Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Вопрос Регулирование наследственных отношений в различных правовых системах

Вопрос

высоко оценивая вклад, который вносят пожилые люди в жизнь своего общества,

учитывая, что в Уставе Организации Объединенных Наций народы Объединенных Наций выражают, в частности, решимость вновь утвердить веру в основные права человека, в достоинство и ценность человеческой личности, в равноправие мужчин и женщин и в равенство прав больших и малых наций, а также решимость содействовать социальному прогрессу и улучшению условий жизни при большей свободе,

принимая во внимание разработку этих прав во Всеобщей декларации прав человека, в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах и Международном пакте о гражданских и политических правах, а также в других декларациях с целью обеспечить осуществление универсальных норм в отношении конкретных групп населения,

во исполнение Международного плана действий по проблемам старения, принятого Всемирной ассамблеей по проблемам старения и одобренного Генеральной Ассамблеей в резолюции 37/51от 3 декабря 1982 года,

признавая огромные различия в положении пожилых людей не только между странами, но также в рамках отдельных стран и между отдельными лицами, что требует принятия различных мер в области политики,

учитывая, что во всех странах как никогда прежде возрастает число лиц преклонного возраста, состояние здоровья которых лучше, чем когда-либо ранее,

учитывая результаты научных исследований, опровергающие многие стереотипные представления о неизбежном и необратимом ухудшении здоровья с возрастом,

будучи убеждена в том, что в мире, дня которого характерно увеличение числа пожилых людей, заинтересованным и дееспособным пожилым людям необходимо обеспечить возможности участвовать в каждодневной жизни общества и вносить в нее вклад,

сознавая, что трудности, выпадающие на долю семьи, как в развитых, так и в развивающихся странах, требуют оказания поддержки лицам, обеспечивающим уход за слабыми пожилыми людьми,

принимая во внимание стандарты, уже определенные в Международном плане действий по проблемам старения, в конвенциях, рекомендациях и резолюциях Международной организации труда, Всемирной организации здравоохранения и других учреждений Организации Объединенных Наций,

призывает правительства включить — когда это представляется возможным — в свои национальные программы следующие принципы:

Независимость

1. Пожилые люди должны иметь доступ к соответствующим требованиям продовольствию, воде, жилью, одежде и медицинскому обслуживанию через посредство обеспечения им дохода, поддержки со стороны семьи, общины и самопомощи.

2. Пожилые люди должны иметь возможность работать или заниматься другими видами приносящей доход деятельности.

3. Пожилые люди должны иметь возможность участвовать в определении сроков и форм прекращения трудовой деятельности.

4. Пожилые люди должны иметь возможность участвовать в соответствующих программах образования и профессиональной подготовки.

5. Пожилые люди должны иметь возможность жить в условиях, которые являются безопасными и могут быть адаптированы с учетом личных наклонностей и изменяющихся возможностей.

6. Пожилые люди должны проживать дома до тех пор, пока это возможно.

Участие

7. Пожилые люди должны быть по-прежнему вовлечены в жизнь общества, активно участвовать в разработке и осуществлении политики, непосредственно затрагивающей их благосостояние, и делиться своими знаниями и опытом с представителями молодого поколения.

8. Пожилые люди должны иметь право искать и расширять возможности для деятельности в интересах общины и выполнять на добровольной основе работу, отвечающую их интересам и возможностям.

9. Пожилые люди должны иметь возможность создавать движения или ассоциации лиц пожилого возраста.

Уход

10. Пожилым людям должны быть, обеспечены уход и защита со стороны семьи и общины в соответствии с системой культурных ценностей данного общества.

11. Пожилые люди должны иметь доступ к медицинскому обслуживанию, позволяющему им поддерживать или восстанавливать оптимальный уровень физического, психического и эмоционального благополучия и предотвращать или сдерживать начало периода недугов.

12. Пожилые люди должны иметь доступ к социальным и правовым услугам в целях повышения их независимости, усиления защиты и улучшения ухода.

