II. Поэтапное выполнение работ на практическом занятии
I. Самоподготовка к практическому занятию 1) Студент должен самостоятельно изучить материал согласно ниже приведенной программе. Программа учебного материала Определение «иммунитета» как способа защиты организма от живых тел и веществ, несущих на себе признаки чужеродной информации (Петров Р.В.). Специализированная лимфоидная (иммунная) система; органы и ткани, выполняющие иммунные функции. Понятие об иммунокомпетентных клетках (лимфоцитах) и других клетках иммунной системы. Центральные органы иммунной системы. Вилочковая железа (тимус) и костный мозг – центральные органы иммунной системы, в которых идут процессы пролиферации и созревания иммунокомпетентных клеток из клеток-предшественников, но не осуществляется иммунный ответ. Периферические органы иммунной системы. Лимфатические узлы, селезенка, лимфоидные скопления по ходу слизистых оболочек (BALT, GALT) – периферические органы лимфоидной системы.
2) Рекомендуемая литература Основная
Дополнительная
3) Вопросы для самоподготовки 1. Дайте определение понятию «иммунитет». 2. Роль Л.Пастера в открытии иммунитета как биологической реакции многоклеточных организмов. 3. Укажите первичные органы иммунной системы. А).... Б) 4. Какая клетка является общим предшественником всех клеток крови? 5. Как называются клетки, которые развиваются, дифференцируются в тимусе, а затем поступают в кровь и рециркулируют? 6. Как называются лимфоциты, которые развиваются, дифференцируются в костном мозге? 7. Перечислите периферические органы именной системы: А.... Б.... В. … Г.... Д. … Е. … 8. Какой орган иммунной системы не имеет не приносящих, ни выносящих лимфатических сосудов? 9. Какой орган иммунной системы принимает главное участие в выработке антител при попадании или введении антигена внутривенно? 10. Назовите орган, который является основным источником стволовых гемопоэтических клеток 11. Как называются молекулы на поверхности лимфоцитов, которые определяют направленную миграцию лимфоцитов в определенные органы и ткани? … … … 12. Какие клетки способны специфически распознавать антиген? а) макрофаги б) нейтрофилы в) лимфоциты г) базофилы д) эозинофилы. 13. Где расположены пейеровы бляшки? а) в толстом кишечнике б) в тонком кишечнике в) в брыжейке г) на поверхности толстого кишечника. 14. Каких лимфоцитов лишены периферические лимфоидные органы тимэктомированных животных?
15. Выберите правильные утверждения, а) Т-лимфоциты рециркулируют б)Т-лимфоциты не рециркулируют в) В-лимфоциты рециркулируют г)В-лимфоциты не рециркулируют. 16. Какие стадии проходит В-клетка в процессе своего созревания в костном мозге? 17. Какой CD-антиген является универсальным маркером В-лимфоцитов, присутствующим на всех стадиях дифференцировки этих клеток? 18. Назовите самый ранний CD-маркер Т- клеток, экспрессирующийся на стволовых клетках. 19. Перечислите гормоны тимуса, обнаруживающиеся в сыворотке крови. 20. Какова роль гормонов тимуса в дифференцировке Т-лимфоцитов? 21. Укажите фенотип зрелых (медуллярных)Т-лимфоцитов. 22. В каком органе иммунной системы Т-клетки экспрессируют маркеры CD4 и CD8? 23. Какие классы Ig секретируют В-клетки?
4) Письменные задания 1. Перерисуйте в рабочую тетрадь табл.1 и отметьте в соответствующих графах лимфоидные образования и функции органов иммунной системы Таблица 1
2. Перерисуйте в рабочую тетрадь табл.2 и перечислите маркеры, экспрессирующиеся на приведенных в первом столбце клеточных популяциях. Таблица 2
3. 4. Перерисуйте в рабочую тетрадь схему строения лимфатического узла.
5. Перерисуйте в рабочую тетрадь схему строения селезенки.
Эталоны ответов на тест-вопросы для самостоятельной подготовки и контроля 1. Иммунитет – способ защиты организма от живых и веществ, несущих на себе признаки чужеродной информации (Петров Р.В., 1987). Основное значение иммунной системы для организма – поддержание генетического постоянства (гомеостаза). 2. 2. Л.Пастер, основываясь на результатах экспериментов по изучению куриной холеры, открыл общий принцип создания иммунитета к инфекциям с помощью ослабленных разными способами культур болезнетворных микробов – вакцин. 3. А) тимус, Б) костный мозг. 4. HSC - стволовая гемопоэтическая клетка.
5. Т-лимфоциты. 6. В-лимфоциты. 7. А. селезенка, Б. лимфоузлы, В. Миндалины, Г. Пейеровы бляшки, Д. лимфоидная ткань, ассоциированная с респираторным трактом, Е. аппендикс. 8. Селезенка. 9. Селезенка. 10. Костный мозг.. 11. Хоминг-рецепторы. 12. в). 13. б). 14. Т-лимфоцитов. 15. а, в. 16. Про-В-лимфоцит (CD19+) →пре-пре-В-лимфоцит (CD19+,CD10+,CD22+)→ пре-В-лимфоцит (CD19+, CD10+, CD22+, CD20+, μ-цепь+)→ промежуточный В-лимфоцит (CD19+, CD10+, CD22+, CD20+, IgM+)→ зрелый девственный (наивный) В-лимфоцит (CD19+, CD10+, CD22+, CD20+, IgM+, IgD+). 17. CD19. 18. CD7. 19. Тимозин, тимопоэтин, тимический сывороточный фактор (тимулин). 20. Обеспечение внетимусных стадий созревания Т-лимфоцитов. 21. CD3+, CD2+, TCRαβ+, CD4+ или CD3+, CD2+, TCRαβ+, CD8+. 22. В тимусе. 23. IgM, IgG, IgA, IgE. II. Поэтапное выполнение работ на практическом занятии 1) Контроль исходного уровня знаний студентов по тест-вопросам. 2) Разбор с преподавателем сложных вопросов темы, которые остались неясными после самоподготовки к практическому занятию. 3) Контроль и оценка преподавателем приобретенных студентами умений и навыков по теме.
Составитель проф. Карзакова Л.М.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|