Ю.И. ПАВЛОВ, проф., д-р мед. наук, заведующий кафедрой сестринского дела, ухода и менеджмента Челябинской государственной медицинской академии
Рис.1. Объекты воздействия кадровой службы |
Целесообразно рассмотреть эти объекты в составе технологической цепочки действий, совершаемых в процессе реализации программы развития кадрового потенциала в организации. Технологическая цепочка образует замкнутый управленческий цикл (рис. 2).
Рис.2. Технологическая схема процесса работы с кадрами в организации |
Планирование кадровых ресурсов |
отбор персонала |
набор кадров |
подготовка и развитие персонала |
оценка деятельности |
адаптация |
проффесиональный рост |
складывающаяся потребность в кадрах |
Процесс носит замкнутый характер, но для удобства его рассмотрения в качестве стартового компонента можно рассматривать сложившуюся потребность в кадрах, выявленную на основе анализа деятельности организации (миссии, целей, задач, ожидаемого результата) и сложившегося рынка рабочей силы в отрасли.
Упомянутый анализ создает основу для выработки плана развития кадров в учреждении, административной территории и др. Этот план должен содержать ответы на следующие основные вопросы:
1. Какие кадры и с какой квалификацией будут необходимы организации сейчас и в долгосрочной перспективе?
2. Каким образом можно сохранить баланс кадров в организации, принимая во внимание возможные потери и стабильную часть работающих?
3. Каким должен быть реальный план набора кадров?
4. Что следует предусмотреть в качестве мероприятий по профессиональному совершенствованию, мотивации и развитию кадров?
Для успешного выполнения задачи необходимо учесть два обстоятельства:
· план перспективного развития организации (внутренний фактор) должен содержать информацию о потребности в кадрах на перспективу;
|
|
· перспективная оценка внешних факторов, в частности таких, как состояние финансирования ЛПУ, уровень занятости в отрасли, влияет как на профессиональный уровень кадров, так и на их стоимость, определение уровня потребности в услугах, предоставляемых организацией, и требований к их качеству и др.
Для создания действенного плана развития кадровых ресурсов следует располагать данными перспективного плана развития ЛПУ и оценкой состояния персонала в организации на текущий момент.
В учреждениях здравоохранения для реализации программы развития кадров важно изучать и анализировать текущую информацию о состоянии персонала и его эффективности на уровне каждого подразделения. Для этой цели используют разные технические приемы. Так, например, в США и Канаде ведут специальные карты замены сотрудников. Такие карты очень удобны при вертикальном и горизонтальном перемещении сотрудников внутри организации, при условии компьютеризации отдела управления персоналом. Они дают возможность держать под постоянным контролем развитие карьеры каждого работающего в интересах организации. В таких картах целесообразно отражать уровень квалификации сотрудника, степень готовности к изменениям в его карьере (готовность к повышению личной ответственности, способность принимать самостоятельные решения, сотрудничать с более сложным коллективом и др.).
Всей этой информацией должен владеть отдел управления персоналом, чтобы быть готовым предоставить ее по требованию руководства.
Практически это два последовательных и тесно связанных друг с другом действия. В целях обеспечения набора кадров необходимо проанализировать характеристики претендентов на рабочие места, из которых можно отобрать лиц с требуемой квалификацией и персональными характеристиками, необходимыми организации. Набор может быть общим, когда организации необходимо принять на работу лиц с наиболее распространенной квалификацией (операционные медицинские сестры, постовые медицинские сестры, работники регистратуры и др.), и специальным, когда необходим либо редкий специалист, либо специалист с определенными личностными характеристиками, либо тот и другой одновременно. В первом случае процедура набора стандартна и сравнительно проста, во втором – имеет более сложный и нестандартный характер.
|
|
Рассмотрим следующий этап формирования кадров в организации – отбор персонала.
Отбор – это процесс принятия решения работодателем и самим работником. Организация принимает решение об объявлении вакансии. Кандидат на рабочее место определяет целесообразность поступления на работу в эту организацию и соответствие предлагаемой работы его потребностям и личным целям. Однако следует помнить, что процедура отбора – это практически односторонний процесс. Рынок рабочей силы достаточно напряжен, в организацию на каждое рабочее место претендуют несколько человек, поэтому именно она делает выбор, кто из них ей больше подходит. В условиях дефицита нужных кадровых ресурсов или при нежелании организации упускать квалифицированного работника, претендующего на рабочее место, она вынуждена повышать привлекательность объявленной вакансии и сокращать процедуру отбора.
Процедура отбора персонала имеет определенную стандартную схему, общепринятую в международной практике. Она может быть различной не только в разных организациях, но и на отдельных уровнях в одной организации. Стандартная схема содержит семь последовательных этапов, представленных в табл. 1, и носит условный характер.
