Усиление коммунистического воспитания трудящихся.
Восстановление и расширение сети культурных учреждений.
Война нанесла огромный ущерб очагам культуры. Восстановление их началось еще в годы войны по мере освобождения советской территории от оккупантов. Но в широких масштабах оно развернулось после победоносного окончания войны. Государство расходовало на эти цели огромные средства. Активное участие в восстановительных работах принимали широкие массы трудящихся. Большую помощь районам, подвергшимся в годы войны оккупации, в восстановлении очагов культуры оказали братские республики и области. Благодаря этому задания четвертого пятилетнего плана по расширению сети школ, вузов, научно-исследовательских и культурно-просветительных учреждений были выполнены досрочно. В 50-х годах эта сеть колоссально выросла. Растущие из года в год бюджетные ассигнования государства на культурное строительство, усиление руководства и внимания со стороны Коммунистической партии и Советского государства способствовали успешному решению задач культурного развития страны в послевоенные годы. Народное образование.
Первоочередное внимание в годы четвертой пятилетки в области народного образования было уделено восстановлению и расширению сети школ. Особенно остро этот вопрос стоял в освобожденных районах. Строительство школ велось усилиями государства, колхозов, кооперативов, самодеятельностью трудящихся. Благодаря этому пятилетнее задание по восстановлению и расширению школьной сети было выполнено раньше срока. В 1950г. число общеобразовательных школ превысило уровень 1940 г. на 10 тыс. В первые послевоенные годы ощущался недостаток учителей, к тому же за годы войны на преподавательскую работу в школу пришло много лиц, не имеющих специальной педагогической подготовки. В связи с этим уделялось огромное внимание подготовке и переподготовке учительских кадров. За четвертую пятилетку было создано 73 новых педагогических и учительских институтов. Значительно расширилась заочная подготовка и переподготовка учителей. В 1950/51 учебном году в школах уже работало почти 1,5 млн. учителей—на 250 тыс. больше, чем в 1940/41 г., а в 1958 г. число превысило 1,9 млн.
Восстановление и расширение школьной сети, особенно за счет семилетних школ, рост учительских кадров позволили осуществить в конце 40-х — начале 50-х годов переход ко всеобщему семилетнему образованию по всей стране, в городе и в деревне. Число средних школ (дневных) за 50-е годы удвоилось и составило в 1960/61 учебном году 29,2 тыс., в которых обучалось около 17 млн. учащихся. Большое развитие получили школы рабочей и сельской молодежи, в которых без отрыва от производства получили среднее образование юноши и девушки, не сумевшие окончить школу в годы войны. По решению XX съезда КПСС государство приступило к строительству школ-интернатов. Велась борьба за повышение качества обучения в общеобразовательной школе. С 1955/56 г. средняя школа перешла к обучению по новому учебному плану и новым программам. Был усилен удельный вес предметов физико-математического и естественного циклов за счет некоторого сокращения гуманитарного цикла. Вместе с тем предусматривалось осуществление известной политехнизации школы; в 1—4-х классах вводилось преподавание ручного труда, в 5— 7-х классах — практические занятия в мастерских и на учебно-опытных участках, в 8—10-х классах—практикумы по машиноведению, электротехнике и сельскому хозяйству. Учащиеся должны были получать определенный минимум политехнических знаний, умений, навыков в области промышленного и сельскохозяйственного производства. Были приняты меры к созданию соответствующей материальной базы для этой цели: при школах создавались рабочие комнаты, учебные мастерские, кабинеты и лаборатории по машино-ведению и электротехнике; при сельских школах — учебно-опытные участки и даже хозяйства; в колхозах — ученические производственные бригады и т. д.
24 декабря 1958 г. 2-я сессия Верховного Совета СССР приняла Закон «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР». Согласно закону, в СССР вместо семилетнего образования вводилось всеобщее обязательное восьмилетнее образование. Восьмилетняя школа была призвана давать учащимся прочные основы общеобразовательных и политехнических знаний, воспитывать любовь к труду и готовность к общественно полезной деятельности. Закон предусматривал, что полное среднее образование молодежи, начиная с 15—16-летнего возраста, должно осуществляться в средних учебных заведениях на основе соединения обучения с производительным трудом* Было перестроено и профессионально-техническое образование. Школы ФЗО, ремесленные железнодорожные, горнопромышленные, строительные училища, училища механизации сельского хозяйства, трудовых резервов, а также другие профессиональные учебные заведения были преобразованы в дневные и вечерние городские профессионально-технические училища со сроком обучения от 1 до 3 лет и сельские профессионально-технические училища со сроком обучения 1—2 года. В 50-х годах все большее число лиц, оканчивающих среднюю школу, определялось на работу. Чтобы подготовить их для работы на производстве, начиная с 1954 г. в системе государственных трудовых резервов стали создаваться специальные технические училища. За 1954—1958 гг. училища подготовили около 300 тыс. квалифицированных рабочих со средним образованием. Подготовка специалистов.
