Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Диагностика субъективного отношения к природе

 

Развитие экологической культуры субъектов образовательного процесса предполагает наличие диагностического аппарата, отслеживающего этот процесс. В настоящее время существует достаточное количество опросников, анкет, тестов, исследующих различные стороны экологической культуры. Несмотря на это, полное представление о сформированности этого феномена в целом составить достаточно трудно.

В рамках экологической психодиагностики разрабатываются методики, предназначенные для диагностики различных аспектов психологических процессов, происходящих при взаимодействии человека (реальном или идеальном) с природными комплексами или отдельными природными объектами. К ним относятся методики, направленные на диагностику субъективного отношения к природе.

Субъективное отношение к природе – это субъективно окрашенное отражение личностью взаимосвязей своих потребностей с объектами и явлениями природы, являющееся фактором, обусловливающим поведение.

Центральные параметры субъективного отношения к природе – это модальность, которая является его качественной характеристикой и интенсивность, являющаяся показателем того, в какой степени запечатлены в объектах отношения те или иные потребности личности и в каких сферах и в какой степени проявляется данное отношение.

Модальность – это параметр субъективного отношения к природе, дающий его качественно-содержательную характеристику:

- прагматическая модель взаимодействия с природой

- непрагматическая модель взаимодействия (фанаты природы).

Характеристика модальности связана с вопросом – субъектом или объектом по отношению к личности является природа? Действия, вполне допустимые в отношении объектов, могут быть безнравственными, наказуемыми в отношении субъектов.

Выделяют 4 типа модальности отношения к природе: объективно-прагматический, объективно-непрагматический, субъективно-прагматический, субъективно-непрагматический.

В соответствии со сферами проявления отношения выделяют 4 компонента интенсивности отношения к природе:

- перцептивно-аффективный компонент характеризует уровень эстетического освоения объектов природы, отзывчивости на их витальные (жизненные) проявления и этического освоения;

- когнитивный компонент характеризует уровень изменений в мотивации и направленности познавательной активности, связанной с природой, которые проявляются в готовности и стремлении получать, искать и перерабатывать информацию об объектах природы;

- практический компонент характеризует уровень готовности и стремления к практическому взаимодействию с объектами природы, осваивать необходимые для этого технологии (умения, навыки) и т.д.

- поступочный компонент характеризует уровень активности личности, направленной на изменение ее окружения в соответствии со своим субъективным отношением к природе.

Личность с низким уровнем развития отношения к природе характеризуется, прежде всего, очень низким уровнем поступочного компонента интенсивности. Низкими показателями отличаются также практический и когнитивный компоненты, а перцептивно-эффективный компонент – не на низком, а на среднем уровне и доминирует в структуре интенсивности. Личность со средним уровнем развития субъективного отношения к природе характеризуется средними показателями интенсивности. Личность с высоким уровнем субъективного отношения к природе характеризуется высокими уровнями практического, когнитивного перцептивно-аффективного компонентов (мир природы – цель, а не средство).

 

Развитие субъективного отношения к природе в онтогенезе

 

Возраст Тип субъективного отношения к природе  
Дошкольный и младший школьный Когнитивный субъективно-непрагматический. Отношение к природе в первую очередь проявляется в познавательной сфере. Все большее значение начинают приобретать практический и поступочный компоненты (готовность принять активное участие в деятельности).    
Младший и средний подростковый (10 – 13 лет)   Возраст Поступочный субъективно-непрагматический. Наименьший уровень выраженности экологических установок прагматического типа. Растут установки природоохранного типа и готовность участвовать в природоохранной деятельности.   Тип субъективного отношения к природе  
Старший подростковый (14 – 15 лет) Практический объективно-прагматический. Разрушается субъективное восприятие природных объектов. Происходит резкий рост экологических установок прагматического типа (природа – «объект пользы»). Зачастую система реальных прагматических установок, определяющих характер взаимодействия с природными объектами, не соответствует декларируемым природоохранным мотивам.  
Юношеский (16 – 17 лет) Перцептивный субъективно-непрагматический. Достигают максимума экологические установки эстетического типа и склонность к выбору эстетического вида деятельности с природными объектами. Падает степень выраженности экологических установок прагматического типа.

 

 

В рамках нашего исследования для диагностики экологической культуры как феномена нами была использована вербальная ассоциативная методика «ЭЗОП» (Дерябо С.Д., Ясвин В.А.). Методика «ЭЗОП» направлена на выделение четырех типов установок по отношению к природе:

¨ эстетической установки (обозначение «Э»), если личность воспринимает природу как объект красоты;

¨ когнитивной установки (обозначение «З»), если личность воспринимает природу как объект изучения;

¨ этической (обозначение «О»), если природа воспринимается как объект охраны;

¨ прагматической (обозначение «П»),когда природа рассматривается как объект пользы.

 

Основной целью использования методики «ЭЗОП» является корректировка работы коллектива школы в области формирования экологической культуры на уровне установок по отношению к природе. Как достаточно наглядно показывают результаты многолетних исследований С.Д. Дерябо и В.А. Ясвина () вид установки по отношению к природе в разные возрастные периоды коррелируется с типом деятельности учащихся с природными объектами. Кроме того большое педагогическое значение в процессе личностного влияния на формирование экологического сознания школьников имеет целостность и гармоничность отношения к природе самого учителя.

Выбор данной методики обусловлен также тем, что при достаточной информативновти, она не трудоемка и может быть использована для широкого круга респондентов – учащихся (начиная с пятого класса), педагогов и родителей.

 

Литература

 

 

1. Дерябо С.Д. Экологическая психология: диагностика экологического сознания. – М.:Московский психолого-социальный ин-т, 1999. – 310 с.

2. Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Экологическая педагогика и психологияю – Ростов-на-Дону: “Феникс”, 1996. – 480 с.

3. Модестова Т.В. Теория и методика применения педагогических мастерских в процессе становления экологической культуры школьников 5-6 классовю –Автореферат дисс… канд. пед. наук. – СПб., 2001. – 24 с.

4. Ясвин В.А. особенности личностного отношения к природе в подросттковом и юношеском возрасте// Вопросы психологии. –1995. - № 4. – С.19 –28.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...