II. Поэтапное выполнение работ на практическом занятии
Тема: Стоматологические проявления врожденных иммунодефицитов Общая цель:распознавать стоматологические проявления первичных иммунодефицитов и уметь лечить стоматологическую патологию, обусловленную первичными иммунодефицитами. . Студент должен знать: - определение, классификацию, этиопатогенез первичных иммунодефицитных состояний; - основные клинические синдромы при иммунодефицитных состояниях; - иммунологические методы диагностики и лечения иммунодефицитных заболеваний, протекающих с нарушением врожденного и приобретенного иммунитета; - принципы иммунокорригирующей терапии; - стоматологические проявления первичных иммунодефицитов. Студент должен уметь: - диагностировать различные формы врожденной иммунологической недостаточности; - лечить врожденные иммунодефицитные заболевания; - собирать иммунологический анамнез; - определять «группу риска» по иммунодефицитным состояниям на основе сбора анамнеза и клинических признаков; - обосновать необходимость адекватного клинико-иммунологического обследования; - распознавать стоматологические проявления первичных иммунодефицитов.
I. Самоподготовка к практическому занятию 1) Студент должен самостоятельно изучить материал согласно ниже приведенной программе.
Программа учебного материала Афтозный стоматит, герпетический и бактериальный гингивостоматит, кандидоз ротовой полости как клинические проявления первичных иммунодефицитов.
2) Рекомендуемая литература Основная
Дополнительная
Внеаудиторная работа Вопросы для самоподготовки 1. Какую форму первичного иммунодефицитного заболевания сопровождает афтозный стоматит? 2. На какие группы делят ПИД? 3. Механизм аллергические поражения СОПР при селективном дефиците IgA? 4. Какие формы ТКИД существуют? 5. Перечислите основные формы ПИД с преимущественным дефектом антителообразования. 6. Дайте определение понятию агаммаглобулинемии. 7. Дайте определение понятию селективного дефицита IgA. 8. Какие формы иммунодефицитов входят в состав первичных дефектов фагоцитоза? 9. Назовите нозологические формы, объединяемые в группу «ПИД, ассоциированные с другими главными дефектами».
10. Какая форма ПИД в своей основе имеет а-, гипоплазию тимуса в сочетании с дефектами околощитовидных желез, лицевого скелета и сосудов сердца? 11. Какая форма ПИД проявляется мозжечковой атаксией, телеангиэктазией, снижением содержания IgA и уменьшением числа Т-лимфоцитов? 12. Какая форма ПИД проявляется тромбоцитопенией, экземой, уменьшением числа Т-лимфоцитов и снижением уровня IgМ? 13. Для каких форм ПИД характерно начало клинической манифестации в любом возрасте? 14. Охарактеризуйте клинические проявления дефекта антителопродукции. 15. Охарактеризуйте клинические проявления дефекта клеточного механизма адаптивного иммунитета. 16. Какие клинические и иммунологические признаки учитывают при дифференциальной диагностике х-сцепленной АГГ и ОВИН? 17. Какие формы ПИД встречаются наиболее часто у взрослых? 18. Чем объясняется развитие аллергических заболеваний у больных с селективным дефицитом IgA?
Письменные задания 1. Перерисуйте в рабочую тетрадь табл.1 и отметьте в соответствующих графах клинические проявления и типичные возбудители инфекций, характерных для отдельных видов иммунодефицитов по приведенному образцу. Таблица 1 Типичные ассоциации между видом иммунодефицита, возбудителем инфекции и клиническими проявлениями
2. Перерисуйте в рабочую тетрадь табл. 2 и заполните графы соответствующей информацией согласно названиям столбцов. Таблица.2
Клиническая ситуационная задача Больной В., 24 года. Обратился к клиническому иммунологу с жалобами на рецидивирующий афтозный стоматит. Болен в течение 3-х лет. Заболел после возвращения с отдыха в Египте.
