Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Ситуационно-прикладные задания

Происхождение государства. Понятие и основные

Признаки государства.

Вопросы для обсуждения:

Происхождение государства.

1.1. Первобытное общество. Власть в первобытном обществе, организация и формы ее осуществления.

1.2. «Неолитическая революция» как фактор социального расслоения общества, появление классов, собственности, государства.

Понятие и признаки государства.

Задания для практических занятий:

Тестовые задания

1.1. Для организации и осуществления власти в родовой общине не характерно:

а) принадлежность власти общине;

б) подчинение мерам общественного воздействия;

в) наличие специального аппарата управления.

 

1.2. Одним из немецких юристов, который стал основоположником теории, представляющей, что право появилось как продукт творческой деятельности конкретного народа, его «народного духа», был:

а) Л.И. Петражицкий;;

б) Ф. Энгельс;

в) Ф. Савиньи

г) Г. Гегель.

 

1.3. К сторонникам школы естественного происхождения права относятся:

а) М. Ковалевский;

б) Вольтер;

в) Ф. Энгельс;

г) С. Пуфендорф

 

1.4. К. Марксу и Ф. Энгельсу принадлежит идея возникновения государства, которую можно сформулировать следующим образом:

а) разросшаяся семья – основа государства;

б) государство возникло в результате суммы военно-политических факторов;

в) государство – продукт социально-экономического развития;

г) государство возникло в результате естественного отбора.

1.5. Характерной чертой экономики первобытного общества является:

а) милитаризация;

б) производящий характер;

в) интенсивный характер;

г) присваивающий характер;

д) огосударствление.

 

1.6. Политическими закономерностями возникновения государства являлись:

а) возникновение единобожия, религии, консолидирующей разрозненные общины в единую социальную общность;

б) создание системы учреждений и организаций, осуществляющих руководство обществом; обособление слоя профессионалов-управленцев, наделенных особыми правами и властными полномочиями;

в) формирование патриархальной семьи, трансформация родовой общины в соседскую, социальная дифференциация общества;

г) переход к производящей экономике, индивидуальному характеру трудовой деятельности, появление частной собственности.

1.7. Как называется свойство государства, выражающееся в верховенстве государственной власти внутри страны и ее независимости во вне?

а) правосубъектность,

б) политический режим,

в) государственный суверенитет,

г) правоспособность,

д) диктатура.

 

1.8. Какие собственные признаки государства отличают его от дру­гих форм организации людей?

а) общественная собственность, оборона, культура

б) народ, власть, территория

в) демократия, выборность, их сменяемость по воле общества

г) общие правила нормы поведения людей

д) особый аппарат публичной власти

 

1.9. Государство — это:

а) добровольное объединение людей

б) совокупность политических партий, общественных объединений, предприятий и организаций,

в) политическая организация, с помощью которой осуществляется травление обществом,

г) законодательные органы,

д) союз регионов.

 

1.10. Основным признаком государства является:

а) наличие аппарата власти и управления,

б) наличие аппарата принуждения,

в) разделение на территориальные единицы,

г) суверенитет,

д) все вышеназванное.

 

1.11. Основоположник естественно-правовой теории происхождения государства:

а) Гумплович,

б) Шершеневич,

в) Ломоносов,

г) Гольбах,

д) Алексеев

 

1.12. Кто из нижеуказанных мыслителей, считал что государство-это сосредоточение всех умственных и нравственных интересов граждан

а) Цицерон

б) Аристотель

в) Дидро

г) Руссо

д) Лассаль

 

1.13. К какой концепции теории происхождения государства отно­сится данное определение: государство есть продукт и проявле­ние непримиримости классовых противоречий:

а) естественно-правовая

б) материалистическая

в) органическая

г) психологическая

д) теория насилия

 

1.14. Кто является видным представителем органической теории происхождения государства:

а) Спенсер

б) Гумплович

в) Маркс

г) Руссо

д) Петражицкий

 

Установите соответствие заполнив таблицу

  Аристотель, Платон, Р.Филмер, Н.К. Михайловский   ирригационная;
 
Фома Аквинский
  органическая;
  Г. Гроций, Д. Локк, Т. Гоббс, А.Н. Радищев, Ж.Ж. Руссо;   материалистическая;
  Г. Спенсер, Г. Прейс, И.К. Блюнчли   патриархальная;
  Л. Гумплович, Е. Дюринг, К. Каутский   религиозная;
  К. Маркс, Ф. Энгельс, В. Ленин   договорная;
  К. Виттфогель   психологическая;
  Л.И. Петражицкий, З. Фрейд   насилия;
     

