Лекция 29. Компьютеризация в средствах массовой информации
Рассмотрим, как представлены российские средства массовой информации в И-ТЕ. К сожалению, в силу неконтролируемости и открытости Интернета нет точных данных о количественных характеристиках и типологической структуре информационного наполнения «всемирной паутины»! По мнению некоторых экспертов, основными поставщиками информационного содержания являются производители традиционной информации, т.е. издатели печатных СМИ и информационные агентства. Однако средства массовой информации представлены в Интернете и другими формами. Существующие в Интернете средства массовой информации следует различать по их генезису. Так, одна категория возникла в результате эволюции традиционных СМИ, которые пополнились веб-страницами, или электронными версиями своих печатных, радио- и телевыпусков. Другая, напротив, возникла непосредственно на базе сетевых технологий и функционирует исключительно в среде Интернета. Такие СМИ называют сетевыми, электронными, иди,веб-изданиями. «Газета. Ру» характерный пример последних. Российский Интернет-каталог «@Rus» (www.au.ru) содержит весьма полные данные о средствах массовой информации России, распространяемых в среде Интернета. В конце 1999 г. этот каталог содержал 2164 ссылки (наименования) на разные СМИ. Для сравнения: раздел «Семья, дом, досуг» содержал 3237 ссылок, а «Образование» - 1696. Классификатор раздела «Средства массовой информации» содержит 23 рубрики по разным видам масс-медиа, включающим сетевые издания, электронные версии печатных изданий, а также радиотелеканалов. В свою очередь, рубрики данного каталога представляют собой весьма неполный перечень типологических групп изданий, выделенных по различным основаниям. Например, выделены группы по характеру каналов вещания (печать, радио, телевидение), по аудиторно-демографическим признакам (детские и юношеские издания), по содержательным характеристикам (компьютерная, экономическая периодика, литературные журналы, спортивные, рекламно коммерческие, религиозные издания), по географии распространения (зарубежные и региональные издания). В отдельную группу выделены общественно-политические издания, научные издания, различающиеся по сферам профессиональных интересов целевых групп, а также виртуальные СМИ, в которую вошли он-лайновые газеты, журналы, web-сайты.
Самыми популярными в 1998 г., т. е. наиболее часто посещаемыми в Интернете, оказались газеты и журналы для досуга (122 ссылки), радио (86 ссылок), а также издания общего характера (89 ссылок). Далее в списке идут профессиональные издания (83 ссылки), зарубежные издания (65 ссылок), детские и юношеские издания (20 ссылок), телевидение (115 ссылок). Рейтинг замыкают литературные журналы (26 ссылок) и религиозные издания (11 ссылок). Как видно, издания для досуга являются также лидерами по числу ссылок, что говорит об активном использовании Интернета в качестве ресурса информации об отдыхе, туризме, развлечениях. Не менее многочисленными являются компьютерные издания, что также вполне объяснимо. Из числа «досуговых» самыми посещаемыми являются эротические издания, такие, как хабаровская «Интим-газета» и иркутский журнал «Ка-детъ», а также автомобильные издания (например, серверы изданий «Авторевю» и «За рулем»). Серверы "www" служат платформой для подавляющего большинства изданий. Как и во всем мире, появление в сети органов СМИ происходит двумя путями -либо через аренду дискового пространства в коммерческих он-лайновых системах, либо путем создания собственных web-узлов. Создание своего узла обходится дороже, но в перспективе это предпочтительнее, так как позволяет привлечь инвестиционные средства и рекламодателей для развития собственной информационной базы.
