Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Анализ финансового состояния банка, его надежности, устойчивости, рисков.

Финансовая устойчивость – это такое состояние финансовых ресурсов предприятия, их распределение и использование, которое обеспечивает развитие производства (и услуг) на основе роста прибыли и капитала при сохранении платежеспособности и кредитоспособности в условиях допустимого уровня риска; параметр положения компании, то есть позиция компании по вопросам соотношения активов и пассивов в течение определенного периода времени. В условиях стабилизации банковской системы особое значение приобретает деятельность по выбору банка.

Наиболее важными критериями выбора банка, могут служить,

тип банка;

ассортимент предоставляемых им услуг;

качество и цена услуг

самое главное–устойчивость банка.
Под устойчивостью банка понимается его способность без задержек и в любой ситуации на рынке выполнять взятые на себя обязательства.

Надёжность банка зависит от множества различных факторов.
Существуют несколько подходов к анализу надежности КБ: со стороны ЦБ, на основе рейтинговой системы и так далее.
Центральный банк РФ выполняет роль главного координирующего и регулирующего органа денежно-кредитной системы России. Одной из основных целей его деятельности является обеспечение эффективной и стабильной работы всей банковской системы.
В основе рейтинговых оценок лежит обобщенная характеристика по конкретному признаку (критерию), позволяющему ранжировать банки в четкой последовательности по мере убывания данного признака или расположить их по определенным группам.
Данные балансов коммерческих банков являются основным источником для выработки ЦБР основных направлений денежно-кредитной политики и регулирования деятельности первых.
Вероятность неблагоприятного влияния конкретных факторов или их комбинаций на устойчивость банка характеризуется рисками. Под риском понимается угроза потери части своих ресурсов, недополучение доходов или произведение дополнительных расходов в результате проведения финансовых
операций (размер возможных потерь определяет уровень рискованности этих операций). Принятие рисков - основа банковского дела. Банки имеют успех тогда, когда принимаемые ими риски разумны, контролируемы и находятся в
пределах их финансовых возможностей и компетенции.

