Цели, целеполагание и их функции в социальном развитии
Научный анализ социального развития предполагает исследование категории "цель", выявление ее места в механизме движения общества. Цели играют важную роль в деятельности людей, пронизывая общественную практику как внутренний закон. В них отражается связь прошлого, настоящего и будущего, проявляющаяся в соотношении: цели - средства - результат. При этом средства представляют собой диалектическое единство прошлого, овеществленного, и актуализированного, живого труда, а результат - единство идеального образа будущего и его предметного воплощения. В отношении к окружающему предметному миру цель выступает как его отрицание. В ней заложено противоречие между потребностями человека и возможностями их удовлетворения в конкретных социально-экономических и социально-политических условиях. Это противоречие разрешается в процессе общественной практики, в которой цель выступает как форма предвосхищения результатов деятельности людей. Понятие "цель" издавна волновало умы ученых. В рамках философии сложились два подхода к обоснованию ее роли в социальном развитии: телеологический и детерминистский. В рамках первого и развитие природы, и смысл истории трактуются исходя из предзаданности целей. Отрицая детерминизм общественной жизни, обосновывая направленность развития действием "конечных причин", представители данного направления объясняли и объясняют механизм саморегуляции социальных систем идеалистически. В частности, неотомисты идею всеобщей взаимосвязи во Вселенной интерпретируют телеологически. В их трактовке организованность форм, взаимозависимость частей, законы космоса свидетельствуют о целевой предупорядоченности, предопределенности всеобщей связи.
Признавая целевую структуру объективной реальности, неотомисты приходят к идее поиска "смысла бытия" природы и человека. Цели человека, по их мнению, исключают детерминацию материальными причинами. Они всецело во власти творца. Естественные причины не порождают нового бытия, а лишь модифицируют его. Причиной самой причинности и бытия является бог. К нему как к цели устремлен порядок Вселенной По существу на признании "конечных причин" строится концепция развития известного философа П. Тейяра де Шардена. В своей работе "Феномен человека" он предлагает ретроспективное определение общего направления развития осуществлять из некого универсального центра. По его мнению, таким центром конструирования универсума, а также вершиной эволюции является человек. Целенаправленная деятельность человека у П. Тейяра де Шардена представляет собой высшую форму телеологических свойств действительности. Закон эволюции ведет человека к прогрессирующему объединению в более совершенной организации. А всеобщая целенаправленность бытия позволяет ему путем борьбы достигнуть счастья и справедливости. Тейяр де Шарден, также как и неотомисты, приходит к идее "смысла бытия", "смысла жизни". По мнению ученого, в основе бытия лежит "смысл жизни", последний же по существу выражает целенаправленность эволюции. Таким образом, история в его глазах предстает не как результат действия объективных законов, выражающих переход случайного в необходимое, а как следствие целевой структуры самого бытия. В противоположность телеологическим воззрениям в философии сформировалось другое направление, объясняющее явления и процессы в живой природе и обществе материалистически. Это направление получило название детерминизм, а применительно к общественной истории - социально-исторический детерминизм. Разделяя фундаментальные положения данной философской парадигмы и опираясь на ее исходные посылки, попытаемся ответить на вопрос, какое место занимают цели и целеполагание в социальном развитии.
Человек обладает такими специфическими свойствами, которые позволяют ему развиваться как существу социальному посредством расширенного воспроизводства условий собственной жизни. Способность к сознательному целеполаганию попадает в разряд этих свойств. Она обнаруживается в главном факте общественного бытия - труде, который выступает как осознанно реализуемое целеполагание. Цели пронизывают всю практически-преобразовательную деятельность человека, направляя и регулируя ее в зависимости от изменяющихся материально-вещественных и социальных условий. В них воплощается активная природа человека, его сознания. Цель - это мысленный образ результата в его отношении к порождающим его действиям. Она характеризует то, что еще только может и должно возникнуть, выступая как прообраз будущего. Будучи явлением сознания она представляет собой форму отражения действительности, в идеальном виде воспроизводящую предметный мир, противоречия, которые возникают между человеком и внешними условиями его существования. Причем в ней проявляется способность человеческого сознания к предвосхищающему отражению. В этом смысле цель - это своего рода модель будущих действий по достижению некоторого результата. Цель - не просто отражение реальной действительности в сознании человека. Это также и выражение его отношения к внешним условиям, возможностям развития, полезности действий. И с этой точки зрения она выступает как функция потребностей. Она является образом предмета, который пока не существует, но будет создан в результате практических действий человека. В цели выражаются ценностные отношения, реализующиеся в триаде: познание - оценка - практика. В единстве этих трех актов человеческой деятельности цель выполняет роль связующего звена между познанием и практикой. В ней идеальный образ результата связывается с практическими действиями посредством сложных нервно-психических механизмов отражения и оценки. На поверхности эта связь проявляется в том, что цель побуждает действие, стимулирует его на протяжении всего процесса и корректирует по принципу кибернетической "обратной связи". Таким образом цель выполняет роль побудителя, направляющего и регулирующего фактора практически-преобразовательной деятельности человека. Она воплощается в структуре деятельности, образуя своего рода механизм связи предпосылок, практических действий и результатов, и следовательно, выступает как внутренний закон данного объективного процесса. "Человек, - писал К. Маркс, - не только изменяет форму того, что дано природой, он осуществляет вместе с тем и свою сознательную цель, которая как закон определяет способ и характер его действий и которой он должен подчинять свою волю."
