Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Лекция 29. Компьютеризация в средствах массовой информации

Рассмотрим, как представлены российские средства массовой информации в И-ТЕ. К сожалению, в силу неконтролируемости и открытости Интернета нет точ­ных данных о количественных характеристиках и типо­логической структуре информационного наполнения «всемирной паутины»! По мнению некоторых экспертов, основными поставщиками информационного содержания являются производители традиционной информации, т.е. издатели печатных СМИ и информационные агент­ства. Однако средства массовой информации пред­ставлены в Интернете и другими формами.

Существующие в Интернете средства массовой ин­формации следует различать по их генезису. Так, одна категория возникла в результате эволюции традицион­ных СМИ, которые пополнились веб-страницами, или электронными версиями своих печатных, радио- и теле­выпусков. Другая, напротив, возникла непосредственно на базе сетевых технологий и функционирует исключи­тельно в среде Интернета. Такие СМИ называют сетевы­ми, электронными, иди,веб-изданиями. «Газета. Ру» ха­рактерный пример последних.

Российский Интернет-каталог «@Rus» (www.au.ru) содержит весьма полные данные о средствах массовой информации России, распространяемых в среде Интер­нета. В конце 1999 г. этот каталог содержал 2164 ссыл­ки (наименования) на разные СМИ. Для сравнения: раз­дел «Семья, дом, досуг» содержал 3237 ссылок, а «Обра­зование» - 1696.

Классификатор раздела «Средства массовой инфор­мации» содержит 23 рубрики по разным видам масс-медиа, включающим сетевые издания, электронные версии печатных изданий, а также радиотелеканалов. В свою очередь, рубрики данного каталога представляют собой весьма неполный перечень типологических групп изданий, выделенных по различным основаниям. На­пример, выделены группы по характеру каналов веща­ния (печать, радио, телевидение), по аудиторно-демографическим признакам (детские и юношеские издания), по содержательным характеристикам (компьютерная, эко­номическая периодика, литературные журналы, спор­тивные, рекламно коммерческие, религиозные издания), по географии распространения (зарубежные и регио­нальные издания). В отдельную группу выделены об­щественно-политические издания, научные издания, различающиеся по сферам профессиональных интересов целевых групп, а также виртуальные СМИ, в которую вошли он-лайновые газеты, журналы, web-сайты.

Самыми популярными в 1998 г., т. е. наиболее часто посещаемыми в Интернете, оказались газеты и журналы для досуга (122 ссылки), радио (86 ссылок), а также из­дания общего характера (89 ссылок). Далее в списке идут профессиональные издания (83 ссылки), зарубеж­ные издания (65 ссылок), детские и юношеские издания (20 ссылок), телевидение (115 ссылок). Рейтинг замы­кают литературные журналы (26 ссылок) и религиозные издания (11 ссылок).

Как видно, издания для досуга являются также ли­дерами по числу ссылок, что говорит об активном ис­пользовании Интернета в качестве ресурса информации об отдыхе, туризме, развлечениях. Не менее многочис­ленными являются компьютерные издания, что также вполне объяснимо. Из числа «досуговых» самыми посе­щаемыми являются эротические издания, такие, как хабаровская «Интим-газета» и иркутский журнал «Ка-детъ», а также автомобильные издания (например, сер­веры изданий «Авторевю» и «За рулем»).

Серверы "www" служат платформой для подавляю­щего большинства изданий. Как и во всем мире, появ­ление в сети органов СМИ происходит двумя путями -либо через аренду дискового пространства в коммерче­ских он-лайновых системах, либо путем создания собст­венных web-узлов. Создание своего узла обходится дороже, но в перспективе это предпочтительнее, так как позволяет привлечь инвестиционные средства и рекла­модателей для развития собственной информационной базы.

Открывая собственные "web-страницы, вначале, как правило, имеющие презентационный характер, СМИ за­являют о себе также и на рынке новых информацион­ных технологий. На "web-страницах дается перечень ин­формационных продуктов и услуг, описание информа­ционного продукта, предлагаемого для распространения, а также порядок оформления и условия подписки. Пуб­ликация в Интернете расширяет круг подписчиков и ве­дет к повышению оперативности, увеличению разнооб­разия и количества новостных сообщений, изменениям в их тематической направленности. Потребители инфор­мационных ресурсов www (СМИ, заинтересованные ве­домства, организации, частные лица), как, и прежде, по­лучают подборки сообщений по подписке, как правило, платной, однако к прочим каналам связи (телетайп, те­лефакс) теперь добавилась и электронная рассылка, ко­торая улучшает оперативность доставки в соответствии с требованиями сегодняшнего дня.

Подсистема электронных служб новостей, созданных на базе сетевых технологий и функционирующих ис­ключительно в Интернете, только начинает складывать­ся. Создано уже несколько агентств национального и федерального значения, работающих в новой информа­ционной среде.

