Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Характеристика Toll-подобных рецепторов (TLRs)

TLRs Экспрессия и локализация Функция
TLR1 клетки селезенки, лейкоциты периферической крови участвуют с TLR2 как корецепторы для узнавания триацилированных липопро-теинов (напр. У Borrelia burgdorferi)
TLR2 то же распознают лиганды бактерий, вирусов, грибов, простейших, образу ют димеры с TLR1, TLR6. TLR2+TLR6 распознают диацилированные липопептиды (напр. у микоплазм)
TLR3 то же распознают двунитевую РНК вирусов
TLR4 макрофаги, нейтрофилы, Т- и В-лимфоциты распознают ЛПС, F-протеин вирусов; TLR4+HSP60 индуцируют экспрессию генов провоспалительных цитокинов (ИЛ-1а, ФНОа, γ-ИФ, ИЛ-12, ИЛ-18)
TLR5 клетки селезенки, лейкоциты периферической крови, эндотемий распознают флагеллин грамположительных и грамотрицательных бактерий
TLR6 клетки селезенки, лейкоциты периферической крови образуют димеры TLR2, распознают пептидогликаны и зимозан
TLR7 клетки легких, плаценты, селезенки, лейкоциты периферической крови естественный лиганд не обнаружен. Распознают имидозольные соединения, обладающие антивирусными свойствами (напр. R848)
TLR8 лейкоциты периферической крови, клетки легких образуют димеры с TLR7 и TLR9
TLR9 на эндоплазматичес-ком ретикулуме, пос-ле стимуляции пере-мещаются в эндосомы распознают сpG бактериальных ДНК, что вызывает стимуляцию продукции ИЛ-12, ИЛ-6, ФНОа, γ-ИФ, пролиферацию В-лимфоцитов и продукцию Ig
TLR10 возможно на иммунокомпе-тентных клетках возможно как корецептор TLR1 и TLR6
TLR11 изучается изучается

 


Дата _____________

 

Занятие 2

Тема: Органы и клетки иммунной системы. Иммунокомпетентные клетки. Этапы их созревания и дифференцировки. Характеристика рецепторов, цитокиновый профиль и иммунологическая функция субпопуляций Т- и В- лимфоцитов. Механизмы процессинга и презентации эндо- и экзогенных антигенов

 

Вопросы для обсуждения:

  1. Центральные и периферические органы иммунной системы.
  2. Клетки иммунной системы: иммунокомпетентные, антиген-представляющие и антиген-неспецифической защиты, их характеристика.
  3. Антигены кластерной дифференцировки клеток (cluster of differentiation - CD), методы определения. Маркеры лейкоцитов человека.
  4. В- лимфоциты, этапы созревания и дифференцировки. В-клеточный рецептор (BCR).
  5. Субпопуляции В-лимфоцитов: В (CD5-) и В1(CD5+)-Lm, их характеристика, функции.
  6. Т-лимфоциты: этапы созревания и дифференцировки. Популяции и субпопуляции Т-лимфоцитов.
  7. Типы Т-клеточного рецептора (ТСR) у Т-лимфоцитов: альфа/ бета (α,β) и гамма/дельта (γ,δ), их функциональные различия.
  8. Характеристика основных субпопуляций Т-хелперов (Th)-Th1,Th2: CD-маркер и мембранные рецепторы клеток, цитокиновые профили, функции.
  9. Характеристика цитотоксических Т-лимфоцитов(Тс): CD-маркер и основные мембранные рецепторы клетки, синтезируемые цитокины, функция.
  10. Регуляторные Т-лимфоциты (Тreg): CD8+ CD28- и другие.
  11. Механизм процессинга и презентации экзогенных (фагоцитированных и эндоцитированных) пептидных антигенов.
  12. Процессинг и презентациия эндогенных (синтезируемых на рибосомах клетки) пептидных антигенов.
  13. Презентация непептидных антигенов молекулами семейства CD1(CD1а - CD1е).

 

Практические задания:

1. Изучить схему развития клеток иммунной системы (рис.1).