Объективный статус. При первичном осмотре: пациент пониженного питания (масса тела – 59 кг при росте 175 см). На слизистой оболочке ротовой области множественные афты (язвочки, покрытые белой пленкой, вокруг которых венчики гиперемии). Общий анализ крови: гемоглобин – 124 г/л, лейкоциты – 5,4х109/л, нейтрофилы: п/я – 6 %, с/я – 51 %, лимфоциты – 39 %, моноциты – 4 %, тромбоциты – 260х109/л, СОЭ – 3 мм/ч. Иммунограмма: CD3+-клетки – 62 %, CD20+- 44 %, CD4+- 38%, CD8+- 26%, фагоцитарный индекс – 36 %, фагоцитарное число – 2,3, IgG – 14,3 г/л, IgА – 0,01 г/л, IgМ – 2,31 г/л, ЦИК – 10 у.ед.
Вопросы и задания к ситуационной задаче: 1. Выставьте и обоснуйте диагноз. 2. Типичны ли возраст первичной манифестации и спектр клинических проявлений этого заболевания у данного больного? 3. Охарактеризуйте схему лечения больного.
Эталоны ответов на тест-вопросы для самостоятельной подготовки и контроля
1. Селективный дефицит IgA. 2. · Комбинированные иммунодефицитные состояния; · ПИД с преимущественно Т-клеточными дефектами; · ПИД с преимущественно дефектами антител; · иммунодефициты, ассоциированные с другими главными дефектами вне иммунной системы; · иммунодефициты, ассоциированные с лимфопролиферативными процессами; · дефекты системы комплемента; · дефекты фагоцитоза. 3. Нарушение местного иммунитета обусловливает легкость проникновения в ткани аллергенов, особенно пищевых. 4. · Сцепленный с хромосомой Х; · аутосомно-рецессивный; 5.
6. Резкое, стойкое снижение суммарной концентрации сывороточных Ig до 3 г/л, в том числе IgG до 2 г/л.
7. Резкое, стойкое снижение сывороточной концентрации IgA до 0,1 г/л и ниже. 8.
9.
10. Синдром Ди Джорджи. 11. Атаксия-телеангиэктазия. 12. Синдром Вискотта-Олдрича. 13. Для ОВИН и селективного дефицита IgA. 14. Инфекционный синдром, проявляющийся рецидивирующими и хроническими бактериальными инфекциями в сочетании с аутоиммунным и аллергическим синдромами. 15. Повышенная чувствительность к вирусным, протозойным, грибковым инфекциям, а также к внутриклеточным микроорганизмам. 16. Для Х-сцепленной агаммаглобулинемии характерно: · болеют мальчики; · впервые проявляется обычно на шестом месяце жизни ребенка; · больные дети погибают в первые годы жизни от инфекционных осложнений; · резкое уменьшение числа В-лимфоцитов (менее 2 %); · резкое, стойкое снижение Ig всех классов. Для ОВИН характерно: · болеют лица мужского и женского пола; · заболевание может проявиться в любом возрасте, но чаще в 25-35 лет; · варьирование числа В-лимфоцитов (некоторое уменьшение, нормальное значение или компенсаторное увеличение); · резкое, стойкое снижение Ig двух или трех классов; · может быть уменьшенным число Т-лимфоцитов; · более «мягкое» течение заболевания, нежели болезни Брутона: при адекватной заместительной иммунотерапии жизнь продлевается на десятки лет. 17. ОВИН, селективный дефицит IgA. 18. При селективном дефиците IgA вследствие дефицита секреторного IgA, продуцирующегося в лимфоидной ткани подслизистой оболочки респираторного тракта и ЖКТ, нарушается местный иммунитет в респираторном тракте и ЖКТ (входных воротах ингаляционных и пищевых аллергенов соответственно).
II. Поэтапное выполнение работ на практическом занятии 1) Контроль исходного уровня знаний студентов по тест-вопросам. 2) Разбор с преподавателем сложных вопросов темы, которые остались неясными после самоподготовки к практическому занятию. 3) Разбор больных с первичными иммунодефицитными заболеваниями, проявляющимися клинически стоматологическими заболеваниями.
4) Обсуждение особенностей иммунологических проявлений заболевания (по данным клинико-лабораторного обследования) у конкретных больных, предлагаемых вариантов иммуномодулирующей терапии, прогноза 5) Работа с клиническими задачами 6) Работа с иммунограммами больных с первичными иммунодефицитными состояниями. 7) Контроль и оценка преподавателем приобретенных студентами умений и навыков по теме.
Составитель проф. Карзакова Л.М.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|