Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Социология культуры и социология общественного сознания




В отечественной социологической литературе далеко не всегда" четко разделяются понятия: «духовная жизнь», «духовная куль­тура» и «общественное сознание». Все они неразрывно взаимосвя­заны, ибо характеризуют человека, его духовную и духовно-прак­тическую деятельность. Однако их нельзя считать синонимами.

Наиболее широкий объем среди них имеет понятие «духовная жизнь», охватывающее все проявления человеческого духа во всех без исключения сферах общественной жизни. Разделить мате риал ь-ную и духовную жизнь общества можно только в абстракции, по­скольку любые материально-практические действия людей имеют духовные стимулы и предпосылки, ибо план (проект) любого из них создается в голове человека. Разве не живет богатой духовной жизнью конструктор, создавая новый тип машины, новую техно­логию, или рационализатор, совершенствуя эти машины и техноло­гические процессы?

Невозможно отделить материальное от духовного в многообраз­ных бытовых ритуалах и обрядах (свадьба, похороны и пр.). Изучая любой социальный процесс, мы сталкиваемся как с мате­риальными, так и с духовньми процессами, ибо в «чистом» в иди ни те, ни другие не существуют. Еще Гегель сетовал, что на духе лежит «проклятие»: «быть отягощенным материей». Поэтому, гово-ря о духовной жизни, мы рассматриваем не только сами идеи, но и ценности, призванные удовлетворять духовные потребности человека.

Отсюда становится ясным различие между «духовной жизнью" и «общественным сознанием», связанным именно с процессами

отражения и преобразования мира в сознании, в головах людей. Общественное сознание входит в структуру духовной жизни обще­ства, но последняя отнюдь не ограничивается им. Духовная жизнь охватывает и духовно-практическую деятельность. Это различие должен учитывать социолог, изучающий субъективную сторону жизнедеятельности общества.

Понятно, что такое широкое явление, как духовная жизнь об­щества, изучается целым комплексом социологических дисциплин. Вообще не существует социологического исследования (в отличие. скажем, от конкретно-экономических исследований), которые так или иначе, прямо или косвенно не касалось бы духовной жизни общества. Если же и говорят о социологии духовной жизни, то подразумевают иод ней: а) изучение общественного сознания, всех его видов и форм; б) социологию культуры. Но социология куль­туры не может полагаться частью, составным элементом социоло­гии духовной жизни. Как известно, культура подразделяется на материальную и духовную, ибо раскрывает формирование и раз­витие человека во всей совокупности проявлений его социальной деятельности, материальной и духовной. В этом смысле предмет социологии культуры оказывается более широким, чем социология духовной жизни.

Глпвное же различие между ними состоит в том, что культура не ограничивается только сферой духа, сознания: она включает в себя и соответствующую духовно-практическую деятельность по реализации возникшего в голове человека замысла, и результаты этой деятельности (ценности культуры), и социальные институты. организующие эту деятельности. Например, художественная куль­тура включает в ссбя художественное сознание, по отн-одь не сво­дится к нему. Ее элементами выступают: процесс художественного творчества (как часть культурной деятельности); сами художест­венные ценности; художественная критика, учреждения, занятые созиданием, сохранением и распределением художественных про­изведений (творческие союзы, театры, киностудии музеи, выстав­ки, художественные учебные заведения и т. д.). При этом следует учитывать, что культура представляет собой синтез многовекового развития человечества, начиная с самых: древнейших времен. Она кристаллизует социальный опыт человечества, отбирая и сохраняя самые ценные его достижения. В «снятом» виде в пей содержится ч история общественного сознания, которое представляет собой «сиюминутный» срез, включающий г. себя великие и ничтожные чдси, взгляды ипредставления, и кратковременные вспышки обще­ственных настроений, и многообразные социальные чувства ч т.д. Таким образом, культура и общественное сознание оказываются Тесно связанными, по отнюдь не тождественными общественными явлениями и изучаются разными социологическими дисциплинами: социологией общественного сознания и социологией культуры, О различных дисциплинах в системе социологии культуры речь

 

предприятий» и т. д. Конечно, некоторые кооперативы дают вес­кий повод для таких взглядов, но это не может бросить тень на всех кооператоров.

