Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Особенности научного стиля речи

Ход выполнения курсовой работы

Исследование проводится в несколько этапов.

1) Анализ темы.

На данном этапе осмысливаются составляющие компоненты названия курсовой работы, выясняется, что необходимо изучить, найти, определить и т. д., осуществляется отбор лингвистических понятий, их разъяснение, толкова­ние, описание.

2) Изучение литературы по теме исследования.

В процессе отбора литературы составляется библиография в соответствии с существующими требованиями.

Предложенные в методических указаниях списки литературы, ориенти­рующие студента на конкретную область лингвистического исследования, сле­дует дополнить самостоятельно найденными научными источниками.

Главным источником материала на первых этапах написания курсовой работы являются учебники по определённым курсам. Следует использовать не­сколько учебников по одному и тому же курсу, поскольку это поможет увидеть разнообразие в трактовке вопросов.

Ещё одним научным источником являются монографии и лингвистиче­ские журналы и сборники. Основные языковедческие журналы: «Вопросы язы­кознания», «Научные доклады высшей школы. Филологические науки», «Вест­ник Московского университета. Серия 9. Филология»; научно-методические журналы «Русский язык в школе», «Русский язык за рубежом»; научно- популярный журнал «Русская речь».

В качестве источника научных статей допустимо пользоваться сетью Ин­тернет. При этом автор и название статьи включаются в список литературы, указывается полный URL страницы.

 

3) Сбор иллюстративного материала по проблеме исследования.

Исследование проводится на материале газет и журналов или произведе­ний художественной литературы. Сбор примеров, иллюстрирующих рассмат­риваемое в курсовой работе языковое явление, осуществляется с помощью кар­точек, в которых фиксируется пример и приводятся его полные выходные дан­ные (название газеты, год издания, месяц, №, с.).

В собранном материале должна быть отчётливо видна исследуемая еди­ница и её ближайший контекст в оригинальном тексте. Здесь же на карточке можно дать собственную оценку, привести словарное толкование, провести лексический анализ данной единицы. Удобнее делать это на обороте карточки.

Количество карточек может варьироваться от 25 до 40. Далее примеры систематизируются на основе выбранной классификации (по структуре, значению, функции и т. д.).

При сдаче курсовой работы собранные карточки прилагаются.

Пример оформления карточки:

Портить кровь

Кто попортил кровь российским лыжницам?

Скандал с нашими олимпийцами комментирует руководитель Россий­ского антидопингового центра В. Семёнов.

Комсомольская правда. 01.03.02.

Обратная сторона:

Фразеологизм использован в заголовке. Попортить кровь - разговорное. Семантическая трансформация фразеологизма.

4) Оформление результатов исследования.

По результатам проведенного исследования составляется план курсовой работы, в котором отражаются все стороны проведённой работы.

Особенности научного стиля речи

Курсовая работа является одним из жанров научного стиля речи. Следо­вательно, должны быть соблюдены все требования к стилю изложения.

Главным коммуникативным заданием общения в научной сфере является выражение научных понятий и умозаключений. Мышление в данной сфере дея­тельности носит обобщённый, абстрагированный (отвлечённый от частных, не­существенных признаков), логический характер. Этим обусловлены такие спе­цифические черты научного стиля, как отвлечённость, обобщённость, подчёрк­нутая логичность изложения.

Данные экстралингвистические признаки объединяют в систему все язы­ковые средства, формирующие научный стиль, и определяют вторичные, более частные, стилевые черты: смысловую точность (однозначность выражения мысли), информативную насыщенность, объективность изложения, безобраз­ность, скрытую эмоциональность.

Доминирующим фактором организации языковых средств в научном сти­ле является их обобщённо-отвлечённый характер на лексическом и граммати­ческом уровнях языковой системы. Обобщённость и отвлечённость придают научной речи единую функционально-стилистическую окраску.

Для научного стиля характерно широкое использование абстрактной лек­сики, явно преобладающей над конкретной: испарение, замерзание, давление, мышление, отражение, излучение, невесомость, кислотность, изменяемость и т. д.

В научном изложении почти не употребляются слова, выражающие еди­ничные понятия, конкретные образы. Обобщённо-отвлечённый характер речи подчёркивается также употреблением специальных слов типа обычно, обыкно­венно, всегда, постоянно, систематически, регулярно, всякий, любой, каждый.