13. Пожилые люди должны иметь возможность на соответствующем уровне пользоваться услугами попечительских учреждений, обеспечивающих защиту, реабилитацию, а также социальное и психологическое стимулирование в гуманных и безопасных условиях.

14. Пожилые люди должны иметь возможность пользоваться правами человека и основными свободами, находясь в любом учреждении, обеспечивающем кров, уход или лечение, включая полное уважение их достоинства, убеждений, нужд и личной жизни, а также права принимать решения в отношении ухода за ними и качества их жизни.

Реализация внутреннего потенциала

15. Пожилые люди должны иметь возможности для всесторонней реализации своего потенциала.

16. Пожилые люди должны иметь доступ к возможностям общества в области образования, культуры, духовной жизни и отдыха.

Достоинство

17. Пожилые люди должны иметь возможность вести достойный и безопасный образ жизни и не подвергаться эксплуатации и физическому или психологическому насилию.

18. Пожилые люди имеют право на справедливое обрaщение независимо от возраста, пола, расовой или этнической принадлежности, инвалидности или иного статуса, и их роль должна оцениваться независимо от их экономического вклада.

Вопрос

Основной коллизионной нормой в области формы брака является привязка к праву того государства, на территории которого он заключается, - lex loci celebrationis. Например, ст. 156 СК РФ устанавливает: «Форма и порядок заключения брака на территории РФ определяется законодательством РФ». Наряду с этим в РФ признаются браки между иностранными гражданами, совершенные за пределами РФ с соблюдением законодательства государства, на территории которого они заключены10. Браки же граждан России и браки между российскими гражданами и иностранцами или лицами без гражданства, заключенные за пределами РФ с соблюдением законодательства государства, на территории которого они были заключены, будут считаться действительными, в том числе и с точки зрения формы, если при этом не были нарушены требования ст. 14 СК РФ (ст. 158)3. Польский закон о международном частном праве от 12 ноября 1965 г. также исходит из принципа: «Форма заключения брака определяется законом государства, в котором заключается брака» (§ 1 ст. 15).

Формула lex loci celebrationis применительно к форме брака закреплена во всех двусторонних договорах о правовой помощи, связывающих РФ и другие государства (Грузию, Латвию, Эстонию, Польшу, и другие).

Интересным и важным документом определяющим, что форма брака подчиняется закону места его заключения, является Кодекс Бустаманте, устанавливающий: «Брак будет считаться везде действительным в отношении его формы, если он был заключен в той форме, которая признается действительной законами страны, где он заключен. Однако государства, законодательство которых требует совершения религиозного обряда, могут отказать в признании действительным браков, заключенных их гражданами за границей без соблюдения этой формы» (ст. 41).

По-разному подходят к выбору права, подлежащего применению для обстоятельств, характеризующих форму брака, и к его материальным условиям. Принцип регулирования коллизий в брачных отношениях lex loci celebrationis применяется к отношениям формы, но не к существу. Например, Венгрия (другие страны континентальной Европы) определяют действительность брака с точки зрения его существа по закону гражданства или домицилия вступающих в брак. Южно-Африканская Республика, страны Латинской Америки, некоторые из штатов США используют правила о том, чтобы заключаемые на их территории смешанные браки удовлетворяли основным требованиям местных законов, отдавая часть регулирования личному закону. Некоторые остаются на позициях закона места совершения брачного обряда (КНР). Ст. 147 Общих принципов обязательственного права Китая, касаясь смешанных браков, устанавливает, что юридическая действительность брака определяется по закону места его заключения.

