Столпотворение вавилонское
Стр 1 из 2Следующая ⇒ УРОК 1-й Церковь - семья
Преподаватель ласково и внимательно встречает каждого ребенка, приходящего на первый урок, запоминает имена, называет себя, рассаживает детей, знакомится с каждым. Урок необходимо проиллюстрировать схематическими рисунками мелом на доске.
Милые дети, сегодня мы собрались на первый урок. Нас всего мальчиков и девочек, каждый из нас совсем особенный и немножко отличается от других. У каждого из нас есть СЕМЬЯ. Давайте поговорим об этом.
Вот — мальчик и девочка.
Скажите, кто еще есть в семье каждого из нас? — Папа, мама...
Бывают семьи, где только один мальчик или девочка, а бывают такие, где есть еще брат или сестра, иногда один, иногда несколько.
Вот папа, мама и дети — это и есть семья. А в семье бывают еще бабушка и дедушка. А кто еще бывает в семье? (Преподаватель иллюстрирует на доске получаемые ответы — дядя, тетя, двоюродные братья и сестры, может быть, даже прабабушка или прадедушка.)
У некоторых детей большая семья, у некоторых — маленькая, на свете живут и такие дети, которые потеряли всю свою семью. Но есть у нас и другая семья, и о ней я буду рассказывать на уроках. Очень, очень большая семья, которая одна для нас всех. Это — Божья семья, Церковь. Бог — Отец всех людей, а Матерь Божия — нам всем мать, и все святые — нам родственники, и мы все друг другу братья и сестры.
Тема детских занятий. Попросите детей нарисовать что-нибудь такое, что их семья делает вместе.
УРОК 2-й Крест У каждого из нас есть любимые вещи. Они могут быть очень разные: игрушка, книга или любимое платье. Кто-нибудь из вас может сказать, какая у него
любимая вещь? Очень часто любимую, дорогую нам вещь хочется отметить — поставить на нее какой-нибудь знак или свою букву. В прошлый раз мы говорили с вами о нашей Божьей семье, Церкви. И в Церкви есть такой знак, который показывает, что эта вещь, этот предмет, этот человек принадлежит Богу, что они святые, Божьи. Кто знает, что это за знак? Это- КРЕСТ.
Если ты видишь на доме крест, ты знаешь, что это дом Божий, церковь, храм. (Расспросите детей, какие они видели храмы?) Крест на книге говорит нам, что эта книга о Боге. (Покажите детям Евангелие или Молитвенник с крестом на обложке.) Все люди, члены Божьей Семьи, Церкви, тоже хотят показать, что они Божьи и поэтому носят крестик. (Покажите детям свой нательный крест.) Нательный крест нужно носить всегда, потому что крест защищает нас от всего злого. Берегите его, не снимайте крестик даже тогда, когда вас купают или во время сна. Иногда родители боятся, что дети потеряют свой нательный крестик и не дают его носить. (Попросите детей показать нательный крестик.) Когда мы хотим выразить свою веру в Бога, показать, что мы Божьи, то изображаемна себе правою рукою знаккреста, или крестимся. Крестное знамение дает нам великую силуотгонять и побеждать зло и творитьдобро. (Покажите детям, как надо креститься. Это придется сделать несколько раз, следя за тем, как они складывают пальцы, как кладут сложенную руку на лоб, на живот, на правое плечо и на левое.) Позже, на других уроках вы узнаете, что означает крест, почему крест означает, что мы хотим быть Божьими детьми. Тема детских занятий. Попросите детей нарисовать крест, простой и восьмиугольный. УРОК 3-й О Боге Данный урок очень важен для формирования мировоззрения православного ребенка. Он большой по объему, и преподаватель может разбить урок на несколько занятий, по мере усвоения материала.
На прошлом занятии мы говорили о Божьей семье, о Церкви, о том, что крест — это знак Бога... А что же мы знаем о Боге?
Бога никто никогда не видел. Как же мы говорим, что верим в Бога, что все от Бога, что Бог любит нас и мы любим Бога? Как это ни странно, но очень многого, столь важного для нас, мы не можем ни увидеть, ни коснуться. Когда вы очень, очень рады и вам хорошо, вы свою радость только чувствуете и не можете до нее дотронуться. Когда вас кто-нибудь любит — мама, папа или бабушка, вы не видите саму любовь, хотя вам очень, очень хорошо от этой любви. И когда вам грустно, вы тоже не видите и не касаетесь грусти. Как, например, мы не видим воздуха, но знаем, что движение воздуха (ветер) может иметь большую силу или малую, мы чувствуем и знаем, что воздухом мы дышим и без него не можем жить. Бога никто никогда не видел. И сами мы ничего не могли бы узнать о Нем, если бы Сам Бог не открыл нам о Себе. Существует очень старинная, древняя книга, в которой много тысяч лет тому назад люди, которых называли пророками, записывали все, что Бог открывал им. Как вы уже догадались, сам Бог говорил с ними. Книга эта — Библия, или Священное Писание. В первой главе Библии рассказано о том, что весь мир: небо, землю, моря, все живое и, наконец, людей, то есть нас самих, — сотворил и создал Бог. Писали Библию люди, которые жили очень, очень давно. Вот что написано в первых строчках Священного Писания.