Риск должен быть определен и измерен. Этот процесс управления включает в себя: предвидение рисков, определение их вероятных размеров и последствий, разработку и
реализацию мероприятий по предотвращению или минимизации связанных с ними потерь. Это предполагает разработку каждым банком собственной стратегии управления рисками, то есть основ политики принятия решений таким образом, чтобы своевременно и последовательно использовать все возможности развития банка и одновременно удерживать риски на приемлемом и управляемом уровне.
Следует отметить как положительный момент, который облегчит банкам проведение анализа финансового состояния то, что существуют такие обязательные показатели, как норматив мгновенной ликвидности, максимальный размер кредитов, гарантий и поручительств, предоставленных кредитной организацией своим инсайдерам, максимальный размер привлеченных денежных вкладов, депозитов населения.
Несмотря на большое количество существующих методик, в них имеются определенные единые подходы: создание базы данных для постоянного контроля финансового состояния банка; отслеживание всех изменений, происходящих в банке, касающихся финансов, управления, политики в области уставного фонда, основных фондов, капитальных вложений и так далее;
анализ финансового положения банка в динамике ряда лет;
расчет коэффициентов, характеризующих деятельность банка и его финансовое положение; привлечение для анализа финансового состояния банка сторонней информации; анализ имеющейся финансовой отчетности - баланс, годовой отчет, аудиторское заключение и другие.
Анализ финансового состояния банка базируется на двух составляющих:
внешней отчетности, которая представлена в виде баланса и отчета о прибылях и убытках, и внутренней, представленной реальными проводками по отдельным счетам, а также всем комплексом финансовой отчетности, передаваемой в ЦБ РФ и налоговую службу.
Основные направления анализа финансового положения банка:
оценка состояния и результатов деятельности банка на момент проведения анализа; сравнения состояния и результатов деятельности банка за выбранный период времени; сравнение результатов деятельности банка с результатами деятельности
других банков; обобщение результатов анализа и подготовка рекомендаций для принятия управленческих решений, направленных на улучшение деятельности банка..
Финансовое состояние коммерческих банков, характеризуется
достаточностью капитала, качеством активов, ликвидностью баланса, эффективностью деятельности и уровнем управления банка.
Капитал (собственные средства) коммерческого банка выполняют несколько важных функций в ежедневной деятельности и для обеспечения долгосрочной жизнеспособности банка.
Во–первых, капитал служит для защиты от банкротства, компенсируя текущие потери до решения возникающих проблем.
Во–вторых, капитал обеспечивает средства, необходимые для создания, организации и функционирования банка до привлечения достаточного количества депозитов. Новому банку нужны средства еще до его открытия.
В-третьих, капитал поддерживает доверие клиентов к банку и убеждает кредиторов в его финансовой силе. Капитал должен быть достаточно велик для обеспечения уверенности заемщика в том, что банк способен удовлетворить их потребности в кредитах, даже если экономика переживает спад.
В-четвертых, капитал обеспечивает средства для организационного роста, предоставления новых услуг, выполнения новых программ и закупки оборудования. В период роста, банк нуждается в дополнительном капитале, для
поддержки и защиты от риска, связанного с предоставлением услуг.
Кроме того, капитал служит основой для установления регулирующими органами нормативов, определяющих контролируемые показатели его деятельности.
Основой собственных средств банка, является уставной фонд. Ликвидность оценивается на основе способности превращать свои активы в денежные средства или другие платежные средства, для оплаты предъявляемых обязательств в случае, если имеющихся в наличии платежных средств для этого не хватает.
Банки должны иметь доступные ликвидные активы, которые можно легко обратить в наличность, или возможность увеличить свои фонды при малейшем намеке на требование выполнения обязательств..
Все коммерческие банки, стараются сохранить
рентабельность операций и в то же время предлагать клиентам
конкурентоспособные условия, как по процентным ставкам на кредитные и депозитные ресурсы, так и по расценкам на банковские услуги. В этих целях коммерческими банками создана определенная система, предусматривающая классификацию банковских рисков.
Под классификацией риска, следует понимать распределение риска на конкретные группы по определенным признакам для достижения поставленных целей.
Риском можно управлять, т.е. использовать меры, позволяющие в
определенной степени прогнозировать наступление рискового определения риска на конкретные группы по определенным признакам для достижения поставленных целей.
Научно-обоснованная классификация риска позволяет четко определить место каждого риска в их общей системе. Она создает возможности для эффективного применения соответствующих методов, приемов управления риском в зависимости от состояния каждого элемента.
Имеется множество различных классификаций банковских рисков. Различаясь положенными в их основу критериями, эти классификации роднит то, что все они однозначно полагают кредитный и процентный риски основными для банков.

71. Понятие налога и сбора. Функции налогов в рыночной экономике. Классификация налогов

Налог:- это сбор, устанавливаемый и взимаемый государством для удовлетворения общественных потребностей. Под налогом, сбором, пошлиной и другим платежом понимается обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетный фонд, осуществляемый плательщиками в порядке и на условиях, определенных законодательными актами.

Сущность налога - изъятие государством в пользу общества определенной части валового внутреннего продукта (ВВП) в виде обязательного взноса. Взносы осуществляют основные участники производства ВВП:

• работники, своим трудом создающие материальные и нематериальные блага и получающие определенный доход,

• хозяйственные субъекты, владельцы капиталов, действующие в сфере предпринимательства.

Налоговая система:

• совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в установленном порядке.

Налоговая система включает в себя следующие элементы:

• субъект налогообложения;

• объект налогообложения;

• ставка налога;

• налоговые льготы;

• правила исчисления и порядок уплаты налогов;

• штрафы и другие санкции за неуплату налогов.

Налоговая система бывает унитарной, двух или трех уровневой. Например, в Российской Федерации трехуровневая система налогообложения. Налоги подразделяются на:

• федеральные,

• налоги республик в составе России, краев и областей,

• местные налоги.

Такой порядок заменил прежнюю, практически унитарную систему формирования государственных доходов. В период централизованного планирования государство одновременно обладало властью облагать налогами и в тоже время являлось владельцем предприятий.

