Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

II. Поэтапное выполнение работ на практическом занятии

I. Самоподготовка к практическому занятию

1) Студент должен самостоятельно изучить материал согласно ниже приведенной программе.

Программа учебного материала

Понятие о врожденном (естественном) и приобретенном (адаптивном) иммунитете. Клеточные и гуморальные факторы врожденного и приобретенного иммунитета. Лимфоцит – центральная фигура в иммунной системе. Современные представления о развитии лимфоцитов. Онтогенез и филогенез иммунной системы.

Характеристика основных кластеров дифференцировки (CD), значение для анализа стадии развития клеток иммунной системы, оценки отдельных стадий функционирования.

Понятие о полипотентной стволовой (родоначальной) кроветворной клетке. Происхождение стволовой клетки, её характеристики, маркеры. Факторы, регулирующие развитие стволовой клетки (микроокружение, цитокины). Циркуляция стволовой клетки.

Роль костного мозга в иммунной системе. Понятие о родоначальных клетках и

предшественниках Т- и В-лимфоцитов, их характеристика, идентификация. Тимусзависимый путь развития лимфоцитов (Т-клетки). Основные этапы развития Т-клеток в тимусе. Т-клеточные рецепторы, структура, роль в процессе развития Т-клеток. Позитивная и негативная селекция в тимусе. Внетимическая дифференцировка Т-лимфоцитов. Эндокринная функция тимуса, гуморальные факторы тимуса. Миграция и расселение Т-лимфоцитов в организме. Тимусзависимые зоны периферических отделов иммунной системы (селезенка, лимфатические узлы и др.). Понятие о субпопуляциях Т-лимфоцитов. Основные характеристики, маркеры и рецепторы,

роль в иммунных процессах. CD3+ и CD4+ субпопуляции Т-клеток, характеристика, развитие, роль в иммунных процессах. Природа и свойства Т-хелперов типов 1 (Th1) и 2(Th2). Субпопуляции CD8+ Т-клеток. Запрограммированная гибель (апоптоз) клеток иммунной системы, механизмы, факторы её стимулирующие и подавляющие. Отличие от некроза. Активация клеток и апоптоз. Значение апоптоза в развитии и функционировании клеток иммунной системы.

8.

2) Рекомендуемая литература

Основная

Название
1. Хаитов, Р.М. Иммунология /Р.М.Хаитов - М., «ГЭОТАР-МЕДИА», 2010. – 520 с.
2. Патофизиология. В 3 т.: чебник для студентов учреждений высш. Мед. проф. образования /под ред. А.И..Воложина, Г.В.Порядина. – 3-е изд., стер. – М.: Изд.центр «Академия», 2010.

 

Дополнительная

Название
1. Карзакова, Л.М. Основы клинической иммунологии: учебное пособие для студентов стоматологических факультетов/Л.М.Карзакова. – Чебоксары: Изд-во Чуваш. Ун-та, 2011. – 312 с.
2. Карзакова, Л.М. Иммунодиагностика и иммунотерапия в клинике внутренних болезней (учебное пособие) /Л.М.Карзакова.- Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та, 2006. – 150 с.
3. Афанасьев, Б.В.Гематология: Руководство для врачей/ Б.В. Афанасьев, О.Я. Волкова, А.А. Галапиев. - СПб: СпецЛит, 2008.
4. Титов, Л. П. Особенности строения, развития и функционирования иммунной системы детского организма: учебно-методическое пособие / Л. П. Титов, Е. Ю. Кирильчик, Т. А. Канашкова; Белорус. гос. мед. ун-т. - Минск: БГМУ, 2007. - 27с.
5. Медицинская микробиология, вирусология и иммунология: учебник для студентов медицинских вузов / [Воробьев А. А., Быков А. С., Бойченко М. Н. и др.]; под ред. Воробьева А. А. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Мед. информ. агентство, 2008. - 702с.

 

Внеаудиторная работа

 

Вопросы для самоподготовки

1. Т-клеточный лимфопоэз происходит в...

2. Родоначальной клеткой для всех клеток крови, включая Т-лимфоциты, является...

3. Антигеннезависимая дифференцировка Т-лимфоцитов происходит в: а) тимусе, б) костном мозге, в) селезенке, г) лимфатических узлах, д) печени

4. Основные субпопуляции Т-лимфоцитов: А).......... Б)

5. Клетки тимуса продуцируют следующие гормоны (растворимые факторы): А)... Б)...В)... Г)...

6. Укажите международное сокращенное название "кластеры дифференцировки"...

7. Укажите CD антиген характерный для всех Т-лимфоцитов: a) CD3 б) CD4 в) CD8 г) CD 16 д)CD20 e)CD72.

8. Маркером каких лимфоцитов является CD3 антиген …

9. Укажите синонимы Т-лимфоцитов эффекторов: А)... Б) …

10. CD маркером Т-лимфоцитов хелперов является...

11. CD маркером Т-лимфоцитов эффекторов является....

12. CD маркером стволовой гемопоэтической клетки является...

13. Если лимфоциты имеют фенотип CD3+,CD4+. CD8+ - это: а) зрелые Т-лимфоциты б) незрелые Т-лимфоциты.

