Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Документальное оформление поступления, списания и ликвидации основных средств




Документальное оформление и учет выбытия и перемещения основных средств

 

Причинами выбытия основных средств из предприятия могут быть безвозмездная передача их другим бюджетным учреждениям и организациям внутри министерства (ведомства), реализация, а также списание объектов по разным причинам:

– пришедшие в негодность вследствие физического износа, аварий, стихийных бедствий, пожара, нарушения нормальных условий эксплуатации и по другим причинам;

– морально устаревшие объекты, т. е. объекты основных средств, применение которых становится

Для определения непригодности основных средств, неэффективности или невозможности проведения их восстановительного ремонта, а также для оформления необходимой документации на списание основных средств приказом руководителя у предприятия создаются постоянно действующие или рабочие комиссии. Персональный состав комиссии утверждает руководитель учреждения.

В состав комиссии включаются:

1) руководитель или его заместитель (председатель комиссии);

2) главный бухгалтер или его заместитель (в централизованных бухгалтериях - руководители групп учета и другие работники этой бухгалтерии);

3) лица, на которые возложена ответственность за сохранность основных средств;

4) другие работники, которые занимаются техническим обслуживанием основных средств;

5) квалифицированные специалисты сторонних организаций.

Комиссия при непосредственном осмотре объекта, подлежащего списанию, устанавливает непригодность его к восстановлению и дальнейшей эксплуатации, причины, обусловившие необходимость списания объекта (физический или моральный износ, нарушение нормальных условий эксплуатации, аварии и др.), а в необходимых накладных и др.). Материально ответственное лицо расписывается на документе поставщика в принятии объекта на ответственное хранение.

Принятие на баланс зданий, сооружений, насаждений оформляется актами о сдаче их в эксплуатацию.

Документы на поступление основных средств после их оформления вместе с технической документацией, если она имеется, передаются в бухгалтерию.

В бухгалтерии для организации учета и обеспечения контроля за сохранностью основных средств каждому объекту присваивается инвентарный номер и заводится инвентарная карточка учета ОС формы № ОС-6 (Приложение №2).

Инвентарный номер обозначается на жетоне, который прикрепляется к объекту. В отдельных случаях инвентарный номер обозначается краской, например на обратной стороне ковров, или иным способом. При механизации учета основных средств объектам (предметам) присваиваются коды основных средств в соответствии с классификатором учетных номенклатур основных средств, утвержденным в установленном порядке.

Когда объект является сложным, т.е. включает те или иные обособленные элементы, составляющие вместе с ним одно целое, на каждом таком элементе должен быть обозначен тот же инвентарный номер, что и на основном, объединяющем их объекте.

Инвентарный номер, присвоенный объекту основных средств, сохраняется за ним на весь период его нахождения в данном учреждении. Номера инвентарных объектов, выбывших или ликвидированных за ветхостью, не должны присваиваться другим, вновь поступающим объектам основных средств.

Арендованные основные средства учитываются у арендатора под инвентарными номерами, присвоенными им арендодателем. Инвентарные номера указываются в первичных документах.

После окончания работ по переоценке составляется Акт по результатам переоценки. Акт подписывается комиссией по переоценке основных фондов и утверждается руководителем предприятия. В акте указываются состав комиссии, результаты переоценки основных фондов (первоначальная стоимость до переоценки, восстановительная стоимость после переоценки, остаточная стоимость до и после переоценки), сумма недостачи и излишков основных фондов, выявленных при проведении инвентаризации, перечень документации по переоценке.

Документальное оформление поступления, списания и ликвидации основных средств

 

Основные средства, поступающие в предприятие, должны находиться на ответственном хранении должностных лиц, назначенных приказом руководителя предприятия.

При поступлении объектов основных средств в учреждение оформляется Акт приемки-передач основных средств (приложение №3) (типовая междуведомственная форма № ОС-1), который составляется комиссией, назначаемой приказом руководителя предприятия. В акте отражается:

– наименование объекта,

– источник приобретения (финансирования),

– дается краткая характеристика объекта,

– перечень прилагаемой технической документации,

– заключение комиссии,

– первоначальная стоимость объекта,

– сумма износа и

– другие данные.

