Психологические знания в период средневековья
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2
Период средневековья (V-XV вв. н.э.) характеризуется усилением церковного влияния на все стороны жизни, включая и средневековые науки, в частности и психологию. В этот период утверждаются представления, что душа является божественным, сверхъестественным началом, и потому изучение душевной жизни должно быть подчинено задачам богословия. Христианство стремилось доказать свою уникальность и оттеснить другие религии, не совместимые с ним. С этим связана и нетерпимость к греческой мифологии, так же как и к психологическим и философским концепциям, которые были тесно связаны с языческой религией и мифами. В V-VI вв., после упрочения господства христианской церкви, во избежание ее раскола появилась необходимость внести дополнения или трансформировать некоторые положения христианства. Этот этап называют патристикой (IV-VIII вв.), т. е. учением отцов церкви, в котором богословие начинает обращаться к знаниям, накопленным в античности. В этот период времени - VI-X вв., церковь становится одним из главных хранителей и распространителей знаний. В монастырях обучали грамоте и хранили книги, в том числе и списки с книг античных психологов. Вместе с тем церковь, бывшая во многом хранительницей знаний, в стремлении сохранить за собой приоритетные позиции препятствовала развитию новых концепций, которые противоречили ее многочисленным догмам. Психология начинает стремиться к тому, чтобы найти свое место в исследовании души, определить тот круг вопросов, который может быть ей отдан богословием. Необходимость психологии выделиться из богословия в ХII-ХIII вв. привела к возникновению направления, получившего название деизм, которое утверждало, что существуют две души - духовная (ее изучает богословие) и телесная, которую изучает психология. Таким образом, у психологии появился предмет для научного изучения. Фома Аквинский в XIII в., стараясь примирить науку и веру, писал о том, что они имеют, действительно, две разные истины, но в том случае, если истина науки противоречит истине веры, наука должна ей уступить. А в IX-X вв. арабским ученым Ибн Синой была сформулирована теория двух истин, которая утверждала, что истина знания и истина веры не совпадают между собой и не противоречат друг другу, как две параллельные прямые.
К кругу традиционных психологических проблем, исследуемых в средневековой науке, относится, прежде всего, изучение процесса мышления и его взаимосвязи с речью. Анализируя становление понятийного мышления, ученые ставили вопрос о происхождении общих понятий. Наряду с вопросом о взаимосвязи знания и веры он становится одним из центральных в тот период. При этом реалисты (Эриугена, Гильом, Ансельм Кентерберийский) доказывали, что общие понятия реально существуют еще до вещей, в уме у Бога. Такой подход перекликался с позицией Платона, утверждавшего, что общие понятия существуют в мировой душе, являясь образцом для реальных предметов. Номиналисты (Росцелин, позднее Д. Скот, У. Оккам), напротив, считали, что общие понятия не существуют в реальности, есть лишь «дуновение голоса», т.е. слово, которым для удобства общения фиксируют группу сходных предметов. П.Абеляр доказывал, что общие понятия существуют и вне вещей, в уме человека, т. е. слово - это не только звук, но и значение, которое, оставаясь в названиях, передается людям. При этом он одним из первых отстаивал верховенство разума над верой, говоря о том, что надо понимать, чтобы верить. В то же время наряду с продолжением исследования традиционных для античной науки вопросов психология Средневековья занимается и новыми проблемами. Прежде всего к ним относится изучение арабским психологом и
врачом Ибн Синой взаимосвязи психических и соматических болезней. Эти работы заложили основы современной психофизиологии, впервые вскрыли природу стрессов и их влияние на состояние психики. В церковной психологии также проводились важные исследования, направленные на изучение способов манипуляции большой массой людей, приемов снижения психического напряжения. В сознание людей вселяли идею безграничности жизни и бессмертии души, возможность повторения, пусть и не полного, жизненного пути давала надежду на исправление ошибок, освобождение от трудностей, бедности, болезней, выпавших в земной жизни на долю человека. Это помогало легче воспринимать трудности, опасности, смерти близких, повышало психологическую устойчивость многих людей. Однако в трудные для человека моменты (войны, эпидемии и т.