В послевоенные годы в больших масштабах развернулась подготовка специалистов высшей и средней квалификации. В целях усиления государственного руководства подготовкой специалистов в 1947 г. Комитет по делам высшей школы при Совмине СССР был преобразован в союзно-республиканское Министерство высшего образования СССР. Соответствующие министерства были созданы в республиках.
В короткий срок было восстановлено более 300 вузов и строилось большое число новых. Были приняты меры к повышению качества обучения студентов: пересмотрены учебные планы и программы, созданы новые учебники и учебные пособия, написанные с учетом достижений пауки. Особое внимание было уделено организации подготовки специалистов по отраслям новой техники — реактивной, радиолокации, по использованию атомной энергии и др. ЦК ВКП (б) осуществил ряд мер, направленных на повышение уровня преподавания общественных наук, играющих первостепенную роль в идейно-политическом воспитании будущих специалистов. Решающее значение имело обеспечение кафедр марксизма-ленинизма высококвалифицированными кадрами преподавателей. Важную роль в их подготовке играла Академия общественных наук при ЦК партии, созданная в 1946 г., а также институты повышения квалификации преподавателей марксизма-ленинизма при Московском, Ленинградском и Киевском университетах. В 50-х годах была проделана большая работа по коренному улучшению подготовки, распределения и использования специалистов. В 1955—1956 гг. Госплан и Министерство высшего образования СССР совместно с заинтересованными учреждениями впервые разработали перспективную потребность в специалистах в шестой пятилетке. Было открыто около 80 новых вузов, главным образом в восточных районах страны. Проведено укрупнение вузов за счет объединения родственных вузов и факультетов. Увеличился прием студентов для подготовки специалистов по дефицитным специальностям. В 1957 г. были изменены условия приема в вузы: право преимущественного поступления было предоставлено лицам, имеющим стаж практической работы после окончания средней школы, и демобилизованным из Советской Армии. Для подготовки их к вступительным экзаменам была создана широкая сеть подготовительных курсов. С 1956 г. была отменена плата за обучение в вузах. Около 80% студентов получали государственные стипендии и более 50% пользовались государственными общежитиями.
Все это способствовало более успешному решению задачи подготовки специалистов для страны. За 1946—1958 гг. вузы выпустили около 2,6 млн. специалистов, а средние специальные учебные заведения — 4403 тыс. специалистов. Было ликвидировано отставание с подготовкой инженерно-технических и агротехнических кадров. Развитие науки.
Партия и правительство обеспечили необходимые условия для плодотворного развития советской науки в послевоенные годы. Были полностью восстановлены разрушенные оккупантами научно-исследовательские учреждения и их материально-техническая база. Огромный размах получило строительство новых научных центров. В составе Академии наук СССР — ведущем центре советской науки — возникло несколько десятков новых научно-исследовательских институтов по важнейшим областям знания. Продолжалось строительство филиалов Академии наук СССР. В целях быстрейшего развития производительных сил Сибири и Дальнего Востока по решению Советского правительства (май 1957 г.) был организован новый крупнейший научный центр на востоке страны — Сибирское отделение Академии наук СССР. В районе Новосибирска началось строительство научного городка. В 1958 г. в составе Сибирского отделения функционировало 16 научно-исследовательских институтов, три филиала — Дальневосточный, Западно- и Восточно-Сибирский, Сахалинский комплексный институт и Институт физики Академии наук в Красноярске. Возникли новые центры науки в республиках. В 1946 г. были созданы Академии наук в Латвийской, Эстонской и Литовской ССР, в 1951 г. — в Таджикской и Туркменской ССР, в 1954 г. — в Киргизской ССР. Новые институты возникли в существовавших республиканских академиях наук. В частности, в Узбекской и Казахской Академиях наук были созданы Институты ядерной физики. Институты оснащались самой совершенной аппаратурой. Так, в 1949 г. были построены крупнейшие в мире синхротрон и фазотрон для изучения мельчайших частиц атома; в 1956 г. в электрофизической лаборатории Академии наук СССР вступил в строй крупнейший в мире синхрофазотрон на 10 млрд. электрон-вольт — гигантская установка для изучения атомного ядра. Советское правительство предоставило эту уникальную установку в распоряжение Объединенного Института ядерных исследований, созданного на территории СССР (г. Дубна) по решению Международного совещания представителей социалистических государств в 1956 г. Пополнились новыми исследовательскими учреждениями отраслевые академии — медицинских, педагогических, сельскохозяйственных наук. Возникло много отраслевых научно-исследовательских институтов, лабораторий. Общее число научных учреждений в 1958 г. составило 3197. Если добавить к этому кафедры и лаборатории вузов, которые вели научно-исследовательские работы, то можно сказать, что Советский Союз располагал гигантской сетью научно-исследовательских учреждений. В 1958 г. в них трудилась большая армия ученых — 284 тыс. Резко возросло число научных журналов, публикуемых научных исследований.