 


2. Ознакомиться с характеристикой свойств некоторых изучаемых субпопуляций Т-лимфоцитов (Th9, Th17, Тfh, Тreg) и их особенностями в реализации иммунных механизмов (таблица1).

 

 

Свойст-ва Th1 Th2 Th9 Th17 Tfh (follicular helper) Treg (regulatory)
Главные продуцируе-мые цито-кины IFNg, IL-2, TNFa, TNFβ IL-4, IL-5, IL-10, IL-13 IL-9 IL-17A, 7F, IL-21, 22, IL-25, 26, TNFa IL-21, IFNg, IL-4 TGF-β, (Transforming growth factor), IL-10
Подавляе-мые патоге-ны Вирусы, в/клет. бактерии, простейшие, грибы Внеклеточ-ные патоге-ны, гельминты и др. Гельминты Внеклеточн. бак-терии, грибы. Внеклеточные патогены, доступные IgM, IgG, IgA Негативная регуля-ция клиренса патоге-нов
Иммунопа-тология Аутоиммун. болезни, Трансплантат-против-хозяина   Аллергия тип I ? Аутоиммун. болезни, Аллергия ? Поддержание иммун. толерантности.

3. Изучить с помощью рис.2. и таблицы 2 строение и особенности функционирования В-клеточного рецептора (BCR) и Т-клеточного рецептора Т-лимфоцитов (ТСR).

 

 

 

Табл.2. Молекулы кооперации основных лимфоидных клеток, их функциональное назначение и распределение на клетках

 

Молекулы Функциональное значение Экспрессия
CD2 Рецептор к эритроцитам барана; лиганд для LFA-3 - антигена, ассоциируемого с функцией Lm. Т - лимфоциты
CD3 Сигнальный комплекс Т-клеточного антигенраспознающего рецептора (TCR). Т – Lm альфа, бета; Т– Lm гамма, дельта
TCR α, β Т-клеточный Ag-распознающий рецептор (альфа, бета) Т – Lm (большинство)
TCR γ, δ Т-клеточный Ag-распознающий рецептор (гамма, дельта) Т – Lm (слизистые, эпидер-мис)

 

4. Изучить схему строения молекул МНС-I и МНС-II; указать расположение пептидосвязывающей бороздки (щель Бьоркмана) и отметить их функциональные отличия (рис.3).

5. Изучить и дополнить механизмы процессинга и презентации экзогенных и эндогенных пептидных антигенов (рис.4).

 
 

 

 


Подпись преподавателя _________________


Дата _____________

Занятие 3

Тема: Кооперация клеток иммунной системы и формирование приобретенного гуморального иммунитета. Антитела. Идиотиповые и антиидиотиповые антитела. Моноклональные антитела. Реакции антиген-антитело (Аг-Ат), их практическое применение. Реакция агглютинации.

 

Вопросы для обсуждения:

  1. Рецепторная и медиаторная кооперация антигенпредставляющих клеток (АПК), Т- и В- лимфоцитов при развитии гуморального иммунного ответа. Генетическая регуляция синтеза антител.
  2. Первичный и вторичный иммунный ответ. Иммунологическая память.
  3. Т-зависимый иммунный ответ
  4. Т-независимый иммунный ответ
  5. Идиотиповые и антиидиотиповые антитела.
  6. Моноклональные антитела, их получение.
  7. Техника постановки РА на стекле и ее учет.
  8. Техника постановки развернутой РА и ее учет.
  9. Варианты РА: реакция непрямой агглютинации (РНГА), реакция обратной непрямой агглютинации (РОНГА), реакция коаглютинации.

 

Практические задания:

1. Нарисовать схему межклеточной кооперации при развитии гуморального иммунного ответа.

 

2. Нарисовать схему иммунного ответа на Т-независимые антигены.

 

3. Дополнить схему получения моноклональных антител.

 

 

4. Поставить реакцию агглютинации (РА) на стекле исследуемой чистой культуры с диагностическими сальмонеллезными монорецепторными сыворотками, учесть и зарисовать полученные результаты. Определить вид исследуемой культуры с помощью таблицы1.