Системы налогов в разных странах отличаются друг от друга по ряду факторов:

o структуре,

o набору налогов,

o способу взимания,

o налоговым ставкам,

o фискальным полномочиям различных уровней власти,

o налоговой базе,

o налоговым льготам.

Трехуровневые налоговые системы функционируют в большинстве федеральных государств. (Например, в США функционируют федеральные налоги, налоги штатов и местные налоги). Это позволяет обеспечить возможность самостоятельного формирования бюджетов всем уровням управления при распределении некоторых налогов между ними. Плательщики налогов:

- юридические лица иди другие категории плательщиков и физические лица, на которых в соответствии с законодательными актами возложена обязанность уплачивать налоги. Все налогоплательщики обязаны встать на учет в органах государственной налоговой службы. Документ, подтверждающий постановку налогоплательщика на учет в налоговом органе является основанием для открытия расчетного и других счетов в банках и других кредитных учреждениях.

Объекты налогообложения:

• имущество юридических и физических лиц и его передача;

• прибыль;

• доходы;

• добавленная стоимость продукции, работ, услуг;

• стоимость определенных видов товаров;

• отдельные виды деятельности налогоплательщиков;

• операции с ценными бумагами;

• пользование природными ресурсами;

• имущество юридический и физический лиц и его передача;

• другие объекты, установленные законодательными актами.

Общий уровень налогового изъятия определяется:

• величиной и настоятельностью общехозяйственных потребностей,

• размерами предложения общественных благ,

• масштабами диспропорций в национальной экономике, которые намечено устранить,

• задачами социальной политики в данном периоде.

Налоговая ставка -сумма, которая должна быть уплачена с данной единицы обложения. Как правило, налоговая ставка определяется в процентах.

Ставки могут быть постоянными, например, со всех плательщиков берется одинаковый процент. налоговая ставка будет пропорциональна сумме получаемого дохода или ценности имущества. Налоговая ставка может быть прогрессивна, т.е. она возрастает с увеличением облагаемого дохода. В действующем законодательстве предусматриваются единые ставки независимо от ведомственной подчиненности предприятий и форм собственности.

Функции налога это проявление его сущности в действии, способ выражения его свойств. Поэтому направление налоговой политики определяется соотношением ее главных функций:

• распределительная,

• контрольная.

Осуществляя первую, государство пытается стимулировать с помощью налоговых льгот развитие наиболее важных отраслей. Это связано с тем, что распределительная функция обладает фискальными и регулирующими свойствами. Налоги - не только один из основных каналов формирования доходов бюджета, но одновременно и самостоятельный инструмент управления, который осуществляется с помощью налоговых льгот.

К налоговым льготам относятся:

• необлагаемый минимум объекта налога,

• изъятие из обложения определенных элементов объекта налога,

• освобождение от уплаты налогов отдельных лиц или категорий плательщиков,

• понижение налоговых ставок,

• вычет из налогового платежа за расчетный период,

• целевые налоговые льготы, включая налоговые кредиты (отсрочка взимания налогов),

• прочие налоговые льготы.

Благодаря контрольной функции оценивается эффективность налогового механизма, обеспечивается контроль за движением финансовых ресурсов, выявляется необходимость внесения изменений в налоговую систему и бюджетную политику.

Классификация налогов осуществляется на основе признаков.

Во-первых, налоги подразделяются на общие и особенные.

Общие - налоги взимаемые с продаж, с имущества, с дохода.

Особенные - налоги взимаемые с определенного вида имущества или с определенного дохода (например, налоги на автомобили или на наследство).

Во-вторых, налоги классифицируют на прямые, косвенные и безразличные.

Прямые - налоги уплачиваемые непосредственно из того источника, который обложен этим налогом (налог на доход, налог на капитал, уплачиваемый из прибыли от этого капитала).

Косвенные - те налоги, которые вносятся в казну одной категорией, но фактически оплачиваются другой (например, налог с продаж или НДС, которые вносятся в казну продавцом, но фактически оплачиваются покупателем, так как продавец прибавляет этот налог к цене своего товара).

Безразличные - налог, источник уплаты которого не имеет значения и поэтому может быть любой комбинацией доходов (например, поголовный налог, налог на собак).

