Основные термины и понятия
Модуль 1. Введение в Историю Отечества. Семинарское занятие № 1 «Введение в историю Отечества» Цель занятия: Раскрыть предмет истории его, сущность методологии, глубину подходов и содержание специальных исторических дисциплин
Задачи: - Обосновать и понять направленность исторического процесса - Определить для себя приемлемую историческую модель - Раскрыть сущность исторических источников и специальных исторических дисциплин - Рассмотреть периодизацию Российской истории
Основные термины, понятия: Артефакт, история, летопись, исторический источник, историография, источниковедение, археология, парадигма, формация, цивилизация, культурно-исторический тип, формационный и цивилизационный подходы, методология. Вопросы для подготовки к занятию: 1. История: понятие, цели, задачи, функции. 2. Методы изучения истории. 3. Исторические источники: типы, виды и их классификация. 4. Формационный и цивилизационный подходы к изучению истории. 5. Специальные исторические дисциплины 6. Проблема периодизации Российской истории 7. Специальная историческая литература. Отечественная историография
Формы интерактивного занятия: Составление презентаций по теме семинарского занятия, написание эссе на тему «Роль исторической науки в современном обществе».
Примерные Задания: 1. Показать роль исторического знания в процесс формирования гражданской идентичности. 2. Выявить соотношение исторического опыта и современного социально-политического процесса. 3. Охарактеризовать значение истории для развития личности и гражданского самосознания. 4. Определить основные периоды Российской истории.
5. Произвести анализ специальной исторической литературы
Контрольные вопросы: 1. Что такое история? Является ли история наукой? 2. В чем отличие формационного и цивилизационного подхода к рассмотрению истории? 3. Каковы цели, задачи и функции исторического знания? 4. Какие существуют виды исторических источников? 5. Как развивалась отечественная историография? Назовите известных российских историков.
Рекомендуемая литература к занятию: 1. Кузнецов И.Н. Отечественная история: учеб. / И.Н. Кузнецов. – М.: Дашков и Ко, 2015. – 816 с. 2. Зуев, М. Н. История России [Текст]: учеб. пособие для вузов - М.: Юрайт-Издат, 2009.-634с. 3. Кириллов, В. В. История России [Текст]: учеб. пособие для студентов вузов - М.: Юрайт, 2007. - 661 с. 4. История России (IX - начало XXI в.) [Текст]: учеб. для вузов / под ред. А.Ю. Дворниченко - М.: Гардарики, 2010. - 479 с. 5. История России с древнейших времен до наших дней [Текст] / под ред. А.Н. Сахарова. - М.: ПРОСПЕКТ, 2010. Т. 1. - М.: Проспект, 2010. - 718 с. 6. История России [Текст]: учебник / А. С. Орлов - М.: Проспект, 2009. - 525с.
Модуль № 2. Древнерусское государство (IX-XIII вв.) Семинарское занятие № 2 «Восточные славяне в древности. Образование древнерусского государства» Цель занятия: Изучить этногенез восточных славян, процесс образования и становления древнерусского государства
Задачи - Раскрыть сущность проблемы этногенеза славян - Выявить основные причины образования древнерусского государства - Проследить развитие древнерусского государства в начальный период его существования
Основные термины, понятия: Политеизм, тотем, норманнская теория, методология, «легенда о призвании варягов», монотеизм, переложная и подсечно-огневая системы земледелия, православие, полюдье, Русь, уроки, погост, «путь из варяг в греки», язычество.
Вопросы для подготовки к занятию: 1. Проблема этногенеза восточных славян. Историческая прародина славян.
2. Славянские племена: политический строй и основные занятия. Первые славянские города. 3. Язычество древних славян 4. Образование Древнерусского государства. Норманнская и антинорманнская теории. 5. Древнерусское государство при первых князьях (Рюрик, Олег, Игорь, Ольга) 6. Военные походы Святослава. 7. Правление Владимира Святославовича 8. Предпосылки и значение принятия христианства. Крещение Руси.