Институт брака связан с культурой, историей, экономикой и политикой страны. Закон определенной страны лучшим образом подходит для регулирования брака ее граждан. То есть в отношении материальных условий определяющим является личный закон. «Если оба лица, вступающие в брак, являются иностранцами, то брак может быть заключен ими в соответствии с испанским законодательством или в соответствии с личным законом любого из них» (ст. 50 ГК Испании). «Возможность заключения брака решается в отношении каждой из сторон законом ее гражданства», - гласит ст. 14 польского Закона. В РФ регистрируются браки между российскими гражданами и иностранцами, между иностранцами, в том числе между гражданами разных государств на основе коллизионных принципов закона гражданства для лиц, являющихся гражданами какого-либо государства, и закона постоянного места жительства (домицилия) - для лиц без гражданства. Согласно п. 2 ст. 156 СК РФ «условия заключения брака на территории РФ определяются для каждого из лиц, вступающих в брак, законодательством государства, гражданином которого является лицо в момент заключения брака». То есть условия заключения браков с иностранными гражданами определяются для лиц, вступающих в брак, законодательством государства, гражданином которого лицо является. Должны быть соблюдены и требования семейного законодательства РФ в отношении обстоятельств, препятствующих заключению брака (ст. 14 СК РФ), как закона места совершения брачной церемонии (lex loci celebrationis). Это явление получило название в доктрине МЧП кумуляции коллизионных привязок11. Сходное решение закреплено в правовом регулировании стран, подписавших и ратифицировавших Минскую конвенцию о правовой помощи и правовых отношениях от 22 января 1993 г., а также соглашения о правовой помощи (Беларуси, Украины, Латвии, Эстонии и других стран).

Возникает вопрос: каковы предпосылки действительности в России браков, заключенных за рубежом? Отвечая на все этот вопрос, надлежит руководствоваться ст. 159 СК РФ, согласно которой: «Недействительность брака, заключенного на территории РФ или за пределами РФ, определяется законодательством, которое в соответствии со ст. 156 (заключение брака на территории РФ) и 158 (признание браков, заключенных за пределами территории РФ) СК РФ применялось при заключении брака».

Подчинение вопросов действительности брака личному закону вступающих в брак лиц является важной тенденцией коллизионно-правового регулирования семейных отношений в части заключения брака. Раньше во многих странах, в том числе и в РФ, преобладала «территориальная» привязка (прикрепление отношения к закону места совершения брака).

Часто вопросы признания действительности заключенных иностранных, «смешанных» браков зависят от положений брачно-семейного права, имеющих оговорку о публичном порядке. Так, мусульманское право запрещает браки между мусульманами и немусульманами. Право Америки и Европы, Азии не принимает во внимание препятствия для заключения брака, хоть и существующие в личном законе вступающих в брак, которые устанавливаются иностранным правопорядком по религиозному или расовому признаку.

Браки могут совершаться в органах регистрации актов гражданского состояния и в дипломатических (консульских) учреждениях стран. Браки, совершенные в данных представительствах, именуются «консульскими16». В РФ (ст. 157 СК РФ) браки между иностранными гражданами, совершенные на территории РФ в посольствах или консульствах иностранных государств, признаются на условиях взаимности действительными в РФ, если лица в момент вступления в брак являлись гражданами государств, назначивших консула или посла.

Консульские конвенции, заключенные РФ с другими странами, разрешают регистрацию консулом браков граждан своей страны. Консул имеет право регистрировать брак согласно закону представляемого им государства. Местные органы уведомляются о произведенной регистрации брака. Для того чтобы иметь возможность заключения, действительности, признания консульских браков, совершенных на территории государства нахождения консула, между гражданами страны, направившей консула, и гражданами страны аккредитации консула (и гражданами третьего государства), необходимо наличие в консульской конвенции предусмотренного на то согласия договаривающихся стран. Категория консульских браков иногда может порождать некоторые нетипичные обстоятельства юридического порядка. Так, в РФ, когда граждане имеют два вида паспорта (общегражданский и заграничный) заключение в консульском учреждении брака гражданами РФ по предъявлению заграничного паспорта сопровождается выдачей документа о заключении брака, но не проставлением штампа в паспорте (что имеет место при заключении брака в органах ЗАГС). То есть супруги, вернувшись в РФ, должны обратиться в органы ЗАГС для соответствующего «завершения» его оформления.

