Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Педагогическая психология, семинар 1 Бизяева Юлия, 2 курс группа Б

 

1 .Понятие воспитания в педагогической психологии. Воспитание, как целенаправленное формирование личности.

Воспитание представляет собой процесс организованного целенаправленного воздействия на личность и поведение ребенка. В том и другом случае обучение и воспитание выступают как специфические виды деятельности конкретного субъекта (ученика, учителя). Воспитание составляет важную функцию любого общества. В обществе воспитание нового человека как личности, обладающей своим мировоззрением, высокими нравственными качествами, убежденностью, общественной активностью, творческим отношением к действительности, превращается в главную цель и задачу, являясь важнейшим условием построения общественных отношений. Решение этой задачи осуществляется на научных принципах, разработанных в системе современных психолого-педагогических знаний, и предполагает их постоянное теоретическое развитие. В числе важнейших вопросов, изучаемых психологией воспитания, выступает выявление основных источников, закономерностей, этапов, условий, механизмов и особенностей формирования личности в онтогенезе. Эти вопросы разрабатываются в плане развития коренных проблем деятельности, сознания и личности растущего человека. Воспитание как управление процессом формирования личности растущего человека имеет особые психологические механизмы. Их исследование и составляет важнейшую задачу психологии воспитания. Известно, что общество на каждом конкретном историческом этапе ставит перед воспитанием определенные цели. Ориентиром для формирования современного мировоззрения и подлинной нравственности служат цели демократического общества, указывающие образец, идеал воспитания человека как личности. Именно в соответствии с идеалом, нравственным образцом, воплощающим требования общества к личности, и осуществляется целенаправленная организация процесса воспитания. В общей форме это осуществляется в практической деятельности людей, определяемой целями общества. В деятельности формируются образцы общества, его идеалы. Развитие каждого своего представителя человечество обеспечивает через воспитание, передавая опыт свой собственный и предшествующих поколений. В воспитании идет своего рода "воспроизводство" себе подобных людей.

Таким образом, воспитание — это целенаправленное формирование личности на основе формирования:

1) определенных отношений к предметам, явлениям окружающего мира;

2) мировоззрения;

3) поведения (как проявления отношений и мировоззрения).

Можно выделить виды воспитания (умственное, нравственное, физическое, трудовое, эстетическое и т. д.).Различные типы обществ в разные исторические времена по-разному понимали цель и смысл воспитания. В современную эпоху целью воспитания является формирование личности, которая высоко ставит идеалы свободы, демократии, гуманизма, справедливости и имеет научные взгляды на окружающий мир. Формирование всесторонне и гармонично развитой личности становится основной целью (идеалом) современного воспитания.

 

 

2. Представление о личности и путях её становления в различных направлениях зарубежной психологии:

а) фрейдизм:

б) когнитивистски-бихевиористический подход и теория социального научения:

Личность человека, с точки зрения бихевиоризма, есть не что иное, как совокупность поведенческих реакций, присущих данному человеку. Закономерности поведения человека выводились из закономерностей внешнего стимулирования. Центральной социально-психологической проблемой в рамках бихевиоризма стала проблема научения, т. е. приобретения индивидуального опыта путем проб и ошибок, и идея подкрепления. Было выделено четыре основных закона научения: закон эффекта, закон упражнения, закон готовности и закон ассоциативного сдвига.

в) диспозиционный подход или теория черт личности:

Диспозиционная концепция личности (лат. disposito – расположение) сложилась на основе объединения двух подходов к личности – социологического, показывающего социальную обусловленность деятельности личности, и социально-психологического, описывающего мотивационную структуру личности. В первом приближении диспозиция предполагает наличие у личности готовностей эффективно реагировать на макро- и микросреду и на меняющуюся ситуацию. Социологический аспект диспозиционной концепции личности разработан В.А. Ядовым. Целевой установкой этих исследований была попытка выяснить социально-психологические предпосылки возможностей каждого человека быть активным и полезным членом общества. В качестве системообразующего признака личностной структуры было выделено многообразие отношений индивида к условиям его деятельности. При этом имеется в виду рассмотрение данных отношений как определенной системы, как целостности. А.Н. Леонтьев писал, что основной вопрос становления личности – превращение мотивов (побуждений) в то устойчивое, что характеризует личность. Он выделял три параметра в строении личности: "...широту связей человека с миром, степень иерархии и общую их структуру"

Социальные установки личности связаны с определенными потребностями и условиями деятельности, в которых та или иная потребность удовлетворяется. И потребности, и ситуации деятельности, и сама диспозиция образуют определенные иерархические системы расположения элементов в порядке от высшего к низшему.

