ТЕМА 5. Эпоха Возрождения: общая характеристика
МОДУЛЬ 3. «ФИЛОСОФИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ И ВОЗРОЖДЕНИЯ» ТЕМА 1. Философские идеи Библии, апологетика и патристика Цель и задачи: Раскрыть особенности средневековой философии; показать причины возникновения средневековой философии в религиозной форме. Основные понятия: иудаизм, христианство, апологетика, патристика, каппадокийцы. План 1. Иудаизм и возникновение христианства. 2. Христианство и философское наследие античности. 3. Христианская апологетика (Ориген, Тертуллиан и др.). 4. Патристика: общая характеристика. 5. Восточные отцы церкви. Каппадокийцы. 6. Западная патристика. 7. Блаженный Августин. 8. Патристика как фундамент христианской цивилизации. Проблемно-поисковые вопросы 1. В чем заключалось отличие христианства от иудаизма? 2. Какую роль в христианстве играло античное философское наследие? 3. Как различались западная и восточная патристики? Темы рефератов 1. Возникновение христианства. 2. Философия Августина Блаженного. 3. Основы христианской цивилизации. ЛИТЕРАТУРА а) основная: 1. Алексеев П. В. История философии. – М.: Академия, 2013. – 240 с. б) дополнительная: 2. Андрущенко В. Введение в философию. Великие философы. – К. – Харьков: Риф, 2005. – 512 с. 3. Антисери Д., Реале Дж. Западная философия от истоков до наших дней. – СПб.: Питер, 2005. – 688 с. 4. Бычко А. К.и др. История философии. – К.: Либидь, 2005. – 407 с. 5. Волынка Г. И. Философия древности и средневековья. – К.: Вища школа, 2005. 543 с. 6. Гусев Д. А. История философии. – М.: ЭКСМО, 2005. – 441 с. 7. Ильин В. В. История философии. – СПб.: Питер, 2005. 731 с. 8. Хрестоматия по истории философии в 3 ч. – Ч. 1. – М.: Владос, 1998. – 448 с. ТЕМА 2. Характер европейского средневековья. Зарождение схоластики
Цель и задачи: Раскрыть роль философии в формировании христианской цивилизации; показать причины возникновения схоластики. Основные понятия: Каролингское Возрождение, античное наследие, семь свободных искусств, схоластика. План 1. Зарождение христианской цивилизации. Северин Боэций. 2. Каролингское Возрождение (Алкуин, Исидор). 3. Система образования и истоки схоластики. Проблемно-поисковые вопросы 1. Какие моменты философии Боэция сближают ее с античностью, а какие – со средневековьем? 2. Какие политические и культурные предпосылки обусловили каролингское Возрождение? 3. В чем заключались истоки схоластики? Темы рефератов 1. Боэций: между античностью и средневкековьем. 2. Алкуин и Каролингское Возрождение. 3. Истоки схоластики. ЛИТЕРАТУРА а) основная: 1. Алексеев П. В. История философии. – М.: Академия, 2013. – 240 с. б) дополнительная: 2. Андрущенко В. Введение в философию. Великие философы. – К. – Харьков: Риф, 2005. – 512 с. 3. Антисери Д., Реале Дж. Западная философия от истоков до наших дней. – СПб.: Питер, 2005. – 688 с. 4. Бычко А. К.и др. История философии. – К.: Либидь, 2005. – 407 с. 5. Волынка Г. И. Философия древности и средневековья. – К.: Вища школа, 2005. 543 с. 6. Гусев Д. А. История философии. – М.: ЭКСМО, 2005. – 441 с. 7. Ильин В. В. История философии. – СПб.: Питер, 2005. 731 с. 8. Хрестоматия по истории философии в 3 ч. – Ч. 1. – М.: Владос, 1998. – 448 с.
ТЕМА 3. Ранняя и средняя схоластика Цель и задачи: Раскрыть характер средневековой схоластики; дать характеристику реализму и номинализму. Основные понятия: ранняя схоластика, средняя схоластика, номинализм, реализм, концептуализм мистика. План 1. Ранняя схоластика. Иоанн Эриугена (метафизика и натурфилософия). 2. Философия Ансельма Кентерберийского. 3. Сущность средневекового реализма. 4. Иоанн Росцелин и появление номинализма.
5. Философия Абеляра. 6. Мистика 11 – 12 вв. Бернар Клервосский. Проблемно-поисковые вопросы 1. Особенности философии Эриугены. 2. Доказательство бытия Бога Ансельма Кентерберийского. 3. Основное противоречие средневековых номинализма и реализма. Темы рефератов 1. Метафизика Иоанна Эриугены. 2. Противостояние номинализма и реализма. 3. Средневековый мистицизм и философия. ЛИТЕРАТУРА а) основная: 1. Алексеев П. В. История философии. – М.: Академия, 2013. – 240 с. 2. б) дополнительная: 3. Андрущенко В. Введение в философию. Великие философы. – К. – Харьков: Риф, 2005. – 512 с. 4. Антисери Д., Реале Дж. Западная философия от истоков до наших дней. – СПб.: Питер, 2005. – 688 с. 5. Бычко А. К.и др. История философии. – К.: Либидь, 2005. – 407 с. 6. Волынка Г. И. Философия древности и средневековья. – К.: Вища школа, 2005. 543 с. 7. Гусев Д. А. История философии. – М.: ЭКСМО, 2005. – 441 с. 8. Ильин В. В. История философии. – СПб.: Питер, 2005. 731 с. 9. Хрестоматия по истории философии в 3 ч. – Ч. 1. – М.: Владос, 1998. – 448 с.
ТЕМА 4. Высокая схоластика Цель и задачи: Раскрыть своеобразие высокой схоластики; охарактеризовать реализм и номинализм; дать характеристику философии Фомы Аквинского; показать роль английской философии в позднем средневековьи. Основные понятия: кредо (символ веры), «Великий раскол», «двойная истина», перипатетика, систематизация схоластики. План 1. Западное христианство после «Великого раскола» 1054 г. 2. Зарождение британской философской традиции. Р. Бэкон. 3. Сигер Брабантский. Теория двойной истины. 4. Систематизация схоластики. Бонавентура, Альберт Великий и Фома Аквинский. 5. Фома Аквинский и средневековая перипатетика. Проблемно-поисковые вопросы 1. Что представлял собой «Великий раскол»? 2. Какое влияние оказал Р. Бэкон на характер последующей британской философии? 3. Перечислите основные идеи Фомы Аквинского. Темы рефератов 1. Ф. Бэкон о роли техники в будущем. 2. Сигер Брабантский и теория двойной истины. 3. Фома Аквинский и его доказательства бытия Бога. ЛИТЕРАТУРА а) основная: 1. Алексеев П. В. История философии. – М.: Академия, 2013. – 240 с. 2. б) дополнительная: 3. Андрущенко В. Введение в философию. Великие философы. – К. – Харьков: Риф, 2005. – 512 с.
4. Антисери Д., Реале Дж. Западная философия от истоков до наших дней. – СПб.: Питер, 2005. – 688 с. 5. Бычко А. К.и др. История философии. – К.: Либидь, 2005. – 407 с. 6. Волынка Г. И. Философия древности и средневековья. – К.: Вища школа, 2005. 543 с. 7. Гусев Д. А. История философии. – М.: ЭКСМО, 2005. – 441 с. 8. Ильин В. В. История философии. – СПб.: Питер, 2005. 731 с. 9. Хрестоматия по истории философии в 3 ч. – Ч. 1. – М.: Владос, 1998. – 448 с. ТЕМА 5. Эпоха Возрождения: общая характеристика Цель и задачи: Раскрыть характер Ренессанса и его философии; показать предпосылки и характер Ренессанса; показать характер и особенности ренессансного гуманизма. Основные понятия: Возрождение, Ренессанс, Кватроченто, гуманизм План 1. Предпосылки Возрождения. 2. Периодизация Возрождения. 3. Основные черты Ренессанса. 4. Итальянский гуманизм 13 – 15 вв. 5. Характер деятельности и образ жизни гуманистов Возрождения. Проблемно-поисковые вопросы 1. Что позволяет говорить о несоответствии термина «Возрождение» действительному содержанию его эпохи? 2. Что такое «оборотная сторона титанизма»? 3. Какие причины вызвали к жизни Ренессанс? Темы рефератов 1. «Северное Возрождение». 2. Гуманизм Ренессанса. 3. Истоки Ренессанса. ЛИТЕРАТУРА а) основная: 1. Алексеев П. В. История философии. – М.: Академия, 2013. – 240 с. б) дополнительная: 2. Андрущенко В. Введение в философию. Великие философы. – К. – Харьков: Риф, 2005. – 512 с. 3. СПб.: Питер, 2005. – 688 с. 4. Бычко А. К.и др. История философии. – К.: Либидь, 2005. – 407 с. 5. Гусев Д. А. История философии. – М.: ЭКСМО, 2005. – 441 с. 6. Ильин В. В. История философии. – СПб.: Питер, 2005. 731 с. 7. Хрестоматия по истории философии в 3 ч. – Ч. 1. – М.: Владос, 1998. – 448 с.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|