Цивилизационный срез истории
Термин "цивилизация" (от лат. civilis - гражданский, государственный) до сих пор не имеет однозначного толкования. В мировой исторической и философской (в том числе футурологической) литературе он употребляется в четырех смыслах:
1. Как синоним культуры - например, у А. Тойнби и других представителей англо-саксонских школ в историографии и философии.
2. Как определенная стадия в развитии локальных культур, а именно стадия их деградации и упадка. Вспомним нашумевшую в свое время книгу О. Шпенглера "Закат Европы".
3. Как ступени исторического развития человечества, следующие за варварством. Такое понимание цивилизации мы встречаем у Л. Моргана, вслед за ним у Ф. Энгельса, сегодня у А. Тоффлера (США).
4. Как уровень (ступень) развития того или иного региона либо отдельного этноса. В этом смысле говорят об античной цивилизации, цивилизации инков и т.п.
Наиболее существенные черты цивилизации:
1) цивилизация есть собственно социальная организация общества. Это означает, что переходная эпоха, скачок от животного царства к социуму завершен; организация общества по кровно-родственному принципу сменилась организацией его по соседско-территориальному, макроэтническому принципу; законы биологические отошли на второй план, подчинившись в своем действии законам социологическим.
2) цивилизация с самого начала характеризуется прогрессирующим общественным разделением труда и развитием информационно-транспортной инфраструктуры. Разумеется, речь идет не об инфраструктуре, свойственной современной волне цивилизации, но к концу варварства прыжок от родоплеменной изолированности уже был совершен. Это позволяет характеризировать цивилизацию как социальную организацию со всеобщей связью индивидов и первичных общностей.
3) В-третьих, целью цивилизации является воспроизводство и приумножение общественного богатства. Собственно говоря, сама цивилизация родилась на базе появившегося (в результате неолитической технической революции и резкого роста производительности труда) прибавочного продукта. Без последнего было бы невозможно отделение труда умственного от труда физического, появление науки и философии, профессионального искусства и т.д. Соответственно под общественным богатством следует понимать не только его вещественно-материальное воплощение, но и ценности духовного порядка, в том числе и свободное время, необходимое индивиду и обществу в целом для их всестороннего развития. В состав социального богатства входит и культура общественных отношений.
Суммируя выделенные черты, можно согласиться с определением, согласно которому цивилизация есть собственно социальная организация общества, характеризующаяся всеобщей связью индивидов и первичных общностей в целях воспроизводства и приумножения общественного богатства [1].
Отличие цивилизации от формации:
в фундаменте цивилизации в целом и каждой из ее ступеней лежит технико-технологический базис, в связи с чем резонно говорить о трех ступенях (волнах) в развитии цивилизации - земледельческой, индустриальной и информационно-компьютерной [1].
В основе же формации - базис экономический, то есть совокупность производственных отношений.
Вопросы из тестов с ответами
1. Установите соответствие между подходом к изучению истории и его характерными особенностями
1. Деление исторического процесса на формации
2. Развитие общества во многом зависит от субъективного фактора
3. Мир разделен на центр и периферию.
| линейный подход
|
| нелинейный подход
|
| Мир-системный подход
|
| статичный подход
|
Решение:
Линейный подход к пониманию истории заключается в том, что внимание концентрируется только на «вертикальных» связях во времени, связи между стадиями развития внутри одних и тех же социоисторических организмов понимаются односторонне, при этом учитываются только причинно-следственные связи. К таким подходам можно отнести, прежде всего, формационный подход К. Маркса.
Под нелинейностью понимаются отступления от пропорциональной зависимости между причиной и следствием. Для нелинейного процесса характерны ситуации, в которых будущее неоднозначно определяется настоящим, так как у людей есть свобода воли. Таким образом, в общественное развитие вмешивается субъективный фактор.