д.), случавшихся достаточно часто, особенно на протяжении VI-X вв., этих естественных peгyляторов психологической стабильности оказывалось не достаточно. Поэтому появилась необходимо разработать способы эмоциональной разрядки, очищения от страха и чувства вины. Такие способы были найдены в самой церковной культуре. Прежде всего, это были обряды исповеди и покаяния; они давали людям уверенность в возможности очищения, снятия вины за свои поступки, за нарушения правил, неизбежные в реальной жизни, в возможности прощения и искупления тех ошибок, которые были ими сделаны. Недовольство собой не накапливалось, снималась напряженность от осознания своих грехов, и предотвращалось снижение самооценки. Терапевтический эффект этих обрядов был тесно связан с глубокой верой, надеждой на загробное воздаяние. На вере основывались и способы лечения некоторых психосоматических заболеваний (например, истерии), которые использовались многими священнослужителями в средние века. Уверенность людей в том, что данный священник действительно может им помочь, становилась мощным стрессовым фактором, излечивавшим больного. В период Средневековья продолжалось и развитие ораторского искусства, направленного на управление чувствами слушателей, заражение их определенным эмоциональным состоянием. Если в античности эти приемы основывались главным образом на речи, то в Средневековье использовались и невербальные средства (жесты, паузы, интонации и т.д.), что было серьезным приобретением психологии того времени.
К XIV-XV вв. упрочилось положение светской, независимой от богословия психологии, в которой на первый план выходили не вопросы этики, волевого поведения и свободы личности, а исследования познавательного развития, речи и способностей. Так постепенно психология становилась наукой о сознании и о тех процессах познания окружающего, которые являются преимущественным содержанием сознания.
Заключение
Ранние античные авторы нередко уделяли в своём творчестве внимание проблемам природы человека <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D1%80%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%B0_%D1%87%D0%B5%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D0%BA%D0%B0>, его души и разума. И по сей день, эти проблемы являются ведущими проблемами психологии. Большинство античных концепций лежат в основе современных учений, например, концепция темпераментов Гиппократа <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D0%B8%D0%BF%D0%BF%D0%BE%D0%BA%D1%80%D0%B0%D1%82>. А многие идеи Платона <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%BB%D0%B0%D1%82%D0%BE%D0%BD> оказали влияние на развитие философских основ представлений о психике, в частности, представление о человеке, как существе, раздираемом внутренним конфликтом мотивов, нашло своё отражение в психоаналитических представлениях о структуре личности. Аристотеля, давшего развёрнутый анализ предмета психологического исследования, в своём трактате «О душе» справедливо можно назвать отцом психологии. Идея организации (системности) Анаксагора, идея причинности Демокрита и идея закономерности Гераклита, стали на все времена основой познания душевных явлений. Античные ученые впервые попытались ответить на вопросы, как соотносятся в человеке телесное и духовное, разумное и рациональное и многое иное. Таким образом, были поставлены проблемы, веками направляющие развитие наук о человеке. Период Средневековья стал новым этапом развития психологии, связанным с фактическим изменением ее предмета. Ведь психология должна была либо полностью уступить богословию исследование психики, либо найти себе некоторую нишу для исследования. Так в содержании души была выделена особая категория, подлежащая научному исследованию. Тем самым было положено начало научной психологии, развитие и изучение которой, длится и по сей день.
Таким образом, я делаю вывод, о том, что современная научная психология является результатом развития психологических знаний, ведущих свое начало от периода античности и длившихся на протяжении столетий. Литература
1. Реан А.А., Бордовская Н.В., Розум С.И. Психология и педагогика - СПб.: Питер, 2002. . Ждан А.Н. История психологии: от античности к современности: Учебник для студентов психологических факультетов университетов - М.: Педагогическое общество России 1999. . Марцинковская Т.Д. История психологии: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - М.: Издательский центр "Академия",2001;
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|