В целях поощрения наиболее выдающихся работ в области науки, техники и производства ЦК КПСС и Совет Министров СССР 15 августа 1956 г. приняли постановление восстановить премии им. Ленина — Ленинские премии — и присуждать их ежегодно ко дню рождения В. И. Ленина. Создание широкой разветвленной сети научно-исследовательских учреждений, гигантский рост научных кадров, огромные государственные ассигнования на развитие науки, постоянное внимание партии и правительства — все это обеспечило выдающиеся успехи советской науки в решающих областях знания. Важнейшей областью, в которой плодотворно работали советские ученые, была физика атомного ядра. 25 декабря 1946 г. И. В. Курчатов совместно с группой сотрудников осуществил самоподдерживающуюся цепную реакцию. Советские ученые овладели энергией атома. Это была великая победа, имевшая огромное научное, народнохозяйственное и оборонное значение. Широким фронтом велись работы по практическому использованию атомной энергии в физике, химии, геологии, биологии, медицине, энергетике. Успешно трудились в этой области академики А. И. Алиханов, И. Е. Тамм, член-корреспондент АН СССР Д. И. Блохинцев и др. Благодаря достижениям ученых в области ядерной физики СССР первым в мире использовал атомную энергию для получения промышленной электроэнергии, построил ряд атомных реакторов для получения радиоактивных изотопов — меченых атомов, которые широко используются для исследования износа машин и режущих инструментов, бесконтактного измерения толщины движущих лент, толщины покрытий, плотности жидких и газообразных сред, изучения физиологических процессов, лечения некоторых тяжелых заболеваний и т. д. В Институте атомной энергии, возглавлявшемся выдающимся ученым, академиком, трижды Героем Социалистического Труда, лауреатом Ленинской премии И. В. Курчатовым, велись успешные исследования, связанные с решением одной из важнейших проблем современной науки — проблемы управления термоядерными реакциями. Большой вклад в исследование проблем теоретической физики внесли академики Н. Н. Боголюбов, Л. Д. Ландау, В. А. Фок и др. Успешные работы велись по физике полупроводников (академик А. ф. Иоффе и др.). Были созданы полупроводниковые элементы, способные преобразовывать различного рода излучения в электроэнергию. Серьезные успехи были достигнуты в области радиотехники, электроники, создания вычислительной техники. В 1952 г. коллектив ученых и инженеров под руководством С. А. Лебедева создал электронно-счетную машину. Применение быстродействующих электронных машин заменило сотни тысяч квалифицированных вычислителей, помогло решить сложнейшие задачи в различных областях науки, они стали, применяться в народном хозяйстве. Прочной основой для развития естественных наук в СССР явились успехи советской математической школы, представленной такими талантливыми учеными, как И. Е. Векуа, М. В. Келдыш, М. А. Лаврентьев, Н. И. Мусхелишвили, С. Л. Соболев и др. Выдающиеся успехи были достигнуты в разработке теории реактивного движения и создании реактивных двигателей. Большой группой ученых, конструкторов под руководством С. П. Королева в результате многолетних усилий в 1957 г. была создана первая в мире межконтинентальная баллистическая ракета. 4 октября 1957 г. эта ракета, достигнув первой космической скорости (8,2 км в секунду), преодолев земное притяжение, впервые в истории человечества вывела на орбиту вокруг Земли искусственный спутник весом 83,6 кг. 3 ноября 1957 г. был выведен на орбиту второй спутник Земли весом более 500 кг с собакой Лайкой на борту. 15 мая 1958 г. в Космос была выведена автоматическая научная станция весом 1327 кг. Запуск первых искусственных спутников Земли явился величайшим достижением советской науки и техники; крупнейшим научным подвигом, открывшим эру освоения человечеством Космоса. Достижения советских ученых в изучении теории околозвуковых и сверхзвуковых скоростей полетов лежали в основе создания в СССР первых в мире сверхскоростных турбореактивных (ТУ-104, ТУ-114 А. Н. Туполева) и турбовинтовых (ИЛ-18 С.-В. Илюшина, АН-24 О. К. Антонова) пассажирских самолетов. Успешно развивалась химическая наука в СССР. Всемирное признание получили исследования: Я. Б. Зельдовича, II. Н. Семенова, Д. А. Франк-Каменецкого — по разработке тепловой теории распространения пламени и теории детонации; академика Н. Д. Зелинского — в области углеводородных соединений; академика А. Н. Несмеянова—в области металлоорганических соединений; академика С. С. Наметкина—в области химии нефти; академика А. К. Арбузова — по химии органических соединений фосфора и др. Разработанная академиком Н. Н. Семеновым теория химических цепных реакций была в 1956 г. удостоена Нобелевской премии. Советские химики достигли важных результатов в разработке