И. Валлерстайн – американский социолог, является автором Мир-системного подхода к периодизации истории. Его главный вклад состоит в координации большого числа исследований, которые включают в себя междисциплинарные исследования в социологии, политэкономии, политике и истории. Данный подход рассматривает мир как целостность, которая связанна с международным разделением труда и не регулируется никакой политической структурой. Основной идеей Мир-системного подхода является тезис о том, что капиталистический мир разделен на центр и периферию. Во главе мировой торговли стоят США.
2. Установите соответствие между философами и их взглядами на соотношение понятий «культура» и «цивилизация»
1. А. Тойнби
2. Э. Тайлор
3. О. Шпенглер
4. Ф. Бродель
| Цивилизация – определенная фаза в развитии культуры, где существует государство и письменность.
|
| «Культура» и «цивилизация» – синонимы.
|
| «Цивилизация» – умирающая культура.
|
| Цивилизация – база культуры.
|
| Понятия «культура» и «цивилизация» никак не связаны друг с другом.
|
Решение:
Все многообразие точек зрения можно свести к основным взглядам на соотношение понятий «культура» и «цивилизация»: 1) как определенная фаза развития культуры – А. Тойнби рассматривал цивилизацию как этап развития культуры, где возникают поселения, государство и письменность. Особо он выделяет религию, выделяя ее синтезирующую роль; 2) как сходные, так и имеющие важные различия – Ф. Бродель придерживался точки зрения, согласно которой цивилизация составляет базу культуры, выступая в качестве одного из ее элементов, образующих совокупность духовных явлений; 3) как противоположности – согласно теории О. Шпенглера, цивилизация является умирающей, гибнущей и распадающейся культурой. Культура, по его мнению, это живой и растущий организм, она дает простор для развития искусства и литературы, для творческого расцвета личности; в цивилизации же нет места для творческого расцвета личности, в ней господствуют техника и бездушный интеллект, она превращает людей в безликие существа; 4) как синонимы – культура для Э. Тайлора складывается в целом из знаний, верований, искусства, нравственности, законов, обычаев и некоторых других особенностей и привычек, усвоенных человеком как членом общества. Ученый был активным сторонником применения эволюционной теории к культуре. Эволюционное развитие человечества шло от дикости через варварство к цивилизации.
3. Установите соответствие между философами и созданными ими теориями развития общества.
1. А. Тойнби
2. К. Маркс
3. У. Ростоу
4. Г. Риккерт
| цивилизационная теория
|
| формационная теория
|
| теория стадий экономического роста
|
| теория ценностей
|
| теория исторического круговорота
|
Решение:
Цивилизационная теория общества исходят из представления, что исторический процесс есть сосуществование и смена замкнутых локальных систем – цивилизаций, или культурно-исторических типов, которые, подобно живым организмам, проходят периоды роста, расцвета, упадка и разложения. Данную теорию разрабатывали многие мыслители: Н. Данилевский, О. Шпенглер, К. Леонтьев, А. Тойнби.
Формационная теория К. Маркса и Ф. Энгельса, в соответствии с которой в основе общественного развития лежит материальное производство. Развитие производительных сил обусловливает смену общественно-экономических формаций. Общественно-экономическая формация – это ступень в развитии общества, цельная социальная система, которая функционирует и развивается по своим законам на основе определенного способа производства. Собственность на средства производства определяет место человека в обществе.
Теория стадий экономического роста У. Ростоу исходит из того, что по мере совершенствования технологий увеличивается доля накопления капитала в национальном доходе. В результате этих изменений общество проходит стадии: 1) традиционную (аграрное общество), 2) переходную (появление предпринимательства), 3) стадию «сдвига» (промышленная революция, социально-экономические преобразования), 4) период «зрелости» (индустриальное общество), 5) эру «высокого уровня массового потребления», идеальным типом которого является англо-американский образец.
