Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Эмпирическое изучение восприятия времени в стрессовой ситуации у студентов




Описание методики исследования

восприятие время студент стрессовый

Мы проводили исследование по изучению восприятия времени в стрессовой ситуации.

Цель исследования: определить степень точности восприятия времени в стрессовой ситуации.

Методы исследования:

Теоретические: анализ научных разработок по психологии относительно исследуемой проблематики, системный анализ и синтез.

Эмпирические: тестовые методы, наблюдение.

База исследования и выборка: в исследовании приняли участие 10 студентов института психологии, педагогики и социальной работы специальность психология (8 девушек и 2 молодых человека). Данное исследование было разделено на два основных этапа:
на первом этапе мы исследовали их восприятие времени в нормальной (бесстрессовой) ситуации (А1). На втором мы проводили диагностику восприятия времени в различные периоды (перед зачетом, контрольной, семинаром и т.д.), когда предполагалось наличие стрессовой ситуации для испытуемого (А2).

Оборудование: секундомер и таблица-протокол исследования.

Процедура исследования

Исследование восприятия времени проводится в паре, состоящей из испытуемого и экспериментатора. Оно состояло из двух опытов. В каждом опыте испытуемому предлагалось определить заданный промежуток времени, не считая и не смотря на часы. Правильность оценки интервала времени экспериментатор определял с помощью секундомера. Были заданы интервалы: 10 с, 30 с, 20 с, 40 с, 60 с.

Инструкция испытуемому: «Вам будет предложено, не пользуясь часами и не считая про себя, поднятием руки или сигналом «Стоп!» определить конец заданного отрезка времени. Каждый раз Вам будет сказано о том, какой длительности задается интервал, а его начало экспериментатор отметит ударом карандаша по столу».

В таблице-протоколе записывались заданные для определения интервал времени и фактическое время, которое испытуемый принял за заданный интервал.

Временной интервал, предложенный для оценки, отмечается в графе таблицы «С» в секундах; фактическое время, тоже в секундах, в графах А1 и А2.

 

Таблица-протокол исследования восприятия коротких промежутков времени

Фамилия:

Интервал оценки времени «С»

Фактическое время

  А1 А2
10 с.

 

30 с.

 

20 с.

 

40 с.

 

60 с.

 

Обработка результатов

Точность оценки времени определяется для каждого опыта отдельно по формуле:

 


Кт - коэффициент точности оценки времени;

А - фактический временной интервал, прошедший с момента начала оценки испытуемым заданного отрезка времени (А1 - при спокойном состоянии испытуемого, А2 - при стрессовой ситуации); С - временной интервал, предложенный для оценки.

Результаты исследования

 

 

10 с.

20 с.

30 с.

40 с.

60 с.

  А1 А2 А1 А2 А1 А2 А1 А2 А1 А2
Антюфеева 09.3 07.5 18.1 15.3 28.7 25.3 40.9 36.7 59.0 53.3
Каткова 09.8 06.3 20.0 18.7 33.3 25.5 41.1 33.2 59.4 55.8
Устинова 08.9 06.5 16.5 15.7 21.2 20.3 39.5 28.8 69.7 47.4
Голованева 09.3 08.2 16.8 15.3 24.1 22.9 33.4 31.6 50.6 45.5
Зязина 09.7 06.8 21.5 11.5 27.4 17.3 38.0 31.2 44.1 38.5
Гавриков 09.5 05.7 21.2 18.3 31.7 23.4 51.4 39.5 65.9 58.3
Щербин 09.2 07.7 19.6 13.3 32.8 23.9 51.5 35.8 58.6 43.9
Мыскова 09.3 06.1 19.0 16.7 28.1 24.6 36.5 33.6 57.7 52.8
Соболева 08.3 07.3 21.0 15.8 32.2 23.4 39.1 31.5 54.6 50.2
Малярчук 09.2 05.5 18.5 13.7 25.3 23.8 38.0 31.9 52.6 50.2

 

В результате нашего исследования мы получили следующие результаты:

Как видно из таблицы, во время стрессовой ситуации восприятие времени у студентов изменилось. Заданные промежутки времени им стали казаться меньше.

 


Коэффициент точности

 

10 с.

20 с.

30 с.

40 с.

60 с.

  А1 А2 А1 А2 А1 А2 А1 А2 А1

А2

Антюфеева 93 75 91 77 96 84 102 92

98

89
Каткова 98 63 100 94 111 85 103 83

99

93
Устинова 89 65 83 79 71 69 99 71

116

79
Голованёва 93 82 84 73 80 76 84 79

84

76
Зязина 97 68 108 53 91 58 95 78

74

64
Гавриков 95 57 106 92 106 78 128 99

109

97
Щербин 92 77 98 67 109 80 129 90

98

73
Мыскова 93 61 95 84 94 82 91 84

96

88
Соболева 83 73 105 79 107 78 98 79

91

84
Малярчук 92 55 93 69 84 79 95 80

88

84
                       

 

Коэффициент точности снизился, что свидетельствует об ухудшении восприятия времени в стрессовой ситуации, а именно создается ощущение нехватки времени, что подтверждает наши гипотезы.

Вывод:

Наши гипотезы полностью доказаны. У всех испытуемых (100%) снизилась точность восприятия времени в стрессовой ситуации.

 

 


Заключение

 

Время существует объективно, оно касается всех существ, всех предметов и явлений. Вне времени существование мира невозможно. Представление о времени изменялось в зависимости от исторического периода, культуры, религии, развития физики, биологии, психологии и других наук.