В сознании людей еще прочно живет укоренявшийся в годы тоталитаризма страх: люди боятся брать землю в аренду, ожидал нового «раскулачивания», боятся приватизации предприятий —от­берут со временем, боятсл новых попыток: путча, новых межна­циональных конфликтов, безработицы, роста цен, голода и пр,

Неудовлетворенность «витальных» (жизненных) потребностей тормозит развитие личности, порождает озлобленность и бездухов­ность. Все эти противоречия в сознании могут быть преодолены только и результате выхода из социально-экономического кризиса, повышения уровня жизни, ликвидации дефицита на самые необ­ходимые потребительские товары. Социологи призвано! объективно фиксировать сложившиеся противоречия и активно участвовать в выработке рекомендаций по их разрешению.

 

 

6. О СПЕЦИФИКЕ МЕТОДИКИ И ТЕХНИКИ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ

Мы не будем говорить об общих для всей социологии методах, применение которых не требует учета специфики культуры. Однако в социологии культуры есть и некоторые особые методы, которым?! должен овладеть социолог, решивший работать в этой сфере.

Социолог, приступая к исследованию, прежде всего должен собрать и систематизировать все имеющиеся по теме его исследо­вания статистические материалы. Статистика по проблемам куль­туры очень бедна. Правда, в последнее время положение стало меняться к лучшему. Главным статистическим источником для социолога, занимающегося проблемами культуры, являются сбор­ники «Народное образование, наука и культура в СССР». Первый такой сборник издан в 1977 г., последний под названием «Народ­ное образование и культура в СССР» — в 1989 г. (Сборники до науке сейчас издаются отдельно.)

Определенный материал можно найти и в новой серии стати­стических сборников «Социальное развитие СССР» (последний выпуск — данные на 1989 г.)- Можно надеяться, что статистиче­ские органы России продолжат выпуск этой серии и после рас­пада СССР. Наконец, можно рекомендовать социологу и сборник «Молодежь СССР», впервые опубликованный в 1990 г.

Материалы по региону, на территория которого проводится исследование, частично имеются и в региональных (областных, городских, краевых, республиканских) статистических сборниках, издающихся повсеместно. В Свердловской области последнее изда­ние сборника «Свердловская область в цифрах» вышло в 1991 ь Однако этих данных социологу может быть недостаточно. Мест-

ные комитеты по статистике сравнительно немногое могут дать сиерх опубликованных в сборниках материалов. Самостоятельные ;кс поиски сводных статистических данных по городу, а тем бо­лее — по области, краю, республике, весьма затруднены. Дело в гпм. что культура раздроблена и не имеет единой статистики.

Государственные (министерства культуры и ведомственные) учреждения культуры дают показатели в расчете на количество населения, а профсоюзные учреждения культуры — на количество работающих на данном предприятии. Поэтому свести их данные воедино очень сложно. Учтем также, цифрам о количестве посе­тителей бесплатных мероприятий, количестве членов бесплатных кружков и коллективов верить нельзя, ибо они завышаются вдвое, г.трое. поскольку от количества посетителей зависит категория клуба.

Бее клубны-е учреждения города (за очень немногим исключе­нием) — профсоюзные, а большинство клубов села — государствен­ные. Городские библиотеки разделены между государством, проф­союзами и ведомствами. Б последнее время появилось немало коо­перативных, арендных и частных учреждений культуры. Это еще более осложняет статистические расчеты, ибо наиболее точные дан­ные о них могут быть получены лишь в районных Советах, где они зарегистрированы.