Согласно теории ценностей (Г. Риккерт, М. Вебер), в основе развития общества лежат ценности как осознанные интересы людей, побуждающие их к определенным действиям. Социальная система предполагает существование разделяемых всеми общих ценностей, при этом все ценностные системы равноправны. Типы ценностей: 1) целерациональные, определяемые разумно поставленной целью и лежащие в основе практической деятельности, 2) ценностно-рациональные, определяемые убеждениями о добре, красоте, чести, достоинстве и т.д., 3) аффективные, возникающие под влиянием сильных эмоций и переживаний, 4) традиционные, основанные на длительной привычке.
4. Установите соответствие между выделенными Г. Гегелем мирами в истории и их особенностями.
1. Деспотические формы правления
2. Дух достигает полного расцвета и зрелости
3. «Царство прекрасной свободы»
4. Аристократия как форма правления
| Восточный мир
|
| Германский мир
|
| Греческий мир
|
| Римский мир
|
| Евразийский мир
|
Решение:
В соответствии с географией Г. Гегель историю делит на Восточный мир, Греческий, Римский и Германский.
Восточный мир – детский возраст истории. Здесь царствует деспотизм и свободным чувствует себя только деспот. Люди вращаются вокруг одного центра, то есть властителя, который стоит во главе государства как патриарх. Он требует от всех граждан соблюдать соответствующие предписания.
Греческий мир – период юности всемирной истории, когда формируются индивидуальности. Здесь, по мнению Г. Гегеля, царствуют действительная свобода индивида, истинная гармония, мир и согласие. Индивидуальная воля субъекта придерживается обычаев, привычек, общепринятых норм и законов.
Римский мир – возраст возмужалости истории. В Риме господствует абстрактная свобода, ставящая государство и политику выше любой индивидуальности, но вместе с тем создается свободная личность, отличающаяся от индивидуальности. Преобладающей формой правления становится аристократия. Аристократия борется с царями, плебеи с аристократией.
Германский мир – четвертый период истории. Германский народ, по убеждению Г. Гегеля, призван хранить христианские принципы духовной свободы и примирения. Дух в германском мире достигает полного расцвета и зрелости. Венцом и вершиной развития всемирной истории представляется прусская монархия.
5. Установите соответствие между понятиями и способами типологизации общества:
1. Культурно-исторический тип
2. Рабовладельческое общество
3. Мир-империя
| цивилизационный подход
|
| формационный подход
|
| миросистемный подход
|
| стадиальный подход
|
Решение:
К. Маркс разбил исторический процесс на определенные периоды, основой деления для него является материальный фактор – способ производства. Он ввел в социальную философию для обозначения различных этапов в развитии человечества новую категорию – общественно - экономическая формация. К. Маркс разбил всю историю на пять формаций: первобытно-общинную, рабовладельческую, феодальную, буржуазную и коммунистическую. Каждая последующая формация является более прогрессивной по сравнению с предыдущей. Стадиальный подход в периодизации исторического процесса нашел свое проявление в вычленении таких основных стадий истории человечества, как дикость, варварство, цивилизация. Выделяются также всемирно-исторические эпохи: древневосточная, античная, средневековая, новая и новейшая истории.
Сторонники цивилизационной типологии общества исходят из представления, что исторический процесс есть сосуществование и смена замкнутых локальных систем – цивилизаций, или культурно-исторических типов, которые, подобно живым организмам, проходят периоды роста, расцвета, упадка и разложения. Н. Я. Данилевский утверждает, что цивилизации, или культурно-исторические типы, развиваются замкнуто и изолированно, но отсюда не следует, что они не влияют друг на друга.
И. Валлерстайн является автором мир-системной типологии общества. Он вводит в философию понятия мир-империи, мир-экономики и мини-системы. В качестве главного критерия деления мировой истории на определенные системы он выдвигает разделение труда. Мир-империи, по его мнению, являются широкими политическими структурами и охватывают широкое разнообразие «культурных» образцов. Основной логикой такой системы является взимание дани с непосредственных производителей. Мир-экономики – это обширные неравные цепи из объединенных структур производства, рассеченные многими политическими структурами. Прибыль здесь распределяется неравным образом в пользу тех, кто способен достичь временных монополий. Мини-системы являются мини, потому что они занимают небольшое пространство и связаны с короткими промежутками времени.
