответ на реальное или воображаемое групповое давление в ситуациях, когда нет прямого требования соглашаться с группой.

Свойство личности, выражающееся в склонности к конформизму, называется «конфо́рмность».

ü Особенности влияния в детских садах в системах отношений «воспитатель - ребенок», «ребенок - ребенок», «воспитатель – родитель».

Билет 11

ü Нонконформизм и негативизм.

ü Типы руководства.

- диктатура

- либеральная автократия

- демократический централизм

- последовательно демократический

Билет 12

ü Опишите два-три классических варианта эксперимента по выявлению феномена конформизма.

1935 год — эксперимент Музафера Шерифа.

1951 год — «Эксперимент Аша».

1963 год — «Эксперимент Милграма», он же «Тест Эйхмана».

ü Особенности влияния в системах отношений «ученик - педагог», «педагог – родитель», «педагог – педагог» в условиях школы.

Билет 13

ü Лидер и последователи: индивидуально-специфический и функционально-ролевые акценты влияния.

ü Особенности влияния в системах отношений «воспитатель - воспитанник», «воспитанник - воспитанник», в условиях интернатных учреждений для реальных и социальных сирот.

Билет 14

ü Проблема аутсайдеров и «изолянтов».

ü Особенности влияния в системах отношений «преподаватель - студент», «студент - студент» в условиях высшего учебного заведения.

Билет 15

ü Сходства и различия лидерства и руководства.

ü Особенности влияния в системах отношений «педагог - ученик», «ученик - ученик», «педагог – родитель» в условиях школы.

Билет 16

ü Основные подходы к исследованию феномена лидерства.

ü Особенности влияния в системах отношений «педагог - ученик», «педагог – родитель», «ученик – ученик» в условиях школы.

Билет 17

ü Последовательно с позиции теории «черт», теории лидерства как функции группы и ситуационного подхода попытайтесь охарактеризовать проявления феномена в Вашей студенческой группе, а затем постарайтесь провести аналогичный анализ с позиций «синтетического» подхода.

ü Особенности влияния в системах отношений «воспитанник - воспитатель», «воспитатель – воспитатель» в условиях интернатных учреждений для реальных и социальных сирот.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...