Цель неразрывно связана со средствами, а через них с результатом, хотя и не является причиной последнего. В самом общем виде средства - это все собственные действия человека в соотношении с целями и объектами воздействия. Через средства она связывает себя с результатом и только благодаря им становится силой, изменяющей действительность. По отношению к средствам цель первична и в этом смысле она конечна, выступает как субъективная цель действий. Однако превращенная в результат, продукт деятельности она является средством новой цели, которая осуществляется в продукте, и так до бесконечности. Этот не имеющий конца процесс и есть целесообразная деятельность. Здесь цель имеет средства в себе самой. В одно и то же время она есть цель и средство, причина и следствие, начало и результат, субъективность и объективность. Цепочка "цель-средства-результат" представляет собой форму причинно-следственной связи, обусловливающей направленность человеческой деятельности и в конечном счете социального развития. Поэтому категория "цель" органически вплетена в систему общественных отношений. Являясь структурной закономерностью преобразующей деятельности человека, она предстает и как продукт, и как содержание социального развития. В этом процессе цель выполняет функцию адаптации людей к постоянно меняющимся естественным, материальным и социальным условиям жизнедеятельности.
Посредством целей в практической деятельности воплощается единство двух противоречивых, но взаимообусловленных форм развития: изменчивости, отражающей действие случайных факторов и относительную неопределенность будущего, и исторической преемственности, характеризующей устойчивость, повторяемость социальных отношений и связей. Благодаря изменчивости мы можем наблюдать как в природе, так и в окружающем нас социальном мире многообразие видов, их рождение и разрушение. В исторической преемственности проявляется не только способность общества сохранять созданные им формы, но также внутренняя связь прошлого и будущего, зависимость будущего от прошлого. Названные формы взаимосвязаны, взаимозависимы и в совокупности обеспечивают, с одной стороны, многовариантность, а с другой - определенную направленность социального развития. Отражая единство случайного и закономерного в деятельности людей, целеполагание выступает как своего рода принцип отбора, благодаря которому реализуются процессы самоорганизации общества. Целеполагание всегда связано с выбором некоторого набора действий, а в широком социальном смысле - некоторого варианта движения. У индивида он опосредован нервно-психической, а у общества - социальной деятельностью, воплощающейся в актах познания, оценки и практики. И если на начальной стадии развития общества эти акты не были расчленены, выступали как моменты единого, неразделенного практически-преобразовательного процесса, то в настоящее время они относительно обособлены, являются областью деятельности определенных социальных групп. Познавательный процесс осуществляется преимущественно в сфере науки, оценочный - в сфере идеологии и политики, собственно материально-предметная деятельность - в сфере материального производства. Однако несмотря на относительную обособленность, познание, оценка и практика олицетворяют три момента единого мыслительно-физического процесса, осуществляемого человеком и обществом для обеспечения своей жизнедеятельности. И в этом процессе целеполагание предстает как адаптационный механизм, уравновешивающий действие внутренних факторов и внешних условий социального развития. Посредством целей реализуется стремление человека к свободе. При этом свобода - это не просто ценность, как точка в пространстве, к которой следует приближаться. Это - процесс, отражающий отношение человека к изменяющемуся миру, относительную независимость его выбора, решения, возможность противостоять действию окружающей среды.
