Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Вопрос 4. Социально-психологические характеристики личности их учет в работе психолога. Личность в социальной психологии.




Вопрос. Предмет и задачи соц. психологии на современном этапе

Соц. психология возникла на стыке наук — психологии и социологии. Такая неоднозначность положения имеет много причин. Одной из них является существование такого класса фактов общественной жизни, которые могут быть исследованы только при помощи объединенных усилий 2-х наук: социологии и психологии. Другой причиной является сама история возникновения (родилась на перекрестке двух наук). Все кто создает трудности в определении предмета соц. психологии и выявление круга и проблем.

В истории советской соц. психологии можно выделить 2 этапа:

1)20-е годы; 2) 50-60 годы

Челпанов, защищая позиции идеалистической, преложил, разделить психологию на соц. психологию и на собственно псих. Но позиция Челпанова оказалась не приемлемой для некоторых психологов, и возражения приняли различные формы. Была высказана идея Артемова о разделении психологии на психол. индивида и псих, коллектива и нет необходимости выделить соц. психол. отдельно.

В конце 50-х начале 60-х развернулся 2-й этап дискусс. о предмете соц. псих.

Сложились 3 похода:

1. Получил распространение среди социологов

2. Соц. Психология — наука о массовидных явлениях психики.

Главным предметов исследования соц. псих-ии — личность.

Большой акцент делается на псих, черты, особенности личности, также выделялись положения личности в группе, межличностные отношения.

3. С его помощью пытались синтезировать 1 и 2. соц. псих-ия была рассмотрена как наука, изучающая и массовые психич. процессы и положение личности в группе.

Соц. психология изучает закономерности поведения и деятельности людей, обусловленных включением их в соц. группы, а также психологических характеристик этих групп (предметов).

В нашей стране сложилось такое положение, что практически в нашей стране сейчас существуют две соц. психологии: одна преимущественно с более социологической, другая — с психологической проблематикой.

Задачи:

1. Корректное отношение к зарубежной социальной психологии, к содержанию ее теоретических концепций, методов и результатов исследований.

2. Тщательная обработка проблемы прикладного исследования, т.к. исследования требуют высокого профессионального мастерства и гражданской ответственности исследователя.

2 вопрос.Этапы развития социальной психологии.

Соц. психология возникла на стыке наук — психологии и социологии. Такая неоднозначность положения имеет много причин. Одной из них является существование такого класса фактов общественной жизни, которые могут быть исследованы только при помощи объединенных усилий 2-х наук: социологии и психологии. Другой причиной является сама история возникновения (родилась на перекрестке двух наук). Все кто создает трудности в определении предмета соц. психологии и выявление круга и проблем.

В истории советской соц. психологии можно выделить 2 этапа:

1)20-е годы; 2) 50-60 годы

Челпанов, защищая позиции идеалистической, преложил, разделить психологию на соц. психологию и на собственно псих. Но позиция Челпанова оказалась не приемлемой для некоторых психологов, и возражения приняли различные формы. Была высказана идея Артемова о разделении психологии на психол. индивида и псих, коллектива и нет необходимости выделить соц. психол. отдельно.

В конце 50-х начале 60-х развернулся 2-й этап дискусс. о предмете соц. псих.

Сложились 3 похода:

1. Получил распространение среди социологов

2. Соц. Психология — наука о массовидных явлениях психики.

Главным предметов исследования соц. псих-ии — личность.

Большой акцент делается на псих, черты, особенности личности, также выделялись положения личности в группе, межличностные отношения.

3. С его помощью пытались синтезировать 1 и 2. соц. псих-ия была рассмотрена как наука, изучающая и массовые психич. процессы и положение личности в группе.

Соц. психология изучает закономерности поведения и деятельности людей, обусловленных включением их в соц. группы, а также психологических характеристик этих групп (предметов).

В нашей стране сложилось такое положение, что практически в нашей стране сейчас существуют две соц. психологии: одна преимущественно с более социологической, другая — с психологической проблематикой.

Задачи:

1. Корректное отношение к зарубежной социальной психологии, к содержанию ее теоретических концепций, методов и результатов исследований.

2. Тщательная обработка проблемы прикладного исследования, т.к. исследования требуют высокого профессионального мастерства и гражданской ответственности исследователя.

Вопрос 4. Социально-психологические характеристики личности их учет в работе психолога. Личность в социальной психологии.