и внедрении в промышленность химических методов производства (применение кислорода в коксовом деле и металлургии, физико-химические методы обработки металла, прецизионное литье и др.), в создании новых синтетических материалов, жаропрочных сплавов и т. д. Систематически велись научные исследования в Арктике, а с середины 50-х годов — ив Антарктике. Значительные успехи были достигнуты в области общественных наук. Историки продолжали исследование узловых проблем истории СССР, преимущественно досоветского времени: истории Древней Руси, средневекового города, крестьянства, общественного движения и др. Был опубликован ряд обобщающих трудов: «Очерки по истории СССР», «История Москвы», «История культуры Древней Руси». Большой подъем переживала историческая наука после XX съезда КПСС. Усилилось внимание к изучению истории советского общества. Во многих союзных и автономных республиках были опубликованы истории народов этих республик. Осуществлялось многотомное издание «Всемирной истории». В области философии наблюдался уход в изучение истории философской мысли. В области экономических наук большой интерес вызвала опубликованная в 1947 г. книга II. А. Вознесенского «Военная экономика СССР в период Отечественной войны». Советские ученые в послевоенные годы внесли ценный вклад во все области знаний, а в ведущих областях науки заняли передовые позиции в мире. Наиболее крупные достижения советских ученых были отмечены присуждением Государственных и Ленинских премий. Одной из отличительных черт послевоенного развития советской науки явилось усиление ее связей с производством. Так, Институт электросварки Украинской Академии паук был связан с сотнями предприятий. Он широко пропагандировал и помогал предприятиям внедрять в производство новые методы электросварки. Советские ученые активно участвовали в строительстве крупнейших гидроэлектростанций. Академия наук СССР создала для этой цели специальный комитет во главе с Президентом С. И. Вавиловым. Большую работу проводили советские ученые по созданию средств механизации и автоматизации, автоматических станков и механизмов, новых синтетических материалов, по внедрению в промышленность химических методов производства. Советские геологи открыли новые месторождения угля, железной руды, калийных солей и т. д. Усиление коммунистического воспитания трудящихся.
В послевоенный период Коммунистическая партия уделяла большое внимание идеологической работе, развитию всех средств коммунистического воспитания. Огромный размах приняла пропаганда марксизма-ленинизма: в 1951 г. был закончен выпуск четвертого издания Сочинений В. И. Ленина. Предпринято второе, более совершенное издание Сочинений К. Маркса и Ф. Энгельса. В послевоенные годы большое распространение получили двухгодичные университеты марксизма-ленинизма, ставшие важной формой овладения марксистско-ленинской теорией партийным, советским, хозяйственным активом. Повсеместно на предприятиях, учреждениях создавались кружки по изучению истории Коммунистической партии. В 1947 г. передовые ученые страны создали Всесоюзное общество по распространению политических и научных знаний (ныне общество «Знание»), Вскоре оно превратилось в массовую организацию, в которой сотни тысяч ученых, представителей всех отрядов интеллигенции ведут большую работу по пропаганде знаний в народе. Деятельность этого общества играет важную роль в коммунистическом воспитании советских людей. С каждым годом расширялась культурно-просветительная работа среди населения. В целях усиления государственного руководства этой деятельностью в 1945 г. при СНК союзных республик были созданы Комитеты по делам культурно-просветительных учреждений и соответствующие органы в автономных республиках и местных Советах, а в 1953 г. было образовано союзно-республиканское Министерство культуры СССР и соответствующие министерства в республиках. Неуклонно росли ассигнования по государственному бюджету на культурно-просветительную работу (в 1958 г. па эти цели было ассигновано почти в два раза больше, чем в 1950 г.). Значительно выросла сеть культурно-просветительных учреждений, количество издаваемых книг, газет, журналов и их тиражи. Это были могучие средства в руках партии и государства в деле коммунистического воспитания народа, повышения его культурного и политического уровня. Возросла роль радио и телевидения. В конце 50-х годов радиопередачи велись на 95 языках народов СССР и других народов, в стране имелось около 50 млн. приемников и радиотрансляционных точек. В начале 50-х годов телецентры работали только в Москве, Ленинграде и Киеве, у населения имелось всего 225 тыс. телевизоров, в 1958 г. уже работало 58 телевизионных центров, а число телевизоров достигло 3 млн.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|