В постановке коррекционной цели следует отражать два момента: что развивать и с помощью чего.
Методические требования к уроку В специальной (коррекционной) школе VIII вида Особенности психофизического развития школьников с умственной недостаточностью требуют от педагогов повышения эффективности учебного процесса в специальных (коррекционных) учреждениях VIII вида. Эффективность, качество обучения во многом зависит от опыта педагога, правильного планирования и других факторов. Образовательное учреждение VIII вида должно помочь школьнику с нарушенным интеллектом усвоить такой круг образовательных и профессиональных знаний, умений, навыков, которые он сможет применить к условиям социальной среды, т.е. – социально адаптироваться. Однако, эта среда имеет сложную структуру и ученик в силу первичного дефекта лишен самостоятельной социализации. Поэтому образовательное учреждение при организации учебного процесса руководствуется следующими принципами: 1) обучение должно быть направлено на ослабление недостатков в познавательной деятельности и формирование личностных качеств; 2) наиболее эффективным средством формирования установки на восприятие учебного материала является использование проблемных ситуаций; 3) разнообразие методов обучения и видов учебной деятельности на уроке; 4) рациональное сочетание слова, наглядности и действия на уроке; 5) трудовое воспитание и обучение не ограничивается общетехнической подготовкой учащихся и формированием у них общей ручной умелости, оно имеет профессиональную направленность; 6) вся система коррекционной работы осуществляется на основе клинического и психолого-педагогического изучения ребенка, индивидуального и дифференцированного подхода.
Урок – одна из форм организации учебного процесса. При составлении плана урока педагогу следует предусмотреть рациональное сочетание слова, наглядности, действия. Особое внимание следует обратить на использование проблемных ситуаций. Кроме дидактических требований урок в специальной школе предполагает воспитательную и коррекционную цели. Коррекционная – развивающая цель преследует вовлечение как можно большего числа сенсорных механизмов, развитие: - развитие артикуляционной моторики; - развитие зрительного восприятия и узнавания; - развитие зрительной памяти и внимания; - развитие слухового внимания и памяти; - развитие основных мыслительных операций; - развитие наглядно-образного, словесно-логического мышления и т.п. В постановке коррекционной цели следует отражать два момента: что развивать и с помощью чего.
Воспитывающая цель урока проявляется в воспитании у учащихся настойчивости, терпения, чувства коллективизма и др. Исходя из этого современные требования к уроку (Воронкова В.В.) состоят в следующем: - реализация в комплексе образовательной, коррекционно-развива-ющей, воспитательной функции обучения; - соответствие урока принципам обучения; - организационная четкость урока; - оптимизация учебно-воспитательного процесса; - соответствие содержания урока учебным программам; - осуществление межпредметных и внутрипредметных связей; - повышение самостоятельности учащихся. В образовательном учреждении VIII вида наиболее распространенным является комбинированный урок, общими элементами которого являются: - организация начала урока; - проверка усвоения ранее изученного и домашнего задания; - сообщение целей и задач урока; - объяснение нового материала, который рационально сочетается с действиями и наглядностью; - закрепление материалов; - подведение итогов урока; - сообщение домашнего задания.
Для начала урока учитель подбирает задания, которые активизируют или успокаивают детей. Это могут быть элементы релаксации, этюды психогимнастики и т.д. Проверка домашнего задания - это процесс больше закрепления знаний, чем контроль усвоенного. Следующий этап урока - объяснение нового материала. Для успешного обучения детей с нарушением интеллекта учителю необходимо не только обеспечить правильное соединение методов и средств обучения, но также определить оптимальную продолжительность и целесообразность организации деятельности учащихся в течение всего урока. Самую трудную работу необходимо планировать на первые 10-25 минут. Это время, когда достигается наиболее высокая работоспособность учащихся. После этого времени наступает снижение работоспособности, что отрицательно сказывается на их отношении к учебной деятельности. При организации урока учитывается индивидуальный темп работы ученика, особенности его познавательной деятельности, памяти, моторики и т.п. Каждый урок требует от учителя контроля учебной деятельности, который позволяет определить усвоение детьми учебного материала, уровень сформированности их умений и навыков. В этом педагогу помогает анализ урока.
Схема общепедагогического анализа урока: 1. Место данного урока в системе уроков по теме. 2. Организация урока: а) тип урока; б) структура урока, его отдельные элементы; в) подготовленность класса к уроку; г) организация учащихся для активной работы на протяжении урока: сочетание фронтальной, групповой, коллективной и индивидуальной работы на уроке; д) плотность урока, рациональное использование времени. 3. Содержание урока: а) научность материала; б) правильность подбора материала для различных этапов урока; в) соответствие содержания урока требованиям программы; г) воспитательная направленность урока; д) связь теории с практикой; е) межпредметные связи. 4. Методика проведения урока: а) оборудование урока, наглядность урока; б) методы и приемы; в) работа с отстающими учениками; г) система оценки знаний учащихся. 5. Общение учителя на уроке: тон, стиль отношений, манера общения с классом и отдельными учениками. 6. Работа и поведение учащихся на уроке. 7. Как будет учтен опыт данного урока в вашей дальнейшей работе.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|