6. Установите соответствие между культурными особенностями и типами цивилизаций
1. Интенсивность развития, плюрализм в экономике и политике
2. Преобладание духовной культуры над материальной, созерцательность
3. Многонациональность, соборность, миссионизм
| западная цивилизация
|
| восточная цивилизация
|
| русская цивилизация
|
| первобытное общество
|
Решение:
Восточная цивилизация, или традиционное общество, воспроизводит существующий образ жизни в течение длительного времени и ее эволюция носит циклический характер. В ее основе лежит следующая система ценностей: 1) направленность на поддержание сложившегося образа жизни, ориентация на опыт предков; 2) приоритет общественных ценностей над личными; 3) созерцательность, установка не на внешнюю практическую деятельность, а на внутреннее самосовершенствование. Для Востока также характерен экстенсивный тип развития, ориентированный не на преобразование среды, а на приспособление к ней, отсюда медленное изменение производственных технологий и социальной структуры, низкий уровень социальной мобильности.
Западная цивилизация, или индустриальное общество (Европа и Северная Америка) характеризуется быстрыми темпами развития на основе изменений в технике и технологии. В ее основе лежит следующая система ценностей: 1) модернизм, ориентация на все новое, на изменение жизненных условий; 2) индивидуализм, понимание личности как высшей, свободной, самостоятельной ценности 3) практицизм, установка на внешнюю познавательную активность и преобразовательную деятельность. Это ведет к интенсивному развитию западной цивилизации и плюрализму в экономике и политике.
Русская цивилизация имеет свою историю, свой путь развития. Россия целиком не вписывается ни в один из двух принципиально различных типов общественного устройства – ни в Запад, ни в Восток. Образ жизни и мысли в России не был ни чисто европейским, ни чисто азиатским, ни простой суммой двух начал, он всегда отличался, и будет отличаться своеобразием. Русские мыслители (В.С. Соловьев, Н.А. Бердяев, С.Л. Франк, Н.О. Лосский и др.) отмечали существование общероссийского духа и выделяли основные черты русского народа – многонациональность, многокультурность, соборность, державность, мессианизм, миссионизм доброту и т.д.
7. Установите соответствие между общественно-экономическими формациями и их характерными признаками.
1. Охота, рыболовство и собирательство как основные формы хозяйственной деятельности
2. Равный труд равных собственников
3. Присвоение труда зависимых крестьян
4. Преобладание наемного труда рабочих
| первобытнообщинная
|
| коммунистическая
|
| феодальная
|
| капиталистическая
|
| рабовладельческая
|
Решение:
Формационный подход исходит из того, что общество развивается прогрессивно. Ступени общественного развития: 1) первобытное общество, для которого характерен низкий уровень развития производительных сил, охота и собирательство как основные формы хозяйственной деятельности, отсутствие частной собственности и эксплуатации человека человеком; 2) рабовладельческое, где с переходом к производящему хозяйству используется труд рабов, а прибавочный продукт полностью присваивается собственником; 3) феодальное, в котором используется труд крепостных крестьян, сохраняющих личную зависимость от собственников, но при этом заинтересованных в результатах труда в связи с появлением излишков производства; 4 ) капиталистическое, основанное на машинном производстве и труде наемных рабочих, которые, не владея средствами производства, находятся в экономической зависимости от собственников; 5) коммунистическое – общество будущего, для которого характерен высокий уровень развития производительных сил, общественная собственность на средства производства и отсутствие эксплуатации.