Широкую известность приобрела Национальная служба новостей (НСН), созданная в 1994 г. как акцио­нерное общество закрытого типа, НСН ведет телекомму­никационное вещание в Интернете и работает в режиме открытости и массового доступа. В этом ее основное от­личие от традиционных информационных агентств. Ма­териалы НСН оперативно публикуются с использовани­ем ставшей уже привычной "web-технологии, а также новейшей технологии вещания по рush-каналам. С обзо­рами публикаций центральной российской печати На­циональная служба новостей знакомит своих читателей накануне вечером, примерно за 12 часов до выхода га­зет Сетевые информационные агентства могут возник­нуть и на базе web-сайта какой-либо компании. Любо­пытен пример аналитического агентства Росбизнескон­салтинг, которое было известно профессионалам финан­сового рынка и функционировало в основном на поле печатных СМИ, имея более 2 тыс. подписчиков на свою информационную продукцию. Во время финансового кризиса в августе 1998 г. компания принимает решение о бесплатном доступе всех желающих к качественной и оперативной ленте новостей на своей web- странице, ко­торая становится самым посещаемым сайтом того пе­риода, принимая десятки тысяч посетителей. Пик по­сещаемости пришелся на голосование по кандидатуре Е. М. Примакова на пост премьер-министра, когда счет­чик зарегистрировал 22 тыс. посещений в сутки, что равноценно тиражу вполне солидной газеты. А во второй половине 1999 г. провайдер Росбизнесконсалтинга создает собственную сетевую газету «Утро» (utro.ru), которая выходит с ежедневной периодичностью и опера­тивно освещает не только экономические новости, но и весь спектр политических и культурных событий.

Практически все центральные периодические изда­ния сегодня уже имеют электронные версии, привлекая рекламодателей и расширяя аудиторию. Уже не один год такие газеты, как «Аргументы и факты», «Извес­тия», издания группы «КоммерсантЪ», «Независимая газета», «Московский комсомолец», «Московские ново­сти» и многие другие имеют сетевые аналоги в web-паутине. Не менее активны в освоении сети региональ­ные и местные издания. Но темпы освоения Интернета в удаленных регионах несколько выше. Там наибольшей популярностью пользуются электронные версии эконо­мических изданий, таких, как «Деловая Сибирь» (Ново­сибирск), «Эпиграф» (Новосибирск), «Коммерсант-Сибирь», а также общественно-политических, например «Восточно-сибирская правда» (Иркутск).

Одно из преимуществ электронных версий газет и журналов — это практически неограниченный тираж и относительная дешевизна. Электронные издания не ог­раничены объемом, поэтому при желании в них можно публиковать расширенные версии материалов, более подробные истории и расследования. В зависимости от запросов они даже могут изменять свою периодичность. В России подобный опыт имеет сетевая версия «Незави­симой газеты», обновляющая свою информацию не­сколько раз в течение дня. Помимо того что очередной номер газеты может бесплатно прочесть любой пользова­тель с 12 часов дня, с 11 часов стартует лента новостей, где в реальном времени публикуются информационные сообщения, поступающие в редакцию.

Часто электронные версии газет и журналов появ­ляются на сервере и оказываются доступными читате­лям тогда, когда их печатные аналоги еще только под­писываются к выходу в свет. Это значит, что повышает­ся оперативность информирования читателя, что для пе­чатных изданий, уступающих в оперативности элект­ронной прессе, немаловажно. Однако главное достоинст­во всех электронных СМИ - их интерактивность, позволяющая взаимодействовать с аудиторией в диалоговом режиме.

Типичная электронная версия газеты внешне мало отличается от обычного web-сайта, однако она готовится командой профессионалов и служит источником высо­кокачественной информации. web-страница газеты со­стоит из тех же разделов и рубрик, которые имеются у печатного выпуска, однако гипертекст расширяет про­странственные и временные возможности информирова­ния пользователей. Доступ к конкретным материалам может быть как свободным, так и платным. Заголовки и аннотации, как правило, открыты для бесплатного дос­тупа, а вот полные тексты статей часто требуют он-лайн регистрации для оформления подписки или сообщения для оплаты номера кредитной карточки пользователя. Некоторые газеты используют иные формы подписки.

Многие газеты содержат интерактивные архивы (ба­зы данных), в которых хранится информация предыду­щих выпусков. Такие архивы могут быть снабжены по­исковыми программами, которые позволяют по ключе­вым словам, дате и фамилии автора искать необходимые статьи. Наиболее развитые системы поиска дают воз­можность вводить логические комбинации данных. Дос­туп к таким архивам обычно платный. Некоторые изда­ния бывают оформлены в виде гипермедийных страниц, Чтение которых требует высокоскоростных каналов свя­зи.

Возможность использования радиовещания в Интер­нете появилась сравнительно недавно, когда были разра­ботаны и стали Доступными "методы передачи звука по сети и технологии высокоскоростной передачи данных, позволяющие встраивать транслируемую музыку в об­щий поток передаваемой ^информации. Программное обеспечение' радиовещания в Интернете в реальном мас­штабе времени стало внедряться в середине 90-х гг. прошлого века. Интернет в последние годы стал конку­рентоспособной средой для прослушивания музыки. «Всемирная паутина» сегодня насчитывает великое мно­жество сайтов виртуальных радиостанций, предлагаю­щих музыку на любой вкус. Причем прослушивание му­зыки можно осуществлять как в режиме он-лайн, т. е. реального времени (возможны даже прямые трансляции с крупнейших концертных площадок мира), так и в формате отложенного прослушивания.

