Характеристика бюджета общепроизводственныхнакладных расходов. Порядок его составления
Стр 1 из 2Следующая ⇒ Этот бюджет включает в себя все производственные затраты кроме прямых затрат на материалы и на оплату труда. По старым отечественным классификациям он соответствует понятию цеховых расходов и части общезаводских расходов (другая часть общезаводских расходов по новым классификациям относится к управленческим и коммерческим расходам и бюджетируется отдельно). В этом бюджете отдельной строкой выделяются переменные накладные расходы, рассчитывая их, например, через трудозатраты основных производственных рабочих, поскольку предполагается, что часть накладных расходов прямо зависит от объемов производства. И такие расходы необходимо выделять при использовании маржинального подхода к планированию ассортимента и цен. Представляется более правильным все переменные затраты заблаговременно распределять по изделиям в момент составления бюджета прямых материальных затрат и бюджета прямых затрат на оплату труда. Накладные расходы объединяют все виды постоянных или условно-постоянных затрат т.е. затрат, величина которых не зависит прямо пропорционально от объема реализации. Величина этих расходов конечно же, будет изменяться с ростом объема продаж, но не прямо пропорционально, а скачкообразно. Поэтому при планировании будущих затрат для повышения эффективности бизнеса принято предусматривать некоторое снижение доли этих затрат в чистой выручке по мере ее роста объемов продаж. В зависимости от вида бизнеса принимается конкретный набор расходов, относимых к накладным, но обычно выделяется три основных группы затрат: · Управленческие расходы - это издержки на заработную плату работников аппарата управления (инженерно-технические работники и административно-управленческий персонал) предприятия или компаний, их структурных подразделений, вспомогательного персонала, представительские и командировочные расходы, расходы на служебный транспорт, аренду, услуги юристов, консультантов, аудиторов, хозяйственные нужды, канцелярские товары и т.д.
· Коммерческие расходы- расходы по продаже и рассылке, по продвижению продукта на рынке и его доставке потребителю (реклама, транспортные расходы, заработная плата персонала сбытовых подразделений). · Прочие накладные расходы- расходы по обслуживанию кредитов и займов, амортизация основных фондов и нематериальных активов. Управленческие расходы могут определяться следующими методами: - традиционным подходом - предусмотренным определением управленческих расходов на базе численности и фонда оплаты труда производственного персонала. Обычно управленческие расходы планируются в виде определенного процента от фонда оплаты труда основного производственного персонала. - планирование по принципу «от достигнутого» - фактические управленческие расходы, включая издержки на оплату труда основного производственного персонала, аренду, ремонт и другие расходы в прошлые периоды (на основе анализа) переносятся на предстоящий бюджетный период. Если рост объемов продаж, инфляция и другие факторы требуют увеличения соответствующих расходов, то оно осуществляется таким образом, чтобы доля управленческих расходов в выручке от реализации не возрастала (лучше, чтобы плавно снижалась), т.е. управленческие расходы увеличивались бы меньшими темпами, чем рост объемов продаж; - планирование путем определения доли управленческих расходов в объеме продаж - эта доля может быть установлена в виде фиксированного процента от чистой (нетто) выручке от реализации, с тем чтобы дать руководителям предприятия возможность оперативного маневра в использовании имеющихся в их распоряжении ресурсов, стимулировать увеличение объемов продаж или сокращения аппарата управления, сопутствующих затрат;
- планирование в зависимости от конечного результата - определяется доля управленческих расходов в объеме условно-чистой продукции (сумма совокупных издержек на оплату труда с начислениями и балансовой прибыли) отдельного бизнеса за прошлые периоды. Коммерческие расходы определяются в зависимости от стратегии маркетинга, при этом обычно используются следующие методы: · в процентах от товарооборота; · в расчете на единицу реализуемого товара; · на основе исследований рынка; · по общим расходам на основе тенденции прошлых периодов; · на базе конкурентного паритета. Применительно к накладным расходам может возникнуть проблема распределения общеорганизационных расходов. Бюджет накладных производственных расходов как бы завершает «сборку» всех затрат, связанных с производственной деятельностью предприятия. В частности, он включает в себя материальные затраты, которые несут обслуживающие и вспомогательные подразделения предприятия (ремонтные, инструментальные, строительные и т.п.) и которые нельзя прямо отнести на себестоимость изделия. Аналогичные соображения справедливы и для заработной платы повременных работников. Названные материальные и трудовые затраты могут содержаться в бюджетах соответствующих подразделений предприятия (ремонтных, инструментальных, транспортных и т.д.). Заметим, повременная зарплата управленческого персонала в этот бюджет не включается, так как она планируется в специальном бюджете управленческих расходов. Для расчета амортизации может быть составлен специальный бюджет движения основных средств, в котором будут отражены балансовая стоимость и износ по группам активов предприятия.
