Особенности научного стиля речи
Ход выполнения курсовой работы Исследование проводится в несколько этапов. 1) Анализ темы. На данном этапе осмысливаются составляющие компоненты названия курсовой работы, выясняется, что необходимо изучить, найти, определить и т. д., осуществляется отбор лингвистических понятий, их разъяснение, толкование, описание. 2) Изучение литературы по теме исследования. В процессе отбора литературы составляется библиография в соответствии с существующими требованиями. Предложенные в методических указаниях списки литературы, ориентирующие студента на конкретную область лингвистического исследования, следует дополнить самостоятельно найденными научными источниками. Главным источником материала на первых этапах написания курсовой работы являются учебники по определённым курсам. Следует использовать несколько учебников по одному и тому же курсу, поскольку это поможет увидеть разнообразие в трактовке вопросов. Ещё одним научным источником являются монографии и лингвистические журналы и сборники. Основные языковедческие журналы: «Вопросы языкознания», «Научные доклады высшей школы. Филологические науки», «Вестник Московского университета. Серия 9. Филология»; научно-методические журналы «Русский язык в школе», «Русский язык за рубежом»; научно- популярный журнал «Русская речь». В качестве источника научных статей допустимо пользоваться сетью Интернет. При этом автор и название статьи включаются в список литературы, указывается полный URL страницы.
3) Сбор иллюстративного материала по проблеме исследования. Исследование проводится на материале газет и журналов или произведений художественной литературы. Сбор примеров, иллюстрирующих рассматриваемое в курсовой работе языковое явление, осуществляется с помощью карточек, в которых фиксируется пример и приводятся его полные выходные данные (название газеты, год издания, месяц, №, с.).
В собранном материале должна быть отчётливо видна исследуемая единица и её ближайший контекст в оригинальном тексте. Здесь же на карточке можно дать собственную оценку, привести словарное толкование, провести лексический анализ данной единицы. Удобнее делать это на обороте карточки. Количество карточек может варьироваться от 25 до 40. Далее примеры систематизируются на основе выбранной классификации (по структуре, значению, функции и т. д.). При сдаче курсовой работы собранные карточки прилагаются. Пример оформления карточки: Портить кровь Кто попортил кровь российским лыжницам? Скандал с нашими олимпийцами комментирует руководитель Российского антидопингового центра В. Семёнов. Комсомольская правда. 01.03.02. Обратная сторона: Фразеологизм использован в заголовке. Попортить кровь - разговорное. Семантическая трансформация фразеологизма. 4) Оформление результатов исследования. По результатам проведенного исследования составляется план курсовой работы, в котором отражаются все стороны проведённой работы. Особенности научного стиля речи Курсовая работа является одним из жанров научного стиля речи. Следовательно, должны быть соблюдены все требования к стилю изложения. Главным коммуникативным заданием общения в научной сфере является выражение научных понятий и умозаключений. Мышление в данной сфере деятельности носит обобщённый, абстрагированный (отвлечённый от частных, несущественных признаков), логический характер. Этим обусловлены такие специфические черты научного стиля, как отвлечённость, обобщённость, подчёркнутая логичность изложения.
Данные экстралингвистические признаки объединяют в систему все языковые средства, формирующие научный стиль, и определяют вторичные, более частные, стилевые черты: смысловую точность (однозначность выражения мысли), информативную насыщенность, объективность изложения, безобразность, скрытую эмоциональность. Доминирующим фактором организации языковых средств в научном стиле является их обобщённо-отвлечённый характер на лексическом и грамматическом уровнях языковой системы. Обобщённость и отвлечённость придают научной речи единую функционально-стилистическую окраску. Для научного стиля характерно широкое использование абстрактной лексики, явно преобладающей над конкретной: испарение, замерзание, давление, мышление, отражение, излучение, невесомость, кислотность, изменяемость и т. д. В научном изложении почти не употребляются слова, выражающие единичные понятия, конкретные образы. Обобщённо-отвлечённый характер речи подчёркивается также употреблением специальных слов типа обычно, обыкновенно, всегда, постоянно, систематически, регулярно, всякий, любой, каждый. Поскольку в области науки и техники требуется максимально точное определение понятий и явлений действительности, отражающее точность и объективность научных истин и рассуждений, специфической особенностью словарного состава научного стиля является использование терминологии. Термины характеризуются строго определённым значением. Термин (от лат. terminus - граница, предел) - слово или словосочетание, являющееся названием специального понятия какой-либо сферы производства, науки или искусства. Термин не только обозначает то или иное понятие, но и обязательно основан на определении (дефиниции) понятия. Например: лексикология - раздел языкознания, занимающийся изучением словарного состава языка (лингвистика). Каждая отрасль науки располагает своей терминологией, объединённой в одну терминосистему (терминология медицинская, математическая, физическая, философская, лингвистическая и др.). Лексическое значение термина соответствует понятию, выработанному в данной области науки. Термины, входящие в состав нескольких терминосистем, в конкретном тексте употребляются в каком-то одном значении, характерном для определённой терминологической системы. Например: Реакция - 1. Биол. Ответ на внешнее и внутреннее раздражение. 2. Хим. Взаимодействие между двумя или несколькими веществами (Словарь русского языка).
