Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

II. Поэтапное выполнение работ на практическом занятии





I. Самоподготовка к практическому занятию

1) Студент должен самостоятельно изучить материал согласно ниже приведенной программе.

 

Программа учебного материала

Предмет и задачи клинической иммунологии. Связь клинической иммунологии с другими медицинскими дисциплинами. Современная иммунология как медико-биологическая наука, изучающая структуру и функцию иммунной системы в нормальных (физиологических) и патологических состояниях. Разделы клинической иммунологии: профилактическая иммунология, лечебная (клиническая) иммунология, иммунология репродукции, трансплантационная иммунология, лабораторная иммунология.

Группы иммунопатологических состояний. Иммунограмма: норма и патологические величины, интерпретация. Показания для выполнения иммунограмм, принципы интерпретации иммунограмм.

 

2) Рекомендуемая литература

Основная

Название
1. Хаитов, Р.М. Иммунология /Р.М.Хаитов - М., «ГЭОТАР-МЕДИА», 2010. – 520 с.
2. Патофизиология. В 3 т.: чебник для студентов учреждений высш. Мед. проф. образования /под ред. А.И..Воложина, Г.В.Порядина. – 3-е изд., стер. – М.: Изд.центр «Академия», 2010.

 

Дополнительная

Название
1. Карзакова, Л.М. Основы клинической иммунологии: учебное пособие для студентов стоматологических факультетов/Л.М.Карзакова. – Чебоксары: Изд-во Чуваш. Ун-та, 2011. – 312 с.
2. Карзакова, Л.М. Иммунодиагностика и иммунотерапия в клинике внутренних болезней (учебное пособие) /Л.М.Карзакова.- Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та, 2006. – 150 с.
3. Карзакова, Л.М. Иммунопатологические состояния в терапии (клинический практикум) /Л.М.Карзакова-Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та, 2006. – 100 с.
4. Карзакова, Л.М. Первичные и вторичные иммунодефициты/Л.М.Карзакова, О.М.Мучукова, Н.Л.Рассказова. // Здравоохранение Чувашии. – 2008. - №2. – С.72-80.
5. Титов, Л. П. Особенности строения, развития и функционирования иммунной системы детского организма : учебно-методическое пособие / Л. П. Титов, Е. Ю. Кирильчик, Т. А. Канашкова ; Белорус. гос. мед. ун-т. - Минск : БГМУ, 2007. - 27с.
6. Медицинская микробиология, вирусология и иммунология : учебник для студентов медицинских вузов / [Воробьев А. А., Быков А. С., Бойченко М. Н. и др.] ; под ред. Воробьева А. А. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : Мед. информ. агентство, 2008. - 702с.

 



Внеаудиторная работа

Вопросы для самоподготовки

1. Дайте определение понятию «клиническая иммунология».

2. Какие разделы клинической иммунологии выделяют?

3. Компетенции клинического иммунолога.

4. Принципы интерпретации иммунограмм.

5. Назовите группы иммунопатологических состояний.

6. Охарактеризуйте группу аутоиммунных заболеваний.

7. Охарактеризуйте группу аллергических заболеваний.

8. Охарактеризуйте группу иммунодефицитных заболеваний.

9. Принципы диагностики иммунопатологического состояния.

 

Письменные задания

1. Перерисуйте в рабочую тетрадь табл. 1 и отметьте содержание каждого раздела клинической иммунологии по образцу четвертой строки.

 

 

Таблица 1

Разделы клинической иммунологии

Раздел Содержание
Профилактическая иммунология
Иммунология репродукции  
Лечебная иммунология Проведение иммунокорригирующей терапии при иммунопатологических состояниях
Лабораторная иммунология  

 

2. Напишите определение клинической иммунологии.

3. Напишите перечень аутоиммунных заболеваний.

4. Напишите перечень аллергических заболеваний.

 

Эталоны ответов на тест-вопросы для самостоятельной подготовки и контроля

 

1. ВОЗ дает такое определение понятия клинической иммунологии "Клиническая иммунология - это клиническая и лабораторная дисциплина, занимающаяся изучением вопросов диагностики и лечения больных с различными заболеваниями и патологическими состояниями, в основе которых лежат иммунологические механизмы, а также состояниями, в терапии и профилактике которых иммунопрепараты играют ведущую роль".

2. Профилактическая иммунология, лечебная (клиническая) иммунология, иммунология репродукции, трансплантационная иммунология, лабораторная иммунология.