Открывая собственные "web-страницы, вначале, как правило, имеющие презентационный характер, СМИ заявляют о себе также и на рынке новых информационных технологий. На "web-страницах дается перечень информационных продуктов и услуг, описание информационного продукта, предлагаемого для распространения, а также порядок оформления и условия подписки. Публикация в Интернете расширяет круг подписчиков и ведет к повышению оперативности, увеличению разнообразия и количества новостных сообщений, изменениям в их тематической направленности. Потребители информационных ресурсов www (СМИ, заинтересованные ведомства, организации, частные лица), как, и прежде, получают подборки сообщений по подписке, как правило, платной, однако к прочим каналам связи (телетайп, телефакс) теперь добавилась и электронная рассылка, которая улучшает оперативность доставки в соответствии с требованиями сегодняшнего дня. Подсистема электронных служб новостей, созданных на базе сетевых технологий и функционирующих исключительно в Интернете, только начинает складываться. Создано уже несколько агентств национального и федерального значения, работающих в новой информационной среде. Широкую известность приобрела Национальная служба новостей (НСН), созданная в 1994 г. как акционерное общество закрытого типа, НСН ведет телекоммуникационное вещание в Интернете и работает в режиме открытости и массового доступа. В этом ее основное отличие от традиционных информационных агентств. Материалы НСН оперативно публикуются с использованием ставшей уже привычной "web-технологии, а также новейшей технологии вещания по рush-каналам. С обзорами публикаций центральной российской печати Национальная служба новостей знакомит своих читателей накануне вечером, примерно за 12 часов до выхода газет Сетевые информационные агентства могут возникнуть и на базе web-сайта какой-либо компании. Любопытен пример аналитического агентства Росбизнесконсалтинг, которое было известно профессионалам финансового рынка и функционировало в основном на поле печатных СМИ, имея более 2 тыс. подписчиков на свою информационную продукцию. Во время финансового кризиса в августе 1998 г. компания принимает решение о бесплатном доступе всех желающих к качественной и оперативной ленте новостей на своей web- странице, которая становится самым посещаемым сайтом того периода, принимая десятки тысяч посетителей. Пик посещаемости пришелся на голосование по кандидатуре Е. М. Примакова на пост премьер-министра, когда счетчик зарегистрировал 22 тыс. посещений в сутки, что равноценно тиражу вполне солидной газеты. А во второй половине 1999 г. провайдер Росбизнесконсалтинга создает собственную сетевую газету «Утро» (utro.ru), которая выходит с ежедневной периодичностью и оперативно освещает не только экономические новости, но и весь спектр политических и культурных событий.
Практически все центральные периодические издания сегодня уже имеют электронные версии, привлекая рекламодателей и расширяя аудиторию. Уже не один год такие газеты, как «Аргументы и факты», «Известия», издания группы «КоммерсантЪ», «Независимая газета», «Московский комсомолец», «Московские новости» и многие другие имеют сетевые аналоги в web-паутине. Не менее активны в освоении сети региональные и местные издания. Но темпы освоения Интернета в удаленных регионах несколько выше. Там наибольшей популярностью пользуются электронные версии экономических изданий, таких, как «Деловая Сибирь» (Новосибирск), «Эпиграф» (Новосибирск), «Коммерсант-Сибирь», а также общественно-политических, например «Восточно-сибирская правда» (Иркутск). Одно из преимуществ электронных версий газет и журналов — это практически неограниченный тираж и относительная дешевизна. Электронные издания не ограничены объемом, поэтому при желании в них можно публиковать расширенные версии материалов, более подробные истории и расследования. В зависимости от запросов они даже могут изменять свою периодичность. В России подобный опыт имеет сетевая версия «Независимой газеты», обновляющая свою информацию несколько раз в течение дня. Помимо того что очередной номер газеты может бесплатно прочесть любой пользователь с 12 часов дня, с 11 часов стартует лента новостей, где в реальном времени публикуются информационные сообщения, поступающие в редакцию.
Часто электронные версии газет и журналов появляются на сервере и оказываются доступными читателям тогда, когда их печатные аналоги еще только подписываются к выходу в свет. Это значит, что повышается оперативность информирования читателя, что для печатных изданий, уступающих в оперативности электронной прессе, немаловажно. Однако главное достоинство всех электронных СМИ - их интерактивность, позволяющая взаимодействовать с аудиторией в диалоговом режиме. Типичная электронная версия газеты внешне мало отличается от обычного web-сайта, однако она готовится командой профессионалов и служит источником высококачественной информации. web-страница газеты состоит из тех же разделов и рубрик, которые имеются у печатного выпуска, однако гипертекст расширяет пространственные и временные возможности информирования пользователей. Доступ к конкретным материалам может быть как свободным, так и платным. Заголовки и аннотации, как правило, открыты для бесплатного доступа, а вот полные тексты статей часто требуют он-лайн регистрации для оформления подписки или сообщения для оплаты номера кредитной карточки пользователя. Некоторые газеты используют иные формы подписки. Многие газеты содержат интерактивные архивы (базы данных), в которых хранится информация предыдущих выпусков. Такие архивы могут быть снабжены поисковыми программами, которые позволяют по ключевым словам, дате и фамилии автора искать необходимые статьи. Наиболее развитые системы поиска дают возможность вводить логические комбинации данных. Доступ к таким архивам обычно платный. Некоторые издания бывают оформлены в виде гипермедийных страниц, Чтение которых требует высокоскоростных каналов связи. Возможность использования радиовещания в Интернете появилась сравнительно недавно, когда были разработаны и стали Доступными "методы передачи звука по сети и технологии высокоскоростной передачи данных, позволяющие встраивать транслируемую музыку в общий поток передаваемой ^информации. Программное обеспечение' радиовещания в Интернете в реальном масштабе времени стало внедряться в середине 90-х гг. прошлого века. Интернет в последние годы стал конкурентоспособной средой для прослушивания музыки. «Всемирная паутина» сегодня насчитывает великое множество сайтов виртуальных радиостанций, предлагающих музыку на любой вкус. Причем прослушивание музыки можно осуществлять как в режиме он-лайн, т. е. реального времени (возможны даже прямые трансляции с крупнейших концертных площадок мира), так и в формате отложенного прослушивания.