72. Бюджет доходов и расходов: содержание и порядок построения. Бюджет доходов и расходов (БДР) - это есть прогнозный отчет о прибылях и убытках за бюджетный период. Отражает финансовый результат работы предприятия. В БДР включаются данные по операциям, влияющим на прибыль компании. Для составления БДР используется принцип начислений, то есть доходы и расходы отражаются в том периоде, к которому они относятся.
Бюджет доходов и расходов должен показать руководителям планируемую эффективность хозяйственной деятельности каждого вида бизнеса, структурного подразделения и компании в целом, определить резервы формирования и увеличения прибыли, увеличения рентабельности, оптимизировать расходы и налоговые отчисления в бюджет, сформировать фонды накопления и потребления. Бюджет доходов и расходов (прибылей и убытков) – инструмент, который позволит руководству компании и менеджерам на всех уровнях находить ответы на такие вопросы, как: · Какова будет прибыль компании? Насколько она изменится по сравнению с прошлым годом, кварталом? Какие факторы определяют именно такое плановое значение прибыли? · Какие направления бизнеса и продукты наиболее прибыльны? У каких направлений планируется низкая прибыль? Почему? · Как изменится прибыль компании при изменении входных параметров её прогнозирования – цен и скидок на продукцию, объемов продаж, структуры затрат и т.п.? · Как повысить эффективность использования оборотных средств и запасов компании? · Какие затраты обоснованны, какие – нет? Что нужно для того, чтобы сократить расходы, себестоимость продукции? · Почему растут постоянные расходы? Какие лимиты условно-постоянных затрат необходимо установить по отдельным структурным подразделениям или направлениям деятельности? Бюджет доходов и расходов является только частью общего бюджета, одной из форм контроля деятельности организации. Финансовое прогнозирование на предприятии, позволяющее ответить на приведенные выше вопросы, требует комплексного подхода. Постановка системы планирования доходов и расходов должна включать следующие этапы · Разработку методики финансово-экономического планирования, определение ключевых показателей. · Разработку бюджетного регламента и финансовой структуры компании. · Внедрение специализированной информационной системы бюджетирования и управленческой отчетности.
бюджетирование как инструмент оптимального управления ресурсами активно используется сейчас многими компаниями. Эффективное бюджетирование позволяет не только оценить конкурентные преимущества, но и предугадать неблагоприятные условия и спланировать действия в момент таких проблем. Одной из форм в системе бюджетирования является бюджет доходов и расходов (БДР). Он содержит полную информацию о затратах, выручке, финансовом состоянии предприятия, позволяет спрогнозировать возможные доходы и расходы. Бюджет доходов и расходов (БДР) отражает формирование экономических результатов деятельности предприятия. Цель его составления – управление экономическими результатами деятельности предприятия, т. е. прибылью и рентабельностью. Он показывает суммарные и детализированные доходы; суммарные и детализированные расходы. Формат БДР является произвольной формой, утвержденной в системе бюджетирования предприятия и показывающий соотношение доходов от реализации и расходов, необходимых для осуществления деятельности в планируемый период. Одним из форматов бюджета доходов и расходов может выступать форма №2 утвержденных форм бухгалтерской отчетности. Бюджет доходов и расходов составляется и утверждается на весь бюджетный период, принятый в организации, в соответствии с ее бюджетным регламентом. Индикативно, т.е. без утверждения в качестве системы целевых показателей и нормативов, обязательных к исполнению, некоторые показатели БДР (например, объем заказов, сумма или норма прямых затрат, масса или норма чистой прибыли и т. п.) могут устанавливаться на период до 2—5 лет. Важно также, что внутри бюджетного периода БДР должен иметь достаточно подробную (опять же в том виде, как это установлено бюджетным регламентом конкретной организации) разбивку на периоды. Эта разбивка зависит от степени технической и организационной подготовленности организации к постановке бюджетирования. В данном случае разбивка БДР осуществляется поквартально и детализируется (уточняется) помесячно. В некоторых случаях, когда руководителям организации необходима более оперативная информация о состоянии финансов в разрезе отдельных видов бизнеса, БДР может иметь подекадную или понедельную разбивку. При создании БДР надо предварительно определить: · нормы затрат по видам бизнеса; · для центров затрат - минимальный уровень затрат (не связанный с размером бизнеса - для поддержания функционирования); · объем реализации (в денежном выражении). Чтобы определить эти показатели необходимо воспользоваться:
· процедурами определения норм затрат по каждому виду деятельности; · процедурой разработки плана по реализации; · процедурой определения сметы затрат по видам деятельности; · другими необходимыми методиками и процедурами (вспомогательными). Таким образом, определяется, что можно сделать для обеспечения безубыточности при данном уровне реализации и данном уровне производственных и непроизводственных издержек, полученных по методике учета затрат. Группировка статей бюджета доходов и расходов строится на основе единого бюджетного классификатора, отражает задачи управления и основывается на существующих бизнес-процессах и их актуальности. Каждая доходная и расходная статья бюджета может детализироваться до различных уровней (товарно-материальной ценности, услуги, договора, проекта и других бюджетных элементов) с учетом специфики производственно-сбытовой деятельности и на основе экономической обоснованности и целесообразности. Доходная часть бюджета формируется с учетом: · бюджета продаж основной продукции; · доходов от прочей деятельности; · прогноза внереализационных доходов и рассчитанной курсовой разницы, полученной в результате предполагаемого изменения курса валюты на период получения денежных средств за отгруженную продукцию; · прогноза полученных процентов за предоставленные кредиты и займы. Расходная часть бюджета формируется из следующих показателей: · переменные и условно-постоянные затраты для осуществления производственно-хозяйственной деятельности; · бюджет коммерческих расходов; · прочие внереализационные расходы и проценты по полученным кредитам и займам. Для расчета прибыли отгруженной продукции при формировании бюджета доходов и расходов расходная часть дополнительно корректируется на показатели: · прирост готовой продукции рассчитывается как разница между стоимостью прихода на склад продукции в результате производства или закупки и стоимостью расхода - отгрузка готовой продукции покупателям; · прирост полуфабрикатов, используемых на внутреннее потребление; · прирост незавершенного производства. Бюджет доходов и расходов (БДР) – необходимый инструмент для успешного развития бизнеса. Он является финансовым выражением целей предприятия, его стратегий и намеченных мероприятий.
Содержание, порядок построения и постановка задачи в инвестиционном бюджете. Инвестиционный бюджет — неотъемлемая часть сводного бюджета. В нём отражаются все притоки и оттоки денежных средств по инвестиционной деятельности предприятия. В инвестиционный бюджет могут включаться: § те мероприятия, которые предусмотрены стратегическим планом развития § проекты, которые должны быть выполнены по требованию государственных органов управления; § проекты, связанные с реализацией текущих бюджетов; § проекты, которые направлены на ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций. Все мероприятия можно разделить на продолжение начатых и вновь начинаемые проекты. Инвестиционный бюджет также включает портфельные инвестиции, если это предусмотрено стратегией развития компании в предстоящий бюджетный период. При составлении инвестиционного бюджета тщательно анализируются финансовые возможности компании, которые направлены на финансирование инвестиционных проектов, с обязательным разделением по источникам финансирования. В инвестиционный бюджет включаются только те проекты, которые могут быть профинансированы. Если финансовые ресурсы ограничены, приходится выбирать, и предпочтение отдают: 1. проектам, направленным на удовлетворение требований государственных органов; 2. проектам, отказ от реализации которых может вызвать остановку работы предприятия; 3. уже начатым проектам. По уже начатым проектам суммы определяются исходя из тех работ, которые запланированы на данный бюджетный период, с учётом ранее выполненных работ. По каждому инвестиционному проекту, который включается в бюджет, должен быть указан источник, за счёт которого данный проект будет профинансирован. Итоги по инвестиционному бюджету учитываются при составлении бюджета ДДС и при составлении баланса. Оптимизация инвестиционного бюджета представляет собой сложную задачу, с этим связано, например, понятие проклятия размерности.На создание оптимальных и близких к оптимальным инвестиционным бюджетам ориентированы методы математического программирования, например динамического программирования.
74. Бюджет движения денежных средств: содержание и порядок построения.