По данным каталога @ru. российский рынок Интернет-радио в конце 1999 г. насчитывал 165 ссылок на web-сайты, принадлежащие разным радио­станциям, радиокомпаниям, а также отдельным видам радиопродукции. Среди них основная доля принадлежит радиостанциям, уже зарекомендовавшим себя на рынке традиционного эфирного радиовещания. По числу обра­щений самыми популярными являются «Русское ра­дио», «Европа плюс» и «Эхо Москвы».

Все эти радиостанции транслируют свои программы как в эфире, так и в Интернете в режиме реального вре­мени. При этом с введением web-технологий вещатель­ные возможности расширились: помимо звукового ряда, потребитель получает подборку свежих новостей в тек­стовом формате, а также анонсы ближайших радиопере­дач. Таким образом достигается мультимедийный харак­тер передачи информации.

Сетевое вещание меняет также характер потребления радиоинформации. С одной стороны, когда слушатель сидит за монитором, несколько иной характер приобре­тает «вторичность», т. е. фоновое прослушивание, с дру­гой — появляется возможность режима отложенного про­слушивания: звуковой файл в сжатом виде записывается и прослушивается потребителем, когда у него есть же­лание и время.

Телевизионные web-технологии развиваются в на­шей стране с некоторым опозданием. Причиной этому является не только отсутствие необходимых экономиче­ских и технологических предпосылок, но и неопреде­ленность перспектив развития web-телевидения в миро­вом масштабе. Пока еще остается неясным, по какому пути будет развиваться телевидение в Интернете. Хотя первоначально предполагалось, что виртуальное телеви­дение будет предоставлять доступ в Интернет через теле­визоры вместо персональных компьютеров посредством отдельного устройства, которое соединяло бы телевизор с телефоном. Однако эксперты обнаружили, что потре­бители хотят, чтобы услуги Интернет-ТВ были в большей степени расширением возможностей обычных услуг кабельного телевидения. Например,, они хотят большей интерактивности, которая позволит выбрать вариант изображения продукта во время рекламы, чтобы полу­чить о нем больше информации, или даст возможность выбрать конкретного атлета во время трансляции спор­тивных соревнований и получить статистику, а также полное описание всех его выступлений.

В отличие от радио, телевещание в российской части Интернета практически ведется мало, исключение со­ставляют локальные телепроекты, которые ведут пря­мые трансляции в эфире. На сервере <НТВ+» имеется возможность просмотра некоторых спутниковых теле­программ через Интернет, которые сопровождаются Неа1АисЦо звуком. Однако этот сервер не всегда доступен пользователям.

В основном же функции телевизионных web-страниц носят презентационный характер, включающий инфор­мацию в текстовом формате, расписание эфира, сведения о ведущих и программных проектах, рекламу и анонсы. Новости представлены в гипертекстовой форме, раскры­вающей содержание по вертикали и постранично - от кратких «заголовков» до изложения подробностей. Ин­тернет-технологии расширяют информационный поток и по горизонтали, т.е. включают также новости, которые не были показаны в эфире.

Складывающаяся система сетевых изданий, а также
электронных версий традиционных СМИ, распростра­няемых по сетям Интернета, является одним из дина­мично развивающихся сегментов информационного рынка России. Этому, бесспорно, способствуют такие
характерные особенности этого канала распространения
информации как открытость и демократичность (доступ
без ограничения и доступность любым слоям населения),
оперативность и интерактивность (увеличение скорости
передачи информации и диалоговый режим ее потребле­ния), а также мультимедийность (сочетание текста, ау­
дио- и видеоряда). Географическое положение страны
протяженность ее границ и удаленность регионов также
не могут не повлиять на стратегию развития телекоммуникационных технологий. Существуют и факторы, сдерживающие развитие системы отечественных СМИ в Интернете. К ним можно отнести неразвитость инфраструктуры (в частности, от­сутствие таких ее элементов, как кредитные платежи и пластиковые карты) и низкое качество каналов связи, слабую техническую оснащенность, особенно регио­нальных производителей, монополию Минсвязи на рын­ке, а также дороговизну услуг. Последний фактор ока­зался особенно важным во время экономического кризи­са. Затрудняет развитие электронных СМИ и полное от­сутствие правовой базы в этой области: легитимная не­защищенность авторских прав, что порождает пиратст­во, отсутствие методов обеспечения защиты персональ­ных данных, что нарушает неотъемлемое право лично­сти на неразглашение сведений, имеющих конфиденци­альный характер.

Вопросы для самопроверки

1. Как представлены современные СМИ в Интернете?

2. Как представлены печатные издания в Интернете?

3. Как представлено радио в Интернете?

4. Как представлено телевидение в Интернете?

5. Как представлены информационные агентства в Ин­тернете?

6. В чем преимущества электронных версий СМИ?

7. Каковы факторы, сдерживающие развитие системы отечественных СМИ в Интернете?

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...