Поскольку в области науки и техники требуется максимально точное оп­ределение понятий и явлений действительности, отражающее точность и объ­ективность научных истин и рассуждений, специфической особенностью сло­варного состава научного стиля является использование терминологии. Термины характеризуются строго определённым значением. Термин (от лат. terminus - граница, предел) - слово или словосочетание, являющееся названием специаль­ного понятия какой-либо сферы производства, науки или искусства. Термин не только обозначает то или иное понятие, но и обязательно основан на определе­нии (дефиниции) понятия. Например: лексикология - раздел языкознания, зани­мающийся изучением словарного состава языка (лингвистика).

Каждая отрасль науки располагает своей терминологией, объединённой в одну терминосистему (терминология медицинская, математическая, физиче­ская, философская, лингвистическая и др.). Лексическое значение термина со­ответствует понятию, выработанному в данной области науки. Термины, вхо­дящие в состав нескольких терминосистем, в конкретном тексте употребляются в каком-то одном значении, характерном для определённой терминологической системы. Например: Реакция - 1. Биол. Ответ на внешнее и внутреннее раз­дражение. 2. Хим. Взаимодействие между двумя или несколькими веществами (Словарь русского языка).

Значительную часть лексики научной речи составляют слова общенауч­ного употребления, использующиеся в разных отраслях знаний: величина, функция, количество, качество, свойство, значение, элемент, эксперимент, процесс, множество, часть, время, результат, следствие, условие, причина, взаимосвязь, анализ, синтез, доказательство, система, базироваться, погло­щать, ускорять, минимально, универсальный и т. д. Такие слова закреплены за строго определенными понятиями и носят терминологический характер.

Неупотребительны в научном стиле слова и устойчивые словосочетания с эмоционально-экспрессивной и разговорной окраской, а также слова ограни­ченного употребления (архаизмы, жаргонизмы, диалектизмы и т. д.).

Стремление к обобщению, к абстракции на морфологическом уровне проявляется как в выборе, частотности употребления определённых морфоло­гических категорий и форм, а также их значений, так и в особенностях их функционирования. Научный стиль характеризуется явным преобладанием имени над глаголом, широким употреблением имён существительных на -ние, - ие, -ость, -ка, -ция, -фикация и т. п. со значением признака действия, состояния, изменения.

Отвлечённость и обобщённость научного стиля выражается в широком употреблении существительных среднего рода: излучение, определение, воззре­ние, умонастроение, перераспределение, напряжение, возникновение, окисление и т. д. Среди существительных мужского и женского рода многочисленны сло­ва с абстрактным значением: фактор, импульс, стимул, синкретизм, период, метод, способ, процесс, результат, возможность, мощность, потребность, форма, масса, величина, интенсификация и т. д.

Своеобразно представлены в научной речи формы числа и падежа имён существительных. Большинство существительных употребляется только в форме единственного числа, что связано с широким использованием отглаголь­ных существительных, а также существительных, обозначающих названия хи­мических элементов, веществ и т. д. Для научного стиля характерно употребле­ние единственного числа в значении множественного: Лупа - самый простой увеличительный прибор; Сойка - птица, обычная в наших лесах; Ежегодно тысячи людей отправлялись в тайгу на охоту за соболем. В данных случаях существительные, обозначающие считаемые предметы (лупа, сойка, соболь), называют целый класс предметов с указанием их характерных признаков или имеют собирательное обобщённое значение. Однако абстрактные и веществен­ные существительные в научном стиле употребляются в форме множественного числа, приобретая конкретное значение (шумы в сердце, мощности, емкости и т. п.) или значение 'сорт', 'разновидность' (смазочные масла, активные кисло- роды, низкие температуры, белые и красные глины и т. д.). Формы множест­венного числа у отвлечённых существительных появились под влиянием тер­минологических систем.

Среди падежных форм первое место по частотности употребления зани­мают формы родительного падежа, которые часто выступают в функции опре­деления: реакция соединения, попытка решения, температура плавления, нор­ма литературного языка, язык межнационального общения, теорема Пифаго­ра, аксиома параллельности, знак конгруэнтности фигур. После родительного падежа по частотности употребления идут формы именительного и винитель­ного падежей; в составе пассивных конструкций распространены формы твори­тельного падежа: открыт Менделеевым, установлен Ньютоном, определен Павловым, создан народом.