Процедуру разработки БДДС целесообразно разбить на ряд последовательно выполняемых этапов: · определение необходимого уровня средств для финансирования инвестиционных затрат (на осуществление капитальных вложений, приобретений основных средств, строительства на собственные нужды, то есть всех затрат, финансируемых за счет прибыли, оставшейся у предприятия после налогообложения); · определение минимального уровня ежедневного остатка денежных средств на непредвиденные расходы; · определение доходной части бюджета – выполняются на основе бюджета продаж с учетом анализа гашения дебиторской задолженности, бюджета по инвестиционной (продажа основных средств и других активов предприятия) и финансовой деятельности (дивиденды, проценты полученные); · определение расходной части бюджета – выполняется на основе бюджетов по прямым затратам (расходы на оплату труда, расходы на сырье материалы (обычно при определении стоимости сырья и материалов используют учетные (нормативные) цены, которые могут отличаться от рыночных цен) – с учетом движения запасов сырья и материалов), бюджетов накладных расходов (оплата труда АУП, прочие общецеховые и общехозяйственные расходы), бюджетов по инвестиционной (покупка и строительство основных фондов) и финансовой деятельности (возврат кредитов и процентов по ним, выплата дивидендов); Прогнозный баланс, бюджет по балансовому листу— вид бюджета, предназначенный для планирования и контроля движения всех активов и пассивов компании. Входит в состав сводного бюджета (мастер бюджета). Форма бюджета в общем случае аналогична отчету о прибылях и убытках. Отличие от бухгалтерского баланса может заключаться в аналитике представления активов и пассивов, поскольку для его составления может использоваться управленческий план счетов, отличный от бухгалтерского Порядок составлеaния Прогнозный баланс составляется исходя из начального сальдо активов и пассивов, а также — планируемых оборотов активов (имущества и прав) и пассивов (обязательств) за плановый период. Движение активов определяется бюджетами (планами) инвестиций, закупок, затрат, бюджетом движения обязательств (в части дебиторской задолженности), бюджетом движения денежных средств, а также — бюджетом финансовых вложений. Движение пассивов — бюджетом движения обязательств (в части кредиторской задолженности), бюджетом финансирования. Изменение нераспределенной прибыли и собственных средств определяется итоговыми статьями бюджета доходов и расходов. Прогнозный баланс организации может корректироваться в рамках процедур корректировки бюджетов (например, при переходе от годового планирования к квартальному). Использование Прогнозный баланс может использоваться для контроля будущей финансовой устойчивости. Для этих целей на основании его данных рассчитываются финансовые коэффициенты: текущей и общей ликвидности и т. д. Прогнозный баланс также может применяться для установления целевых значений по отдельным статьям активов и пассивов, например: для определения максимального размера оборотных средств, дебиторской задолженности, целевого значения кредиторской задолженность. 75. Бюджет по балансовому листу: содержание и порядок построения. Бюджет по балансовому листу (ББЛ) — это прогноз соотношения всего, чем располагает бизнес в данный момент (все имущество, обязательства потребителей и пр.), то есть активов, и всего того, что бизнес должен другим, то есть пассивов (обязательств) перед поставщиками, бюджетом, банками и инвесторами. Прогноз этот обычно делается в соответствии со сложившейся (фактической) структурой активов и задолженностей и ее наиболее вероятным изменением в процессе предстоящей реализации других основных бюджетов. Расчетный баланс состоит из двух основных разделов: активов и пассивов, которые должны быть равны между собой. Бюджет по балансовому листу - бюджет, аналогичный по своему внутреннему строению бухгалтерскому балансу, но построенный согласно правилам управленческого учёта (управленческой учётной политике) и бюджетирования, принятых в данной компании, и отражающий управленческий баланс компании на будущую отчётную дату. Применяется сокращение ББЛ. Состав: Бюджет по балансовому листу состоит из пассивов и активов. Бюджет по балансовому листу составляется после составления бюджета доходов и расходов, бюджета денежных средств на основе их данных. Использование ББЛ и основных бюджетов вообще позволяет рассчитывать показатели ликвидности, финансовой устойчивости, рентабельности компании. · Таблица формирования статей ББЛ на конец периода
Прогнозный баланс, бюджет по балансовому листу (англ. balance sheet) — вид бюджета, предназначенный для планированияи контроля движения всех активов и пассивов компании. Входит в состав сводного бюджета (мастер бюджета). Форма бюджета в общем случае аналогична отчету о прибылях и убытках. Отличие от бухгалтерского баланса может заключаться в аналитике представления активов и пассивов, поскольку для его составления может использоваться управленческий план счетов, отличный от бухгалтерского Порядок составления Прогнозный баланс составляется исходя из начального сальдо активов и пассивов, а также — планируемых оборотов активов (имущества и прав) и пассивов (обязательств) за плановый период. Движение активов определяется бюджетами (планами) инвестиций, закупок, затрат, бюджетом движения обязательств (в части дебиторской задолженности), бюджетом движения денежных средств, а также — бюджетом финансовых вложений. Движение пассивов — бюджетом движения обязательств (в части кредиторской задолженности), бюджетом финансирования. Изменение нераспределенной прибыли и собственных средств определяется итоговыми статьями бюджета доходов и расходов. Прогнозный баланс организации может корректироваться в рамках процедур корректировки бюджетов (например, при переходе от годового планирования к квартальному). Использование Прогнозный баланс может использоваться для контроля будущей финансовой устойчивости. Для этих целей на основании его данных рассчитываются финансовые коэффициенты: текущей и общей ликвидности и т. д. Прогнозный баланс также может применяться для установления целевых значений по отдельным статьям активов и пассивов, например: для определения максимального размера оборотных средств, дебиторской задолженности, целевого значения кредиторской задолженности
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|