3. Клиническая оценка состояния пациента, обследование, необходимое лечебное или профилактическое вмешательство; проведение консультаций при оценке неотложных состояний, при разборе сложных для диагностики и терапии клинических случаев; медицинская помощь при аллергических заболеваниях и иммунодефицитных состояниях, определение показателей гуморального (IgA, IgM, IgG, IgE) и клеточного иммунитета (количество лейкоцитов, процентное и абсолютное содержание лимфоцитов, процентное и абсолютное содержание общей и отдельных субпопуляций лимфоцитов: CD3-рецептор для антигена, характеризующего популяцию зрелых Т-лимфоцитов, CD4-индикатор Т-клеточной субпопуляции Т-хелперов/индукторов, CD8-индикатор Т-клеточной субпопуляции цитотоксических клеток, CD16, ИРИ и др.), показателей фагоцитоза и системы комплемента; определение уровня специфических IgE-антител к разным группам аллергенов.

4. При анализе иммунограмм анализируют три основных звена иммунного ответа: клеточное, гуморальное и фагоцитарное. К показателям клеточного звена относят: число лимфоцитов (% и абсолютное число), число (CD3)Т-клеток (% и абсолютное число), (CD4)Т-хелперов(% и абсолютное число), (CD8) цитотоксических Т-клеток(% и абсолютное число), иммунорегуляторный индекс CD4/ CD8. Гуморальное звено характеризуют: число (CD20)В-лимфоцитов (% и абсолютное число), концентрации основных трех классов иммуноглобулинов - IgG, IgA, IgM, ЦИК. О фагоцитарном звене судят по таким показателям, как: число нейтрофилов (% и абсолютное число), фагоцитарный индекс, фагоцитарное число. При выявлении изменений показателей в каком-либо звене иммунного ответа делают заключение о его рассройстве, например: 1) снижены показатели клеточного звена иммунитета (признаки клеточной иммунной недостаточности, 2) повышены концентрации IgG, IgM (признаки активации гуморального звена иммунного ответа), 3) снижен фагоцитарный индекс(признак угнетения фагоцитарной активности нейтрофилов).

5. Иммунопатологические состояния можно разделить на следующие группы:

· иммунодефициты;

· аллергические и аутоиммунные процессы;

· инфекции иммунной системы с непосредственной локализацией возбудителя в иммунокомпетентных клетках (ВИЧ-инфекция, инфекционный мононуклеоз);

· опухоли иммунной системы (лимфогранулематоз, лимфома, лимфосаркома);

· болезни иммунных комплексов;

· трансплантационная болезнь;

· иммунопатология репродукции;

· иммунопатология опухолей.

6. При аутоиммунных заболеваниях иммунные реакции организма сопровождаются повреждением собственных тканей (системная красная волчанка, ревматоидный артрит, аутоиммунный тиреоидит, аутоиммунный гепатит, хронический гломерулонефрит и др.).

7. Аллергия – аллергенспецифическая повышенная чувствительность организма, в основе которой лежит иммунологически опосредуемая реакция воспаления. В отличие от иммунной реакции, аллергия сопровождается повреждением собственных тканей. Примеры аллергических заболеваний: аллергическая крапивница, атопическая бронхиальная астма, поллиноз, аллергический отек Квинке, анафилактический шок и др.

8. Иммунодефицит – снижение функции иммунной системы вследствие нарушения становления иммунной системы или воздействия повреждающих факторов. Иммунодефициты делятся на две большие группы – первичные (врожденные) и вторичные (приобретенные), вызванные различными эндогенными (болезни) и экзогенными воздействиями (например, отрицательными экологическими факторами).

9. Иммунопатологическое состояние распознается на основании клинических данных (выявление иммунопатологического синдрома по результатам сбора анамнеза по опроснику), подтверждаемых данными иммунограммы.

 

II. Поэтапное выполнение работ на практическом занятии

1) Контроль исходного уровня знаний студентов по тест-вопросам.

2) Разбор с преподавателем сложных вопросов темы, которые остались неясными после самоподготовки к практическому занятию.

6) Ознакомление с кабинетом врача-иммунолога.

7) Самостоятельный осмотр больного с целью предварительного выявления иммунопатологического состояния (ИПС)

 

Вид действий Последовательность действий  
Предварительный осмотр для выявления риска ИПС, использование вопросника
  • Сбор жалоб
  • Анамнез заболевания
  • Анамнез жизни
  • Перенесенные заболевания
Особое внимание уделяется пальпации периферических лимфоузлов, селезенки, лимфоглоточного кольца
  • Объективные данные
Определение спектра необходимых иммуно-лабораторных тестов для выставления иммунологического диагноза  

 

8) Интерпретация иммунограмм больных с иммунопатологическими состояниями.

9) Контроль и оценка преподавателем приобретенных студентами умений и навыков по теме.

 

 

Составитель проф. Карзакова Л.М.

 





Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015- 2021 megalektsii.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.