В НАЧАЛЕ СОТВОРИЛ БОГ НЕБО И ЗЕМЛЮ. ЗЕМЛЯ ЖЕ БЫЛА БЕЗВИДНА И ПУСТА, И ТЬМА НАД БЕЗДНОЮ, И ДУХ БОЖИЙ НОСИЛСЯ НАД ВОДОЮ.
Более простыми и понятными словами можно сказать так:
СНАЧАЛА НЕ БЫЛО НИЧЕГО... ТЕМНОТА НАД ПУСТОТОЙ, И ТОЛЬКО ДУХ БОЖИЙ НОСИЛСЯ НАД ВСЕМ...
И далее в Писании:
И СКАЗАЛ БОГ: ДА БУДЕТ СВЕТ. И СТАЛ СВЕТ.
Вообразите себе, что ничего нет. Закройте глаза, заткните уши: ничего нет... И вдруг — СВЕТ. Откройте глаза. Мы видим все, что окружает нас.
"И увидил Бог свет, что он хорош, и отделил Бог свет от тьмы. И назвал Бог свет днем, а тьму ночью. И был вечер, и было утро". Это и был первый день мира.
(Попробуйте объяснить детям значение слова "день" как период времени, который не равен обыкновенному дню в 24 часа.)
Во второй день мира Бог создал твердь — то необъятное пространство, которое простирается над нами и окружает землю, то есть видимое нами небо.
"И сказал Бог: да будет твердь посреди воды, и да отделяет она воду от воды. И создал Бог твердь, и отделил воду, которая под твердью, от воды, которая над твердью. И стало так. И назвал Бог твердь небом". В третий день мира Бог собрал воду, которая под небом, в одно место, и явилась суша. И назвал Бог сушу землею, а собрание вод морями. И повелел земле произрастить зелень, траву и деревья. И покрылась земля травою и всевозможными растениями, и деревьями разных пород. В четвертый день мира, по повелению Божию, засияли над нашей землей светила небесные: солнце, луна и звезды. С тех пор и стали определяться промежутки времени — наши теперешние дни, месяцы, и годы. В пятый день мира, по слову Божию, вода произвела душу живую, то есть появились в воде слизняки, насекомые, пресмыкающиеся и рыбы, а над землею, по тверди небесной, полетели птицы. В шестой день мира, по слову Божию, земля произвела душу живую, и появились на земле животные. И, когда весь мир уже был готов, Бог создал человека — мужчину и женщину, по образу и подобию Своему, и поручил имзаботиться о всей земле. И совершил Бог к седьмому дню дела Свои, которые делал. И благословил Бог седьмой день, и освятил его, и назвал его субботой, то есть покоем. Бог заповедовал покоиться в седьмой день от дел своих и посвятить его на служение Богу и ближним; сделал день седьмой праздником. Как это ни удивительно, все, что открывают теперь ученые о начале (происхождении) нашего мира и жизни на Земле, — очень близко к короткому и простому рассказу о сотворении Богом мира, записанному в Библии много тысяч лет тому назад. Тема детских занятий. Предложить детям сделать иллюстрации на тему: БОЖИЙ МИР — все, что они сами придумают. (Попробуйте объяснить детям значение слова записанный, записывать, то есть писать за кем-то, писать по внушению Божию, через Бога.) УРОК 4-й Потоп. столпотворение вавилонское
Можно урок провести в два занятия.
В прошлый раз мы говорили о том, что Бог сделал, то есть сотворил, весь наш чудесный мир и все, что живет в нем. И все в мире было хорошо-хорошо. Откуда же взялось в Божием мире зло? Древняя книга, Библия, о которой мы уже говорили, начинается такими словами:
"В НАЧАЛЕ СОТВОРИЛ БОГ НЕБО И ЗЕМЛЮ".
Бог из ничего сотворил НЕБО прежде, чем весь видимый мир и человека. Слово "НЕБО" значит здесь небесный, духовный, невидимый мир, но при этом настоящий, невыдуманный. Этот духовный, невидимый нами мир называется ангельским, так как НЕБО — то место, где живут АНГЕЛЫ, невидимые духи, которые служат Богу и исполняют Его поручения. Небо их дом. Слово АНГЕЛ значит "посланец" или "вестник". На иконах ангелов изображают с крыльями в знак того, что они быстро исполняют волю Божию, летают.
И вот один из ангелов, самых светлых и сильных, Денница, возгордился и захотел стать, как Бог. Этот ангел перестал слушаться Бога, любить его. Некоторые ангелы поверили ему, послушались его, и в небесном мире началась страшная война между добрыми и злыми ангелами. Злые ангелы были побеждены и изгнаны с небес. Добрые ангелы служат Богу, охраняют нас, помогают нам совершать добро. Злые ангелы лишились света и блаженства (радости), сделались злыми, темными духами. Все эти темные, злые духи называются теперь бесами, демонами и дьяволами. Самый же главный дьявол, бывший самым светлым ангелом, называется сатаною, то есть противником (врагом) Бога. Слово "дьявол" значит "клеветник".
Когда Бог сотворил первых людей, Адама и Еву, он поселил их в чудесном саду — раю, в котором произрастали всевозможные деревья с прекрасными плодами, множество цветов и жили только добрые и ласковые звери. В раю Адаму и Еве было очень, очень хорошо. Бог сказал Адаму и Еве, что они могут есть плоды со всех деревьев, кроме одного. Но дьявол позавидовал, что Адаму и Еве так хорошо и что они столь послушны Богу, и решил хитростью уговорить Еву съесть запрещенный плод. При этом он обернулся змеем и спрятался в ветвях запретного дерева, а когда Ева проходила мимо, он обманул ее, сказав, что, если она и Адам съедят плод с этого дерева, то станут сами, как Бог. Ева поверила дьяволу, съела плод и дала Адаму, и он ел... И сразу все стало плохо вокруг, Еве и Адаму пришлось уйти из чудесного сада, в новом для них мире их ожидала тяжелая работа и болезни... А сын Адама и Евы убил своего брата, потому что позавидовал ему. Людей на свете становилось все больше и больше, и почти все они были злые и плохие. Оставался только один хороший и добрый человек по имени Ной и его семья: жена, три взрослых сына и их жены. Бог явился Ною и сказал, что будет большой потоп, наводнение, все на свете окажется под водой, погибнет.
Но он, Ной, должен построить большой корабль и взять на него всю свою семью, всяких животных и небесных птиц: по 7 пар чистых и по 2 пары нечистых. Ной послушал бога, построил с сыновьями большой корабль-ковчег, хотя над ним все смеялись, что он строит корабль на суше. И вот пошел сильный, сильный дождь, он не прекращался 40 дней и ночей, и вся земля оказалась под водой… А по воде плыл Ковчег, в котором были спасены от потопа праведный Ной, его семья и всякие животные и птицы, чтобы снова могла начаться жизнь на земле. В память об этом событии, описанном в Библии, храмы часто строятся в виде ковчега или корабля, потому что Церковь – это тот корабль, который ведет нас по морю жизни к тихой пристани в Царстве Небесном.
На всей земле был один язык и одно наречие. Люди – потомки Ноя долгое время жили вместе в одной стране. Ног злые дела между людьми увеличились, и понимали они, что должны рассеяться (разойтись) по земле. Тогда задумали они построить город и в нем башню, высотою до небес. И задумали это потомки Хама, одного из сыновей Ноя, чтобы прославиться и не подчиняться потомкам Сима и Иафета (двум другим сыновьям Ноя). Но эта гордая затея была неугодна Богу. Чтобы зло окончательно не погубило их, Господь смешал язык строителей. Они начали говорить на разных языках и перестали понимать друг друга. Так Господь рассеял людей по всей земле, и они бросили строить башню. Недостроенный город прозван был Вавилоном, что значит “смешение”. Люди расселились по всей земле и постепенно забыли свое родство. Образовались отдельные народы, или нации, со своими обычаями и языком.
УРОК 5-й КАК БОГ СПАС Младенца моисея
В прошлый раз мы говорили о том, что в мире, кроме хорошего, есть много плохого, опасного, злого. Сегодня я расскажу вам о том, как Бог помогает и спасает людей. В Библии, Священном Писании, о котором мы уже не раз говорили, много написано о стране Израиль, о еврейском народе, потомках Сима (сына Ноя). К тому времени в нем одном сохранилась истинная вера в Бога. Однажды этот народ попал в беду, под власть сильного царства египетского, цари которого назывались фараонами. Один фараон был особенно жестокий. Он посылал израильтян на самые тяжелые работы, но этого ему показалось мало, тогда он приказал убивать всех новорожденных израильских мальчиков. У одной израильской матери родился младенец-мальчик. Она долго прятала его от египтян, но когда дольше нельзя было скрывать младенца, она сделала корзиночку, вымазала ее смолой, положила в нее мальчика и спрятала в камышах на берегу реки. Мать ушла, а старшая ее дочка осталась сторожить братика. Как раз в это время пришла на берег царевна, дочь фараона, со своими слугами. Там она увидела корзинку и в ней плачущее дитя и приказала служанке принести корзинку. Ей стало жалко младенца и она сказала: "Это один из еврейских детей". Сестра мальчика все это видела, подбежала к дочери фараона и спросила ее: "Хочешь я позову израильскую мать, чтобы она воспитала для тебя это дитя?" Дочь фараона согласилась. Тогда девочка привела свою мать, и ей отдали ее младенца на воспитание. А когда мальчик подрос, мать привела мальчика к дочери фараона. Царевна взяла его к себе во дворец, стала заботиться о нем, как о сыне, и назвала его МОИСЕЙ, что значило "вынутый из воды".
Вот этот человек — Моисей — спас потом свой народ, вывел его из Египта и научил всех людей, как надо верить в Бога. Тема детских занятий. Предложите детям сделать иллюстрации к рассказу. Если класс небольшой, можно предложить детям разыграть рассказ в лицах.
УРОК 6-й КАК БОГ ДАЛ ЛЮДЯМ ЗАКОН
Кто помнит, что было рассказано на прошлом уроке? Попросить детей вспомнить рассказ о спасении младенца Моисея.
Когда Моисей стал взрослым, он ушел из дворца фараона и поселился с израильтянами. Он помогал им в работе и защищал их от египтян. Фараон узнал об этом и задумал убить Моисея. Моисей же убежал из Египта в другую страну — Аравию и там пас овец. Однажды он провел стадо далеко в пустыню. Там ему явился Господь Бог в пламенном огне колк чего куста. Куст горел, но не сгорал. Из середины куста Моисей /слышал голос Бога. Господь сказал ему, что Он хочет спасти народ свой и Моисей должен вывести израильтян из Египта. Моисею было страшно идти к ф фаону и требовать, чтобы он отпустил его народ, но Бог обещал помогать ему. Фараон долго не желал слушать Моисея, но, когда на Египет одна за другой напали страшные беды, он отпустил израильтян, и Моисей вывел их из Египта. Много дней бродили они по пустыне, пока не дошли до обещанной им Богом страны. Трудно им было идти, и много опасностей пережили они. Иногда у них не хватало воды, иногда они болели, иногда не было еды... Обо всем этом вы узнаете, когда будете читать ту часть Библии, которая называется Ветхий Завет. Сейчас я вам расскажу только о самом главном для нас всех из истории этого странствия. Однажды израильтяне дошли до большой горы, которая называется Синай. Около горы они поставили свои палатки. Моисей взошел на гору, и там Господь говорил с ним. На утро третьего дня густое облако покрыло вершину горы Синай, гремел гром, сверкали молнии и раздавался сильный шум. Весь народ дрожал от страха. От горы поднимался дым, и она сильно колебалась. И сказал Господь Свой закон в десяти заповедях. И Моисей услышал от Бога заповеди и законы о том, как должны жить люди. Бог дал Моисею 10 главных законов — заповедей. Вот какие это были законы:
1. Аз есмь Господь Бог твой: да не будут тебе бози инии, разве Мене. 2. Не сотвори себе кумира и всякаго подобия, елика на небеси горе, и елика на земли низу, и елика в водах под землею: да не поклонишися им, ни послужиши им. 3. Не приемли имене Господа Бога твоего всуе. 4. Помни день субботный, еже святити его: шесть дней делай, и сотвориши в них вся дела твоя, в день же седьмый — суббота Господу Богу твоему. 5. Чти отца твоего и матерь твою, да благо ти будет и да долголетен будеши на земли. 6. Не убий. 7. Не прелюбы сотвори. 8. Не укради. 9. Не послушествуй на друга твоего свидетельства ложна. 10. Не пожелай жены искренняго твоего, не пожелай дому ближняго твоего, ни села его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всякого скота его, ни всего, елика суть ближняго твоего.
