Алгоритм развития социологии в России.
История социологии в России довольно богата, обширна и очень значима для нашего общества, ведь именно она касается каждого из нас. История социологии России – это, в какой-то степени, наше культурное наследие. Мы знаем, что существует 4 основных этапа развития социологии в нашей стране: 1) Пред социологический (11 – первая половина 19 века) 2) Социологический (1860 – 1922 гг.) 3) Запрет социологии (1922- 1970 гг.) 4) Возрождение, институализация и этап нового социологического мышления (1970 г. – настоящее время) Поскольку основной упор в курсе наших лекций мы сделали на социологический этап, я считаю нужным именно его описать более подробно. Итак, социологический этап развития социологии в свою очереди делится на: 1) Синтетический (Становление позитивизма) (1860 – 1890 гг.) 2) Аналитический (Антипозитивистский) (1890 – 1900 гг.) 3) Аналитико-синтетический (Неопозитивистский) (1910 – 1922 гг.) Русская позитивистская социология в 60-90х гг. 19 века выступала в форме нескольких сосуществовавших направлений, опиравшихся на различные варианты натуралистического редукционизма (органицизм: П. Ф. Лилиенфельд, А. И. Стронин и др.; географический детерминизм: Л. И. Мечников и др.) либо этико-психологического подхода к обществу (субъективная школа: П. Л. Лавров, Н. К. Михайловский, С. Н. Южаков, С. Н. Кривенко и др.), по-разному интерпретировавших задачи и природу социологического знания, роль науки в развитии общества. Наряду с субъективной социологией, заметное место в социальной наукетого периода занимают работы Ковалевского. М. М. Ковалевский был представителем классического позитивизма. Так же к классическому позитивизму можно отнести такого ученого,как Де Роберти.
Параллельно с субъективной социологией и классическим позитивизмом М.М. Ковалевского, в России развивалась социология марксизма, представленная двумя основными теориями: ортодоксальным марксизмом (В. Плеханов и В. И. Ленин) и легальным марксизмом (П.Б. Струве, М.И. Туган-Барановский, Н.А. Бердяев).
Предметом позитивизма являлась солидарность, которая рассматривалась как необходимое условие перехода к новому типу отношений. В данном периоде была рассмотрена методологическая база и были введены такие методы, как субъективный и плюралистический. Основными признаками 1го этапа являются: первичность личности, неделимость и целостность общества, превосходство позитивистских моделей общества,познание общества и его законов на основе естественнонаучных и социальных знаний по принципу исследования – эволюционизм, детерминизм и революционизм.
Натуралистическое направление характеризуется прямой аналогией общества и природы. Опорой в изучении являлись естественные науки, а главными вопросами этого направления были: теория социальной эволюции, теория личности и теория прогресса.
Если говорить об этико-психологическом направлении, то необходимо отметить, что объектом изучения здесь является личность,предметом – солидарность, социальный прогресс, нравственный идеал,а доминирующим методом – субъективный. Особенностью является то, что данное направление не отвергает объективную социологию, и что база строится на народничестве.
Объективная социология ориентируется на методологию многофакторного анализа и классифицирует науки с социологией на вершине, обосновывая строго объективное научное знание. Среди объективных течений в российской социологии особо выделяют: историко-генетическое и социологический неопозитивизм.
- Историко-генетическое течение (Ковалевский), опираясь на теорию эволюционного развития и занимаясь вопросом о происхождении общественной жизни и общественных институтов, была призвана выявлять стадии социальной эволюции и законы, лежащие в ее основе.
- Социологический неопозитивизм (Де Роберти) делает акцент на социально-психологическом взаимодействии и пытается найти синтез субъективной и объективной социологии, психологического направления и позитивизма. Марксизм ориентируется на диалектико-материалистическую методологию и анализ общественной жизни с позиций объективных закономерностей и социально-исторического действия масс. В рамках марксистской социологии можно выделить: ортодоксальное и неортодоксальное направления. - Ортодоксальное направление главным способом совершенствования общественных отношений считает революцию, а экономическое течение делает акцент на реформах. - Неортодоксальное направление считало, что прогресс общества определяется развитием культурных ценностей человечества. Основная форма прогресса – реформа. С 90х годов 19 века – начала 20го социология вступает в новый этап своего развития, связанный с качественным скачком в развитии капитализма, углублением кризиса феодально-монархического строя, резко подчеркнутого неурожаями и голодом, выходом на политическую арену рабочего класса, развитием марксизма в России и одновременной активизацией буржуазно-либеральной оппозиции. На этом этапе продолжают свою деятельность представители классического позитивизма в социологии, но появляется и антипозитивистская ориентация. Лидером антипозитивизма в социологии стало неокантианство (А. С. Лаппо-Данилевский, М. И. Туган-Барановский, П. Б. Струве, Б. А. Кистяковский, В. М. Хвостов, П. И. Новгородцев, Л. И. Петражицкий и др.) Основной смысл неокантианского подхода – идея конституирующей активности человеческого мышления. Самое главное для российских неокантианцев был поиск нравов, идеалов и оценок социальных реалий с позиций должного. На переднем плане стояло познание. Признаки: ценностное моделирование общества и социокультурный анализ, теории опирались на идеографические и номотетические методы. Главные принципы – нормативизм, индетерминизм.
Нельзя оставить без особого внимания такое направление, как христианская социология в России. Смысл христианской социологии состоит в том, что религия рассматривается в ней как способ мысли и способ жизни, модель конструирования социальной реальности, соизмеримой природе человека. Парадигмой этого направления стало представление о том, что социологические проблемы опознаются в форме поиска путей внутреннего укоренения человека в социальности. В центре размышлений русских светских богословов оказалась тема столкновения личности и истории, трагизма исторического процесса, социальной жизни. Решение проблемы виделось в синтетической позиции, которая рассматривает внутреннее изменение человека как средство для совершенствования социального мира, достижения гармонии личной свободы и общественной солидарности на фундаменте воссоединения личности с Богом. В христианской социологии сложилось несколько тенденций: 1 – персоналистическая (П.Б. Струве, Н.А. Бердяев), 2 – универсалистская (С.Н. Булгаков), 3 – средняя линия (С.Л. Франк). Под влиянием критики классический позитивизм эволюционировал в направлении неопозитивизма: его видные представители — П. А. Сорокин, А. С. Звоницкая, К. М. Тахтарев, - делали сильную ставку на эмпирические исследования и сциентизм.
Определяющей чертой неопозитивистской ориентации социологического знания становится движение от реальных фактов к их объяснению, к установлению социальных закономерностей функционального типа. На передний план выдвигаются анализ социального поведения индивидов и изучение социальных связей, взаимодействий, взаимоотношений. Задачей социологии становится «разложение конкретного мира как совокупности отношений и функциональных связей». В методологии совершается переход от понятия фактора к понятиям «социальных связей», «социального действия», «взаимодействия». Это то основное,что я хотела описать. Кратко о многом.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|