Значительную часть лексики научной речи составляют слова общенаучного употребления, использующиеся в разных отраслях знаний: величина, функция, количество, качество, свойство, значение, элемент, эксперимент, процесс, множество, часть, время, результат, следствие, условие, причина, взаимосвязь, анализ, синтез, доказательство, система, базироваться, поглощать, ускорять, минимально, универсальный и т. д. Такие слова закреплены за строго определенными понятиями и носят терминологический характер. Неупотребительны в научном стиле слова и устойчивые словосочетания с эмоционально-экспрессивной и разговорной окраской, а также слова ограниченного употребления (архаизмы, жаргонизмы, диалектизмы и т. д.). Стремление к обобщению, к абстракции на морфологическом уровне проявляется как в выборе, частотности употребления определённых морфологических категорий и форм, а также их значений, так и в особенностях их функционирования. Научный стиль характеризуется явным преобладанием имени над глаголом, широким употреблением имён существительных на -ние, - ие, -ость, -ка, -ция, -фикация и т. п. со значением признака действия, состояния, изменения. Отвлечённость и обобщённость научного стиля выражается в широком употреблении существительных среднего рода: излучение, определение, воззрение, умонастроение, перераспределение, напряжение, возникновение, окисление и т. д. Среди существительных мужского и женского рода многочисленны слова с абстрактным значением: фактор, импульс, стимул, синкретизм, период, метод, способ, процесс, результат, возможность, мощность, потребность, форма, масса, величина, интенсификация и т. д. Своеобразно представлены в научной речи формы числа и падежа имён существительных. Большинство существительных употребляется только в форме единственного числа, что связано с широким использованием отглагольных существительных, а также существительных, обозначающих названия химических элементов, веществ и т. д. Для научного стиля характерно употребление единственного числа в значении множественного: Лупа - самый простой увеличительный прибор; Сойка - птица, обычная в наших лесах; Ежегодно тысячи людей отправлялись в тайгу на охоту за соболем. В данных случаях существительные, обозначающие считаемые предметы (лупа, сойка, соболь), называют целый класс предметов с указанием их характерных признаков или имеют собирательное обобщённое значение. Однако абстрактные и вещественные существительные в научном стиле употребляются в форме множественного числа, приобретая конкретное значение (шумы в сердце, мощности, емкости и т. п.) или значение 'сорт', 'разновидность' (смазочные масла, активные кисло- роды, низкие температуры, белые и красные глины и т. д.). Формы множественного числа у отвлечённых существительных появились под влиянием терминологических систем.
Среди падежных форм первое место по частотности употребления занимают формы родительного падежа, которые часто выступают в функции определения: реакция соединения, попытка решения, температура плавления, норма литературного языка, язык межнационального общения, теорема Пифагора, аксиома параллельности, знак конгруэнтности фигур. После родительного падежа по частотности употребления идут формы именительного и винительного падежей; в составе пассивных конструкций распространены формы творительного падежа: открыт Менделеевым, установлен Ньютоном, определен Павловым, создан народом. В научной речи употребляются преимущественно аналитические формы сравнительной и превосходной степеней имён прилагательных (более сложный, более компактный, более инертный, наиболее простой, наиболее важный). Причем превосходная степень обычно образуется путём сочетания положительной степени прилагательного и наречий наиболее, наименее; иногда используется наречие очень и почти не употребляется самый. Синтетическая форма превосходной степени с суффиксами -ейш-, -айш- в силу её эмоционально-экспрессивного оттенка нетипична для научной речи, за исключением некоторых устойчивых сочетаний терминологического характера: мельчайшие частицы, простейшие организмы. Из синонимичных форм сравнительной степени повыше - несколько (немного) выше употребляются, как правило, вторые. Краткие прилагательные в научном стиле, в отступление от общей закономерности русского языка, выражают не временный, а постоянный признак предметов и явлений: Чистый этиловый спирт бесцветен; Фтор, хлор, бром ядовиты.
