II. Поэтапное выполнение работ на практическом занятии
I. Самоподготовка к практическому занятию 1) Студент должен самостоятельно изучить материал согласно ниже приведенной программе. Программа учебного материала Понятие о врожденном (естественном) и приобретенном (адаптивном) иммунитете. Клеточные и гуморальные факторы врожденного и приобретенного иммунитета. Лимфоцит – центральная фигура в иммунной системе. Современные представления о развитии лимфоцитов. Онтогенез и филогенез иммунной системы. Характеристика основных кластеров дифференцировки (CD), значение для анализа стадии развития клеток иммунной системы, оценки отдельных стадий функционирования. Понятие о полипотентной стволовой (родоначальной) кроветворной клетке. Происхождение стволовой клетки, её характеристики, маркеры. Факторы, регулирующие развитие стволовой клетки (микроокружение, цитокины). Циркуляция стволовой клетки. Роль костного мозга в иммунной системе. Понятие о родоначальных клетках и предшественниках Т- и В-лимфоцитов, их характеристика, идентификация. Тимусзависимый путь развития лимфоцитов (Т-клетки). Основные этапы развития Т-клеток в тимусе. Т-клеточные рецепторы, структура, роль в процессе развития Т-клеток. Позитивная и негативная селекция в тимусе. Внетимическая дифференцировка Т-лимфоцитов. Эндокринная функция тимуса, гуморальные факторы тимуса. Миграция и расселение Т-лимфоцитов в организме. Тимусзависимые зоны периферических отделов иммунной системы (селезенка, лимфатические узлы и др.). Понятие о субпопуляциях Т-лимфоцитов. Основные характеристики, маркеры и рецепторы, роль в иммунных процессах. CD3+ и CD4+ субпопуляции Т-клеток, характеристика, развитие, роль в иммунных процессах. Природа и свойства Т-хелперов типов 1 (Th1) и 2(Th2). Субпопуляции CD8+ Т-клеток. Запрограммированная гибель (апоптоз) клеток иммунной системы, механизмы, факторы её стимулирующие и подавляющие. Отличие от некроза. Активация клеток и апоптоз. Значение апоптоза в развитии и функционировании клеток иммунной системы.
8. 2) Рекомендуемая литература Основная
Дополнительная
Внеаудиторная работа
Вопросы для самоподготовки 1. Т-клеточный лимфопоэз происходит в... 2. Родоначальной клеткой для всех клеток крови, включая Т-лимфоциты, является... 3. Антигеннезависимая дифференцировка Т-лимфоцитов происходит в: а) тимусе, б) костном мозге, в) селезенке, г) лимфатических узлах, д) печени
4. Основные субпопуляции Т-лимфоцитов: А).......... Б) 5. Клетки тимуса продуцируют следующие гормоны (растворимые факторы): А)... Б)...В)... Г)... 6. Укажите международное сокращенное название "кластеры дифференцировки"... 7. Укажите CD антиген характерный для всех Т-лимфоцитов: a) CD3 б) CD4 в) CD8 г) CD 16 д)CD20 e)CD72. 8. Маркером каких лимфоцитов является CD3 антиген … 9. Укажите синонимы Т-лимфоцитов эффекторов: А)... Б) … 10. CD маркером Т-лимфоцитов хелперов является... 11. CD маркером Т-лимфоцитов эффекторов является.... 12. CD маркером стволовой гемопоэтической клетки является... 13. Если лимфоциты имеют фенотип CD3+,CD4+. CD8+ - это: а) зрелые Т-лимфоциты б) незрелые Т-лимфоциты. 14. Укажите CD антиген, который связан с TcR (антигенспецифическим Т-клеточным рецептором).... 15. Синоним СD4+клеток.... 16. Укажите цитокиновый профиль характерный Тh1 (Какие цитокины продуцируют Тh1?) А).... Б)... 17. Для Тh1 (T-хелперов 1-го типа) характерно: а) секреция ИЛ-2 б) секреция ИЛ-4 в) секреция ИЛ-5 г) секреция ИЛ-10 д) секреция ИЛ-13 е) секреция у-интерферона ж) стимуляция гуморального иммунного ответа з) стимуляция клеточного иммунного ответа 18. Для Th-2 (Т-хелперов 2-го типа) характерно: а)секреция ИЛ-2, б)секреция ИЛ-4, в) секреция ИЛ-5, г) секреция ИЛ-10, д) секреция ИЛ-13, е) секреция γ-интерферона. ж) стимуляция гуморального иммунного ответа, з) стимуляция клеточного иммунного ответа 19. К клеткам обладающим цитотоксичностью (способным разрушить клетку-мишень) относятся: а) Т-хелперы. б) Т-эффекторы. в) ЕК. г) В-лимфоциты. д) тромбоциты. е) К-клетки. ж) макрофаги. 20. Белок, выделяемый активированным Т-эффектором и вызывающий образование пор (отверстий) в мембранах клетки-мишени, называется......... 21. Количество каких клеток в крови является решающим показателем для прогноза ВИЧ-инфекции? a)CD4. б) CD8, b)CD19. r)CD16. д)С034. 22. Какой CD антиген Т-лимфоцитов является корецептором при связывании TCR с HLАI класса? …. …. 23. Какой CD антиген Т-лимфоцитов является корецептором при связывании TCR с HLAIIкласса?.......... 24. Укажите процентное содержание Т-лимфоцитов крови у здоровых людей (CD3 клеток) …. ….. 25. Какой CD антиген является маркером цитотоксических Т-лимфоцитов? 26. Назовите клетку-эффектор противовирусного механизма клеточного иммунного ответа.
27. Какая клетка является эффекторов в ГЧЗТ?
Письменные задания 1. Перерисуйте в рабочую тетрадь табл.1 и заполните графы соответствующей информацией согласно названиям столбцов. Таблица1 Основные типы клеток, продуцирующих цитокины
2. Перерисуйте в рабочую тетрадь табл.2 и заполните графы соответствующей информацией согласно названиям столбцов по образцу второй строки. Таблица 2
3. Перерисуйте в рабочую тетрадь схему позитивной и негативной селекции Т-клеток в тимусе
4. Перерисуйте в рабочую тетрадь схему реакции ГЧЗТ. 5. Перерисуйте в рабочую тетрадь схему противовирусного иммунного ответа. апоптоз Эталоны ответов на тест-вопросы для самостоятельной подготовки и контроля 1. В тимусе. 2. HSC-гемопоэтическая клетка. 3. а. 4. А)Т-хелперы, Б)Т-киллеры. 5. А) Тимозин, Б) сывороточный фактор тимуса, В) тимопоэтин, Г) тимический гуморальный фактор. 6. CD. 7. а. 8. Т-лимфоцитов. 9. А)Т-киллеры, Б) цито-токсические Т-лимфоциты. 10. CD4. 11. CD8. 12. CD34. 13. б. 14. CD3. 15. Т-хелпер. 16. А)ИЛ-2, Б)γ-интерферон. 17. а. е. з. 18. б, в, г, д. ж. 19. б. в. е. 20. Перфорин. 21. a. 22.CD8. 23. CD4. 24.58-78 % 25. CD8. 26. CD8+-лимфоцит (Т-киллер). 27. Макрофаг, активированный γ-интерфероном.
II. Поэтапное выполнение работ на практическом занятии 1) Контроль исходного уровня знаний студентов по тест-вопросам. 2) Разбор с преподавателем сложных вопросов темы, которые остались неясными после самоподготовки к практическому занятию. 3) Контроль и оценка преподавателем приобретенных студентами умений и навыков по теме.
Составитель: проф. Карзакова Л.М.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|