Вопрос

Вопрос о возможности расторжения брака в разных государствах решается по-разному, но четко прослеживается три основных подхода. В некоторых странах (Аргентина, Колумбия, Ирландия) развод запрещен. В других государствах развод допускается при наличии определенных оснований, взаимное согласие супругов в число оснований не входит (Италия). В третьих развод допускается при наличии определенных оснований, в том числе и по взаимному согласию (РФ, Англия, Бельгия, Дания, Германия, Норвегия).

В Италии с 1970 г. существует закон, который разрешил расторжение брака по строгому перечню оснований (осуждение одного из супругов к серьезному уголовному наказанию, раздельное проживание супругов не менее пяти лет по условиям сепарации, неспособность к брачной жизни, получение развода за границей), исключая взаимное согласие супругов. Во Франции с 1975 г. в качестве основания к разводу признано взаимное согласие супругов при сохранении такой причины развода, как виновное поведение одного из супругов. В Англии с 1971 г. тоже признано взаимное согласие супругов на развод после двухлетнего раздельного жительства. Правом Германии и Японии допускается расторжение брака по взаимному согласию супругов в случае «окончательного и непоправимого расстройства брачной жизни». В Швеции от суда не требуют выяснения причин, побудивших стороны прекратить брак.

В США в ряде штатов расторжение брака допускается такой причине, как «непоправимый его распад», а в других необходимо наличие иных оснований. Во многих штатах установлено требование оседлости в штате - от нескольких часов до нескольких лет. В государствах Азии и Африки (где господствует мусульманское право) определяющую роль играет волеизъявление мужчины. В немусульманских странах Азии и Африки существуют тенденции к расширению свободы разводов по европейскому варианту.

Различия в законодательстве государств по вопросу расторжения брака порождают противоречия, юридические трудности и, в следствии - «хромающие разводы». Законодательство различных стран по разному решает и вопрос о порядке расторжения брака. Большинство государств признает судебный порядок (США, Франция, Англия). В некоторых странах по взаимному согласию супругов допускается внесудебный порядок развода (Япония, РФ). В Дании и Норвегии брак расторгается решением короля или административного органа; в Ирландии - решением парламента.

Существует ряд коллизионных проблем расторжения брака в МЧП. Самая первая - проблема выбора права в разрешении дел о прекращении брака. Многие страны применяют национальный закон при расторжении брака, другие - закон места проживания супругов, третьи - закон страны суда. В Англии и США используется закон постоянного места жительства супругов, во Франции - закон общего домицилия или личный закон каждого супруга. Во многих государствах эти привязки дополняют друг друга.

Привязка отношения по расторжению брака к закону гражданства разводящихся супругов квалифицируется как принцип коллизионного права, свойственный «континентальной» системе права. В странах же англосаксонской системы отмечается действие коллизионной формулы прикрепления к закону места жительства (lex domicilii) и закону суда (lex fori).

Основным средством устранения «хромающих разводов» выступает признание решения органа, расторгнувшего брак, в другом государстве или государствах. Есть государства, которые не признают иностранных решений о разводе своих граждан.

В признании прав иностранца, основанных на законе гражданства, может быть отказано по правилам «публичного порядка». Применение оговорки о публичном порядке зависит от суда, рассматривающего дело. Здесь речь идет о расхождениях между правом другого государства, на применение которого указывает коллизионная норма, и правом страны суда. В одних государствах нерасторжимость брака считается основой публичного порядка, и не допускается развод по национальному закону супругов, если он запрещен в стране суда, а другие страны принцип нерасторжимости брака к основам публичного правопорядка не относят, хотя личный закон супругов может его не допускать.

Иногда супруги стараются, обойдя свой личный строгий закон, получить развод.