Особенности употребления глагола связаны с его видовременными формами. Абсолютное большинство глаголов употребляется в форме настоящего времени. Они выражают чаще всего атрибутивное значение или значение констатации факта и выступают в отвлечённом временном значении (настоящее вневременное): Углерод входит в состав углекислого газа; Атомы движутся; При нагревании тела расширяются. Настоящее вневременное является наиболее абстрактным, обобщённым, этим и объясняется его преобладание в научном стиле. Так как глаголы в форме настоящего времени обозначают постоянные признаки, свойства, процессы или закономерности явлений, при них возможно употребление определителей типа обычно, всегда, как правило, постоянно и невозможно - в настоящее время, в этот (данный) момент, сейчас и т. п. Отвлечённость значения распространяется на формы глаголов будущего и прошедшего времени, приобретающие вневременное значение: Определим площадь треугольника; Произведём опыт; Составим уравнение; Формулу применили; Исследования производились. Из видовых форм глаголов наиболее частотны в научной речи формы несовершенного вида как сравнительно более отвлечённо-обобщённые по значению. В научной речи они составляют около 80%. Глаголы совершенного вида часто используются в форме будущего времени, синонимичного настоящему вневременному, видовое значение таких глаголов оказывается ослабленным, в результате чего совершенный вид в большинстве случаев возможно заменить несовершенным: проведём (линию) - проводим, сравним (результаты) - сравниваем, рассмотрим (неравенство) - рассматриваем. В научном стиле распространены формы 3-го лица единственного и множественного числа глаголов как наиболее отвлечённо-обобщённые по значению. Формы 1-го лица множественного числа глаголов и употребляющееся при них местоимение мы характеризуются дополнительными смысловыми оттенками. Они обычно служат не для обозначения каких-либо определённых, конкретных лиц, а для выражения отвлечённо-обобщённого значения. Сюда относится «мы совместности» (мы с вами), выражающее оттенок соучастия со слушателем или читателем, а также употребление мы для обозначения всякого человека, человека вообще: мы можем определить площадь...; мы придём к выводу...; если мы обозначим... Данное значение часто выражается личной формой глагола при отсутствии местоимения (можем определить...; если обозначим...). Возможна замена личной конструкции безличной или инфинитивной: можно определить..., можно прийти к выводу..., если обозначить... Формы 1-го лица единственного числа глаголов и местоимение я в научной речи почти не употребляются, так как здесь внимание сосредоточено в первую очередь на содержании и логической последовательности его изложения, а не на субъекте. Практически не используются и формы 2-го лица единственного и множественного числа как наиболее конкретные, обычно обозначающие автора речи и адресата. В научной же речи адресант и адресат отстранены; здесь важно не то, кто говорит, а то, о чём говорят, т. е. тема сообщения, содержание высказывания. Адресуется научная речь обычно не какому-то конкретному лицу, а неопределённо широкому кругу лиц. В научном стиле активны союзы, предлоги и предложные сочетания, в роли которых могут выступать полнозначные слова, прежде всего существительные: при помощи, с помощью, в соответствии, в качестве, в результате, по причине, на основе, в отношении, в зависимости от..., сравнительно с..., в связи с..., в меру и др. Такие предлоги и союзы позволяют более определённо и точно по сравнению с простыми выражать смысл, так как круг их значений уже. Эмоциональные и субъективно-модальные частицы и междометия в научной речи не употребляются. Отвлечённость и обобщённость научной речи на синтаксическом уровне выражаются прежде всего в широком использовании пассивных (страдательных) конструкций, так как в них на первый план выдвигается действие, а не его производитель, в результате чего обеспечивается объективность и неличная манера изложения. Например: Точки соединяются прямой линией; К двум точкам приложены силы, действующие в разных направлениях; В «Русской грамматике» отражены и описаны очень многие явления разговорной и специальной речи. Стремлением к информационной насыщенности обусловливается отбор наиболее ёмких и компактных синтаксических конструкций. В научном стиле преобладают простые распространённые и сложноподчинённые союзные предложения. Среди первых наиболее употребительны неопределённо-личные с прямым дополнением в начале предложения, синонимичные пассивным конструкциям (Внесение удобрений во время роста растений называют подкормкой. Растения подкармливают теми минеральными удобрениями, которые требуются им в данный период жизни). Распространены обобщённо-личные предложения с главным членом, выраженным глаголом в форме 1-го лица множественного числа настоящего или будущего времени во вневременном значении (Проведём прямую; Поместим состав в колбу; Обратимся к рассмотрению...; Раствор постепенно нагреваем), а также безличные предложения разных типов (за исключением тех, которые выражают состояние человека и природы): Нужно доказать теорему; Требуется определить объём тела; Можно применить формулу; Важно подчеркнуть, что... Использование номинативных предложений в научных текстах довольно ограниченно. Они употребляются обычно в заголовках, формулировках пунктов плана: Запуск космического корабля; Определение эффективности систем индексирования; Взаимосвязь и соотношение подземной и надземной частей растения. Из двусоставных наиболее частотны предложения с составным именным сказуемым, что тесно связано с отмеченными выше морфологическими особенностями научного стиля и обусловлено задачей научных высказываний (определять признаки, качества, свойства изучаемых явлений). Причём в таком сказуемом в настоящем времени характерно употребление связки есть: Язык есть важнейшее средство человеческого общения. Среди сложных предложений в научной речи преобладают союзные сложносочинённые и сложноподчинённые с чётко выраженной синтаксической связью между отдельными частями. Преобладание союзных предложений над бессоюзными объясняется тем, что связь между частями сложного предложения с помощью союзов выражается более точно, однозначно. Из союзных предложений наиболее употребительны сложноподчинённые, так как при подчинении взаимоотношения между отдельными положениями выражаются более дифференцированно и чётко. Среди сложноподчинённых самыми распространёнными являются предложения с придаточными определительными и изъяснительными, в которых основная информация заключена в придаточной части, главная часть значительной информационной функции не выполняет, а служит лишь для перехода от одной мысли к другой: Следует сказать, что...; Необходимо подчеркнуть, что...; Интересно отметить, что...; Обратим внимание на то, что...; Наблюдения показывают, что...; Заметим (подчеркнём, докажем), что... Самым распространённым и типичным для научной речи видом связи предложений является повторение существительных, часто в сочетании с указательными местоимениями этот, тот, такой: В современной грамматической науке применяются самые различные способы описания грамматического строя языка. В этих описаниях реализуются разные, очень несходные концепции... Необходимость в чёткой логической структуре научной речи обусловливает широкое использование в связующей функции наречий, наречных выражений, а также других частей речи и сочетаний слов: поэтому, потому, сначала, затем, в заключение, так, итак, таким образом, наконец, сверх того и др. Они, как правило, стоят в начале предложения и служат для объединения частей текста (в частности абзацев), логически тесно связанных друг с другом: Грамматические нормы разговорной речи фиксируются несистематически и случайно - главным образом в связи с фиксацией норм письменных и путём противопоставления им. Поэтому разговорная речь часто определяется как некодифицированная. Предложения часто осложняются причастными и деепричастными оборотами, вставными конструкциями, уточняющими членами, обособленными оборотами: В языке художественной литературы и близких к ней жанров письменности (очерки, фельетоны, мемуары, литературно обработанные дневниковые записи и др.) сложно взаимодействуют письменная и разговорная речь, специальная речь, просторечие. Стремлением к смысловой точности и информативной насыщенности обусловлено употребление в научной речи конструкций с несколькими вставками и пояснениями, уточняющими содержание высказывания, ограничивающими его объём, указывающими источник информации и т. д.: По составу инструментов квинтеты бывают однородные, например струнные смычковые (две скрипки, два альта, виолончель, реже - две скрипки, альт и две виолончели) и смешанные (например струнные с кларнетом или с фортепьяно).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|