Организационная структура фирмы.
В этом разделе вашего инвестиционного проекта вы должны подробно расписать все моменты, связанные с менеджментом и типом управленческой структуры, которую вы избрали. К сожалению, наши фирмы в общей массе бездарно и плохо структурированы, что снижает эффективность их функционирования. Для российских предприятий, вне зависимости от того, были ли их руководители членами государственного аппарата, характерна генетическая склонность к воспроизводству управленческих схем бывших советских министерств: есть проблема – создадим отдел, есть две схожие проблемы – назначим вице-президента. У одних только Совминов зампредов было 12 штук, из которых 5 – первых. Что вы смеетесь, коллеги? Вы думаете наше учебное заведение устроено лучше? У нас, например, есть уже целых 2 первых проректора. Управленческая схема, в которой под конкретную проблему выделяют человека, но где не прослеживается четкости в управлении, в которой объединены несколько схем принятия решений (например, функциональная и дивизионная, а матричной и в помине нет), где многие управленческие функции дублируются, представляется неразумной. А у нас, например, вопросом об инвестиционной деятельности могут заниматься и финансовый отдел, и отдел развития, и производственный отдел. А конечный результат по решению принимается не исходя из логики, а в зависимости от того, кто с президентом чаще парится в бане, и кто, таким образом, быстрее ему на ухо шепнет. Перестройка управленческих схем – это дело будущего, а пока лишь немногие российские фирмы понимают, что добиться успехов без правильно поставленного управления практически невозможно. Например, руководитель ”Вымпелкома”, чудо-детя российского бизнеса и любимого ребенка иностранных инвесторов, г-н Зимин, будучи силен как стратег и техник, но слаб как управленец, взял на работу в компанию специалиста по реформированию системы управления.
Описав управленческую схему как таковую, вы должны будете разъяснить, кто конкретно является ее руководителем, то есть перейти на основные управленческие лица вашей компании. То есть к вашему ИП вы должны будете приложить стандартные си-вишки, в которых вы укажете следующие данные о своих работниках: Ф.И.О. Адрес, телефон. Текущая должность. Краткая характеристика сотрудника (насколько именно этот сотрудник подходит вам для данного ИП) Трудовой опыт, карьера (излагается в обратном порядке) Образование (аналогично) Семейное положение. В этой связи были приведены 2 примера. Есть в информационном бизнесе одна компания, называется ”Дин & Брестард”, которая занимается только тем, что собирает информацию и предоставляет заинтересованным лицам справки (и не плохо, надо сказать, у нее обстоят дела – доход компании составляет $2 млрд.), содержащие данные об облике компаний. Эти справки включают около 1,5 тысяч показателей: производственных, финансовых, личных. И если потенциальный инвестор вдруг узнает, что руководитель компании, с которой он собирается работать, увлекается азартными играми или что его главный бухгалтер часто появляется на работе в нетрезвом виде, то он вряд ли захочет развивать с ним отношения в дальнейшем. Если вы считаете, что подобная информация носит характер личной тайны (жена, дети, привычки), то есть относится к privacy, то можете расслабится по поводу вашей деятельности. Хочешь заниматься бизнесом – отложи privacy в сторону. В этой связи еще одна байка. Наша любимая IBM захотела, чтобы ее ценные бумаги торговались на Японской бирже ”Намурасекьюритиз”, но прежде ей предстояло войти в листинг, одним из требований которого было предоставление информации о фирме. IBMовцы предоставили все необходимые данные, кроме домашних адресов руководителей, объяснив свои действия соображениями личной безопасности сотрудников. И очень плохо они сделали (имеется в виду точка зрения инвестора), так как в случае, если компания мухлюет, иски на ее руководителей будут подаваться по месту жительства. Но в конце концов IBMовцы договорились, что они укажут только юридический адрес. Еще один интересный пример касается Центрального Банка Российской Федерации, который завел базу данных, отслеживающую перемещения сотрудников банковской сферы из одного банка в другой, чтобы если кто-то умудрился разворовать один банк, то была бы возможность уберечь от его дурного влияния остальные банки. А когда в следующем году Кутилина Викторию Борисовна будет подавать в Государственную налоговую инспекцию декларацию о своих доходах за 1999 год, то ей присвоят личный налоговый номер, а потом на протяжении все ее жизни будут собирать на нее информацию (где, сколько и как Виктория Борисовна заработала деньги).
Если человек устроился на работу недавно, то следует так же указать, кто его порекомендовал на это место (Леха из Люберец или серьезная ассоциация). Что еще важно в этом разделе? Вам необходимо будет указать, как будет оплачиваться и стимулироваться ваш высший персонал. Казалось бы, наилучший вариант распределения фонда заработной платы – почаще, побольше, в конверте и зелеными. Но на практике оказывается, что это наименее эффективный способ стимулирования ваших менеджеров как с управленческой, так и с финансовой точки зрения, ведь о том, что менеджеру подняли зарплату, от забудет через 3 месяца. Неденежные способы стимулирования работников включают в себя опционы на акции. Как это не покажется странным, но эта система активно использовалась в советское время. В соответствии с теорией бюрократического рынка г-на Найшева в СССР действовала не схема – ”Я тебе приказал, ты исполняешь”, а ”Ты сделаешь – я тебе орден дам (премию, квартиру и т.д.)”, то есть по сути у нас шла торговля благами и позициями. Да, зарплата в советское время в среднем была достаточно низкой (действовало правило ”Они делают вид, что нам платят, а мы делаем вид, что им работаем”), зато сразу оговаривалось: отработаешь на месте 10 лет – получишь однокомнатную квартиру, отработаешь 20 – двухкомнатную, аналогичные ”расценки” вводились на машину, дачу и так далее. И это действовало сильнее, чем зарплата в конверте. Но идея опционов как таковых имеет смысл лишь в том случае, если компания действительно хорошо развивается, когда ее акции растут в цене, а возможность их покупки по номиналу с последующей перепродажей себя оправдывает. Так, например, на фирме Microsoft работает огромное число миллионеров.
