Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Агрессивность и враждебность как симптомы




Введение

 

В индивидуальном развитии человека чувства играют важную социализирующую роль. Они выступают как значимый фактор в формировании личности, в особенности ее мотивационной сферы. На базе положительных эмоциональных переживаний типа чувств, появляются и закрепляются потребности и интересы человека.

Чувства выполняют в жизни и деятельности человека, в его общении с окружающими людьми мотивирующую роль. В отношении окружающего его мира человек стремится действовать так, чтобы подкрепить и усилить свои положительные чувства.


Понятие враждебности. Основные направления и методы исследования враждебности

Чувства - высший продукт культурно-эмоционального развития человека. Они связаны с определенными, входящими в сферу культуры предметами, видами деятельности и людьми, окружающими человека.

Чувства - еще более, чем эмоции, устойчивые психические состояния, имеющие четко выраженный предметный характер, они выражают устойчивое отношение к каким-либо объектам (реальным или воображаемым). [7; 8]

Агрессивность - такая черта личности, которая проявляется во враждебности к людям, животным, обстоятельствам, к предметам культуры, склонности к разрушениям и неспровоцированной агрессии.

Агрессивный человек на большинство действий, случайных и не содержащих угрозы и желания навредить им, направленных к ним или нет, склонен проявлять агрессию. Человек со слабо развитой личностной чертой агрессивности будет пытаться сгладить возникший конфликт, разрядить обстановку.

 

Враждебность

 

В случае враждебности, человек всегда имеет перед собой определённый объект, к которому испытывает это чувство. Иногда враждебность и агрессивность как бы переплетаются, однако человек может находиться во враждебных отношениях с кем-то, а агрессивности не проявлять. Случается и наоборот, агрессивность возникает без враждебности, к людям, которым не испытывают враждебных чувств.


Причины агрессивности и враждебности

 

Отчего у людей появляются такие отрицательные личностные черты, иногда очень опасные для общества? Часто это происходит от недостатка любви и внимания, отсутствия положительных эмоций, при этом возникает сокрушительная агрессивность, направленная против всего мира, окружающих, а бывает, что и против себя самого.

А, если брать в масштабах страны и даже мира, то всплески агрессии, враждебности, терроризма в отдельных странах, в районах одной страны провоцируют появление агрессии и враждебности в других местах. Иногда это ответная реакция пострадавших, иногда это умелое психологическое воздействие на умы и чувства людей, иногда на уже существующие личностные черты агрессивности и враждебности накладывается окружающая обстановка.

Зачастую формирование агрессивности начинается у человека с детства. Пример поведения родителей, агрессия и враждебность членов семьи, просмотр фильмов с элементами агрессии, "воспитание улицы" с ее жесткими законами оказывают большое влияние на личностные черты ребенка.

 

Агрессивность и враждебность как симптомы

 

Агрессивность, враждебность, раздражительность, злобность довольно часто могут быть симптомами развивающихся патопсихологических изменений личности, приводящих к дисфории - расстройству настроения, характеризующемуся напряжённым, злобно-тоскливым аффектом с выраженной раздражительностью, доходящей до взрывов гнева с агрессивностью. [3]

Враждебность представляет собой эмоционально-личностное негативное отношение субъекта к другим субъектам или объектам. В основе враждебности лежат такие эмоции, как гнев, отвращение, презрение ("триада враждебности") согласно К. Изарду [4], а также страх.

Враждебность представляет собой эмоционально-личностный компонент агрессивного поведения (АП), мотивирующий возникновение намерения по нанесению ущерба (когнитивный компонент), которое, в свою очередь, является целью конкретных действий по нанесению вреда (операциональный компонент). В поведении, которое мы классифицируем как агрессивное, обязательно, в той или иной степени, должны быть представлены все эти три компонента. Преобладание одного из них определяет конкретный вид АП. Например, доминирование компонента враждебности наблюдается в случаях т. н. экспрессивной или импульсивной агрессии, протекающей по типу аффекта, что создает впечатление нецеленаправленной агрессии. Доминирование когнитивного компонента приводит к фантазиям агрессивного содержания. Преобладание третьей составляющей как раз и создает впечатление самостоятельного существования ИА.

Враждебность - это свойство какой-либо сущности и/или явления, отражающее не доброжелательный, не дружелюбный, неприязненный характер пристрастного (обоснованного или необоснованного) отношения к чему-либо, к кому-либо.

Примеры: враждебность отношений, враждебность тона разговора, враждебность обстановки, враждебность в отношениях людей, вспышка враждебности, скрывать чувство враждебности, латентная (затаённая) враждебность, нерациональная (противоречащая здравому смыслу) враждебность. [8] В психологии личности враждебность - это многомерный конструкт личности, который имеет когнитивный, аффективный и поведенческий компоненты. [11]

Когнитивный компонент представляет собой негативные оценки субъектом отношений элементов социальной и/или физической среды и неприязненное отношение к этим объектам. Представления субъекта об этих элементах основаны на относительной точке отсчета, на недо верии, подозрении и цинизме. Как правило, основой когнитивного компонента враждебности является духовная некомпетентность, аморализм.

Аффективный компонент, как правило, выражается в неприятных эмоциях субъекта отношений, в гневе, в ярости; в крайнем раздражении, направленных на объект отношений. Аффективный компонент может оцениваться по характеру цели, по интенсивности и по частоте проявления этого компонента.