Затруднения, вызванные расхождениями материального, коллизионного и процессуального права различных стран в области расторжения брака, обусловливают поиски вариантов преодоления создавшегося положения с «хромающими» разводами, непризнанием фактов расторжения брака в иностранном государстве и их юридических последствий. Средством в решении данной проблемы выступают международные договоры. Некоторые из стран Латинской Америки с 1928 г. единообразно решают вопросы о допустимости (недопустимости развода), его оснований и компетенции суда. Согласно ст. 1 Кодекса Бустаманте супруги могут предъявить иск о разводе в том случае, если одновременно допускается развод и по закону страны суда, и по национальному закону разводящихся супругов.

Некоторые государства приняли в 1978 г. Гаагскую конвенцию о признании развода и судебного разлучения супругов. Согласно данной конвенции признается любая форма развода, если она является законной в стране, где совершен развод. Но любая из стран может и не признать развод между супругами, если их национальный закон на момент развода не допускал такового.

Существуют также и в договорах о правовой помощи. Практика подобных договоров исходит из принципа безусловного предоставления гражданам договаривающихся государств таких же прав, как и собственным гражданам.

СК РФ предусматривает следующие процедуры расторжения брака: при отсутствии несовершеннолетних детей и материальных требований друг к другу в условиях взаимного согласия супругов - через органы записи актов гражданского состояния, при отсутствии согласия одного из супругов либо при наличии детей до 18 лет - через суд.

В ст. 160 СК РФ устанавливаются следующие особенности расторжения брака «с иностранными характеристиками»:

- расторжение брака между гражданами РФ и иностранными гражданами или лицами без гражданства, а также брака между иностранными гражданами на территории РФ производится в соответствии с законодательством РФ;

- гражданин РФ, проживающий за пределами территории РФ, вправе расторгнуть брак с проживающим за пределами территории РФ супругом независимо от его гражданства в суде РФ. В случае, если в соответствии с законодательством РФ допускается расторжение брака в органах записи актов гражданского состояния, брак может быть расторгнут в дипломатических представительствах или в консульских учреждениях РФ;

- расторжение брака между гражданами РФ либо расторжение брака между гражданами РФ и иностранными гражданами или лицами без гражданства, совершенные за пределами территории РФ с соблюдением законодательства соответствующего иностранного государства о компетенции органов, принимавших решения о расторжении брака, и подлежащем применению при расторжении брака законодательстве, признается действительным в РФ;

- расторжение брака между иностранными гражданами, совершенное за пределами территории РФ с соблюдением законодательства соответствующего иностранного государства о компетенции органов, принимавших решения о расторжении брака, и подлежащем применению при расторжении брака законодательстве, признается действительным в РФ.

Так, если брак расторгается на территории РФ, применяется законодательство России. Если заявление о расторжении брака подается в российский суд, вне зависимости от места жительства истца и ответчика, гражданин, проживающий за границей, должен быть надлежащим образом извещен обо всех обстоятельствах дела, о месте и времени его рассмотрения. Для этого ему пересылаются копии документов и повестка о явке в суд. Порядок пересылки и вручения документов регулируется действующими международными соглашениями. Далее начинается рассмотрение дела по правилам, которые установлены для граждан России. В случае неявки надлежащим образом извещенной стороны дело может быть рассмотрено и в ее отсутствие. Законодательство РФ применяется при расторжении брака, если иное не установлены международным договором.

Ввиду того что, кроме случаев, предусмотренных международным договором, применение иностранного закона фактически исключено, расторжение брака, произведенное в РФ, может быть, как уже отмечалось выше, не признано за рубежом.

Специального перечня оснований для развода в РФ не содержится, поэтому суд расторгает брак, если установит, что дальнейшая совместная жизнь супругов и сохранение семьи невозможно. Однако специальные положения о расторжении брака содержатся в договорах о правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам, заключенным Россией с другими странами. Во многих двусторонних договорах о правовой помощи, заключенных между РФ и другими государствами, предусмотрены общие правила о признании судебных решений.