Большую помощь социологу могут оказать систематически изда­ваемые Главным вычислительным центром Министерства культуры России статистические сборники. В них содержатся прекрасные материалы о посещаемости и репертуаре театров. Социолог может на основе этих обзоров сказать, сколько человек посмотрело и Рос­сии ту или иную пьесу, сколько раз она прошла, скол т ко театров ее поставили и т. д. Богатейшие статистические материалы содер­жатся в этих выпусках о клубах, библиотеках, парках, музеях. Взаимосоппставление выпусков равных лег по одной и той же теме даст возможность выяснить доминирующие тенденции разви­тия тех или иных учреждений.

Надо сказать, что пока эти богатейшие, поистине уникальные материалы не были в достаточной мерс обобщены и изучены ни одним ученым-культурологом. Однако серьезным недостатком всех этих выпусков является ведомственность: они охватывают только учреждения, находящиеся в ведении Министерства куль­туры России. Если по театрам они дают сравнительно полное пред­ставление о театральной жизни страны (в статистику не сошли лишь несколько ведомственных театров и, разумеется, все негосу­дарственные театры, которых раньше было очень мало), то уже материалы по клубам, музеям, библиотекам нельзя распростра­нять на всю Россию.

Работа над статистическим материалом — трудоемкий и ответ­ственный этап социологического исследования культуры. Он под­разделяется, в свою очередь, па 3 последовательных этапа: 1) сбор

статистических материалов; 2) сведение их в единую систему пока­зателей (методика такого сведения должна непременно даваться б отчетах и публикациях результатов исследования); 3) обработка сводных цифр (составление графиков, таблиц. математическая обработка данных и т. д.).

К сожалению, в практике социологических исследований стати­стическому материалу уделяется крайне незначительное внимание, Возьмем, например, подготовленный отраслевой социологической службой Министерства культуры России выпуск «Филармониче­ская музыкальная деятельность в системе современной городской культуры» (М., 1989). Исследование выполнено на высоком про­фессиональном уровне, но никакой статистики об общем количестве концертов в 6 исследуемых городах и структуре концертов по видам и жанрам в отчете не содержится, что существенно обедняет его. Подготовка к проведению опросов требует максимально пол­ного знакомства со статистикой. Зяповедс-ю социолога должен стать следующий принцип: ни к коем случае не ставить в анкетах и интервью вопросы, ответы на которые можно найти в стати­стике. Между тем. нередко в анкетах и сегодня встречаются совер­шенно ненужные вопросы, на которые реципиент часто вообще не может дать ответ. Например, опытные социологи Нижневартовска, изучая состояние культуры города, поставили в анкету для жителей микрорайонов два вопроса: почему уходят работники культуры из клубных учреждений и куда, в какие сферы народного хозяйства они уходят? Естественно, ответов на эти вопросы они не получали и получить не могли, ибо люди просто не знали ни причин уволь­нения, ни места дальнейшего трудоустройства клубных работников культуры.

Подобные вопросы попадают в анкеты, ибо социологи ленятся заглянуть в текущую статистику самих учреждений культуры, без которой исследование неизбежно окажется обедненным. Здесь без всяких анкет можно выяснить реальное состояние текучести кад­ров, основные причины увольнений. Огромный материал дает и работа с документами,

Нлпример, прекрасная статья была написана па основе кон-тент-анализа протоколов Правления клубных учреждений проф­союзов. Анализ показал, что эти Правления превратились в чисто формальный орган, всецело зависимый от воли директора клуба. Б 1989 г. НИИ культуры России издал интересный отчет иссле­дования Б. Б, Периля «Проблемы организации концертной рабо­ты в зеркале прессы (по материалам контент-анадиза публикаций газеты «Советская культура»)». Отчет -еще раз показал огромные возможности этого, к сожалению, еще редко используемого в на­шей социологии метода.