Завершите таблицу

Вопросы для сравнения Первобытное общество Государство
Принадлежность власти    
Принцип организации власти Родственные связи  
Социальная структура   Различные по социальным функциям и интересам группы
Основной общественный регулятор   Правовые нормы
Экономическая основа Коллективный труд, общественная собственность  

2.3. Восстановите логическую цепь событий:

переход от присваивающего хозяйства к производящему → →...
→ появление прибавочного продукта → …→
→ распад родовой общины и появление соседской …→
→ рост социального неравенства и усложнение производственных отношений → …→

2.4. Определите какие теории сущности государства изложены ниже:

Теория сущности государства Общая характеристика теорий сущности государства
  Одним из основателей этой теории был французский писатель Жозеф Артур де Гобино. Согласно его теории, в мире существуют «высшие» расы, призванные господствовать, и «низшие» расы, которым по своей природе предназначено находиться в подчинении у «высших»
 
Государством управляет элита – верхушка общества, так как народные массы не способны этого делать. Элита формируется по различным признакам: происхождение, образование, опыт, способности и т. д. Существует несколько элит, между которыми идет борьба за власть, причем народ конкретизирует их деятельность, используя избирательное право
  Суть теории возникновения государства в том, • что, государство возникает по модели семьи (т.е. государство - своеобразная «большая семья», состоящая из множества обычных семей). Это позволяет утверждать, что власть правителя (монарха, короля, царя и т.п.) является продолжением отцовской власти в семье. Следовательно, согласно данной теории: * монарх является отцом всего народа; * благосостояние общества невозможно без королевской (отцовской) заботы; * монарх действует во благо подданных, охраняет и защищает их (как отец членов семьи); * власть монарх (отца) ничем не ограничена и незыблема; * подданные обязаны чтить монарха и подчиняться ему, как члены семьи отцу.
  Государство возникло путем насилия: • одних членов общества над другими членами общества внутри одного государства; • одних государств над другими (завоевания, порабощения, колониальная политика). · мать государства - война и завоевание. Таким образом, краеугольным камнем теории насилия является утверждение, что главная причина возникновения государства лежит не в социально-экономическом развитии общества и возникновения классов, а в завоевании, насилии, порабощении одних племен другими.  
  Суть теории возникновения государства в том, что: • государство возникает и развивается подобно биологическому организму, • государство образуется одновременно со своими составными частями – людьми и будет существовать, пока существует человеческое общество; • люди образуют государство, как клетки - живой организм; • государственные институты подобны частям организма: а) правители - головному мозгу, б) коммуникации (почта, транспорт) и финансы - кровеносной системе, которая обеспечивает деятельность организма, в) рабочие и крестьяне (производители) - рукам и т. д.; • между государствами, как в живой среде, идет конкуренция, и в результате естественного отбора выживают самые приспособленные, например, Римская империя, в XVIII в. - Великобритания, в XIX в. - США. В ходе естественного отбора государство совершенствуется, все ненужное отсекается (абсолютная монархия, оторвавшаяся от народа церковь и т. д.). • Государственная власть – это господство целого над своими составными частями, выражающееся в обеспечении государством благополучия своего народа. Если организм здоровый, то и клетки его функционируют нормально. Болезнь организма подвергает опасности составляющие его клетки, и, наоборот, больные клетки снижают эффективность функционирования всего организма.
  Суть теории в том, что государство возникает в результате заключения "общественного договора" между людьми, находящимся в «естественном» состоянии, который превращает их в единое целое, в народ». Смысл идеи "общественного договора" в следующем: •первоначально люди находились в догосударственном (первобытном) состоянии; Руссо, напр., утверждал, что люди в естественном состоянии обладают прирожденными правами и свободами. • каждый преследовал только свои интересы и не считался с интересами других, что приводило к "войне всех против всех" (утверждение Гобса); • в результате "войны всех против всех" неорганизованное общество могло уничтожить само себя; • чтобы этого не случилось, люди заключили "общественный договор", в силу которого каждый передает часть своих прав государственной власти и берет обязательство подчиняться ей, а государство обязуется охранять неотчуждаемые права человека, т.е. право собственности, свободу, безопасность. • суверенитет принадлежит народу в целом, а правители это уполномоченные народа, обязанные отчитываться перед ним и сменяемые по его воле; • в результате был создан институт согласования интересов, совместной жизни, взаимной защиты - государство.
  Согласно данной теории государство возникло на классово-экономичской основе: * произошло разделение труда (земледелие, скотоводство, ремесло и торговля); * возник прибавочный продукт; * в результате присвоения чужого труда (в виде прибавочного продукта) произошло расслоение общества на классы - эксплуатируемых и эксплуататоров; * появились частная собственность и публичная власть; * для поддержания господства эксплуататоров над эксплуатируемыми создан специальный аппарат принуждения - государство. Как вывод следует, что государство выступает средством угнетения людей, поддержания господства одного класса над другим. С уничтожением классов, - утверждает марксистская теория, - отмирает и государство.  
  В Древнем Египте, где вначале на берегах Нила жили кочевые племена, люди постепенно переходили к оседлой жизни. Они приобретали трудовые навыки, научились управлять ежегодными наводнениями, распределять воды Нила на более обширные территории с помощью строительства каналов и водоподъемных устройств. Ирригационные работы, являясь довольно сложными и трудоемкими, требовали умелой организации. Ее стали осу-ществлять специально на то поставленные люди, способные охватить своим умом весь ход ирригационного строительства, организовать выполнение работ, устранить возможные препятствия в ходе строительства. Считают, что эти «организаторы» впоследствии и стали государственными служащими. Таким образом, в создании государства главным оказался ирригационный фактор.