Одна из форм интерактивного занятия: Мозговой штурм на тему «Причины и последствия Крещения Руси»» Примерные задания: 1. Проанализировать проблему прародины славян 2. Определить основные занятия восточных славян 3. Разрешить спор между норманистами и антинорманистами. 4. Написание реферата на один из вопросов, предложенных к подготовке к семинарскому занятию. 5. Законспектировать норманскую и антинорманскую теории происхождения Древнерусского государства. 6. Выявить причины и последствия Крещения Руси.
Контрольные вопросы: 1. Какие существуют теории происхождения славян? Где находилась прародина славян? 2. В чем суть политического строя и основных занятий восточных славян? 3. Кто считается основателем Древнерусского государства? Какие существуют теории происхождение Древнерусского государства? 4. Кто правил Древнерусским государством в Х веке? 5. Какие существовали предпосылки принятия христианства? Как сказалось принятие православия на последующем развитии Древнерусского государства?
Рекомендуемая литература к занятию: 1.Кузнецов И.Н. Отечественная история: учеб. / И.Н. Кузнецов. – М.: Дашков и Ко, 2015. – 816 с. 2. Зуев, М. Н. История России [Текст]: учеб. пособие для вузов - М.: Юрайт-Издат, 2009.-634с. 3. Кириллов, В. В. История России [Текст]: учеб. пособие для студентов вузов - М.: Юрайт, 2007. - 661 с. 4. История России (IX - начало XXI в.) [Текст]: учеб. для вузов / под ред. А.Ю. Дворниченко - М.: Гардарики, 2010. - 479 с. 5. Ключевский В.О. Курс русской истории. – М., 1987. 6. Рыбаков Б.А. Киевская Русь и русские княжества: XII-XIII вв. – М., 1993
Семинарское занятие № 3 «Древнерусское государство в XI-XIII вв.» Цель занятия: Раскрыть историческое значение, расцвет и закат государства Киевская Русь
Задачи - Выявить факторы, способствующие расцвету Киевской Руси и факторы, которые привели её к упадку - Раскрыть историческую роль наиболее ярких киевских князей: (Олег, Святослав, Владимир I, Ярослав Мудрый, Владимир Мономах) - Изучить культурное наследие Киевской Руси
Основные термины, понятия: Закупы, рядовичи, челядь, смерды, люди, «Великое княжение владимирское», феодальная раздробленность, кириллица и глаголица, «Русская правда», вира, гривна, «Слово о полку Игореве», поучение, удел, Новгородская республика. Вопросы для подготовки к занятию: 1. Расцвет Киевской Руси (Ярослав Мудрый, Владимир Мономах) 2. Русская правда как первый свод законов Киевской Руси 3. Закат Киевской Руси (Раздробленность. Причины, факторы, итоги) 4. Удельный период в развитии Руси: социально-экономическое и политическое развитие удельных земель 5. Новгородская «республика». Особенности развития. 6. Юрий Долгорукий, Андрей Боголюбский и Всеволод Большое Гнездо. Политические портреты. Историческая роль. 7. Сословия Древней Руси 8. Культура Киевской Руси
Одна из форм интерактивного занятия: Посещение Музея на тему: Древнерусская культура
Примерные задания: 1. Составить хронологическую таблицу событий российской истории с X по XIV века. 2. Проанализировать «Русскую правду», как первый свод законов на Руси. 3. Дать историческую оценку деятельности Ярославу Мудрому и Владимиру Мономаху. 4. Написать эссе на тему «Раздробленность на Руси: неизбежность или обусловленность негативными факторами». 5. Составить родословную Владимиру Мономаху или Александру Невскому.
Контрольные вопросы: 1. В чем заключаются особенности развития Киевской Руси при Ярославе Мудром и Владимире Мономахе? 2. Какие существовали предпосылки для составления «Русской правды»? Чьи интересы отражала «Русская правда»? 3. Каковы предпосылки заката Киевской Руси? 4. В чем заключалась суть удельного периода в развитии Руси? 5. Каков характер развития русских земель в XII веке?
