Конституция РСФСР (июль 1918 г.)
Рекомендации по работе с источниками
«Повесть временных лет» 1. Ознакомьтесь с извлечением из источника и найдите в нем ответы на следующие вопросы: - Какие славянские племена упоминаются в летописи? - Как летописец характеризует славянские племена? - Кому славяне платили дань? - Как описывается в летописи призвание варягов и какой делается вывод из этого события? 2. Подумайте и сформулируйте (опираясь на прочитанный первоисточник и материалы лекции, учебников) свое суждение об отношении к такой разновидности источников, как летописи. «Русская правда» 1. Ознакомьтесь с извлечением из «Русской правды» и найдите в нем ответы на следующие вопросы: - Какими были занятия жителей Киевской Руси? - Какие социальные группы и слои были на Руси, как они отличались друг от друга? - Какие функции выполняла вервь? -Что представляла собой княжеская власть? - Какой принцип действовал при определении наказания? - Какие правонарушения существовали в Киевской Руси? - Какой была форма наказания за правонарушения? 2. Сформулируйте на основе прочитанного текста источника и материалов учебника свое аргументированное заключение о характере общественного строя в Киевской Руси (рабовладельческий, патриархальный, феодальный и т.д.). 3. Сравните общество, описываемое в «Русской правде», и современное общество и подумайте над вопросом: хотели бы Вы жить в то время? «Соборное Уложение» 1. Найдите в тексте документа ответы на вопросы: - как представлена в нем власть царя? - какие меры предусматривало «Соборное Уложение» для укрепления власти монарха? - как определяется в документе положение православной церкви? - какие положения документа говорят о завершении процесса закрепощения крестьян?
2. Сравните «Русскую правду» и «Соборное уложение» по вопросу о мерах наказания за правонарушения. Как, по Вашему мнению, можно объяснить явные различия между ними по этому вопросу? 3. Опираясь на текст источника и материалы учебников, сформулируйте аргументированное заключение по вопросу: какие тенденции (социальные, политические) в развитии общества отразило «Соборное уложение»? «Домострой» 1. Найдите в тексте ответы на следующие вопросы: - Какие нравственно-этические нормы жизни и поведения людей пропагандировались в «Домострое»? - Какой идеал семьи и семейных отношений предлагался людям? - Какую роль в семейной жизни отводил «Домострой» жене? - Какие способы воспитания сыновей «Домострой» считал наиболее эффективными7 2. Определите свое отношение к жизненным правилам «Домостроя: Вы их не приемлете вообще? Считаете, что они были «хорошими» только для своего времени? Допускаете, что некоторые из них не потеряли своего значения и в наши дни? и т.д. «Указ о единонаследии» 1. Найдите в документе положение, свидетельствующее о консолидации землевладельческого сословия в России. 2. Подумайте (обратитесь к учебнику, лекционному материалу) и дайте ответ на вопрос: как можно объяснить эту консолидацию. «Положения о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости». 19 февраля 1861 г. 1. Найдите в документе ответы на вопросы: - какие права получали крестьяне с отменой крепостного права? - на каких условиях крестьяне получали земельные наделы? - как определялись отношения крестьян с помещиками? 2. На основе источника и материалов учебника ответьте на вопрос: какие проблемы для крестьян создавались условиями их освобождения от крепостной зависимости? 3. Подумайте над вопросом: существовал ли в то время другой (другие) вариант (варианты) решения крестьянского вопрос
«Положение о губернских и уездных земских учреждениях». 1 января 1864 г. 1. Найдите в документе ответы на вопросы: - какова структура вводимых земских учреждений? - как формировались земские собрания? - какими правами в отношении земских учреждений наделялись представители государственных органов власти? - как отражено в источнике привилегированное положение дворян? 2. Сравните реальности, создаваемые «Положением» с существовавшими ранее, и сформулируйте вывод по вопросу: какой позитивный заряд содержало в себе введение земств? Указ Правительствующему Сенату от 9 ноября 1906 г. 1. Найдите в документе ответы на вопросы: - какие новые возможности открывались перед крестьянами с 1 января 1907 г.? - какие варианты выхода крестьян из общины и закрепления земельного надела в частную собственность определялись указом (что такое отруб т хутор)? - какими правами наделялись крестьяне, вышедшие из общины, в отношении сенокосных, лесных и пр. угодий? 2. Опираясь на источник и другие материалы, ответьте на вопросы: какие позитивные возможности открывались перед крестьянами столыпинской аграрной реформой и почему за время ее осуществления массового выхода крестьян из общины не наблюдалось? «Декрет о земле» 1. Ознакомьтесь с «Крестьянским наказом о земле», включенным большевиками в «Декрет о земле», и найдите ответы на вопросы: - какая мера предусматривалась в «Декрете» в отношении частновладельческой помещичьей земельной собственности? - как решался вопрос о частной собственности на землю? - кто получал право пользования землей и на каких принципах? - какие формы пользования землей определялись? - как решался вопрос о применении наемного труда в деревне? 2. Обратитесь к материалам учебников и объясните, почему большевики в «Декрет о земле» включили эсеровскую идею о социализации земли? Конституция РСФСР (июль 1918 г.) 1. Найдите в документе ответы на вопросы: - как назывались высшие органы законодательной власти и какими полномочиями они наделялись? - какой орган стал высшим органом исполнительной власти? - как формировались советы? - какие граждане РСФСР лишались избирательных прав? 2. Как большевики объясняли отсутствие в Конституции принципа всеобщего равного тайного избирательного права (ответ можно найти в самой Конституции и материалах учебников)?
3. Когда такое право было провозглашено в Советском государстве? «О замене продовольственной и сырьевой разверстки натуральным налогом». Декрет ВЦИК 21 марта 1921 г. 1. Найдите в тексте документа ответы на вопросы: - что представлял собой натуральный налог (его объем, принципы налогообложения)? - в чем его отличия от продразверстки? - какие права получал крестьянин-земледелец в отношении продукции, остававшейся у него после выполнения налога? - какое отражение нашел в Декрете классовый принцип большевистской политики?
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|