Только когда все остальные методы уже использованы, необ- _ ходимые данные, которые нельзя получить никаким другим путем, ^ добираются путем анкетных опросов и интервью (свободных и

формализованных). Анкетный опрос провести значительно легче и дешевле, чем интервьюирование той же массы населения. Однако интервью имеет ряд неоспоримых преимуществ. Б последнее время увеличился процент бракованных анкет, авторы которых явно хулиганят. При интервью намеченная заранее выборка может быть точно соблюдена. В процессе интервью дополнительными вопро­сами может быть уточнена позиция респондента. Интервьюер может объяснить суть непонятного реципиентам вопроса. Не слу­чайно по тем же самым вопросам отказавшихся дать ответ при интервьюировании оказывается в 2 - 3 раза меньше, чем при анкетном опросе.

Если еще недавно в анкетном опросе привлекала анонимность, то сейчас, в период плюрализма мнений и гласности, эти преиму­щества анкеты уже не представляются столь ценными.

При организации анкетного опроса рекомендуется проведение пробных «пилотажных» исследований, необходимых для проверки, насколько точно заполняется анкета, все ли группы респондентов верно поняли ее вопросы.

Составление анкеты — сложный и ответственный этап исследо­вания. Подчас ответы на, казалось бы, самые простые и предельно ясные вопросы анкеты на поверку оказываются дезинформацией. в которой чаще всего виноват отнюдь не реципиент, а сам социо­лог, непрофессионально составивший инструмент исследования.

Дело в том, что нередко реципиент сознает, что культурный уровень его низок, но ему стыдно признаться в этом и он даже в анонимной анкете хочет казаться более культурным, чем это есть на самом деле. Сделать это сравнительно легко, ибо десятилетия тоталитарного режима приучили человека говорить не то, что дей­ствительно думает, а то, что. по его мнению, от пего хотят услы­шать, что надо сказать. У человека появляются готовые идеоло-гемы на все случаи жизни.

Ставя «лобовой вопроса: «Кто Ваш любимый композитор?" исследователь в 9 случаях из 10 услышит (или прочитает): «Чай­ковский». На вопрос: «Ваш любимый поэт?» ответ будет: «Пуш­кин», любимым художником назовут Репина. Проверка показала, что молодой человек, назвавший Чайковского своим любимым композитором, на предложение интервьюера перечислить оперы этого композитора ответил: «Борис Годунов".

Предположим, молодой человек увлекается детективами и пред­почитает романы, скажем, Д. X. Чейза. Творчество этого писателя он знает прекрасно. Но в анкете он назвал любимым писателем Л. Н, Толстого, из произведений которого он мог вспомнить только "Войну и мир» и «Анну Каренину». Зато Л. Толстого считать любимым писателем, в отличие от Чейза, престижно. Но дело не только в престиже. Пушкин, Л. Толстой, Чайковский, Репин — величайшие гении человечества. Их имена известны каждому мало-мальски грамотному человеку. Вот почему они первыми приходят

в голову реципиенту и он называет их в анкете или в интервью.

Перед социологом стоит задача: поставить вопрос таким обра­зом, чтобы он исключал возможность шаблонных, стереотипных ответов. Здесь ему помогут так называемые игровые ситуации, точнее — небольшие тесты, включенные в анкету или в формали­зованное интервью. Оставшимся на них подробнее.

Игровые ситуации. Предположим, социолог решил выяснить иерархию культурных потребностей и интересов той или иной груп­пы населения. В большинстве случаев и анкетах (интервью) ста­вят вопрос: «Чем Вы предпочитаете заниматься в свободное вре­мя?» Однако такой вопрос по меньшей мере некорректен: вдума­емся, могли ли Вы, читатель, сами определить, что важнее для Вас — чтение книг или посещение кино, просмотр телепередач или, скажем, посещение концертов? Поэтому никакого научного или даже практического значения полученные на такой вопрос ответы иметь не будут. Гораздо точнее предложить респонденту некоторую заведомо условную гипотетическую ситуацию. Приведем пример из нашего опыта. Ставится вопрос: «Представьте себе, что в Ваш город (район) приехал симфонический оркестр и дает только один концерт. В то же самое время на стздиоче состоится футбольный матч команд первой группы. Вам предложили бесплатные пропу­ска и на концерт и на стадион. Куда бы Вы пошли?»

