В представленном Законе выявлены следующие коррупциогенные факторы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ По результатам проведения независимой антикоррупционной экспертизы Федерального закона № 3-ФЗ от 07.02.2011 г. «О полиции» Нами была проведена независимая антикоррупционная экспертиза, в соответствии со статьей 5 Федерального закона от 17.07.2009 г. №172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» Федерального закона № 3-ФЗ от 07.02.2011 г. «О полиции» в целях выявления в нем коррупционных факторов и их последующего устранения.
Основание для проведения экспертизы: Федеральный закон от 17.07.2009 № 172 – ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов». Экспертиза проведена в порядке и в соответствии с методикой, которая утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 №96 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов».
Экспертизой проведен комплексный анализ закона совместно с: 1. Федеральным законом от 17.07.2009 № 172 – ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов»; 2. Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 №96 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов»; 3. Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.02.2010 № 72 О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов».
В представленном Законе выявлены следующие коррупциогенные факторы.
1) Коррупциогенный фактор, предусмотренный пунктом «а» части 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов), утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 № 96 (далее - Методика) - широта дискреционных полномочий, содержится в: ч. 2 ст. 1; п. 37 ч. 1 ст.12 Закона. ч. 2 ст.1 Закона: « Полиция незамедлительно приходит на помощь каждому, кто нуждается в ее защите от преступных и иных противоправных посягательств» Комментарий: указанные пункты Закона содержат формулировку («незамедлительно»), которая не позволяет точно определить конкретный срок, в который должностное лицо обязано прибыть для оказания помощи. п. 37 ч. 1 ст. 12 Закона: « На полицию возлагаются следующие обязанности: изымать у граждан и должностных лиц документы, имеющие признаки подделки, а также вещи, изъятые из гражданского оборота или ограниченно оборотоспособные, находящиеся у них без специального разрешения, с составлением протокола и вручением его копии указанным гражданам и должностным лицам;
Комментарий: в данной норме не определены условия и основания принятия решения по изъятию документов, имеющих признаки подделки, вследствие того, что признаки подделки как таковые также не определены. Сотрудники полиции получают возможность изымать документы, имеющие признаки подделки только на основании собственных суждений.
2) Коррупциогенный фактор, предусмотренный пунктом «б» части 3 Методики - определение компетенции по формуле «вправе», содержится в п. 2 ч. 2 ст. 16 Закона.
п. 2 ч. 2 ст. 16 Закона: «Полиция имеет право проводить по решению руководителя территориального органа или лица, его замещающего, оцепление (блокирование) участков местности: при проведении мероприятий по пресечению массовых беспорядков и иных действий, нарушающих движение транспорта, работу средств связи и организаций».
Комментарий: исходя из формулировки в данной норме не указано на основании чего руководитель территориального органа или лица, его замещающего проводят оцепление участков местности. Таким образом чёткие основания для принятия решения у руководителя территориального органа отсутствуют, из чего исходит диспозитивная возможность руководителя территориального органа или лица, его замещающего проводить оцепление по своему усмотрению.
3) Коррупциогенный фактор, предусмотренный пунктом «в» части 3 Методики - выборочное изменение объема прав, содержится в ч.3 ст.7 Закона.
ч.3 ст.7 Закона: « Сотрудник полиции должен проявлять уважение к национальным обычаям и традициям граждан, учитывать культурные и иные особенности различных этнических и социальных групп, религиозных организаций, способствовать межнациональному и межконфессиональному согласию»
Комментарий: формулировка подразумевает под собой возможность сотрудникам предоставлять привилегии отдельным лицам (традиция кавказских народов во время праздника стрелять из оружия; красть невесту).
4) Коррупциогенный фактор, предусмотренный пунктом «ж» части 3 Методики – отсутствие или неполнота административных процедур, содержится в ч. 8 ст. 14; Закона.