Цели - не только проводники ценностей. Они представляют также внутренний аспект свободы. В этом смысле свобода - это осуществление человеком системы конечных и промежуточных, ближайших и далеких целей в соответствии с возможностями текущего момента. Этот процесс сложный, нелинейный, так как люди обладают множеством целей, в том числе противоречащих друг другу. Человек может отказываться от одних и переходить к другим целям, видоизменять их в зависимости от обстоятельств, благодаря чему его поведение становится гибким, адаптивным. "...Действительность незамкнута, - отмечают Нарский И.С., Хевеш М.А., - но открыта и неисчерпаема, она порождает появление новых возможностей. С возможностями, создаваемыми в социальном мире деятельностью людей, рука об руку идут случайности, использование которых в свою очередь порождает новые возможности, а на их познании и использовании, дополняющем познание основной, магистральной необходимости, базируется свобода..." Как указывалось выше, цель представляет собой модель действия. В ней в идеальной форме отражается движение от предпосылок к результатам социальной деятельности, форма которого детерминирована и природными, и социально-экономическими, и культурологическими факторами. Поэтому исследование и научное обоснование социальных целей является важным направлением формирования системы управления, адекватной закономерностям социального развития. Социальные цели непосредственно встроены в механизм регулирования индивидуального поведения. При рассмотрении индивида в системе общественных отношений в цели включается зависимость личности от окружающего социального мира, ее участие в преобразовательной деятельности, а сам процесс целеполагания базируется на усвоении общественного опыта. Формируя цель, человек осуществляет выбор из множества возможностей, принимает решение относительно средств ее реализации, определяет препятствия на пути ее достижения. Вместе с тем данный выбор предусматривает согласование индивидуальной цели с системой общественных ценностей и общественных целей и их принятие. Поднимая вопрос о детерминированности целей человеческой деятельности, следует отметить, что он являлся ранее и является сейчас предметом дискуссии и философов, и социологов, и экономистов. В мировой научной мысли сформировались две альтернативные традиции в его решении. В соответствии с одной признается атомистическая природа общества. Человек выступает как микромир, отдельный атом. Общество не представляет собой органической целостности, является результатом взаимодействия индивидов. Государство складывается на основе договора граждан для защиты их жизни, индивидуальной свободы и частной собственности. Эти взгляды получили широкое распространение в английской философии и политэкономии. На них базируется современный либерализм, сторонники которого отрицают правомерность и полезность государственных форм управления, планирования и программирования. С их точки зрения, данные формы ограничивают экономическую и политическую свободу людей, ущемляют гражданские права. Так, Ф. Хайек утверждал, что индивид и его воля, а не единая цель общества, организующая и подчиняющая социальную жизнь, являются высшей и конечной ценностью. Положенная в основу теоретической конструкции абсолютная свобода воли индивида исключает социальную обусловленность целей отдельного человека. Исходя из этого исторический процесс предстает как результат взаимодействия отдельных воль, а цели общественного развития складываются по принципу параллелограммов. Однако следует заметить, что если бы цели отдельных индивидов не были социально детерминированы, то в них не содержалось бы то общее, которое определяет направленность результирующей параллелограмма. Как справедливо отмечает М.Г. Макаров, "целесообразная деятельность людей несет в себе момент реализации закона, служит его проводником." Принцип социального детерминизма подвергается критике или не признается вовсе в неклассической социологии, получившей широкое распространение на Западе. Так, в социологии неокантианства отрицается закономерность как свойство самой социальной реальности на том основании, что история рассматривается через призму неповторимых индивидуальных, уникальным образом комбинированных социальных явлений. А раз последняя состоит из совокупности неповторяющихся, в своем роде единичных и своеобразных фактов, то не имеет смысла говорить о законе истории, значит, цели, возникающие у людей, живущих сегодня, не связаны непосредственно с социальными условиями, сформированными в предшествующие периоды времени, и выступают как результат свободного волеизъявления. В феноменологии вообще утрачивается смысл поиска объективных причин происходящего в социальной жизни, поскольку в основе данной социологической концепции лежит восприятие и конструирование субъектом социальной реальности. В этом случае, как справедливо отмечает В.