8. Центральным понятием философии В. И. Вернадского является …
| ноосфера
|
| цивилизация
|
| мини-система
|
| формация
|
Решение:
Ноосфера – сфера разума, особый этап в развитии биосферы, решающее место и роль в котором принадлежит духовному творчеству человечества. Этот термин введен в культурное и научное обращение в конце 20-х годов XX века французским палеонтологом Е. Ле Руа. Философское и научное наполнение этот термин получил благодаря работам В. И. Вернадского и П. Тейяр де Шардена. В. И. Вернадским ноосфера понимается как сфера разума, которая производит преобразующее воздействие на биосферу. Ведущую роль в ней играют разумные, идеальные реальности: творческие открытия, духовные, художественные, научные идеи, которые материально осуществляются в природе и в искусственных системах.
9. Мыслителем, утверждавшим, что выдающаяся личность должна обладать тремя решающими качествами: страстью, чувством ответственности и глазомером, был …
| М. Вебер
|
| К. Маркс
|
| А. Тойнби
|
| Г. Гегель
|
10. Смыслом исторического развития общества, по мнению П. Тейяра де Шардена, является …
| соединение душ людей в космическом Христе
|
| достижение нирваны
|
| достижение «всеединства», слияния мира с Богом
|
| познание мировым духом самого себя
|
11. Автором произведения «Исторические письма» является …
| П. Л. Лавров
|
| П. Я. Чаадаев
|
| Ф. М. Достоевский
|
| В. С. Соловьев
|
12. Мыслителем, отстаивающим приоритетность географических факторов в общественном развитии, был …
| Ш. Монтескье
|
| Д. Белл
|
| Т. Мальтус
|
| Г. Гегель
|
13. Движущей силой общественного развития является божественное провидение, считают представители _____________ подхода.
| теологического
|
| экономического
|
| феноменологического
|
| утопического
|
Решение:
Движущей силой общественного развития является божественное провидение, считают представители теологического подхода. История – борьба между земным миром (где царствует зло, грех, скорбь) и царством божием (основанном на благочестии, смирении, любови).
14. Мыслителем, рассматривающим научно-технологический потенциал главенствующим показателем исторического развития, является …
| Д. Белл
|
| О. Шпенглер
|
| Ж.-П. Сартр
|
| Г. Гегель
|
Решение:
Мыслителем, рассматривающим научно-технологический потенциал главенствующим показателем исторического развития, является Д. Белл.
Д. Белл – американский социолог, автор концепции постиндустриального общества, подчеркивает всевозрастающую роль техники в общественном развитии. Постиндустриальное общество он представляет как общество, где организация теоретических знаний является первостепенной.
15. Гегель рассматривал всемирную историю как закономерный процесс развития …
| абсолютной идеи
|
| классовой борьбы
|
| производительных сил
|
| социальной мобильности
|
16. Автором произведения «К вопросу о роли личности в истории» является …
| Г. В. Плеханов
|
| С. Л. Франк
|
| Н. Я. Данилевский
|
| В. С. Соловьев
|
17. История раздроблена во времени и пространстве и представляет собой развитие локальных цивилизаций, считают представители ____________ подхода.
| цивилизационного
|
| формационного
|
| линейного
|
| субстанционального
|
Решение:
История раздроблена во времени и пространстве и представляет собой развитие локальных цивилизаций, считают представители цивилизационного подхода. Вся история человечества выступает как бесконечное повторение множества одних и тех же процессов, имеющих в рамках отдельных цивилизаций циклическую структуру – от их зарождения до упадка. Наиболее полное воплощение цивилизационный подход нашел в трудах Н. Я. Данилевского, О. Шпенглера, А. Дж. Тойнби.
18. Идею регресса исторического развития предложил …
| Гесиод
|
| Геродот
|
| Вольтер
|
| Аристотель
|
Решение:
Идею регресса исторического развития предложил Гесиод – древнегреческий мыслитель. Идея исторического регресса в трудах Гесиода, была выражена в схеме нисходящего развития общества «от золотого века, через серебряный, медный до железного века».
Воспользуйтесь поиском по сайту: