Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Андрагогические задачи в деятельности сотрудников музея

Семинар 7.

МУЗЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА ДЛЯ ВЗРОСЛЫХ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ТУРИЗМ

 

Культурно-образовательная миссия музея. Андрагогические задачи в деятельности сотрудников музея

Из истории образовательного туризма. Современные виды образовательного туризма

Андрагогические аспекты туризма

 

 

Культурно-образовательная миссия музея.

Андрагогические задачи в деятельности сотрудников музея

 

С античных времен музей (от греч. museion — храм, посвящен­ный музам) был местом активной духовной жизни взрослых лю­дей, прежде всего философов, поэтов, ученых. Как источник образовательной информации он впервые был обозначен в середине XVII в., когда Я.А.Коменский использовал термин «музей» применительно к кабинету ученого, содержимое которого всецело ориентировано на позна­ние. От первоначального понимания музея как места, принадле­жащего высокообразованным людям и аристократии, отказались со второй половины XIX в., и музейное пространство все шире стало открываться народным массам. В 30-е годы XX в. появился термин «музейная педагогика» (К. Фризен), четко обозначивший дидактическую и просветительскую роль музеев.

В России музеи с момента своего возникновения были ориентированы на образовательную деятельность для широких слоев населения (Кунсткамера и Музей Горного института в Петербурге, Учебный музей Московского университета, Оружейная палата, Третьяковская галерея и др.). Деятель­ность музейных работников при этом всегда соотносилась с образовательной (просветительской) деятельностью. С конца 20-х годов XX столетия в му­зеях России началась целенаправленная «борьба» за посетителей как часть просветительской деятельности государства. К концу 30-х годов свыше 11 % российского населения являлось музейной аудиторией.

В 90-е годы XX столетия музейная педагогика в Украине и странах СНГ пере­живает этап активного развития не только как практическая сфе­ра, но и как область научного знания. Образовательный потенци­ал музея возникает на пересечении понятий «человек», «культу­ра», «цивилизация», «информация», «диалог». Задачи, которые встают сегодня перед музейной педагогикой, многообразны. Прежде всего это стремление воспитать своего посетителя, готового к вхождению в музейное пространство, мотивированного на постоянное посещение музея, способного вступать в диалог с культурным наследием, хранящимся в его залах. В отличие от 20 —30-х годов, когда музей диктовал свои правила преподнесе­ния информации малообразованным посетителям, современный экскурсант вполне автономен в музейной среде.

 

Развитие музейной культуры взрослого посетителя — во мно­гих аспектах андрагогическая проблема. Работники музеев посто­янно ищут способы формирования целевой аудитории, формы общения с посетителями, ориентируясь на уровень их готовности понимать язык, на котором говорят с ними в музее история, культура, время. Любой из экскурсоводов музея по определению андрагог. Одним из важнейших принципов его работы является адресность предлагаемой информации, т.е. дифферен­цированный подход к посетителям. Музейная аудитория различа­ется по социально-демографическим признакам (возраст, пол, на­циональность, образовательный уровень, профессиональная при­надлежность, место жительства). Как правило, именно образова­тельный уровень и предыдущий культурный опыт определяют от­ношение людей к музею, к его экспонатам и культурно-образова­тельным программам.

Музейного педагога (точнее, андрагога) в первую очередь ин­тересует:

— отношение посетителей к музею вообще;

— направленность их интересов (случайные посетители вы­ставки, слушатели лектория, курсов выходного дня, тематиче­ских образовательных программ, «друзья» музея и др.);

— степень готовности к восприятию музейной культуры (ори­ентация в предметной области, знание языка музея, наличие пред­варительной информации об экспозиции).

Для того чтобы составить достаточно полное и объективное представление обо всех этих вопросах, андрагогу необходимо вла­деть навыками экспресс-диагностики. Тогда появляется возмож­ность исходить из актуальных интересов и потребностей людей, находящихся перед ним. В зависимости от полученных данных он корректирует свои профессиональные задачи и выбирает язык общения — профессиональный, эмоционально-ассоциативный, популяризаторский или иной.

Основную часть современной музейной аудитории составляют жен­щины (до 70 %). Половина из них имеют высшее образование, многие приходят в музей ради ребенка.

По данным Государственного Русского музея (Россия), выделено пять основ­ных групп мотивов посещения музея: общепознавательные; конкретно-познавательные (ориентация на определенные произведения, экспозиции, выставки); эмоциональные (получение положительных впечатле­ний, поднятие настроения); воспитательные (по отношению к детям и знакомым); квазихудожественные (случайные посещения, заполнение свободного времени).

В соответствии с принципами андрагогики работник музея, безусловно, призван уважать право посетителя на индивидуаль­ность восприятия, на собственную внутреннюю реакцию, которая может не совпадать с откликом, «запланированным» авторами экспозиции. Сегодня для экскурсовода уже недопустимо подавлять слушателей информацией или программировать их восприятие собственными образами и оценками. Его основной за­дачей является приглашение к диалогу, размышлению по поводу ху­дожественных, технических, естественнонаучных, исторических материалов, которые представлены в залах музея.

Задачей музейного работника (экскурсовода) является построе­ние для взрослого посетителя системы ориентиров в музейном про­странстве. В определенной степени это сродни формированию ин­дивидуального образовательного маршрута в системе обучения. Сюда следует отнести предварительную информацию о музее в целом, отдельных экспозициях и залах; тематические буклеты и издания, аудио- и видеоматериалы, с которыми посетитель может индиви­дуально поработать до, во время и после посещения; устные реко­мендации. Чтобы опосредованное информационными материала­ми общение с посетителями было продуктивным, оно должно быть методически грамотно подготовлено и структурировано с учетом особенностей восприятия той или иной адресной группы.

Организация диалога посетителя и музейного пространства имеет определенную технологическую основу, которую призваны сформировать сотрудники музея независимо от его профиля. У взрослого человека прежде всего должно возникнуть желание внутренне общаться с той культурной информацией, которую ему предлагают музей и авторы экспозиций. Появление подобного сти­мула так или иначе зависит от сотрудников музея, от их внутрен­него настроя, установки на творческое взаимодействие со взрос­лым, вполне самостоятельным посетителем. Важно отметить, что квалифицированный музейный андрагог всегда с уважением от­несется к незнанию или отсутствию опыта у посетителя, постара­ется стимулировать появление у него информационного запроса.

Взрослый посетитель, готовый к диалогу с музеем и его экспо­натами, должен понимать их «язык», чтобы услышать и почув­ствовать голоса культуры, истории, других эпох и людей. Только тогда возможны внутренний отклик и индивидуальная интерпре­тация увиденного. Этого довольно сложно достичь без помощи специалиста, которым в данном случае оказывается экскурсовод. Если он находится в позиции подлинного андрагога, то выступит в роли посредника в увлекательном диалоге, развертывающемся перед его глазами.

Еще одной специфической задачей музейного андрагога явля­ется создание настроения, отвечающего тематике экскурсии. Для каждой аудитории требуются свои психолого-андрагогические при­емы, зависящие от состава группы или индивидуальных особен­ностей отдельного посетителя. В каком-то смысле экскурсовод ста­новится режиссером музейной ситуации, способствуя целостно­сти восприятия посетителями предлагаемой информации, созда­нию определенного настроя.

В образовательной и просветительской деятельности музейных работников реализуются принципы интеграции образовательного и музейного контекстов, диалоговости, персонализации содержания музейной работы с посетителем; креативности, целостности, ин­формационной меры. Все эти принципы в содержательном отноше­нии близки сущности андрагогической деятельности.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...