Я. Ельмеев, "приписываемые субъектам, идущие от субъекта значения, составляют предел социологического знания, служат последними данными, с которыми имеет дело социолог. Значения, которые конструируются участниками повседневной жизни, не могут быть верифицированы, а потому не может быть найдена их причина в объективной социальной реальности, которая лишается всякой предметной реальности." В данной социологической концепции цели не выводятся за рамки сознания, они конструируются в процессе обмена символами, смыслами и значениями. На наш взгляд, отрицание социального детерминизма приводит либо к чисто субъективной трактовке целей, либо к противопоставлению индивида и общества. Подход, согласно которому общество рассматривается как искусственное образование, а социальное развитие - как непосредственное продолжение действий личности, в конечном итоге базируется на признании дуализма сущности человека и общества, что, на наш взгляд, неверно. Как ранее было показано, у человека не и не может быть иной сущности, кроме социальной. В соответствии с другой традицией человек рассматривается как совокупность социальных отношений, вследствие чего отрицается возможность редуцировать общественное устройство к поведению независимых индивидов. Данная традиция берет начало от Платона и Аристотеля. Она получила свое развитие в структурном функционализме, а также в марксизме. Однако в отличие от функционализма, в основе которого лежит признание социального действия в качестве элементарного бытия общества, в марксизме исходной точкой анализа общества выступает человек как носитель общего. У К. Маркса действительный человек является субъектом истории, творцом общества. Общее образует свойство, сущность действительного субъекта, поэтому общественные отношения не выступают чем-то внешним по отношению к индивиду, а общество не есть некая абстрактно-всеобщая сила, противостоящая ему. Человек всегда является сущностью создаваемых им социальных форм своего существования. Поэтому деятельность индивида, его поведение не свободны от действия общественных законов. Более того, социальные законы находят свое проявление именно в деятельности людей. Как справедливо отмечал Д. Лукач, "...целеполагание никогда не превращается в принцип движения, устанавливающий или отбрасывающий причинность самих действующих предметов. Процесс, который приводит в движение этот вид установки, по своей сути всегда остается причинным." В этом смысле показательным является анализ цели капиталистического производства, проведенный К. Марксом в "Капитале", а также в "Экономических рукописях". Исследуя механизм развития капиталистического общества, К. Маркс показал, что его особенностью является расширенное воспроизводство капитала на базе присвоения прибавочного труда рабочих. Основным регулятором производства капитала выступает закон стоимости, отражающий циклическую зависимость производства товаров от спроса на них, с одной стороны, и направленность последнего на рост прибыли - с другой. Расширенное воспроизводство капитала осуществляется посредством его накопления, что выражается в расходовании денежных средств на возрастание прибыли. В сознании капиталиста это объективное отношение выступает как субъективная цель. Капиталист своей деятельностью опосредует движение капитала, а его сознание является своего рода измерительным прибором, который фиксирует изменение условий функционирования производства. В этом смысле капиталист не свободен, не имеет выбора, вынужден поступать определенным образом. Его сознательное целеполагание есть действие "общественного механизма, в котором он является только одним из колесиков." Получение максимума прибыли капиталистом - это необходимое условие его нормальной жизнедеятельности в данном социальном качестве. Следуя логике исторического материализма, К. Маркс понятие "цель" включил в механизм действия основного закона, определяющего направленность движения не только капиталистического производства, но и общества в целом. Категория "цель" в объективном значении "цели производства" рассматривалась им как регулятор, определяющий пределы функционирования капиталистической системы. Цель получение прибыли "остается выражением детерминированной материальными отношениями потребности, выступая в этом своем аспекте как мотив деятельности каждого капиталиста в отдельности и всего класса в целом. Действие закона-тенденции нормы прибыли к понижению порождает противоречия в мотивациях и целях капиталистов, свидетельствуя тем самым об исторически приходящем характере капиталистического способа производства и возникновении нового способа производства, регулируемого не законом стоимости, а законом потребительной стоимости.. Опираясь на методологию исследования К. Маркса, можно раскрыть цели социального развития конкретного общества. При этом следует иметь в виду, что основой социального развития выступает общественное производство, понимаемое не просто как производство вещей, а как единство производства человека и предпосылок его жизнедеятельности. В свою очередь расширенное социальное воспроизводство, его формы и способы организации, его закономерности определяют направленность социальной системы. Социальное развитие, его механизмы не могут быть объяснены научно, если исследователь игнорирует воспроизводственный подход. Понимание социального развития через призму воспроизводства человека и общества дает ключ к обоснованию социальных целей. Последние обуславливаются закономерностями общественного производства. Более того, они включаются в механизм действия системы социально-экономических законов и прежде всего основного. Однако хотя объективные законы и детерминируют целенаправленную деятельность людей, все же этот детерминизм нежесткий, что выражается в наличии, наряду с общими, особых и частных целей. Исходной ступенью в обосновании целей общественного развития является анализ потребностей и интересов людей. При этом следует отметить, что в отличие от категории "потребность", отражающей "индивидуальное лицо" объективно обусловленной нужды и характеризующей как необходимость определенных видов связи индивида с окружающей средой, так и его способность к самостоятельному избирательному реагированию на жизненно важные явления, категория "интерес" выражает влияние социально-экономических условий жизнедеятельности людей на их