Кроме того, инвестора очень интересует состав вашего совета директоров, какие именно люди в него входят. Как известно, совет директоров компании может включать в себя не только сотрудников данной фирмы, но и людей со стороны. Более того опыт показывает, что на 50% успех ИП зависит от того, в каких отношениях находится данная фирма с местной администрацией (вплоть до вхождения ее представителей в совет директоров компании). Таким образом обеспечивается защита от нежелательных воздействий со стороны этой самой администрации. И наконец, последний пункт в этом разделе касается того, кто будет консультировать вашу фирму, какие у нее будут юристы и аудиторы. Но сегодня в России ответ на этот вопрос может привести к неоднозначным последствиям, так как, например, если вы скажете, что вас консультирует ”Онэксим”, то совершенно неизвестно, как ваш инвестор на это отреагирует. Персонал. Это очень трудный вопрос, который можно сформулировать в следующем виде: какая минимальная численность персонала с каким уровнем квалификации и оплаты вам потребуется для реализации конкретного ИП. Стремление нанять побольше персонала в советское время можно было оправдать исходя их того, что наличие большого количество работников в подчинении гарантировало директору попадание на более высокий номенклатурный уровень (мало народу – это уровень райкома, чуть больше – это уже горком, более 10 тысяч – это уже уровень обкома, а там и до ЦК рукой подать), и плавно вытекающие из этого машина, санаторий соответствующего уровня и т.д. Кроме того, всегда надо было держать запас рабочих на предприятии, чтобы одни обеспечивали производство, а других можно было послать на уборку территории, уборку урожая и прочее.
Возвращаясь к оплате труда работника, следует вспомнить, что дешевый работник – это, как правило, плохой работник. Но к вопросу оплаты труда надо подходить очень аккуратно, надо быть добрым, но только тогда, когда это выгодно. Когда знаменитый Г. Форд создал свой конвейер и нанял работников на свои заводы, он поднял им заработную плату в несколько раз по сравнению со средними показателями по американской промышленности. Столь щедрый жест был продиктован соображениями не филантропа, а экономиста: идея конвейера состоит в том, чтобы работать на массовое производство, а для этого нужен массовый рынок сбыта. Подняв зарплату своим рабочим, Форд дал им возможность купить произведенные ими же классные автомобили, а кроме того, как сказал г-н Липсиц, заложил начало создания среднего класса. В России, с ее низкой мобильностью трудовых ресурсов, с ее городами-заводами, никто не спешит поднимать заработную плату работникам, так как работник не может обойтись без работы и никуда он не денется, пойдет работать даже за маленькие деньги. Исключение из этого правила представляет ситуация, когда с целью переманить работника с одного места (фирмы) на другое ему обещают поднять оплату его труда. При работе над вашим инвестиционным проектом может оказаться, что у вас в наличии имеется не весь персонал, который необходим для выполнения работ. В таком случае составляют таблицу, которая по сути представляет собой трудовой баланс вашего проекта.
Если выясняется, что по каким-то статьям у вас есть дефицит работников, то необходимо принять решение, будете ли вы для ваших целей переманивать работников из других компаний или целесообразнее переучить имеющийся в вашем распоряжении персонал, чтобы он был годен к выполнению необходимого вида работ. В любом случае это потребует дополнительных затрат. Теперь перейдем к еще одному насущному вопросу, а именно, как мы будем поощрять рядовой персонал. В советское время этой цели служило огромное число социальных объектов: пионерлагеря, дома отдыха и т.д. В дальнейшем эту систему решено было реформировать, а сами социальные объекты передать из ведения предприятий городским властям. Но если мы обратим наше драгоценное внимание на запад, то увидим, что у них развитие идет в противоположном направлении, в сторону увеличения доли социальных объектов. Так как ни одна нормальная фирма не заинтересована в том, чтобы работник, являющийся родителем, в рабочее время беспокоился о том, по каким улицам носится и какую травку нюхает его очаровательное чадо (при этом неминуемо пострадает эффективность его труда). Создание дополнительных стимулов к работе в виде организации социальных объектов на поверку оказывается дешевым и рациональным способом поощрения рядовых сотрудников.
Отдельная часть вашего БП должна быть посвящена организационному плану, то есть разделу, показывающему распределение реализации вашего проекта во времени (типа диаграммы Ганта). Для этого надо разбить ваш проект на основные события, то есть определить, в какие моменты времени какой вид деятельности у вас будет проходить (подготовка документации, закупка оборудования, монтаж оборудования, производство пробной партии, производство массовой партии). То есть вам надо будет осуществить временное эшелонирование вашего ИП, чтобы можно было распределить финансовые потребности во времени (знать не только сколько в общем понадобится средств, но и когда сколько); чтобы понять, в какой момент времени у вас появятся первые поступления, когда вы сможете начать расплачиваться с вашим кредиторами; а так же для того, чтобы отслеживать, насколько хорошо вы продвигаетесь в направлении достижения ваших целей (если что-то не в порядке, то у вас появится возможность отследить критические точки).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|