Более простыми и понятными словами можно сказать так:
1. Я ГОСПОДЬ БОГ ТВОЙ; ДА НЕ БУДЕТ У ТЕБЯ ДРУГИХ БОГОВ, КРОМЕ МЕНЯ. 2. НЕ ДЕЛАЙ СЕБЕ НИКАКИХ ИДОЛОВ. (ОЧЕНЬ ДАВНО, В ДРЕВНИЕ ВРЕМЕН ЛЮДИ ДЕЛАЛИ СТАТУИ ИЛИ КУКЛЫ, И ПОКЛОНЯЛИСЬ ИМ КАК БОГАМ. ИНАЧЕ ТАКИЕ СТАТУИ НАЗЫВАЛИСЬ ИДОЛАМИ.) 3. НЕ ПРОИЗНОСИ ИМЕНИ ГОСПОДА БОГА ТВОЕГО НАПРАСНО. СВЯТО ИМЯ БОЖИЕ, ПОЧИТАЙ (УВАЖАЙ) ЕГО. 4. ПОМНИ ПРАЗДНИЧНЫЙ ДЕНЬ КАЖДОЙ НЕДЕЛИ И ПРОВОДИ ЕГО СВЯТО. 5. УВАЖАЙ ОТЦА ТВОЕГО И МАТЬ ТВОЮ. 6. НЕ УБИВАЙ. 7. БУДЬ ЧИСТЫМ В МЫСЛЯХ И ЖЕЛАНИЯХ, БУДЬ ВЕРНЫМ С ЛЮДЬМИ. 8. НЕ КРАДИ. 9. НЕ ГОВОРИ НЕПРАВДЫ НА ДРУГИХ. 10. НЕ ЗАВИДУЙ ДРУГИМ.
Заповеди, или повеления, которые Бог дал своему народу, точно указывают, что должен делать человек и чего избегать, если хочет любить Бога и ближних. Так люди узнали, что верить в Бога — это не только знать, что есть Бог, но и стараться быть такими, как Бог хочет: добрыми, верными, любящими, честными. Эти правила, заповеди, были получены Моисеем от Бога на двух каменных досках, скрижалях, и они так и называются ДЕСЯТЬ ЗАПОВЕДЕЙ. Тема детских занятий. В беседе с детьми придумайте совместно рассказ о том, что заповеди значат в нашей жизни. Начните рассказ про мальчика или девочку, которые, например, видят, как кто-то потерял кошелек или другую вещь. Дайте кому-нибудь из детей продолжить рассказ, далее следующему… Из детских рассказов будет ясно, насколько они поняли смысл заповедей.
УРОК 7-й Первый ХРАМ
Для этого урока желательно иметь иллюстрацию, изображающую Ветхозаветную скинию, или, если нет иллюстрации, мелом нарисовать план скинии.
Кто помнит, о чем мы говорили на прошлом уроке? Дать детям вспомнить основные моменты предыдущего урока: то, как Бог дал людям ДЕСЯТЬ ЗАПОВЕДЕЙ.
Как вы помните, милые дети, израильтяне остановились у горы Синай, где они через пророка Моисея получили 10 заповедей, которые мы все должны стараться исполнять.
Произошло еще одно очень важное событие, пока израильтяне путешествовали по пустыне. Впервые люди устроили церковь, храм, чтобы в нем собираться и молиться Богу. А произошло это так. На горе Синай Бог сказал Моисею: — Построй Мне храм, Я хочу быть среди вас! И Моисей велел искусным мастерам построить СКИНИЮ, церковь, в виде палатки, устроенную из дорогих тканей, привешенных к столбам. Израильтяне все время переходили с одного места на другое, и им нужно было разбирать скинию и переносить на новое место.
В скинии был ДВОР, где стоял народ, там находились жертвенник, на котором приносили жертвы, и медная умывальница. Второе отделение называлось СВЯТИЛИЩЕ, куда входили толькосвященники. Там стоял алтарь кадильный — стол, на которомсвященники зажигали огонь, от которого шел душистый дым. Ав третье отделение — СВЯТОЕ СВЯТЫХ мог войти только первосвященник(старший священник) один раз в год. В нем хранилсяковчег завета — обложенный золотом ящик, в котором лежаликаменные скрижали с 10-ю заповедями, чаша с манною (маннабыла пищей, которую Бог послал израильтянам, когда они шлипо пустыне) и жезл Ааронов.
Так первый раз люди устроили ХРАМ, в котором они молились Богу. Скиния явила собой прообраз Церкви Христовой, о которой у нас пойдет рассказ на следующем уроке.
Тема детских занятий. Попросите детей нарисовать кадильницу с дымом.
УРОК 8-й НАШ ХРАМ
В прошлый раз мы говорили о том, как люди в первый раз построили скинию. Вспомните с детьми рассказанное.