поведение, активность. И если потребности возникают на уровне биологической формы движения материи, а в процессе социально-экономического развития они социализируются, то интересы свойственны лишь социальной форме движения материи. Интересы порождаются обществом, посредством его воспроизводятся и изменяются. Данная категория характеризует объективное положение субъекта в системе общественных и прежде всего производственных отношений с позиции того, выгодно ли данное положение субъекту и насколько. А если не выгодно, то в каком направлении его изменять. Интересы всегда связаны с некоторым вариантом развития. На основе их общности формируются классы, другие социальные группы. Общность интересов - необходимое условие единства целей и практических действий. Поэтому для того, чтобы ответить на вопрос, каковы цели развития данного общества, надо знать, приоритет чьих интересов обеспечивается посредством данного способа производства. Надо также знать, каковы общественные потребности и способы их удовлетворения. Анализ потребностей и интересов людей позволяет определить идеальный образ общества с позиции различных социальных групп и возможные варианты его достижения, а также выявить реальные противоречия и потенциальные конфликты, связанные с движением к желаемому состоянию. На его основе осуществляется принятие целевого решения, т.е. выбор вполне конкретных направлений развития. Затем производится обоснование возможности реализации данных направлений исходя из наличных средств и имеющихся ресурсов. И вновь производится выбор, но на данном этапе цели предстают в более развернутом виде: идеальный образ увязывается со средствами его достижения. А в сам выбор включаются социальные ценности, с помощью которых происходит согласование целей и средств. В дальнейшем задача выбора усложняется и решается с учетом геополитических, внешнеэкономических и других факторов. Таким образом, целеполагание предстает как многофакторный и многокритериальный процесс, имеющий множество решений и альтернатив в выборе управляющих воздействий. Социальные цели многовариантны благодаря многообразию потребностей и интересов людей. Поэтому научный анализ предполагает классификацию целей по разным основаниям. Взаимодействие общих и специфических законов социального развития находит отражение в соотношении конечных и промежуточных целей, самоцелей и уровневых целей. При этом следует иметь в виду, что выделенные взаимосвязи не безразличны к конкретному содержанию целей, характеру направляемой ими деятельности. Особенно это касается конечной цели, которая представляет собой "главный определяющий мотив, своего рода фокус, в котором сходятся стремления человека в основных областях деятельности. К ней ведет длинный и сложный ряд действий, направляемых промежуточными целями. Правильно поставленная конечная цель выражает сущность процесса развития..." Её наличие обусловлено действием закономерности социального прогресса. В конечных целях отражается направленность движения, бесконечного во времени и пространстве. Осознание конечных целей общественного развития оказывает значительное влияние на структуру духовной жизни, общественной психологии. Соотношение самоцелей и уровневых целей отражает диалектику целей - средств в ходе развития общества. Поскольку деятельность людей в различных областях общественной жизни специфична, постольку имеет смысл различать социальные, экономические, научно-технические и экологические цели. В этой системе приоритетную роль играют социальные цели, что обусловлено закономерностями социально-экономического и научно-технического развития. Они выполняют роль задающих, в свою очередь экономические выступают как обеспечивающие, а экологические накладывают ограничения на всю систему. В целях находят свое отражение интересы людей. Последние же бывают коренными и сиюминутными; долгосрочными и текущими; общими, коллективными и личными. В этой связи уместно выделять существенные и несущественные, далекие, близкие и ближайшие, общие и частные цели. Выделенные формы целей находятся между собой в диалектической связи, отражающей соотношение общего и единичного, части и целого, сущности и явления, необходимости и случайности, что свидетельствует о многоуровневости, многосторонности практической деятельности, о сложности её структуры. Cоциальные цели, будучи по своей природе целями общества, имеют отличные от целей индивидов механизмы формирования и реализации. Это обусловлено тем, что в обществе, основанном на разделении труда, процесс познания, оценки и практики как ключевые акты единой практически-преобразовательной деятельности относительно обособлены, за ними закреплены определенные социальные группы. В современном обществе именно управление, включающее социальное прогнозирование, социальное планирование и социальное программирование, является тем механизмом, посредством которого осуществляется социальное целеполагание. В прогнозах, планах и программах социальные цели предстают по-разному. В прогнозах - в своем возможном значении, т.е. как некий идеальный образ будущего. В планах - в своем реальном значении, как управленческое решение, но без учета последовательности действий по реализации данного решения. Наконец, в программах цель выступает как система, т.е. как неразрывное единство идеального образа, структуры деятельности и имеющихся ресурсов. Однако это единство достигается только при наличии прогнозов и планов. Поэтому эффективное целеполагание возможно лишь в том случае, когда в системе социального управления органически сочетаются все три инструмента.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|