Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Решение социально-экологических проблем в Москве.

Московский регион - один из крупнейших урбанизированных регионов в мире, рост его и развитие неизбежно сопровождаются возникновением ряда острейших проблем, среди которых экологическая проблема занимает второе место после преступности. В связи с этим Правительством столицы в сентябре 1994 года была принята “Комплексная экологическая программа Москвы на период до 2005 года”.

Экологическая безопасность в сверхурбанизированных крупных городах, таких, как Москва, обусловлена сложнейшим взаимозависимым комплексом природных условий, градостроительных, инженерных, социально-экономических и других проблем, методами и способами их решения. Она определяется состоянием окружающей среды и вероятностью чрезвычайных экологических ситуаций.

Можно привести несколько факторов, усугубляющих социально-экологические проблемы в Москве: увеличение транспортного потока, увеличение населения, прирост производственных мощностей, наступление жилых и коммерческих кварталов на лесные массивы, расширение подземного строительства.

Соответственно проблемам, в Москве обозначены и приоритетные направления работы в области охраны природной среды: это жесткий контроль за выбросами от автотранспорта и предприятий, за использованием земель всех категорий на территории города, за состоянием поверхностных водоемов, за сбросами загрязняющих веществ, за образованием отходов производства и их переработки, за внедрением на предприятиях города нового технологического оборудования.

В Москве создается база данных о прохождении автотранспортом технического осмотра. Система инструментальной проверки введена в Москве с 16 октября 1996 года, с осмотра транспортных средств, находившихся в эксплуатации свыше 15 лет.

Правительство Москвы выделяет деньги на благоустройство дворов и подъездов. Планируется полностью осветить и озеленить дворы, оборудовать подъезды. Выполнение этих программ позволит преобразить город и сделать его комфортным для проживания людей и более экологически-безопасным.

Ряд важнейших проблем по охране окружающей среды решается путем применения методов космического экологического мониторинга в сочетании с традиционными методами наземных измерений и обследований на опорных участках, строятся карты-схемы антропогеннного загрязнения и воздействия на город, пригородные зоны и водоемы, определяется степень загрязнения растительного и почвенного покрова. Используя данные космической информации, контролируется и проводится комплексное исследование мероприятий по улучшению экологического состояния выбросов, территорий автопарков, загрязнений интенсивными транспортными участками. Создание в Москве единой системы экомониторинга водных объектов позволит оперативно оценивать качество воды в Москве-реке и ее притоках, эффективно анализировать состояние водоемов, быстро реагировать на факты аварийного загрязнения и “залповые сбросы” и выявлять источники загрязнения.

Но решение экологических проблем - дело не только структур власти, оно невозможно без участия всего общества.

Разработкой концепции экологического образования, созданием моделей для учащихся школ занимались ученые и специалисты-экологи в течение ряда лет. Некоторые были апробированы в ряде московских школ, например, "Экология и диалектика" (МГИУУ). В соответствии с моделями разрабатываются новые учебные курсы с экологическим содержанием. Не забыты также и колледжи, техникумы, высшая профессиональная школа. При внедрении многоуровневой системы высшего образования широко применяется учебно-методическое обеспечение, разработанное в рамках Государственной программы "Экологическая безопасность России". Новые формы работ по организации экологического образования в Москве ищут учебные центры, институты повышения квалификации.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Человечество вступает в новую эру своей истории, наиболее характерный её признак – возникновение глобальных проблем. Впервые в истории возникла ситуация, когда человечество может сплотиться на такой основе, как обеспечение глобальной безопасности современной цивилизации.

Всю предыдущую историю можно рассматривать в экологическом смысле как шедший с ускорением процесс накопления тех изменений в науке, технике и в состоянии окружающей среды, которые в конце концов переросли в современный экологический кризис. Основной признак этого кризиса - резкое качественное изменение биосферы, происшедшее за последние 50 лет. Более того, не так давно появились уже первые признаки перерастания экологического кризиса в экологическую катастрофу, когда начинаются процессы необратимого разрушения биосферы. Экологическая проблема поставила человечество перед выбором дальнейшего пути развития: быть ли ему по-прежнему ориентированным на безграничный рост производства или этот рост должен быть согласован с реальными возможностями природной среды и человеческого организма, соразмерен не только с ближайшими, но и с отдаленными целями социального развития.

В возникновении и развитии экологического кризиса особая, определяющая роль принадлежит техническому прогрессу. По сути дела возникновение первых орудий труда и первых технологий привели к началу антропогенного давления на природу и возникновению первых спровоцированных человеком экологических катаклизмов. С развитием техногенной цивилизации происходило увеличение риска экологических кризисов и утяжеление их последствий.

Источник такой взаимосвязи - сам человек, который одновременно является и природным существом, и носителем технологического развития.

Однако, несмотря на такую "агрессивность", именно технический прогресс может быть залогом выхода человечества из глобального экологического кризиса. Создание новых технологий малоотходного, а затем и безотходного производства по замкнутому циклу позволит обеспечить достаточно высокий уровень жизни не нарушая при этом хрупкого экологического равновесия. Постепенный переход к альтернативной энергетике сохранит чистый воздух, прекратит катастрофическое сжигание атмосферного кислорода, устранит тепловое загрязнение атмосферы.

Таким образом, технический прогресс, как двуликий Янус, имеет две противоположные ипостаси в картине настоящего и будущего человечества. И только от коллективного человеческого разума, от продуманности и слаженности действий правительств, образовательных и общественных организаций всего мира зависит, какое лицо технического прогресса увидят наши потомки, проклянут они нас, или восславят.

 


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...