14. Укажите CD антиген, который связан с TcR (антигенспецифическим Т-клеточным рецептором)....

15. Синоним СD4+клеток....

16. Укажите цитокиновый профиль характерный Тh1 (Какие цитокины продуцируют Тh1?) А).... Б)...

17. Для Тh1 (T-хелперов 1-го типа) характерно: а) секреция ИЛ-2 б) секреция ИЛ-4 в) секреция ИЛ-5 г) секреция ИЛ-10 д) секреция ИЛ-13 е) секреция у-интерферона ж) стимуляция гуморального иммунного ответа з) стимуляция клеточного иммунного ответа

18. Для Th-2 (Т-хелперов 2-го типа) характерно: а)секреция ИЛ-2, б)секреция ИЛ-4, в) секреция ИЛ-5, г) секреция ИЛ-10, д) секреция ИЛ-13, е) секреция γ-интерферона. ж) стимуляция гуморального иммунного ответа, з) стимуляция клеточного иммунного ответа

19. К клеткам обладающим цитотоксичностью (способным разрушить клетку-мишень) относятся: а) Т-хелперы. б) Т-эффекторы. в) ЕК. г) В-лимфоциты. д) тромбоциты. е) К-клетки. ж) макрофаги.

20. Белок, выделяемый активированным Т-эффектором и вызывающий образование пор (отверстий) в мембранах клетки-мишени, называется.........

21. Количество каких клеток в крови является решающим показателем для прогноза ВИЧ-инфекции? a)CD4. б) CD8, b)CD19. r)CD16. д)С034.

22. Какой CD антиген Т-лимфоцитов является корецептором при связывании TCR с HLАI класса? …. ….

23. Какой CD антиген Т-лимфоцитов является корецептором при связывании TCR с HLAIIкласса?..........

24. Укажите процентное содержание Т-лимфоцитов крови у здоровых людей (CD3 клеток) …. …..

25. Какой CD антиген является маркером цитотоксических Т-лимфоцитов?

26. Назовите клетку-эффектор противовирусного механизма клеточного иммунного ответа.

27. Какая клетка является эффекторов в ГЧЗТ?

 

Письменные задания

1. Перерисуйте в рабочую тетрадь табл.1 и заполните графы соответствующей информацией согласно названиям столбцов.

Таблица1

Основные типы клеток, продуцирующих цитокины

Клетки-продуценты Индукторы цитокинов Кинетика выработки Продуцируемые цитокины
Tх1      
Tх2      

 

2. Перерисуйте в рабочую тетрадь табл.2 и заполните графы соответствующей информацией согласно названиям столбцов по образцу второй строки.

Таблица 2

Локализация инфекционных агентов Представители Антигенпредставляющие клетки Тип Т-хелперов (ключевые цитокины) Эффекторные механизмы и факторы
Внеклеточная (внутри организма) Большинство бактерий, грибы, некоторые паразиты и простейшие, вирусы на определенных стадиях В-клетки, макрофаги Тх2 (ИЛ-4) Фагоцитоз, антитела, комплемент
Внеклеточная (на поверхности слизистых оболочек) Гельминты, нейссерии, кандида, кишечные палочки и др.      
Внутриклеточная (в цитоплазме) Вирусы, листерии, хламидии, риккетсии      
Внутриклеточная (в цитоплазматических везикулах) Микобактерии, криптококки, бруцеллы, шистосомы, лейшмании      

 

3. Перерисуйте в рабочую тетрадь схему позитивной и негативной селекции Т-клеток в тимусе

 

 

4. Перерисуйте в рабочую тетрадь схему реакции ГЧЗТ.

5.

Перерисуйте в рабочую тетрадь схему противовирусного иммунного ответа.

апоптоз

Эталоны ответов на тест-вопросы для самостоятельной подготовки и контроля

1. В тимусе. 2. HSC-гемопоэтическая клетка. 3. а. 4. А)Т-хелперы, Б)Т-киллеры. 5. А) Тимозин, Б) сывороточный фактор тимуса, В) тимопоэтин, Г) тимический гуморальный фактор. 6. CD. 7. а. 8. Т-лимфоцитов. 9. А)Т-киллеры, Б) цито-токсические Т-лимфоциты. 10. CD4. 11. CD8. 12. CD34. 13. б. 14. CD3. 15. Т-хелпер. 16. А)ИЛ-2, Б)γ-интерферон. 17. а. е. з. 18. б, в, г, д. ж. 19. б. в. е. 20. Перфорин. 21. a. 22.CD8. 23. CD4. 24.58-78 % 25. CD8.

26. CD8+-лимфоцит (Т-киллер). 27. Макрофаг, активированный γ-интерфероном.

 

II. Поэтапное выполнение работ на практическом занятии

1) Контроль исходного уровня знаний студентов по тест-вопросам.

2) Разбор с преподавателем сложных вопросов темы, которые остались неясными после самоподготовки к практическому занятию.

3) Контроль и оценка преподавателем приобретенных студентами умений и навыков по теме.

 

Составитель: проф. Карзакова Л.М.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...