Стандартная схема процесса отбора персонала Таблица 1
Действия | Преследуемые цели | Техника исполнения |
1. Заявление о намерении занять вакантную должность | Получение официального уведомления о намерениях, создающего повод для интервьюирования | Запрашивают только ту информацию, которая способна показать степень пригодности кандидата к данной работе |
2. Первое интервью | Возможность составить первое личное впечатление о соответствии кандидата вакантному рабочему месту | Выясняют опыт работы, частоту и причины смены места работы, личные планы относительно работы, желаемый уровень вознаграждения за труд и др. |
3. Тестирование | Выявление некоторых профессиональных умений, оценка способности обучаться в процессе работы | Возможно психологическое тестирование с помощью компьютерной программы |
4. Изучение данных по документам, представленным кандидатом | Проверка объективности данных | Проводят переговоры с руководителями предшествующей работы для получения дополнительных сведений |
5. Углубленное интервью | Выяснение более детальных сведений о кандидате | Проводят совместно с руководителем подразделения, где кандидату предстоит работать |
6. Медицинское заключение о состоянии здоровья кандидата | Охрана здоровья, предупреждение инфекционных и профессиональных заболеваний | Осуществляет врач данной организации или учреждения здравоохранения, сотрудничающего с ней |
7. Предложение должности | Заполнение имеющейся вакансии | Заключение трудового договора |
|
|
Особое внимание следует уделить тестированию.
Этот метод сегодня нечасто применяют в отечественной практике кадровой службы. Тем не менее, в результате этого исследования можно получить полезные сведения об интересах кандидата, его отношении к организации и своей работе в ней и многое другое, касающееся особенностей его личности. Разумеется, использование тестов не должно вносить элементы дискриминации в процесс отбора кандидатов на рабочее место.
К результатам следует относиться осторожно, особенно если тестирование осуществляют с использованием методик, заимствованных из зарубежной практики, ориентированных на другую культуру. Необходимо помнить, что тестирование не является инструментом, позволяющим получить абсолютно достоверные и безошибочные данные о кандидате.
Интервьюирование является очень важным, а иногда решающим моментом в процессе отбора.
Непрофессионально выполненное интервьюирование может существенно снизить результат. Весь процесс беседы с кандидатом на вакантную должность необходимо хорошо продумать заранее. Иногда при собеседовании интервьюер начинает задавать вопросы, на которые обычно просто не отвечают. Например: “Расскажите, пожалуйста, о себе” или “Как вы считаете, в чем ваши слабые стороны?” Опытный собеседник понимает всю бесполезность подобных вопросов и дает на них поверхностные и практически ни о чем не говорящие ответы. Если интервьюер (в роли которого в большинстве ЛПУ при отборе кадров сестринского и младшего медицинского и вспомогательного персонала выступает главная медсестра) строит собеседование, концентрируясь на требованиях к определенной должности, необходимых умениях и способностях, он в большей степени может рассчитывать получить именно такую информацию, которая позволит сформировать объективное мнение о кандидате. В целях более эффективного интервьюирования кандидату на определенную должность предоставляют исчерпывающую информацию, как о положительных, так и негативных сторонах его будущей работы. Собеседование строят таким образом, чтобы вызвать кандидата на откровенный разговор, который позволит более четко определить, как он будет себя вести, став сотрудником организации.
|
|
Интервьюирование – достаточно тонкий прием в технике отбора кадров, и интервьюеру необходимо профессионально его использовать. В целях эффективного его применения интервьюеру кроме определенного жизненного опыта необходимо обладать аналитическим мышлением, хорошей наблюдательностью, отличной подготовкой в области межличностных отношений и знанием законов, формирующих поведение человека. Такой уровень мастерства доступен только профессионалу и в системе кадровой службы отечественного здравоохранения, к сожалению, встречается редко.
При положительном решении с кандидатом заключают трудовой договор, в котором оговаривают все условия его работы в организации.
Вывод: данные критерии составляют основу оценки работника, что позволяет определить в какой степени данные критерии присутствуют у того или иного работника.
Литература:
1. С.И. ДВОЙНИКОВ, проф., д-р мед. наук, директор Института сестринского дела Самарского государственного медицинского университета, С.В. ЛАПИК, проф., д-р мед. наук, заведующая кафедрой теории и практики сестринского дела Тюменской государственной медицинской академии.
Ю.И. ПАВЛОВ, проф., д-р мед. наук, заведующий кафедрой сестринского дела, ухода и менеджмента Челябинской государственной медицинской академии
|
|