6. Чем отличался политический строй Новгородской республики от Владимиро-Суздальского и Галицко-Волынского княжеств? 7. Какие характерные черты культуры Киевской Руси в Х-ХIII вв.?
Рекомендуемая литература к занятию: 1.Кузнецов И.Н. Отечественная история: учеб. / И.Н. Кузнецов. – М.: Дашков и Ко, 2015. – 816 с. 2. Зуев, М. Н. История России [Текст]: учеб. пособие для вузов - М.: Юрайт-Издат, 2009.-634с. 3. Кириллов, В. В. История России [Текст]: учеб. пособие для студентов вузов - М.: Юрайт, 2007. - 661 с. 4. История России (IX - начало XXI в.) [Текст]: учеб. для вузов / под ред. А.Ю. Дворниченко - М.: Гардарики, 2010. - 479 с. 5. Ключевский В.О. Курс русской истории. – М., 1987. 6. Рыбаков Б.А. Киевская Русь и русские княжества: XII-XIII вв. – М., 1993
Семинарское занятие № 4. «Татаро-монгольское нашествие» Цель занятия: Раскрыть историческое значение татаро-монгольского нашествия
Задачи - Определить причины поражения русских земель в борьбе с монголами - Рассмотреть развитие русских земель в Ордынский период - Установить последствия Ордынского владычества на последующее развитие русского государства
Основные термины и понятия Татаро-монголы, иго, курултай, баскаки, выход, нойоны, Золотая Орда, ярлык, ярлык на великое княжение, Чингисхан, улус, царь, рать, дань, тамга, бесермены, тумен.
Вопросы для подготовки к занятию: 1. Политическое и социально-экономическое развитие русских земель в начале ХIII вв. 2. Образование монгольской державы. Чингисхан. 3. Битва на реке Калке. Поражение русских войск. 4. Нашествие хана Батыя на Русь. Установление Ордынского владычества 5. Русские земли в период Ордынского владычества: социально-экономическое и политическое развитие. 6. Последствия Ордынского владычества на дальнейшее развитие русских земель. 7. Развитие культуры в Ордынский период
Одна из форм интерактивного занятия: Коллоквиум на тему «Причины и последствия Ордынского владычества», итоговое тестирование по модулю № 2 «Древнерусское государство (IX-XIII вв.)
Примерные задания: 1. Охарактеризовать социально-экономическое и политическое развитие русских земель в начале XIII в. 2. Установить причины поражения русских войск. 3. Составить хронологическую таблицу битв русских войск с монголами. 4. Дать оценку деятельности князей в период нашествия Батыя. 5. Определить закономерности развития русских земель в Ордынский период. 6. Установить последствия Ордынского владычества.
Контрольные вопросы: 1. Каковы характерные черты политического, социально-экономического развития русских земель в начале ХIII в.?
2. В чем заключались причины поражения русских войск на р. Калке? 3. Какие княжества подверглись разорению ханом Батыем? 4. Что собой представляло татаро-монгольское иго? 5. Как управлялись русские земли в период Ордынского владычества? 6. Каковы характерные черты развития русских земель в Ордынский период? 7. Какие последствия Ордынского владычества можно выделить?
Рекомендуемая литература к занятию: 1.Кузнецов И.Н. Отечественная история: учеб. / И.Н. Кузнецов. – М.: Дашков и Ко, 2015. – 816 с. 2. Зуев, М. Н. История России [Текст]: учеб. пособие для вузов - М.: Юрайт-Издат, 2009.-634с. 3. Кириллов, В. В. История России [Текст]: учеб. пособие для студентов вузов - М.: Юрайт, 2007. - 661 с. 4. История России (IX - начало XXI в.) [Текст]: учеб. для вузов / под ред. А.Ю. Дворниченко - М.: Гардарики, 2010. - 479 с. 5. Ключевский В.О. Курс русской истории. – М., 1987. 6. Рыбаков Б.А. Киевская Русь и русские княжества: XII-XIII вв. – М., 1993
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|