Любой вид восприятия имеет большое значение для человека. Наиболее важные особенности восприятия - предметность, целостность, структурность, константность и осмысленость.

Восприятие времени - это образное отражение таких характеристик явлений окружающей действительности, как цикличность, длительность, скорость протекания и последовательность. Восприятие времени происходит благодаря работе нескольких анализаторов. Непосредственно воспринимаются лишь очень короткие интервалы (не более нескольких минут), более длительные промежутки оцениваются человеком опосредованно, при участии высших психических функций. На восприятие времени влияют следующие факторы: возраст человека, шум, мотивация, эмоции, фармакологические средства, наполненность промежутка времени событиями, стрессовые ситуации, темперамент человека и т.п.

В нашем исследовании мы доказали, что восприятие времени в стрессовой ситуации изменяется: создается ощущение нехватки времени.

 

 


Список литературы

 

1. Анастази А. Психологическое тестирование. - Т.2. М., 1992.

2. Бакланова Н.К. Бакланов К.В. Шаг к успеху. Психология для Вас. Учеб-метод. пособие. - М.: ИПО Профиздат, 2000, 144 с.

.   Брушлинский А.В. Проблемы психологии субъекта. - М., 1994.

.   Брушлинский А.В. Субъект: мышление, учение, воображение. - М.-В., 1996.

.   Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психологической диагностике. - Киев, 1989.

6. Веккер Л.М. Психические процессы. ВЗТ. - Т.1. - Л., 1974.

. Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений. - М., 1990.

8. Выготский Л.С. Психология. - М., 2000.

.   Величковский Б.М., Зинченко В.П., Лурия А.Р. Психология восприятия. - М., 1973.

10. Выдержки из книги Д. Креч, Р. Крачфилд, Н. Ливсон «Восприятие движения и времени» (D. Krech, R. Crutchfield and N. Livson. Elements of psychology. N.Y., 1969, pp.219-22

11. Гальперин П.Я. Введение в психологию. - Ростов на Дону, 1999.

12. Гамезо М.В. Домашенко И.А. Атлас по психологии. - М., 2001.

.   Гальперин П.Я. Психология как объективная наука. - М.: Ин-т практ. психологии, НПО, 1998.

.   Грановская Р.М. Элементы практической психологии. - СПб.: Свет, 1997.

.   Годфруа Ж. Что такое психология. - М., 1996.

.   Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. - М.: МГУ, 1999.

.   Гриншпун И.Б. Введение в психологию. - М., 1994.

.   Джемс У. Психология. - М., 1986.

.   Дубровина И.В. и др. Психология. - М.: Академия, 2002.

.   Джемс У. Психология. - М., 1991.

.   Дружинин В.Н. Психология общих способностей. - М., 1995.

.   Ждан А.Н. История психологии. - М., 1999.

.   Загвязинский В.И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогических исследований. Учеб. пособие. - М.: Академия, 2001, 208 с.

.   Иванников В.А. Психологические механизмы волевой регуляции. - М., 1998.

.   Ительсон Л.Б. Лекции по общей психологии. - М., 2000.

.   Когнитивная психология. Учебник для вузов /Под ред. В.Н. Дружинина, Д.В. Ушакова. - М.: ПЭРСЭ, 2002, 480 с.

.   Косов Б.Б. Творческое мышление, восприятие и личность. - М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЕК», 1997.

.   Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность // Избранные психологические произведения: В 2т. - М., 1983. - Т.2.

.   Логвиненко А.Д. Психология восприятия. - М., 1990.

.   Лурия А.Р. Высшие корковые функции. - М., 2000.

.   Лурия А.Р. Ощущения и восприятие. - М., 1975.

.   Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. - М.: Смысл, 2001.

.   Маклаков О.А. Общая психология. - СПб.: Питер, 2000.

.   Максименко С.Д. Общая психология. М.: Рефл-бук, 1999.

.   Мерлин В.С. Структура личности. Характер, способности, самосознание. Учеб. пособ. к спецкурсу. - Пермь, 1990.

.   Немов Р.С. Психология., М., 1997. - Т.1.

.   Психология. / Под ред. А.А. Крылова. - М., 2001.

.   Психология / Под ред. В.Н. Дружинина. - СПб.: Питер, 2001, 512 с.

.   Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология: Учебн. для студ. Высш. Пед. учеб. зав. - М., 1998.

.   Петровский В.А. Личность в психологии: парадигма субъектности. - Ростов на Дону: «Феникс», 1996.

.   Практикум по общей психологии: учебное пособие для студентов пединститутов /А.И. Абраменко, А.А. Алексеев, В.В. Богословский и др. - М.: Просвещение, 1990.

.   Психодиагностика. Учебник для вузов / Л.Ф. Бурлачук. - СПб.: Питер, 2003.

.   Психология индивидуальных различий (тексты) - М., 2000.

.   Психология ощущений и восприятия (тексты) - М., 1999.

.   Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб., 1999.

.   Рогов Е.И. Общая психология: Курс лекций. - М.: ВЛАДОС, 1995, 448 с.

.   Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб., 2000.

.   Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека: Введение в психологию субъективности. - М., 1995.

.   Столяренко Л.Д. Основы психологии. - Ростов н / Д., 1996.

.   Фресс П., Пиаже Ж. Экспериментальная психология: - Вып. 6 - М., 1978

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...