 

Антитела к антигенам сальмонелл О - 9 О - 12 Vi Hd Hgm 0,85% NaCl (контроль)
   

 

Рис. 2. Результаты постановки РА на стекле

 

 

Таблица 1.

Классификация сальмонелл по антигенной структуре

(сокращенный вариант)

 

Серогруппа, вид или серовар   О-антиген Н-антиген
фаза -1 фаза-2
Серогруппа А S. paratyphi A   1,2,12   a   (1,5)
Серогруппа B S. schottmuеlleri S. typhimurium   1,4,(5),12 1,4,(5),12   b i   1,2 1,2
Серогруппа C S. cholerаesuis   6,7   c   1,5
Серогруппа D S. typhi S. enteritidis S. dublin S. moscow   9,12,Vi 1,9,12 1,9,12 9,12   d g,m g,p b,g   - (1,7) - -

 

Выводы: на основании полученных результатов постановки РА на стекле чистой культуры диагностическими сальмонеллезными монорецепторными сыворотками установлено, что исследуемая культура бактерий относится к ______________________________________________________________________

(дописать видовое название)

5. Произвести учет результатов развернутой реакции агглютинации для определения титра антител в сыворотке крови больного с подозрением на брюшной тиф. Используя схему постановки реакции, зарисовать полученные результаты.

Инкубация при 37º С в течение 2 часов, затем при комнатной температуре 18-20 часов.

Учет результата: титр антител к О-антигену Salmonella typhi в сыворотке крови больного составляет 1сыворотка ____________; 2 сыворотка__________.

Вывод:____________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________

 

Подпись преподавателя __________________


Дата _____________

Занятие 4

Тема: Формирование приобретенного клеточного иммунитета. Эффекторные функции Т- цитотоксических лимфоцитов и Т- эффекторов воспаления (ГЗТ). Противоопухолевый и трансплантационный иммунные ответы. Реакция преципитации.

Вопросы для обсуждения:

1. Рецепторная и медиаторная кооперация антигенпредставляющих клеток и популяций Т- лимфоцитов в развитии клеточной формы иммунного ответа.

2. Генетический механизм формирования специфического антиген-распознающего Т- клеточного рецептора (TCR).

3. Эффекторная функция цитотоксического Т-лимфоцита (Т-киллер): распознавание мембранных антигенов клетки- мишени и механизм реализации цитотоксичности.

4. Эффекторная функция Тгзт-Lm в иммунном воспалении. Медиаторы иммунного воспаления.

5. Классификация онкогенных антигенов по локализации и генезу.

6. Механизм развития антиопухолевого иммунного ответа.

7. Роль макрофагов в антиопухолевом иммунном ответе.

8. Функции гамма-интерферона

9. Классификация трансплантантов.

10. Трансплантанционный иммунный ответ.

11.Реакция преципитации Ингредиенты, применяемые для постановки реакции преципитации.

12. Техника постановки реакции кольцепреципитации и реакции преципитации в геле.

13. Практическое применение реакции преципитации.

 

Практические задания:

1. Изучить молекулы, участвующие в кооперации основных лимфоидных клеток, свойства молекул (антигенов) I и II классов главного комплекса гистосовместимости и феномен HLA – рестрикции.

Таблица 1.

Молекулы кооперации основных лимфоидных клеток, их функциональное назначение и распределение на клетках

 

Молекулы Функциональное значение Экспрессия
CD2 Рецептор к эритроцитам барана; лиганд для LFA-3 - антигена, ассоциируемого с функцией Lm. Т - лимфоциты
CD3 Сигнальный комплекс Т-клеточного антигенраспознающего рецептора (TCR). Т – Lm альфа, бета; Т– Lm гамма, дельта
TCR α, β Т-клеточный Ag-распознающий рецептор (альфа, бета) Т – Lm (большинство)
TCR γ, δ Т-клеточный Ag-распознающий рецептор (гамма, дельта) Т – Lm (слизистые, эпидер-мис)

 

Таблица 2.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...