ч. 8 ст. 14 Закона: « О каждом случае задержания несовершеннолетнего полиция незамедлительно уведомляет его родителей или иных законных представителей»
Комментарий: отсутствует четко регламентированный порядок уведомления родителей или иных законных представителей несовершеннолетних о случае задержания.
5) Коррупциогенный фактор, предусмотренный пунктом «и» части 3 Методики – нормативные коллизии, содержится в ч. 2 ст. 18; ч. 3 ст. 18 Закона.
ч. 2 ст. 18 Закона: « Перечень состоящих на вооружении полиции специальных средств, огнестрельного оружия и патронов к нему, боеприпасов устанавливается Правительством Российской Федерации. Не допускается принятие на вооружение полиции специальных средств, огнестрельного оружия и патронов к нему, боеприпасов, которые наносят чрезмерно тяжелые ранения или служат источником неоправданного риска»
ч. 3 ст. 18 Закона: « В состоянии необходимой обороны, в случае крайней необходимости или при задержании лица, совершившего преступление, сотрудник полиции при отсутствии у него необходимых специальных средств или огнестрельного оружия вправе использовать любые подручные средства …»
Комментарий: имеются внутренние противоречия между нормами, которые создают возможность произвольного выбора норм, подлежащих применению в конкретном случае.
6) Коррупциогенный фактор, предусмотренный пунктом «в» части 4 Методики: юридико-лингвистическая неопределенность, содержится в п. 2, ч. 1 ст. 13, ч. 6 ст. 23 Закона. п. 2 ч. 1 ст. 13 Закона: « Полиции для выполнения возложенных на нее обязанностей предоставляются следующие права: проверять документы, удостоверяющие личность граждан, если имеются данные, дающие основания подозревать их в совершении преступления или полагать, что они находятся в розыске, либо если имеется повод к возбуждению в отношении этих граждан дела об административном правонарушении, а равно если имеются основания для их задержания в случаях, предусмотренных федеральным законом; проверять у граждан, должностных лиц, общественных объединений и организаций разрешения (лицензии) и иные документы на совершение определенных действий или на осуществление определенного вида деятельности, контроль (надзор) за которыми возложен на полицию в соответствии с законодательством Российской Федерации» Комментарий: формулировка «данные, дающие основания» не позволяет понять, какие именно подразумевает под собой норма данные, которые дают основания подозревать граждан в совершении преступления, а равно, имеются ли основания для их задержания. Это позволяет сотруднику полиции действовать по своему усмотрению. ч.6 ст. 23 Закона: « Сотрудник полиции не имеет права применять огнестрельное оружие при значительном скоплении граждан, если в результате его применения могут пострадать случайные лица»
Комментарий: Термин «значительное скопление» является неустоявшимся. Учитывая то, что указанной нормой регулируется применение огнестрельного оружия категория с оценочным характером «значительный» с неопределенным содержанием недопустима в тексте нормы.
7) Коррупциогенный фактор, предусмотренный пунктом «в» части 5 Методики: отсутствие ответственности государственного (муниципального) служащего за правонарушения, содержится в ч. 3 ст. 6 Закона. ч. 3 ст. 6 Закона: « Сотруднику полиции запрещается подстрекать, склонять, побуждать в прямой или косвенной форме кого-либо к совершению противоправных действий»
Комментарий: в пункте указанной статьи разъясняется то, что сотруднику запрещено делать, но нигде в законе не указано какая ответственность наступит в случае не исполнения пункта.
8) Коррупциогенный фактор, предусмотренный пунктом «е» части 5 Методики: отсутствие контроля, в том числе общественного, за государственными (муниципальными) органами и государственными (муниципальными) служащими, содержится в главе 10 Закона.
глава 10 Закона: Контроль и надзор за деятельностью полиции Комментарий: контроль присутствует, но отсутствует полная регламентация процедур и порядка проведения такого контроля, полномочий контролирующих органов и лиц.
В целях устранения выявленных коррупциогенных факторов предлагается пересмотреть указанные нормы Федерального закона № 3-ФЗ от 07.02.2011 г. «О полиции»
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|