Праву РФ известна и консульское расторжение брака. Материальные условия для расторжения брака в консульском учреждении аналогичны тем, которые должны присутствовать при осуществлении развода в органах ЗАГС. Право расторгнуть брак между гражданином своей страны и иностранцем консул имеет только тогда, когда это предусмотрено в консульской конвенции. При этом российский консул вправе расторгать брак между супругами - гражданами РФ, если хотя бы один из них постоянно проживает за границей.

Вопрос

Исторически семейное законодательство штатов применяло самые разные подходы при рассмотрении дел об установлении материнства и отцовства и выработало большое количество концепций, определяющих основания возникновения родительских прав.

В период колониального господства шло активное формирование правовой системы штатов Северной Америки под влиянием разных факторов: в зависимости от способов и путей создания колонии <1>; от объема дарованных им королевскими хартиями свобод; от господствующей среди поселенцев умеренной или демократической идеологии и др. <2>. В колониальный период в Северной Америке установление происхождения детей имело огромное значение и оказывало влияние на всю последующую жизнь ребенка. Только дети, рожденные в браке, пользовались юридической защитой государства. У незаконнорожденных детей не было никакой правовой связи с отцом, в том числе они не имели права на его наследство.

К концу XIX в. правовые отношения по установлению происхождения детей регулировались главным образом законодательством штатов. А федеральные статуты в большинстве своем определяли порядок взыскания алиментов на несовершеннолетних детей. Поэтому важной особенностью этого периода является неоднородность законодательства, существование разных правовых норм и принципов, определяющих происхождение детей, в разных штатах.

В первой половине XX в. иски об установлении отцовства в ряде штатов продолжали носить уголовно-правовой характер. Более того, законодательство некоторых штатов содержало и уголовные наказания за внебрачную связь и рождение ребенка вне брака (как, например, в Нью-Джерси и Нью-Мексико). Уголовное право 46 штатов содержало такое преступление, как уклонение отца от воспитания и содержания его биологического ребенка <14>. В других штатах иски об установлении отцовства носили гражданско-правовой характер, а обязанность отца воспитывать и содержать своего биологического ребенка вообще не признавалась. Вплоть до 1971 г. суды штатов Техас и Айдахо отказывали в удовлетворении требований о принуждении отцов, не состоящих в браке с матерью ребенка, исполнять в какой-либо форме обязанность по содержанию ребенка. А штат Виржиния юридически закреплял обязанность отца, не состоящего в браке с матерью ребенка, по содержанию ребенка, только если отец такого ребенка официально признал свое отцовство. В других штатах признавалась обязанность по содержанию матери ребенка, а не самого ребенка <15>. Соответственно, и с иском об установлении отцовства могла обратиться в суд только мать ребенка. Так, в 1949 г. суд штата Северная Каролина запретил ребенку исследовать и устанавливать в судебном порядке отцовство своего биологического отца <16>.

Неоднородность законодательства об установлении отцовства в разных штатах породила существование в начале XX в. самых различных целей правового регулирования установления родительских прав мужчины. Все эти цели были обобщены в решении одного из судов штата Нью-Джерси: это и упорядочение сексуальных отношений, и наказание мужчины за отказ от женитьбы на матери его биологического ребенка, и принуждение мужчины к воспитанию и содержанию своего биологического ребенка <17>.

Для унификации семейного законодательства США в XX в. был разработан целый ряд единообразных законов, регулирующих установление происхождения детей. Единообразные законы - это законодательные акты, действующие на территории всех или многих штатов. Разработка и принятие единообразных законов находится в ведении национальной конференции - Комиссии по единообразным законам штатов (National Conference of Commissioners on Uniform State Laws) <18>. Так, в 1922 г. был принят Единообразный закон "О незаконнорожденных детях", определяющий, что дети, рожденные вне брака, имеют такие же права, как и дети, рожденные в законном браке. Данный Закон был одобрен практически всеми штатами.