Ситуационно-прикладные задания

3.1. В племени, проживающем в настоящее время в лесах Амазонки, сохраняется первобытнообщинный уклад. Люди вели примитивное хозяйство, вверяли управление старейшему соплеменнику, руководствовались обычаями племени. Когда их обнаружила группа ученых, в племени произошли значительные перемены. Получили сувениры в виде современной одежды, аудиотехники и продуктов питания. Власть в племени обрели ученые, которым удалось обучить аборигенов правилам более или менее цивилизованного общежития.

Можно ли рассматривать изменения, произошедшие в племени, свидетельством образования государственности?

 

3.2. Чем объясняется тот факт, что в первобытном обществе не было налогов и особой казны, тогда как их наличие является важнейшим признаком государства?

3.3. Соответствует ли историческим фактам патриархальная теория происхождения государства? Как описывали взаимоотношения главы государства и поданных сторонники этой теории? Чем объяснить тот факт, что в России царя называли «батюшкой», а Сталина «отцом народов»?

 

3.4. Студент Прохоров отвечая на вопрос «что такое государство» утверждал: «Это географическое образование!». Васильев не согласился с таким ответом и стал доказывать, что «государство это организация политической власти». Чью позицию вы разделяете?

3.5. При определении признаков государства студент Козлов указал публичную власть, правящую партию, территорию. Студент Комаров к ним отнес налоги, население, право. Назовите признаки государства.

3.6. В княжестве Лихтенштейн ликвидирован институт армии. Внешнеполитическая доктрина данного государства провозглашает отказ от ведения войны и подготовки к ней. Сохраняет ли княжество Лихтенштейн признаки современного государства?

 

3.7. Дайте сравнительную характеристику социальной власти первобытного общества и государственной власти.

3.8. Известный французский социолог Эмиль Дюркгейм считал: «Религия — наиболее первобытное из всех социальных явлений. Именно из нее путем последовательных трансформаций возник­ли все другие проявления коллективной деятельности: право, мораль, искусство, наука, политические формы и т.д. В принци­пе все религиозно». (Э. Дюркгейм. Социология. М., 1995, с. 206 )

Считаете ли вы такой подход правильным? Что Вы знаете о взаимодействии религиозных и правовых норм на ранних стадиях развития человечества?

3.9. В 1801 году армия Наполеона одержала победу над армией египтян, и Египет был включен в состав Французской Империи.

Перестал ли при этом Египет быть государством?

3.10. Определите, к критике какой теории происхождения государства обращено следующее высказывание Г. Еллинека:

«Практические последствия теории… сводятся не к обоснованию, а к разрушению государства. Если государство есть не что иное, как грубая, неразумная сила, – почему бы угнетенным этой силой не сделать попытки сбросить ее с себя, низвергнуть тех, кем осуществляется эта сила, или даже разрушить всю нашу столь прославленную цивилизацию…».

 

3.11. В работе Ф. Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства» называются естественная и общественные формы разделения труда. В учебной литературе – присваивающая и производящая экономика. Есть ли разница?

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...