Поведенческий компонент определяется особенностями установок субъекта отношений и особенностями аффективного компонента. Любое действие, как элемент поведения, нацелено на нанесение духовного, психического и физического вреда объекту отношений. Крайней формой выражения поведенческого компонента может быть терроризм. [11]

В мировой литературе термин “враждебность" не получил фиксированного определения и до настоящего времени трактуется различными авторами по-разному. В работах, посвященных обсуждаемой проблеме, его, как правило, употребляют наряду с двумя другими, по значению тесно связанными с ним: агрессия и гнев. [9]

Некоторые авторы ставят в соответствие понятиям враждебности, гнева и агрессии три аспекта психических явлений: когнитивный, эмоциональный и поведенческий соответственно. Другие, напротив, не проводят жестких границ между тремя компонентами и рассматривают враждебность как устойчивую комплексную личностную черту, подразумевающую девальвацию мотивов и личностных качеств других людей, ощущение себя в оппозиции к окружающим и желание им зла (активное или пассивное). Во многих работах, посвященных проблеме исследования враждебности используется деление на проявляемую и переживаемую враждебность. Наиболее полным и точным нам представляется определение Barefoot. По Barefoot, враждебность - антагонистическое отношение к людям, включающее когнитивный, аффективный и поведенческий компоненты. Аффективный компонент включает ряд взаимосвязанных эмоций, включая гнев, раздражение, обиду, негодование, отвращение и т.п. Когнитивный компонент включает негативные убеждения в отношении человеческой природы в целом (цинизм) и убеждения в недоброжелательности других людей по отношению к самому субъекту (враждебные атрибуции, недоверие). Наконец, поведенческий компонент включает разнообразные формы проявления враждебности в поведении, часто скрытые, - агрессию, негативизм, нежелание сотрудничать, избегание общения и т.д. Все три компонента враждебности, по мнению Barefoot, необходимо изучать отдельно - из тех соображений, что они связаны с психическим и физическим здоровьем посредством принципиально различных механизмов. Данное определение охватывает как устойчивую, так называемую личностную враждебность, так и разнообразные ситуативные комплексы враждебных установок или предиспозиций по отношению к конкретным людям в конкретных условиях.

Таким образом, в дальнейшем будет использовано следующее определение понятия враждебность: враждебность - негативное, оппозиционное отношение к окружающему миру (в первую очередь к людям) преимущественно когнитивного характера, подразумевающее наличие негативных эмоций и поведенческих проявлений в виде агрессии, негативизма, аутизации и т.д.

Наиболее активно враждебность стали исследовать в 80е годы, когда была обнаружена ее связь с физическим здоровьем. В настоящее время мы видим три основных направления прикладных исследований враждебности: изучение поведенческих проявлений враждебности (в частности, прогнозирование агрессии), изучение влияния враждебности на физическое здоровье (психологические факторы бронхиальной астмы, сердечно-сосудистой патологии и др.), изучение враждебности в рамках различных психических расстройств. [2]

Методы измерения враждебности можно разделить на три основные группы: опросники, в основе которых лежат данные самоотчета (шкала Ho-MMPI, опросник Басса-Дарки); экспертные оценки поведения испытуемого в рамках наблюдения или стандартизованного интервью; проективные тесты, часть из которых создана специально для измерения агрессии, гнева и враждебности, другая же часть - это более универсальные методики, в которых враждебность является лишь одним из множества измеряемых параметров (ТАТ, тест Роршаха, тест рисуночной фрустрации Розенцвейга, тест руки, РНЖ, методика незаконченных предложений и др.). Каждая группа характеризуется своими преимуществами и недостатками в плане достоверности, экономичности и удобства в применении. Очевидно, следует сочетать несколько различных методик в соответствии с целями и условиями проведения исследования (уровень осознанности переживаемой враждебности, возможность влияния фактора социальной желательности, характеристики работоспособности испытуемого и т.п.). [7]

Враждебность, таким образом, может быть одной из базовых характеристик объектов такого субъективного мира. Представления об окружающем мире как о враждебном формируются с первых дней жизни ребенка под влиянием целого ряда факторов, среди которых наследственные, семейные, социальные. Помимо этого, они могут сформироваться уже в зрелом возрасте вследствие психической травмы, когда картина мира претерпевает катастрофические изменения. Наряду с враждебностью следует учитывать ряд взаимосвязанных характеристик субъективного мира представлений, таких как: справедливость, контролируемость, предсказуемость и др. Взаимодействие всех этих характеристик дает нам весь спектр поведенческих проявлений так называемой “враждебной картины мира", моделями которых могут служить высокая агрессивность, заболевания психосоматического круга, избегание социальных контактов, депрессия, ПТСР и др.

В связи с изучением враждебной картины мира был создан опросник из 94 пунктов, среди которых утверждения относительно доброжелательности внешнего мира и окружающих людей, принципов распределения “хорошего" и “плохого” среди людей (предсказуемость, контролируемость, справедливость), а также относительно личностных качеств самого испытуемого. В основу подбора пунктов был положен список вопросов, разработанный в 1989 году Janoff-Bulman для изучения картины мира у больных ПТСР. Исследование, проведенное при помощи данного опросника и трех других методик (тест Роршаха по системе Экснера, опросник Басса-Дарки, тест УСК) на двух контрольных группах испытуемых - a) больные бронхиальной астмой; b) высоко агрессивные преступники (убийцы, насильники) -, показало возможность выделения специфичных для данных групп и отличных от нормы типов враждебности. [7]


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...