В основе данной классификации лежит теоретическая возможность перенесения налогов на потребителей продукции. На практике возникают трудности, связанные с тем, что прямые налоги также могут быть переложены на потребителя, а косвенные налоги не всегда можно полностью переложить на потребителя.

Классификация категорий налогов в соответствии с международными стандартами

1). Подоходные налоги, налоги на прибыль, налоги на увеличение рыночной стоимости капитала.

2) Отчисления на социальное страхование.

3.) Налоги на фонд заработной платы.

4.) Налоги на собственность.

5.) Внутренние налоги на товары и услуги

6.) Налоги на международную торговлю и внешние операции

72. Прямые и косвенные налоги: сущность, состав, роль в формировании бюджета.

ПРЯМЫЕ НАЛОГИ - налоги, непосредственно взимаемые с доходов или имущества налогоплательщика. В отличие от косвенных налогов ("налогов на расходы"), которые изымаются в момент произведения расхода, П.н. в принципе берутся в момент получения дохода, задолго до его предполагаемого расходования. Объектом прямого налогообложения являются доход (заработная плата, прибыль, процент, рента и т.п.) и стоимость имущества (земля, дом, ценные бумаги и т.п.) налогоплательщика, который одновременно выступает и сборщиком, и конечным плательщиком П.н. Подразделяются на реальные и личные
КОСВЕННЫЕ НАЛОГИ - налоги на товары и услуги, устанавливаемые в виде надбавки к цене или тарифу, в отличие от прямых налогов, определяемых доходом налогоплательщика. Собственник предприятия, производящего товары или оказывающего услуги, продает их по цене (тарифу) с учетом надбавки и вносит государству соответствующую налоговую сумму из выручки, т.е. по существу он является сборщиком К.н., а покупатель - плательщиком (действуют в форме акцизов, фискальных и таможенных пошлин). Косвенные налоги являются более простыми для государства с точки зрения их взимания, но также и очень сложными для налогоплательщика с точки зрения укрывательства от их уплаты. Привлекательность для государства эти налоги имеют еще и потому, что их поступление в казну напрямую не связано с финансово-хозяйственной деятельностью субъекта налогообложения и фискальный эффект достигается в условиях падения производства и даже убыточной работы предприятий и организаций.

Тем самым косвенное налогообложение обеспечивает устойчивость доходной базы государства, особенно в условиях высоких темпов инфляции. Кроме того, косвенные налоги являются менее болезненными для налогоплательщика и как бы незаметны для него.

Примерами косвенного налогообложения могут служить НДС, акцизы и таможенные пошлины.

Сущность, функции и виды страхования.Страхование - это отношение по защите имущественных интересов хозяйствующих субъектов и граждан при наступлении определенных событий (страховых случаев) за счет денежных фондов, формируемых из уплачиваемых ими страховых взносов (страховых премий).

Страхование представляет собой экономическую категорию, более точнее - финансовую категорию. Его сущность заключается в распределении ущерба между всеми участниками страхования. Это своего рода кооперация по борьбе с последствиями стихийных бедствий и противоречиями, возникающими внутри общества из-за различия имущественных интересов людей, вступивших в производственные отношения Разновидностями личного страхования являются страхование детей, страхование к бракосочетанию (свадебное), смешанное страхование жизни, страхование дополнительной пенсии, страхование на случай смерти и потери здоровья и др.Разновидностями имущественного страхования являются страхование строений, основных и оборотных фондов, животных, домашнего имущества, средств транспорта, урожая сельскохозяйственных культур и др.Разновидностями страхования ответственности являются страхование на случай причинения вреда в процессе хозяйственной и профессиональной деятельности, страхование от убытков вследствие перерывов в производстве и др.Страхование может осуществляться в обязательной и добровольной формах.Обязательным страхованием является страхование, осуществляемое в силу закона. Виды, условия и порядок проведения обязательного страхования определяются соответствующими законодательными актами Российской Федерации. Расходы по обязательному страхованию относятся на себестоимость продукции (обязательное страхование имущества, обязательное медицинское страхование).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...