г) феноменологический/гуманистический подход и идея самоактуализации:

Личность сама себя контролирует, ее поведение детерминировано способностью делать свой выбор – выбирать, как думать и как поступать. Эти выборы продиктованы уникальным восприятием мира. Например, если вы воспринимаете мир как дружественный и принимающий вас, то вы, скорее всего, будете чувствовать себя достаточно комфортно. Если вы воспринимаете мир как угрожающий и опасный, то вы, вероятно, проявите тревогу и защитное поведение. Человек рождается без всяких отношений, они формируются у него в процессе жизни. Система отношений, имеющаяся у каждого из нас – уникальна, поскольку является результатом нашего индивидуального опыта. Отношение человека к самому себе – наиболее позднее образование, следующее за отношениями к ситуациям, предметам и людям. Оно завершает становление характера и, в целом, системы отношений личности, обеспечивая ее целостность. Отношения характеризуют степень интереса, силу эмоций, желания или потребности, вследствие чего они выступают в качестве движущей силы личности.

 

3. Представление о личности в деятельностном подходе. Что понимает Рубинштейн под собственно личностными свойствами?

Личность рассматривается как совокупность социальных характеристик (свойств, качеств), которые человек приобретает в предметной деятельности, выполняя полезную общественную роль с позиций своего положения в обществе.

Свойства личности не сводятся к ее индивидуальным особенностям – она включает и общее, и особенное, и единичное.

Ядро личности – мотивы сознательных действий, но при этом личность характеризуют еще и неосознанные мотивы – побуждения. Основное место в личности занимают система мотивов и задач, которые ставит себе человек, свойства его характера, обуславливающие его поступки и способности человека.

Личность рассматривается в деятельности, в которой она проявляется, формируется, претерпевая разнообразные изменения которой определяется и скрепляется целостность ее структуры.

Личность как субъект жизненного пути и как устойчивый психический склад человека.

В процессе деятельности свойства определенным образом связываются друг с другом в соответствии с требованиями к деятельности. Образуются их сложные структуры, к которым относятся темперамент (структура природных свойств), направленность (система потребностей, интересов, идеалов), способности. Синтез структур образует своеобразный облик или характер. Образование структур, а особенно их системы, обеспечивает относительную независимость поведения от случайных воздействий, ситуаций. В них выражается степень зрелости и определенности личности, умственной и практической ее самостоятельности

Как отмечалось, на первом этапе разработки личностного принципа Рубинштейн преимущественно доказывает необходимость объективного подхода к личности. Это было связано прежде всего с преодолением ее идеалистического понимания, кризиса мировой психологии, в котором идея личности была одной из наиболее критических. Поэтому его интересует, как личность проявляется в деятельности (в ином) и в ней формируется. Одновременно это есть изначальный и сохраняющийся на всем протяжении разработки им проблемы личности принцип рассмотрения личности в развитии, в функционировании, в изменении. Как мы увидим ниже, позднее, в 50-х годах, Рубинштейн поставит акцент на внутренних механизмах, движущих силах личности, на способах преобразования ею внешних воздействий. Личность в качестве субъекта организует и структурирует свою жизнь, регулирует ее ход, выбирает и осуществляет избранное направление. В концепции субъекта жизни личность рассматривается как источник и движущая сила жизненной динамики.

 

4. Воспитание, как формирование целостной структуры личности. Качества личности, как единство мотива и формы поведения

Личность человека формируется и развивается в результате воздействия многочисленных факторов, объективных и субъективных, природных и общественных, внутренних и внешних, независимых и зависимых от воли и сознания людей, действующих стихийно или согласно определенным целям. При этом сам человек не мыслится как пассивное существо, которое фотографически отображает внешнее воздействие. Он выступает как субъект своего собственного формирования и развития. Целенаправленное формирование и развитие личности обеспечивает научно организованное воспитание.

Современная педагогика исходит из того, что понятие процесса воспитания отражает не прямое воздействие, а социальное взаимодействие педагога и воспитуемого, их развивающихся отношений. Цели, которые ставит перед собой педагог, выступают как некоторый продукт деятельности ученика; Процесс достижения этих целей также реализуется через организацию деятельности ученика; оценка успешности действий педагога опять-таки производится на основе того, каковы качественные сдвиги в сознании и поведении школьника.

Всякий процесс представляет собой совокупность закономерных и последовательных действий, направленных на достижение определенного результата. Главный результат воспитательного процесса – формирование гармонично развитой, общественно активной личности.

Воспитание – процесс двусторонний, предполагающий как организацию и руководство, так и собственную активность личности. Однако, ведущая роль в этом процессе принадлежит педагогу.

Сущность личности определяется не столько поведением, сколько мотивами, которые лежать в его основе. Качеством личности считается единство устойчивого мотива и устойчивой формы поведения. Из этого вытекает, что совершенно одинаковые формы поведения, могут быть проявлениями совершенно разных качеств, в зависимости от мотива, побуждающего человека к такому поведению. Например, вежливое обращение или прилежание из страха совсем не равно прилежанию из интереса, чувства долга, или стремления получить хорошую отметку или похвалу. Здесь будут проявляться совсем разные качества личности. Трусость или тщеславие, корыстолюбие или чувство долга. И, наоборот, одинаковые потребности и мотивы могут по-разному проявляться в поведении.

Внешний контроль за своим поведением должен перейти во внутренний. Каковы условия этого перехода? Однозначного ответа на этот вопрос нет. Но если в человеке не развита сила слова, то вырабатывается нравственный формализм. Слово теряет силу. Сила слова есть сила примера. Образец поведения или способ жизни взрослого есть один из лучших способов воспитания.

 

5. Деятельность, как главный фактор формирования личности. Роль ведущей деятельности в формировании личности. Возникновение социально-ценных мотивов в направленности личности.

Раскрытие психологических механизмов воспитания невозможно без понимания источников и условий развития ребенка, становления его личности. Определяющее условие существования развития человека как существа социального, реализация человеческих потребностей, т. е. условие развития человека как личности – та многоплановая деятельность или совокупность разного вида деятельностей, в которые включен человек. Развитие, усложнение деятельности определяют развитие психики ребенка.

Развитие деятельности человека приводит к появлению различных ее видов и форм, которые объединяются, соподчиняются. При этом происходит иерархия побудителей деятельности – мотивов, благодаря которым осуществляются разные типы деятельности.

Своеобразие любой деятельности состоит в том, что результаты составляющих ее действий при некоторых условиях оказываются более значительными, чем их мотивы.

Ведущая деятельность характеризуется определенными признаками. В форме этой деятельности возникают и внутри нее дифференцируются новые виды деятельности; в ведущей деятельности формируются или перестраиваются частные психические процессы; от этой деятельности зависят основные психологические изменения каждого периода развития ребенка.

Развитие ведущей деятельности обусловливает главнейшие изменения в психических процессах и психологических особенностях личности ребенка на данной стадии его развития. Поэтому специальная организация ведущего типа деятельности выступает как основное условие, благодаря которому можно целенаправленно влиять на личность ребенка, на формирование у него в процессе этой деятельности требуемой иерархии потребностей, мотивов и целей.

В процессе жизни какие-то мотивы приобретают первенствующее значение, другие отходят на второй план. По мере развития личности какие-то мотивы начинают доминировать, подчиняя себе действия всех остальных. У одних людей доминирующие мотивы имеют относительно устойчивый характер; у других они легко меняются в процессе жизни. Иерархические структуры мотивов у ребенка складываются очень рано. Направленность личности является показателем наличия устойчивости иерархической структуры мотивов. Направленность - это стержень личности, основа характера.

Социально-ценные мотивы это мотивы общественной направленности. О том, как формируется общественная направленность, можно судить по поведению ребенка, начиная с младшего школьного возраста: умеет ли он подчинять личные интересы общественным или согласовывать их. Воспитание общественной направленности сопряжено с формированием уважения к людям; умения проявлять заботу о них, в первую очередь о родителях и других членах семьи; умения трудиться сообща не только в семье, но со сверстниками; считаться с мнением других людей и общественным мнением классного коллектива.

 

6. Социальная ситуация развития возраста и её учёт в формировании личности

Среди многообразных отношений ребенка, образующих социальную ситуацию развития, Выготский разделял «ближайшие и далекие» отношения с обществом. Позднее первые получили свое содержательное раскрытие в исследованиях генезиса форм общения ребенка (М.И.Лисина и др.), а вторые - в исследованиях ролевых отношений, обусловленных объективным положением (местом) ребенка данного возраста в системе общественных отношений (А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин и др.).

Социальная ситуация развития определяет весь образ жизни ребенка, его социальное бытие, особенности его сознания. Выступая как отношения между ребенком и его социальным окружением, социальная ситуация развития предполагает активность самого ребенка в построении этих отношений. Субъективным аспектом социальной ситуации развития является понятие «переживания» - как субъективного отражения ребенком своего объективного места в системе социальных отношений.