К середине XX в. при установлении происхождения детей как универсальное доказательство судами стал активно использоваться анализ ДНК. В 1952 г. принят Единообразный закон "О генетическом анализе, проводимом в целях установления происхождения детей", фактически определяющий порядок и формы проведения генетического анализа. Необходимо отметить, что до 1935 г. не существовало норм, регулирующих проведение генетического анализа, общее право большинства штатов лишь определяло, что установление отцовства возможно лишь на основании научных доказательств родства. С 1935 г. в ряде штатов (Нью-Йорк, Калифорния, Флорида и др.) генетический анализ был официально признан допустимым и надлежащим доказательством по делам об установлении или опровержении отцовства и материнства.

В 1960 г. был принят Единообразный закон "Об отцовстве" <19>, определяющий порядок и способы добровольного признания отцовства и установления отцовства в суде.

Важнейшей вехой в развитии института происхождения детей в XX в. в США является принятие в 1973 г. Единообразного закона "О материнстве и отцовстве" <20>, который установил единообразные для всех штатов нормы, определяющие основания и порядок приобретения отцовства и материнства, установил законодательные презумпции материнства и отцовства, способы установления материнства и отцовства. Единообразный закон вобрал в себя все концепции, определяющие основания установления происхождения детей, существовавшие на территории разных штатов. Основаниями установления происхождения детей по Единообразному закону являлись не только биологическое родство, но и фактическое осуществление родительских прав на протяжении определенного периода, наличие решения суда, устанавливающего отцовство или материнство, а также наличие намерения лица быть родителем ребенка, закрепленное в соглашении о суррогатном материнстве. Единообразный закон "О материнстве и отцовстве" действовал вплоть до 2000 г., до принятия его новой редакции. Таким образом, можно выделить следующие исторические закономерности развития института установления происхождения детей в США. Во-первых, институт установления происхождения детей в США сложился в период колониальной зависимости от Великобритании под влиянием английского права. Кроме того, необходимо отметить связь семейно-правовых норм государств Северной Америки, регулирующих установление отцовства, с римским частным правом, в котором существовали институты и законнорожденности, и добровольного признания отцовства. Во-вторых, институт установления отцовства развивался параллельно с нормами, регулирующими обязанность отца содержать своего биологического ребенка. В-третьих, на протяжении длительного времени в США существовали институты законнорожденности и незаконнорожденности. Только дети, рожденные в законном браке, имели правовую связь с их родителями. В США институт законнорожденности был отменен только в начале XX в., когда дети, рожденные вне брака, были уравнены в правах с детьми от законных браков. В-четвертых, исторически иски по установлению отцовства носили уголовный характер, но были гражданскими по своей сути. И наконец, в-пятых, исторически в каждом штате институт установления происхождения детей регулировался по-разному. После освобождения от колониальной зависимости начался процесс унификации семейного права США. С принятием общих статутов и единообразного законодательства, регулирующего установление материнства и отцовства, в большинстве штатов стали действовать унифицированные нормы.

вопрос Регулирование наследственных отношений в различных правовых системах

 

Разнообразие в правовом упорядочении наследственных отношений заложено прежде всего в существовании двух ветвей правового регулирования — англо-саксонской и романо-германской систем права.

Основное различие проявляется в том, что сам институт наследования в системе англо-американского и романо-германского права рассматривается по-разному: в первом случае — как система норм, регулирующих отношения, связанные с исполнением администратором (или исполнителем завещания) функции «распределителя» наследственного имущества; во втором — как система норм, регулирующих правопреемство наследников в отношении прав и обязанностей умершего. Правовые системы Англии и США не предусматривают правопреемства: имущество умершего вначале переходит по праву доверительной собственности к его так называемому «личному представителю», который погашает долги наследодателя либо, наоборот, предъявляет требования к должникам умершего, а уже потом разбирается с наследниками. Представитель умершего назначается судом и совершает все действия, связанные с управлением имуществом наследодателя. Именно администратор, а не наследники, несет ответственность перед кредиторами за своевременный и правильный расчет по долгам наследодателя. Наследники же получают от администратора причитающиеся им доли наследственного имущества уже после погашения всех долгов.