Акт подписывают члены комиссии, лицо, принимающее объект под свою материальную ответственность, и утверждает руководитель предприятия.

Акт составляется, как правило, на каждый отдельный объект. Для однотипных и имеющих одинаковую стоимость машин, аппаратуры, приборов, хозяйственного инвентаря и оборудования допускается составление общего акта на приемку нескольких объектов. На практике часто приемка отдельных предметов оформляется непосредственно на основании документов поставщиков (накладных, товарно-транспортных).

На объекты, подлежащие ликвидации, комиссия составляет Акт о ликвидации основных средств в бюджетных учреждениях ф. ОС-4. В случае списания с баланса предприятия основных средств, выбывших вследствие аварии, к акту на списание прилагается копия акта об аварии, а также выясняются причины, вызвавшие аварию, и указываются меры, принятые в отношении виновных лиц.

В актах на списание указываются следующие данные:

1) год изготовления или постройки объекта,

2) дата его поступления на предприятие и дата ввода в эксплуатацию;

3) первоначальная (восстановительная) стоимость объекта, сумма начисленного износа;

4) количество проведенных капитальных ремонтов;

5) причины выбытия объекта, состояние его основных частей, узлов, конструктивных элементов.

В актах на списание автотранспортных средств, кроме того, указываются:

1) пробег автомобиля;

2) техническая характеристика агрегатов, узлов, деталей и возможность их дальнейшего использования;

3) перечень узлов и деталей, подлежащих оприходованию после разборки.

Акты на списание основных средств утверждаются руководителем предприятия.

В зависимости от стоимости основных средств, подлежащих списанию, предприятие списывает их с баланса самостоятельно или с разрешения вышестоящей организации (объекты стоимостью до 60 минимальных заработных плат включительно списываются учреждениями самостоятельно, свыше 60 минимальных заработных плат до 160 минимальных заработных плат - с разрешения вышестоящей организации; свыше 160 минимальных заработных плат - с разрешения министерства, других органов государственного управления).

Разборка и демонтаж основных средств до утверждения актов (получения разрешения вышестоящей организации) на списание не допускается, а после их утверждения производится в течение месяца.

Перемещение основных средств внутри предприятия производится по накладным (требованиям) ф. № 434, выписываемым в двух экземплярах, если иной порядок не установлен министерствами и другими органами государственного управления по согласованию с Министерством финансов.

Суммы, полученные предприятием от продажи основных средств, а также материалов, полученных от разборки отдельных объектов основных средств, приобретенных за счет средств бюджета, вносятся в доход соответствующего бюджета, а приобретенных за счет внебюджетных средств - относятся на увеличение источника внебюджетных средств.

В соответствии с Постановлением Совета Министров от 29 октября 1998 г., № 1659 реализация лома и отходов, содержащих драгоценные металлы, производится по расчетным ценам, утвержденным Комитетом цен при Министерстве экономики на момент оплаты, за вычетом фактических затрат на их переработку.

Стоимость материалов, полученных от разборки отдельных объектов основных средств и оставленных для ремонта и других хозяйственных нужд предприятия, относится на увеличение бюджетного финансирования или внебюджетных источников в зависимости от того, за счет каких источников приобретались основные средства.

Следует заметить, что решение реализовать или не реализовать материалы, полученные от ликвидации, в момент их оприходования не всегда будет осуществлено именно так, поэтому правильнее было бы отразить образование задолженности перед бюджетом после их реализации, а не в момент оприходования.

При перемещении основных средств внутри предприятия происходит смена материально ответственного лица.

Учет операций по выбытию и перемещению основных средств ведется в накопительной ведомости ф. № 438 (мемориальный ордер № 9). Записи в накопительную ведомость производятся по каждому документу. При этом в графе "Итого" записывается сумма выбывших и перемещенных материальных ценностей, которая должна равняться сумме записей по дебету субсчетов. По окончании месяца итоги по субсчетам записываются в книгу "Журнал-Главная".

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...