История Ветхого Завета сменилась Новым Заветом. И верующие во Христа строят храмы и собираются в них, чтобы молиться Богу. Храм — это особый дом, в котором мы собираемся как Божия семья, чтобы молиться Богу. Кто из вас бывал в храме, ходил в церковь? Как можно догадаться, что перед нами не просто дом, в котором живут люди, а храм, церковь, Божий дом? (Помогите детям вспомнить внешний вид храма или храмов, которые они знают.)
Снаружи храм отличается от обыкновенного здания тем, что над храмом возвышается купол, изображающий небо. Купол заканчивается вверху главою, на которой ставится крест. Над входом в храм строится колокольня, то есть башня, на которой висят колокола. Колокольный звон созывает людей, которые любят Бога, на молитву. Здания храмов бывают особенной формы — или креста, потому что верующие во Христа получили спасение через Крест Христов, или в форме корабля, потому что церковь подобна кораблю, на котором можно переплыть все море жизни, — так люди плыли на ковчеге, о котором вы знаете. Иногда бывают храмы в форме круга, напоминающие нам, что жизни с Богом нет конца. Внутри православный храм разделяется на части: 1) притвор, 2) храм, где стоят молящиеся и 3) алтарь (передняя часть),где служат священники. Алтарь отделяется от храмаиконостасом, состоящим из нескольких рядов икон и имеющимтрое врат; средние врата называются царскими, потому что черезних Сам Господь Иисус Христос, Царь славы, проходит в святыхдарах (об этом мы будем говорить на следующих уроках).Поэтому через царские врата никому не разрешается проходить,кроме священнослужителей. Тема детских занятий. Сделайте вместе с детьми плакат из открыток с рисунками православных церквей.
УРОК 9-й ЧТО МЫ ВИДИМ В ХРАМЕ?
В прошлый раз мы говорили о том, как выглядит православный храм, каковы его отличительные особенности. Давайте вспомним сегодня, что мы видим, когда входим в православный храм? (Желательно записывать те предметы, которые дети называют.)
ИКОНЫ. В церкви много-много икон, образов (картин), на которых изображены Иисус Христос, Божия Матерь, ангелы, святые. Сам Спаситель, Иисус Христос дал нам Свое изображение. Умывшись, Он отер пречистый лик Свой полотенцем и чудесно изобразил его на этом полотенце для больного КНЯЗЯ Авгаря. Когда князь помолился перед этим нерукотворным изображением (образом) Спасителя, то исцелился от болезни своей. А кто такие святые? Святые — это такие люди, которые очень любили Бога и угодили Богу своею праведною жизнью. Можно сказать, что святые — это друзья Господа Бога. Они молятся о нас Богу, помогая нам, живущим на земле. А самая великая святая, самая близкая Богу?.. Ну, конечно, Мать Господа Иисуса Христа — Матерь Божия. И в церкви мы всегда видим особенно много икон Божией Матери. Ради Ее материнской любви и Ее молитв, Бог много нам прощает и во многом помогает.
Иногда на иконах изображают какое-нибудь событие — как родился Иисус Христос, как Он помогал разным людям.
(Если большинству детей знаком один определенный храм, хорошо рассказать детям про храмовую икону, на которой изображен святой или событие, в честь которого построен этот храм.)
СВЕЧИ. Мы видим в храме много горящих свечей. Перед иконами стоят подсвечники с горящими свечами. Приходя в церковь, у входа, люди покупают свечи и потом ставят их зажженными перед иконой. Почему они это делают? Огонек свечи тянется вверх, и горящая свеча перед иконой — наша молитва, которая тянется к Богу. Каждая зажженная свеча — это молитва какого-нибудь человека. Когда в храме открыты царские врата, мы видим алтарь.
АЛТАРЬ — самое святое место в храме, и входить туда могут священники и их помощники, когда они служат. В алтаре находится ПРЕСТОЛ. Это стол, на котором лежит большая, красиво украшенная книга — ЕВАНГЕЛИЕ, КРЕСТ и особенный, обыкновенно в форме маленькой церкви, ящичек или шкафчик — ДАРОХРАНИТЕЛЬНИЦА, в которой хранится причастие для больных, которые не могут прийти в церковь. На престоле находится АНТИМИНС, то есть шелковый платок со священным изображением Иисуса Христа, полагаемого во гроб, и обязательно с зашитой на другой его стороне частицею мощей какого-либо святого. Без антиминса нельзя совершать Божественной Литургии.
Что еще мы видим в храме? Тема детских занятий. Запишите на доске наиболее существенные предметы церковной утвари, которые дети будут вспоминать, и простыми словами объясните их значение. Детям можно дать прилагаемую картинку для вырезания и наклеивания.