Что касается регулирования наследственных отношений в системе романо-германского права, то оно по своей природе является родственным институту наследования, закрепленному в гражданском законодательстве российской правовой системы. Имущество умершего без каких-либо «посредников» переходит к наследникам по закону или по завещанию, которые уже сами отвечают по долгам наследодателя.

Различие в оценке правовой природы института наследования приводит к тому, что основные вопросы наследования также не имеют одинаковой регламентации: это касается определения круга наследников, установления порядка принятия наследства, оснований наследования, размера обязательной доли, регулирования выморочного имущества и других вопросов.

Помимо противоречий между англо-американской и романо-германской системами, законодательство каждого государства, независимо от того, какой правовой системы придерживается государство, предусматривает свои специфические особенности регулирования отдельных субинститутов наследования.

Рассмотрим это на примере основных субинститутов: порядка и формы составления завещания; установления размера обязательной доли и категорий лиц, имеющих право на получение обязательной доли; определения круга наследников; наследования государством выморочного имущества.

Законодательство большинства государств включает нормы, регулирующие порядок и форму составления завещания. Требования, установленные к порядку составления и форме завещания, закрепляются в каждом государстве посвоему.

В правовых системах разных стран закрепляются такие формы завещания, как собственноручное завещание, завещание в форме публичного акта и тайное завещание. Так, например, в Швейцарии признается завещание, сделанное в форме публичного акта — при участии двух свидетелей и одного должностного лица, которые подтверждают добровольное волеизъявление наследодателя. В Германии завещание составляется наследодателем в письменной форме и в запечатанном виде передается на хранение нотариусу в присутствии свидетелей.

Вместе с тем, и в Швейцарии, и в Германии указанные формы завещания не являются единственными. Практически во всех странах континентальной Европы, включая Швейцарию и Германию, наиболее распространенной формой является собственноручное завещание (т.е. написанное самим наследодателем; завещание, написанное другим лицом и подписанное наследодателем, не относится к форме собственноручного завещания и не имеет юридической силы).

Большое разнообразие существует в определении круга наследников. Указывая категории лиц, имеющих право на получение наследства, законодатель основное внимание уделяет установлению системы родственников, призываемых к наследованию в порядке строгой очередности.

Все правовые системы мира признают классификацию наследников на определенные категории в зависимости от родственной близости к наследодателю: во Франции — это система разрядов; В Германии и Швейцарии—система «парантелл»; в России — система очередей. Интересно, что в Германии число парантелл не ограничено, поэтому при отсутствии завещания даже самые дальние родственники могут стать наследниками. В Швейцарии круг наследников по закону ограничен первыми тремя парантеллами, родственникам четвертой парантеллы предоставляется только право пользования имуществом наследодателя (узуфрукт).

При наличии завещания встает вопрос об обязательной доле тех лиц, которых наследодатель не включил в число наследников. Как правило, к таким лицам относятся супруг, несовершеннолетние дети и родители умершего. В каждом государстве посвоему решается вопрос о круге лиц, претендующих на обязательную долю, а также о размере обязательной доли в наследственном имуществе.

Регламентация круга наследников и определение размера обязательной доли предусматривается и в российском праве. В соответствии со статьей 1149 ГК РФ право на обязательную долю в наследстве имеют несовершеннолетние или нетрудоспособные дети наследодателя, а также нетрудоспособный супруг, родители и нетрудоспособные иждивенцы наследодателя. Размер обязательной доли составляет не менее половины доли, которая причиталась бы каждому из наследников при наследовании по закону (до 2002 г. размер обязательно<

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...