В научной речи употребляются преимущественно аналитические формы сравнительной и превосходной степеней имён прилагательных (более сложный, более компактный, более инертный, наиболее простой, наиболее важный). Причем превосходная степень обычно образуется путём сочетания положи­тельной степени прилагательного и наречий наиболее, наименее; иногда ис­пользуется наречие очень и почти не употребляется самый. Синтетическая форма превосходной степени с суффиксами -ейш-, -айш- в силу её эмоциональ­но-экспрессивного оттенка нетипична для научной речи, за исключением неко­торых устойчивых сочетаний терминологического характера: мельчайшие час­тицы, простейшие организмы. Из синонимичных форм сравнительной степени повыше - несколько (немного) выше употребляются, как правило, вторые.

Краткие прилагательные в научном стиле, в отступление от общей зако­номерности русского языка, выражают не временный, а постоянный признак предметов и явлений: Чистый этиловый спирт бесцветен; Фтор, хлор, бром ядовиты.

Особенности употребления глагола связаны с его видовременными фор­мами. Абсолютное большинство глаголов употребляется в форме настоящего времени. Они выражают чаще всего атрибутивное значение или значение кон­статации факта и выступают в отвлечённом временном значении (настоящее вневременное): Углерод входит в состав углекислого газа; Атомы движутся;

При нагревании тела расширяются. Настоящее вневременное является наибо­лее абстрактным, обобщённым, этим и объясняется его преобладание в науч­ном стиле.

Так как глаголы в форме настоящего времени обозначают постоянные признаки, свойства, процессы или закономерности явлений, при них возможно употребление определителей типа обычно, всегда, как правило, постоянно и невозможно - в настоящее время, в этот (данный) момент, сейчас и т. п.

Отвлечённость значения распространяется на формы глаголов будущего и прошедшего времени, приобретающие вневременное значение: Определим площадь треугольника; Произведём опыт; Составим уравнение; Формулу при­менили; Исследования производились.

Из видовых форм глаголов наиболее частотны в научной речи формы не­совершенного вида как сравнительно более отвлечённо-обобщённые по значе­нию. В научной речи они составляют около 80%.

Глаголы совершенного вида часто используются в форме будущего вре­мени, синонимичного настоящему вневременному, видовое значение таких гла­голов оказывается ослабленным, в результате чего совершенный вид в боль­шинстве случаев возможно заменить несовершенным: проведём (линию) - про­водим, сравним (результаты) - сравниваем, рассмотрим (неравенство) - рас­сматриваем.

В научном стиле распространены формы 3-го лица единственного и мно­жественного числа глаголов как наиболее отвлечённо-обобщённые по значе­нию. Формы 1-го лица множественного числа глаголов и употребляющееся при них местоимение мы характеризуются дополнительными смысловыми оттен­ками. Они обычно служат не для обозначения каких-либо определённых, кон­кретных лиц, а для выражения отвлечённо-обобщённого значения. Сюда отно­сится «мы совместности» (мы с вами), выражающее оттенок соучастия со слушателем или читателем, а также употребление мы для обозначения всякого человека, человека вообще: мы можем определить площадь...; мы придём к выводу...; если мы обозначим... Данное значение часто выражается личной фор­мой глагола при отсутствии местоимения (можем определить...; если обозна­чим...). Возможна замена личной конструкции безличной или инфинитивной: можно определить..., можно прийти к выводу..., если обозначить...

Формы 1-го лица единственного числа глаголов и местоимение я в науч­ной речи почти не употребляются, так как здесь внимание сосредоточено в пер­вую очередь на содержании и логической последовательности его изложения, а не на субъекте. Практически не используются и формы 2-го лица единственно­го и множественного числа как наиболее конкретные, обычно обозначающие автора речи и адресата. В научной же речи адресант и адресат отстранены; здесь важно не то, кто говорит, а то, о чём говорят, т. е. тема сообщения, со­держание высказывания. Адресуется научная речь обычно не какому-то кон­кретному лицу, а неопределённо широкому кругу лиц.

В научном стиле активны союзы, предлоги и предложные сочетания, в роли которых могут выступать полнозначные слова, прежде всего существи­тельные: при помощи, с помощью, в соответствии, в качестве, в результате, по причине, на основе, в отношении, в зависимости от..., сравнительно с..., в связи с..., в меру и др. Такие предлоги и союзы позволяют более определённо и точно по сравнению с простыми выражать смысл, так как круг их значений уже.

Эмоциональные и субъективно-модальные частицы и междометия в на­учной речи не употребляются.

Отвлечённость и обобщённость научной речи на синтаксическом уровне выражаются прежде всего в широком использовании пассивных (страдатель­ных) конструкций, так как в них на первый план выдвигается действие, а не его производитель, в результате чего обеспечивается объективность и неличная манера изложения. Например: Точки соединяются прямой линией; К двум точ­кам приложены силы, действующие в разных направлениях; В «Русской грам­матике» отражены и описаны очень многие явления разговорной и специаль­ной речи.

Стремлением к информационной насыщенности обусловливается отбор наиболее ёмких и компактных синтаксических конструкций. В научном стиле преобладают простые распространённые и сложноподчинённые союзные пред­ложения. Среди первых наиболее употребительны неопределённо-личные с прямым дополнением в начале предложения, синонимичные пассивным конст­рукциям (Внесение удобрений во время роста растений называют подкормкой. Растения подкармливают теми минеральными удобрениями, которые требу­ются им в данный период жизни). Распространены обобщённо-личные пред­ложения с главным членом, выраженным глаголом в форме 1-го лица множест­венного числа настоящего или будущего времени во вневременном значении (Проведём прямую; Поместим состав в колбу; Обратимся к рассмотрению...; Раствор постепенно нагреваем), а также безличные предложения разных типов (за исключением тех, которые выражают состояние человека и природы): Нуж­но доказать теорему; Требуется определить объём тела; Можно применить формулу; Важно подчеркнуть, что...

Использование номинативных предложений в научных текстах довольно ограниченно. Они употребляются обычно в заголовках, формулировках пунк­тов плана: Запуск космического корабля; Определение эффективности систем индексирования; Взаимосвязь и соотношение подземной и надземной частей растения.

Из двусоставных наиболее частотны предложения с составным именным сказуемым, что тесно связано с отмеченными выше морфологическими особен­ностями научного стиля и обусловлено задачей научных высказываний (опре­делять признаки, качества, свойства изучаемых явлений). Причём в таком ска­зуемом в настоящем времени характерно употребление связки есть: Язык есть важнейшее средство человеческого общения.

Среди сложных предложений в научной речи преобладают союзные сложносочинённые и сложноподчинённые с чётко выраженной синтаксической связью между отдельными частями.

Преобладание союзных предложений над бессоюзными объясняется тем, что связь между частями сложного предложения с помощью союзов выражает­ся более точно, однозначно.

Из союзных предложений наиболее употребительны сложноподчинён­ные, так как при подчинении взаимоотношения между отдельными положе­ниями выражаются более дифференцированно и чётко.

Среди сложноподчинённых самыми распространёнными являются пред­ложения с придаточными определительными и изъяснительными, в которых основная информация заключена в придаточной части, главная часть значи­тельной информационной функции не выполняет, а служит лишь для перехода от одной мысли к другой: Следует сказать, что...; Необходимо подчеркнуть, что...; Интересно отметить, что...; Обратим внимание на то, что...; Наблю­дения показывают, что...; Заметим (подчеркнём, докажем), что...

Самым распространённым и типичным для научной речи видом связи предложений является повторение существительных, часто в сочетании с ука­зательными местоимениями этот, тот, такой: В современной грамматиче­ской науке применяются самые различные способы описания грамматического строя языка. В этих описаниях реализуются разные, очень несходные концепции...

Необходимость в чёткой логической структуре научной речи обусловли­вает широкое использование в связующей функции наречий, наречных выра­жений, а также других частей речи и сочетаний слов: поэтому, потому, снача­ла, затем, в заключение, так, итак, таким образом, наконец, сверх того и др. Они, как правило, стоят в начале предложения и служат для объединения час­тей текста (в частности абзацев), логически тесно связанных друг с другом: Грамматические нормы разговорной речи фиксируются несистематически и случайно - главным образом в связи с фиксацией норм письменных и путём противопоставления им. Поэтому разговорная речь часто определяется как некодифицированная.

Предложения часто осложняются причастными и деепричастными оборо­тами, вставными конструкциями, уточняющими членами, обособленными обо­ротами: В языке художественной литературы и близких к ней жанров пись­менности (очерки, фельетоны, мемуары, литературно обработанные дневни­ковые записи и др.) сложно взаимодействуют письменная и разговорная речь, специальная речь, просторечие.

Стремлением к смысловой точности и информативной насыщенности обусловлено употребление в научной речи конструкций с несколькими встав­ками и пояснениями, уточняющими содержание высказывания, ограничиваю­щими его объём, указывающими источник информации и т. д.: По составу ин­струментов квинтеты бывают однородные, например струнные смычковые (две скрипки, два альта, виолончель, реже - две скрипки, альт и две виолонче­ли) и смешанные (например струнные с кларнетом или с фортепьяно).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...