По данным каталога @ru. российский рынок Интернет-радио в конце 1999 г. насчитывал 165 ссылок на web-сайты, принадлежащие разным радиостанциям, радиокомпаниям, а также отдельным видам радиопродукции. Среди них основная доля принадлежит радиостанциям, уже зарекомендовавшим себя на рынке традиционного эфирного радиовещания. По числу обращений самыми популярными являются «Русское радио», «Европа плюс» и «Эхо Москвы». Все эти радиостанции транслируют свои программы как в эфире, так и в Интернете в режиме реального времени. При этом с введением web-технологий вещательные возможности расширились: помимо звукового ряда, потребитель получает подборку свежих новостей в текстовом формате, а также анонсы ближайших радиопередач. Таким образом достигается мультимедийный характер передачи информации. Сетевое вещание меняет также характер потребления радиоинформации. С одной стороны, когда слушатель сидит за монитором, несколько иной характер приобретает «вторичность», т. е. фоновое прослушивание, с другой — появляется возможность режима отложенного прослушивания: звуковой файл в сжатом виде записывается и прослушивается потребителем, когда у него есть желание и время. Телевизионные web-технологии развиваются в нашей стране с некоторым опозданием. Причиной этому является не только отсутствие необходимых экономических и технологических предпосылок, но и неопределенность перспектив развития web-телевидения в мировом масштабе. Пока еще остается неясным, по какому пути будет развиваться телевидение в Интернете. Хотя первоначально предполагалось, что виртуальное телевидение будет предоставлять доступ в Интернет через телевизоры вместо персональных компьютеров посредством отдельного устройства, которое соединяло бы телевизор с телефоном. Однако эксперты обнаружили, что потребители хотят, чтобы услуги Интернет-ТВ были в большей степени расширением возможностей обычных услуг кабельного телевидения. Например,, они хотят большей интерактивности, которая позволит выбрать вариант изображения продукта во время рекламы, чтобы получить о нем больше информации, или даст возможность выбрать конкретного атлета во время трансляции спортивных соревнований и получить статистику, а также полное описание всех его выступлений. В отличие от радио, телевещание в российской части Интернета практически ведется мало, исключение составляют локальные телепроекты, которые ведут прямые трансляции в эфире. На сервере <НТВ+» имеется возможность просмотра некоторых спутниковых телепрограмм через Интернет, которые сопровождаются Неа1АисЦо звуком. Однако этот сервер не всегда доступен пользователям. В основном же функции телевизионных web-страниц носят презентационный характер, включающий информацию в текстовом формате, расписание эфира, сведения о ведущих и программных проектах, рекламу и анонсы. Новости представлены в гипертекстовой форме, раскрывающей содержание по вертикали и постранично - от кратких «заголовков» до изложения подробностей. Интернет-технологии расширяют информационный поток и по горизонтали, т.е. включают также новости, которые не были показаны в эфире. Складывающаяся система сетевых изданий, а также Вопросы для самопроверки 1. Как представлены современные СМИ в Интернете? 2. Как представлены печатные издания в Интернете? 3. Как представлено радио в Интернете? 4. Как представлено телевидение в Интернете? 5. Как представлены информационные агентства в Интернете? 6. В чем преимущества электронных версий СМИ? 7. Каковы факторы, сдерживающие развитие системы отечественных СМИ в Интернете?
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|