Социальная ситуация развития ставит перед ребенком на каждом возрастном этапе основную задачу развития, решение которой и определяет динамику психического развития в данном возрасте. Достижения психического развития ребенка постепенно приходят в противоречие со старой социальной ситуацией развития, что приводит к слому прежних и построению новых отношений с социальной средой, и, следовательно, к новой социальной ситуации развития. Вновь возникшее противоречие между новыми, более высокими социальными ожиданиями и требованиями к ребенку и его возможностями, разрешается путем опережающего развития соответствующих психологических способностей. Скачкообразное изменение социальной ситуации развития выступает одним из существенных компонентов возрастных кризисов развития.

Наряду с объективным местом ребенка в системе социальных отношений (социальной позицией) при анализе социальной ситуации развития необходимо учитывать ее субъективный аспект - внутреннюю позицию ребенка. Под внутренней позицией Л.И.Божович понимала систему внутренних факторов, преломляющую и опосредствующую воздействия среды. Фактического изменения социальной позиции ребенка недостаточно для изменения направленности и содержания развития, необходимо, чтобы эта новая позиция была принята и осмыслена самим ребенком. Структура социальной ситуации развития, таким образом, включает объективный аспект - место ребенка в системе социальных отношений, и субъективный аспект - внутреннюю позицию ребенка. Внутренняя позиция ребенка реализуется через принятие ведущей деятельности, реализующей задачи развития и обеспечивающей формирование основных психологических новообразований возраста.

Кроме того, социальная ситуация развития не может быть адекватно понята без учета таких сфер взаимоотношений ребенка с окружающей средой как семья, детский сад, школа, детские сообщества, неформальные молодежные организации и т.п., которые выступают в роли социальных контекстов развития ребенка. Микросоциальная ситуация развития, определяемая особенностями семейного воспитания, составом семьи и позицией ребенка в ней, типом образовательного учреждения, стали предметом анализа в работах отечественных исследователей.

 

 

7. Роль семьи и детского коллектива в развитии личности.

Отличительная особенность детского коллектива – направленность целей, предусмотренных взрослыми при объединении детей, при построении их отношений. Детский коллектив, объединяя растущих людей, составляет в этом плане условие и инструмент осуществления воспитательной функции. В организации детского коллектива особенно важно соотношение потребности самих детей в общении и задач, поставленных взрослыми. Активно включая детей в решение общественно значимых задач, коллектив обеспечивает развертывание многообразных форм общения, которые раскрывают широкие возможности для развития личности. Одна из важнейших воспитательных задач общества – подготовка подрастающего поколения как производительной силы будущего, и именно детский коллектив позволяет формировать у детей как основные виды общения, так и готовность к общественному труду.

 

Социально-психологическое своеобразие детского коллектива состоит в том, что это организуемое взрослыми объединение детей позволяет моделировать в нем отношения, присущие данному типу общества. Естественно поэтому, что практика взаимоотношения детей внутри коллектива имеет решающее значение для формирования их личности.

 

В обществе детский коллектив представляет собой особую социальную среду и условия, в которых не только формируются, но и развертываются, качественно изменяются все отношения ребенка.

 

Направления психологии Определение личности в данном направлении Представления о развитии личности в данном направлении Пути целенаправленного формирования личности в данном направлении
Деятельностный подход Личность рассматривается как совокупность социальных характеристик, которые человек приобретает в предметной деятельности. Основное место в личности занимают система мотивов и задач, которые ставит себе человек, свойства его характера и способности человека. Личность рассматривается в деятельности. Личность в качестве субъекта организует и структурирует свою жизнь, регулирует ее ход, выбирает и осуществляет избранное направление. В концепции субъекта жизни личность рассматривается как источник и движущая сила жизненной динамики.
Когнитивистский бихевиоризм Личность человека, с точки зрения бихевиоризма, есть не что иное, как совокупность поведенческих реакций, присущих данному человеку.    
Психоанализ Фрейд: личность, как совмещение сознания и бессознательного. Именно бессознательные психические процессы детерминируют мысли, чувства и поведение человека.    
Теория черт Личность - это то, что позволяет нам предсказать поведение человека в данной ситуации. Для того чтобы составить представление о личности человека нужно получить систематическое описание его личностных черт. Т.е. необходимо получить картину индивидуальных различий. Касаясь вопроса о степени влияния черт личности на поведение, Кеттел высказал мнение, что одна черта сильнее другой в том случае. Исследование личности необходимо проводить на базе исследования его черт.
Феноменологический подход   Исследование личности как системы отношений: личности различаются по преобладанию в них внешних и внутренних источников развития. Личность сама себя контролирует, ее поведение детерминировано способностью выбора, как думать и как поступать. Эти выборы продиктованы уникальным восприятием мира.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...