УРОК 10-й церковные молитвы
В прошлый раз мы говорили о том, что мы видим в храме: иконы, горящие свечи, алтарь, престол в алтаре и то, что лежит на престоле. А что мы делаем в церкви? Мы молимся Богу. А что такое молитва? МОЛИТВА есть наша беседа, наш разговор с Богом. Молитва — это, когда мы думаем о Боге, когда мы любим Бога. В молитве мы становимся ближе к Богу, благодарим Его и просим помочь нам. А без молитвы человек перестает любить Бога, забывает о нем, то есть совершает грех. В церкви мы слышим слова, которыми можно молиться: СЛАВА ТЕБЕ, ГОСПОДИ, СЛАВА ТЕБЕ. Это значит, что мы хвалим, "славим" Бога. ТЕБЕ ПОЕМ, ТЕБЕ БЛАГОСЛОВИМ, ТЕБЕ БЛАГОДАРИМ ГОСПОДИ, И МОЛИМ ТИ СЯ БОЖЕ НАШ. Когда мы слышим, как поют эту молитву, мы можем подумать обо всем, за что мы можем благодарить Бога и славить Его. ГОСПОДИ, ПОМИЛУЙ... Это значит, что мы просим Бога помочь нам, защитить нас. И, наконец, мы слышим, как поют ПОДАЙ, ГОСПОДИ. Это значит "Дай нам, Господи, все, что нам нужно". Кто-нибудь из вас помнит слова, которые говорит батюшка или поет хор? Не надо смущаться, если дети вспомнят слова или искаженные, или не имеющие отношения к богослужению. Цель беседы — обратить внимание детей на те слова богослужения, смысл которых им ясен.
Тема детских занятий. Попросите детей приготовить карточки с прос тейшими церковными молитвами: "Господи, помилуй", "Подай, Господи'', "Аминь" и т.п.
УРОК 11-й ГОСПОДЬ ИИСУС ХРИСТОС
Этот урок хорошо провести перед Рождеством Христовым. По усмотрению преподавателя можно провести урок в два занятия.
Мы уже много раз говорили о том, что мы видим в церкви и слышим там. Мы знаем и видели, что на главном месте в церкви — икона Господа Иисуса Христа. Вот о Нем мы и будем говорить сегодня. Вы уже слышали рассказ о том, как Бог сотворил мир, как Он сотворил первого человека, Адама, чтобы ему счастливо жить в этом чудном прекрасном мире. Но Адам не послушался Бога — согрешил, и на земле началась трудная жизнь. Люди часто нарушали заповеди Бога, делали много плохого, и не мог Бог исправить их. Бог посылал и учителей, и пророков, и святых. Но так мало людей слушали их! Зло все больше и больше распространялось в мире. Сами люди, своими силами, уже не могли победить зло. Бог любил людей и хотел их исправить. Он послал на землю Сына Своего, Иисуса Христа, жить с нами, чтобы научить нас правильно веровать в Бога и спасти от власти греха и вечной смерти. Вот о том, как родился на земле Сын Божий Иисус Христос, я вам сегодня расскажу. Это было две тысячи лет тому назад.
Когда приблизилось время родиться Спасителю Мира, в галилейском городе Назарете жил Иоаким с женою своею Анною, известные не царским происхождением, а смирением и милосердием. Вся их жизнь была проникнута любовью к Богу и к людям. Они дожили до глубокой старости, а детей не имели. И вот за их терпение, веру и любовь к Богу и друг к другу Господь послал Иоакиму и Анне великую радость. Под конец их жизни у них родилась дочь. По указанию Ангела Божия ей было дано имя Мария, что значит по-еврейски "Госпожа, Надежда". Когда Марии исполнилось три года, Ее повели в храм иерусалимский для посвящения Богу. При храме Божием Мария жила до четырнадцати лет и выросла во всем покорной Богу, необычайно скромной и трудолюбивой. К этому времени родители Марии умерли, и о Ней стал заботиться дальний родственник, старый Иосиф, Ее обручник. И вот Бог послал Ангела Гавриила в Назарет к Марии. Ангел вошел к ней и сказал: "Радуйся Благодатная! Господь с Тобою, благословенна ты между женами". Мария смутилась от этих слов и размышляла, что бы они значили. Ангел сказал ей: "Не бойся, Мария. У Тебя родится Сын, и ты дашь Ему имя Иисус. Он будет велик, потому что Он Сын Божий". Мария в недоумении спросила Ангела: "Как же это будет, ведь у меня нет мужа?" Ангел ответил: "Богу все возможно". Мария со смирением отвечала: "Я раба Господня. Да будет все, что ты сказал". И Ангел отошел, а Мария стала ожидать рождения Сына. В то время вышло от римского императора Августа повеление сделать перепись по всей земле (сосчитать всех людей, которые жили в царстве), и каждый человек должен был