Личность - 1) как субъект социальных отношений сознательной деятельности; 2) определяемое включенностью в общественные отношения системное качество индивида, формирующееся в совместной деятельности и общении. В работах Б.Д. Парыгина модель личности, которая должна занять место в системе социальной психологии, предполагает соединение двух подходов: социологического и общепсихологического. Задача социальной психологии — раскрыть всю структурную сложность личности, которая является одновременно как объектом, так и субъектом общественных отношений. В основе социально-психологического понимания личности лежит характеристика социального типа личности как специфического образования, продукта " социальных обстоятельств, ее структуры, совокупности ролевых функций личности, их влияния на общественную жизнь. Задачи исследования личности: социальная детерминация психического склада личности; социальная мотивация поведения и деятельности личности в различных общественно-исторических и социально-психологических условиях; классовые, национальные, профессиональные особенности личности; закономерности формирования и проявления общественной активности, пути и средства повышения этой активности; проблемы внутренней противоречивости личности и пути ее преодоления; самовоспитание личности и пр. В социальной психологии личность должна быть исследована в общении с другими личностями. Социально-психологические качества личности. Самыми главными из проблем в трактовке понятия личность являются следующие: 1. Различение трактовок самого понятия «личность» в общей психологии. Если «личность» — синоним термина «человек», то, естественно, описание ее качеств (свойств, черт) должно включать в себя все характеристики человека. Если «личность» сама по себе есть лишь социальное качество человека, то набор ее свойств должен ограничиваться социальными свойствами. 2. Неоднозначность в употреблении понятий «социальные свойства личности» и «социально-психологические свойства личности». Но такое употребление понятий не является строгим: иногда они используются как синонимы, что также затрудняет анализ. 3. Наконец, самое главное: различие общих методологических подходов к пониманию структуры личности — рассмотрение ее то ли как коллекции, набора определенных качеств (свойств, черт), то ли как определенной системы, элементами которой являются не «черты», а другие единицы проявления. Эти социально-психологические свойства сведены в четыре группы: 1) обеспечивающие развитие и использование социальных способностей (социальной перцепции, воображения, интеллекта, характеристик межличностного оценивания); 2) формирующиеся во взаимодействии членов группы и в результате ее социального влияния; 3) более общие, связанные с социальным поведением и позицией личности (активность, ответственность, склонность к помощи, сотрудничеству);4) социальные свойства, связанные с общепсихологическими и социально-психологическими свойствами (склонность к авторитарному или демократическому способу действия и мышления, к догматическому или открытому отношению к проблемам и т.д.). В практике психологического консультирования существует большой спектр методов воздействия на клиента, выбор которых обусловлен следующими факторами, одни из которых связаны с консультантом, другие - с клиентом: 1) Приверженность психолога к той или иной психологической теории; 2) Качество его профессиональной подготовки, стаж и умение «видеть» клиента; 3) Индивидуальные социально-психологические особенности клиента; 4) Суть заказа, с которым пришел клиент, и истинная проблема клиента. Основой эффективного психологического взаимодействия является создание атмосферы безопасности, доверия и открытости, то принятие во внимание тех или иных особенностей клиента необходимо. Даже учет темперамента клиента изменяет построение беседы. Ролло Мэй так описывал некоторые особенности клиентов: манера подходить к кабинету. Твердый размеренный шаг – мужество Запинающаяся походка - нерешительность, робость, тайное желание избежать встречи с консультантом. Рукопожатие. Вялое, краткое - словно говорит о том, что человек не желал этой встречи; такой человек либо робок со всеми, либо боится именно этой встречи. Грубоватое, крепкое рукопожатие - желание предстать этаким потомком мужественных первопроходцев, что само по себе, может оказаться попыткой скрыть глубокое чувство неполноценности. Если выражает искреннее дружелюбие, - говорит о душевном здоровье личности. Одежда. Неопрятность в одежде, неухоженные волосы, рваные шнурки ботинок и пр. - говорит само за себя. Если это постоянное явление - отсутствие всякого интереса к окружающим, если только на встрече с консультантом - неуважение. "Вылизанный до пят" - как правило, склонен придавать чрезмерное значение мелочам и в других сферах жизни. Расстояние, на котором общается клиент. Придвигает свой стул поближе к консультанту - дружелюбие. Если разделяет существенное пространство, - есть невидимый барьер. Норма и признак идеального душевного здоровья - свободное движение навстречу, распахнутое отношение к жизни, то есть состояние объективной любви. Кроме того, консультант улавливает неприметные мускульные реакции человека на изменчивый поток его мыслей. Оценивает позы. В чтении характера большое значение имеет мимика, взгляд, интонация голоса, вербальный уровень. Т.о., благодаря учету социально-психологических качеств клиента возможно построение адекватной психологической работы.

Значение личности для всей психологической науки кратко и точно раскрыто видным советским психологом С. Л. Рубинштейном. С учетом того, что своими корнями социально-психологическое представление о личности уходит в общую психологию, начать придется с представлений о личности, сложившихся в основных психологических школах — фрейдизме, бихевиоризме и гуманистической психологии.

Фрейд считал, что психическая жизнь личности определяется тремя структурами, или, как еще называют, психическими инстанциями:

1. «ид» («оно») — источник человеческих желаний;

2. «эго» («Я») — действует на уровне сознания;

3. «суперэго» («сверх-Я») — действует на уровне сознания, включает моральные принципы человека, которые определяют для него допустимость или недопустимость того или иного поведения с моральной точки зрения; Фрейд разделял «суперэго» на две подсистемы: совесть и «эго»-идеал.ю.

«Личность — это человек как субъект активной деятельности, преобразующий мир, а, следовательно, носитель сознания и самосознания».

В практической деятельности перед человеком встают задачи ее совершенствования, в том числе на основе учета и использования человеческого, субъективного, личностного фактора. Далеко не каждый индивид и не всегда, т. е. не во всякий момент своего существования, является личностью. В частности понятие личность не приложимо к младенцам, к умственно отсталым (в глубокой степени) людям, к людям, потерявшим способность к осознанному отражению действительности, вследствие тяжелого поражения центральной нервной системы в результате травмы, отравления, болезни и других причин. Нормальный во всех смыслах индивид — гражданин, семьянин, производственник, спортсмен — иногда в течение какого-то периода перестает быть личностью. Это может быть следствием болезненного состояния организма и психики, глубокого алкогольного или наркотического опьянения. Индивид проявляет себя как личность, осознанно и активно участвуя в социальном взаимодействии. При этом он действует как представитель определенного общества и определенных социальных групп (таковыми и воспринимают его окружающие), выполняет конкретные социальные роли и реализует конкретные социальные отношения. Социально-психологическую основу этого составляют сформировавшиеся у индивида в процессе социализации (воспитания и приобретения социального опыта) зрелая потребностно-мотивационная сфера (направленность личности), социально-адекватная «Я-концепция» и сложившийся характер.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...