Здесь этот стиль доминировал в прикладном искусстве от Средиземного моря до Скандинавии на протяжении всего I тыс. н.э.
Антропологически сарматы относились к брахикранным европеоидам (широкая и круглая голова), за исключением племени алан, которые относились к долихокранным европеоидам (узкий череп). Поздним сарматам была присуща примесь монголоидности. Быт Одежда Основной одеждой сарматов были длинные просторные штаны, кожаные куртки, сапоги из мягкой кожи и островерхие войлочные шапки (башлык). Знатные сарматы носили короткую рубаху, пояс, штаны, мягкие сапоги и плащ, который на плече застегивался фибулой (застежкой со щитком). Жилища Сарматы, по сообщениям древних авторов, были кочевниками. Жилищем им служили шатры и кибитки. «Сарматы не живут в городах и даже не имеют постоянных мест жительства. Они вечно живут лагерем, перевозя имущество и богатство туда, куда привлекают их лучшие пастбища или принуждают отступающие или преследующие враги» (Помпоний Мела). Во время перекочёвок сарматы перевозили своих детей, стариков, женщин и имущество в кибитках. Как сообщает греческий географ конца I века до н. э. — начала I века н. э. Страбон: «Кибитки номадов (кочевников) сделаны из войлока и прикреплены к повозкам, на которых они живут, вокруг кибиток пасётся скот, мясом, сыром и молоком которого они питаются». Положение женщин Особенностью савроматов было высокое положение женщин, их активное участие в общественной жизни и военных действиях. Древние писатели часто называют савроматов женоуправляемым народом. Геродот пересказал легенду об их происхождении от браков скифских юношей с амазонками — легендарным племенем женщин-воительниц. Эта легенда была призвана объяснить, почему савроматские женщины ездят верхом, владеют оружием, охотятся и выступают на войну, носят одинаковую с мужчинами одежду и даже замуж не выходят, пока в бою не убьют врага. Савроматские женщины могли возглавлять племена и исполнять жреческие функции. Учёные полагают, что савроматский род был материнским, и счет родства на этапе разложения родового строя велся ещё по женской линии. Впоследствии, когда на основе савроматских племен возникли новые сарматские союзы, признаки матриархата исчезли. Сарматское общество стало патриархальным.
Военное дело Сарматы, как и скифы, представляли собой народ-армию, где всё мужское население являлось военнообязанным. Античные авторы всегда подчёркивали агрессивность сарматов, их воинственность. Со скифами сарматы воевали и как враги, и как союзники. В мирное время разделяли зоны влияния и совершали набеги на праславянские сёла, на земли понтийского царя Митридата, на античные полисы (Ольвию, Тиру, Никоний). С сарматами вела постоянные войны Римская империя. Несмотря на то, что главным родом войск у сарматов была конница, в военной тактике от своих предшественников они несколько отличались. У киммерийцев и скифов была лёгкая конница, у сарматов – тяжёлая: их лошади были не быстры, но чрезвычайно выносливы. И если киммерийцы и скифы стремительно проносились мимо противника и осыпали его ливнем стрел, то сарматы шли "в лоб". Пользовались они и более длинным мечом – 70-110 см.
Религия и культура древних Сарматов О верованиях сарматов известно гораздо меньше, чем о религиозных воззрениях скифов, но во многом они похожи. Так же, как и всем индоиранским народам, сарматам было присуще семибожие с ведущим культом бога войны, который олицетворял меч, а также поклонение солнцу и огню. Археологическими доказательствами последнего являются следы костров под курганами, опаленность деревянных конструкций, уголь в сарматских могилах и т.д. Также у сарматов был распространен культ предков. Основными памятниками тысячелетнего пребывания сарматов являются многочисленные курганы, которые достигают иногда 5-7 метров в высоту.
Савроматские и сарматские курганы наиболее часто располагаются группами на высоких местах, вершинах холмов, с которых открывается широкая панорама необъятных степей. В богатых сарматских захоронениях немало ювелирных изделий и изделий из драгоценных металлов. Рядовые сарматские погребения или содержатся под невысокими курганными насыпями, либо являются впускными или грунтовыми. Покойника клали на спину головой на север на дно прямоугольной узкой ямы, иногда перекрытой деревом. В мужских могилах зачастую находят несколько железных стрел, меч, точильный брусок, в женских - глиняные кувшины, украшения (бусы из полудрагоценных камней или стекла, амулеты, бронзовые круглые зеркальца, фибулы-застежки и т.п.). Образы животных занимали выдающееся место в религиозно-культовых представлениях сарматов. Одним из главных культов был культ коня. Лошадям приносили жертвы, и коней приносили в жертву. Правда, зачастую сарматы, жалея коня, клали в могилу хозяина его символ - узду. В культуре савроматов и сарматов раннего периода различные украшения, одежда, оружие, посуда и другие бытовые предметы украшались стилизованными изображениями животных (плоскими, гравированными, рельефными, объемными из золота, бронзы, кости, рога, камня). В III в. до н.э. появляется и II ст. до н.э. достигает расцвета характереный для сарматов "полихромный стиль". Украшения, одежда, обувь, изделия из металла обрабатывались самоцветами, бусами, бисером, цветной эмалью и др. Постепенно изображения животных теряют реалистичность и схематизируются. Из находок этого времени наиболее распространены серебряные золоченые украшения конской сбруи - фалары. В начале нашей эры снова распространяются изделия в "стиле зверей ". Почти все они - золотые или с золотой пластинкой с рельефными изображениями и найдены в захоронениях сарматских вождей. Эти вещи уже существенно отличаются от скифских и содержат элементы среднеазиатского полихромного стиля: множество вставок из камня. Особенно сарматами нравилась бирюза и красные камни, которыми украшали глаза, уши, хвосты и другие части тела животных.
Некоторые изделия, созданные мастерами эллинским для сарматов, например на Боспоре, поражают своей изысканностью. В частности, воспроизведена во множестве книг застежка для одежды в виде дельфина. Она выполнена из золота, а тело дельфина выточено из горного хрусталя. Браслеты, шейные гривны, множество золотых бляшек для одежды сделано для сарматов ювелирами из разных стран Азии и Европы. Несколько позже сарматские полихромные изделия были занесены сарматами, готами и гуннами в Европу. Здесь этот стиль доминировал в прикладном искусстве от Средиземного моря до Скандинавии на протяжении всего I тыс. н.э.
Сарматы не прошли бесследно для юга России. От них сохранились остатки живого языка, и, по словам академика Соболевского, они даже передали названия больших рек нашим предкам славянам, а именно: Днестр, раньше Дънестр — сарматское Danastr или Danaistr; Днепр — Дънепр — Danaper; Дон (вода/река) и пр.; названия многих других речек являются переводом с сарматского.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|