записаться там, откуда он родом (где жили его предки). Иосиф и Мария происходили из рода Давидова, и потому направились из Назарета в город Давидов Вифлеем. Когда они пришли туда, поздно вечером, в гостинице не было места, и Иосиф с Марией остались ночевать в пещере, в загоне для скота. Был теплый и тихий вечер. Там родила Мария Сына своего, спеленала Его и положила в ясли, в кормушку для скота. Вифлеемские пастухи первые узнали о рождении Спасителя. В эту ночь, недалеко от пещеры, в поле, пастухи сторожили свои стада. Вдруг перед ними, в ярком свете, явился Ангел, и они очень испугались. Ангел сказал им: "Не бойтесь! Я принес вам великую радость: сегодня в Вифлееме родился Спаситель, который есть Христос Господь. Вам нетрудно будет найти Его. Он лежит в яслях, в загоне для скота, завернут в пеленах". Внезапно появилось на небе много-много других Ангелов. Они славили Бога и пели: "Слава в вышних Богу и на земле мир и в человеках благоволение". Когда Ангелы отошли от них на небо, пастухи сказали друг другу: "Пойдем в Вифлеем и посмотрим, что там случилось, о чем возвестил нам Господь". И, поспешив, они пришли и нашли Марию и Иосифа, и Младенца, лежащего в яслях. Они поклонились Ему и рассказали Марии и Иосифу все, что Ангел Божий им открыл о Младенце. Потом они вернулись к своим стадам, воспевая и хваля Бога за все, что видели и слышали. А через некоторое время после рождения Младенца Иисуса в Вифлеем пришли восточные мудрецы. Они долгое время изучали звезды на небе, и, когда вдруг появилась новая, совсем особенная звезда, они поняли, что произошло необыкновенное событие, описанное в древних книгах, и пошли искать Его, а звезда указывала им дорогу. Они нашли Марию с Младенцем, поклонились Ему падши, то есть не простым поклонением, но подобающим Богу, и принесли Ему богатые дары. А Мария сохранила глубоко в сердце своем все, что случилось. И с тех пор, вот уже почти две тысячи лет мы вспоминаем Рождество Христово, празднуем его и радуемся ему. В честь Рождества Христова люди стали устраивать рождественские елки, дарить друг другу подарки и, конечно, торжественно праздновать его в церкви.
Тема детских занятий. Можно сделать с детьми плакат на тему РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО (см. прилагаемую иллюстрацию).
УРОК 12-й сретение
Как вступление к уроку можно рассмотреть с детьми сделанный на предыдущем уроке плакат.
Мария и старец Иосиф очень заботились о Младенце Иисусе Христе. Когда Младенцу было 40 дней, они понесли Его в храм в городе Иерусалиме, чтобы поблагодарить Бога за Его рождение. В те времена люди приносили в церковь в знак благодарности жертву — дар Богу. Мария и Иосиф были бедны, и они смогли принести только очень скромный подарок — пару птичек-голубей. В то время в Иерусалиме жил очень хороший и очень старый человек. Его звали Симеон. Бог открыл ему, что он не умрет, пока не увидит Спасителя, Христа Господня. Симеон долго ждал исполнения обещания Божия. В день, когда Мария и Иосиф принесли Младенца Иисуса Христа, Симеон по внушению Духа Святого пришел в храм. И там он встретил (сретение значит встреча) Марию и Иосифа с Младенцем. Симеон взял младенца на руки, восхвалил Бога и сказал: "Теперь, Господи, я могу спокойно умереть, потому что я увидел Спасителя!". В Иерусалиме жила очень старая женщина Анна, которая все время проводила в молитве. Она тоже пришла в храм и узнала Спасителя, и прославляла Его. Так первые узнали Спасителя очень старые люди, и встретили они Его в храме, который они так любили и где проводили так много времени в молитве. И у нас в Церкви сохранился обычай приносить в храм младенца через некоторое время после того, как его крестили. Мать входит в церковь с младенцем на руках. Батюшка подходит к ней, берет на руки младенца, несет его к алтарю, молится над ним, чтобы он вырос хорошим и любил Бога, и потом отдает его матери.
Видел ли кто-нибудь из вас, как "воцерковляют младенца"? (Вызвать детей на рассказы об этом.)
Тема детских занятий. Можно дать детям раскрасить картинки Сретения и воцерковления. УРОК 13-й ПРАЗДНИК
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|