Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методики изучения и развития творческого поведения детей




Творческие задания

(Упрощенная модификация тестов Торренса и авторские задания)

Прежде, чем перейти к методикам, хотелось бы отметить, что в конечном итоге самым важным является творческий процесс поиска и придумывания ответов, его спонтанность и интересность для ребенка (взрослого), а не уровень выполнения. Частое включение детей в процесс творческой игры развивает у них творческую мотивацию любой деятельности и стимулирует проявление творческих способностей, которые есть у каждого человека, независимо от уровня его интеллекта.

Показатели креативности, используемые в методиках:

а / продуктивность - общее число ответов в виде словесных ответов, картинок, идей и т.п.;

б / гибкость - число ответов разных категорий (однотипные ответы принимаются за один ответ);

в/ оригинальност ь - число редко встречающихся в группе испытуемых ответов, например, ответ встречается не более чем у 1 человека в группе из 10 человек.

Задания можно предъявлять детям, начиная со 2 класса, а рисуночные задания и задачу “Скрепки” - с 6 лет. Время их выполнения не ограничивается, что позволяет ребенку глубже войти в творческий процесс, больше отдаться ему, так как никто не подгоняет и не давит на психику требованием скорости работы (что имеет место во всех тестах интеллекта) или ограничением времени выполнения.

Употребление предметов

Инструкция: Напишите все возможные виды использования “ботинка ”, причем могут быть и необычные виды применения.
Далее предлагается для ответов другой предмет, например, “кастрюля ”.

Определяются показатели: продуктивность, гибкость и оригинальность (подсчитывается число ответов по каждому показателю).

Примерные уровни выполнения задания

Примерные уровни выполнения задания

Начиная с 9 лет

Уровень Продуктив-ность Гибкость Оригиналь-ность Суммарный результат
Высокий       15 и более
Средний   4 - 5   10 - 14
Низкий менее 5 менее 4 менее 2 менее 10
Для детей 7 - 8 лет
Высокий       11 и более
Средний       5 - 6
Низкий менее 3 менее 2 менее 1 менее 5

Данные по “ботинку” и “кастрюле” усредняются.

Незавершенные фигуры

Инструкция: Дорисуйте предложенные фигуры до целой картинки и придумайте и напишите к ним названия. Если хочется, можно рисовать несколько картинок по каждой фигуре. После работы с отдельными фигурами при желании можно создать общую картину, включающую в качестве отдельных ее частей все незавершенные фигуры и, конечно, что-то еще.

Рис.1. НЕЗАВЕРШЕННЫЕ ФИГУРЫ

Примерные уровни выполнения задания

Определяется оригинальность ответов. В случае наличия у испытуемого дополнительных картинок он получает дополнительные 2 балла за каждую такую картинку.

Высокий - С 9 лет - более 2 оригинальных фигур, подписей, наличие объединения фигур в целостную картинку (последнее не обязательно). 6-8 лет - более 1 оригинальной фигуры.

Средний - С 9 лет - 1-2 отдельных оригинальных фигуры. 6-8 лет - 1 оригинальная фигура.

Низкий - С 9 лет - 0 оригинальных фигур. 6-8 лет - 0 оригинальных фигур.

Рассказ по картинке

Инструкция: Посмотрите на картинку! Расскажите, пожалуйста, прошлое, настоящее и будущее того предмета или живого существа, которое изображено на картинке.
Экспериментатор показывает сначала несколько картинок. Испытуемый может выбрать из них для рассказа любую. После рассказа по первой выбранной картинке он выбирает следующую. Записываются ответы испытуемого. Оцениваются продуктивность (объем) рассказа и его оригинальность.

С 9 лет дети уже могут записывать свой рассказ на листе бумаги, а затем прочитывать его вслух. Это облегчает работу экспериментатора.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...