Подобная фантастическая ситуация позволяет более точно выяс­нить действительные предпочтения респондентов. Отметим к тому же, что она делает анкету более интересной для опрашиваемого, Или другой пример: «Баш товарищ хочет подарить Вам книгу и предлагает на выбор следующие произведения: «Избранное» А. Камю, детективный роман А. Кристи. «Триумф и трагедия* Д. Волкогонова, «Фаворит» В. Пикуля. Предположим, ни одной ил этих книг у Вас нет, а взять Вы можете только одну. Какую книгу Вы бы выбрали?» Или: «Проводится референдум, что строить в Вашем городе — оперный театр или варьете? Зл что бы Вы проголосовали?»

Как видим, во всех этих случаях мы создам фантастическую, нереальную ситуацию культурного выбора, позволяющую выяснить подлинные интересы респондента. Возможности постановки подоб­ных ситуаций поистине безграничны и определяются целями и за­дачами исследования. Практика показывает, что респонденты весь­ма охотно втягиваются в такую «игру".

Известно, что научная и практическая ценность исследования значительно снижается при наличии большого процента неотеетив-щих на вопросы анкеты. Чаще всего этот процент говорит о низкой профессиональной компетентности социолога. Люди обычно не отвечают на вопрос, если: а) он превосходит их информационны" «порог»; б) вопрос непонятен респонденту; в) содержит открытую «подсказку»; г) сформулирован столь нечетко или двусмысленно, что дать определенный ответ практически невозможно. В любом из этих случаев вина лежит на социологе.

Ретроспективный опрос. Б последнее время ряд историков успешно занимается использованием социологических исследований при изучении истории. Огромную роль такие исследования играют и в изучении культуры страны. Еще и сегодня находятся среди, пас люди, знающие сталинскую эпoxy не по слухам, а но собственному опытуy. Ретроспективные опросы очень сложны и ответственны. Социолог должен быть убежден, что опрашиваемые знают и лом-пят те события (факты, духовные ценности и пр.), о которых их спрашивают.

Человеческая память своеобразна: в старости подчас лучше помнят то, что было 40 — 50 лет назад, чем события пятилетней давности. Это и использует социолог. Мы опрашивали в 1975 — 1976 гг. рабочих Синарского завода (Каменск-Уральский), вышедших на пенсию, об их культурной?кизни с дни молодости. Полученные ответы мы сопоставляли с ответами молодых рабочих, работающих ныне на предприятии. Такие сопоставления легли в основу нашей (с Б. С. Павловым) книги «Молодой рабочий: вчера, сегодня» (Свердловск, 1976). Однако ретроспективные исследова­ния относятся не только к давно прошедшим временам, но И ко вчерашнему дню, неделе, месяцу. Сплошь и рядом в социологиче­ских исследованиях ставятся вопросы типа: «Сколько раз в неделю (месяц, год) Вы ходите в кино (театр, клуб, библиотеку и т.д.)?» Такие вопросы превышают информационный «потолок» реципиен­та. Он отвечает фактически совсем на другой вопрос, а именно: сколько раз он хотел бы посещать эти учреждения. Бывает ведь, что st неделю человек несколько раз посетит кинотеатры, если в них идут интересные фильму, а иной раз он несколько месяцев подряд не бывает в кино.

Точный ответ можно получить лишь па вопрос, какие учрежде­ния культуры респондент посетил в последний месяц, предшествую­щий опросу? Конечно, этот месяц может быть для респондента нетипичным (болезнь, занятость на работе и т. д.), однако закон больших чисел уравнивает возможные отклонения.

При проведении ретроспективных исследований социолог дол­жен учитывать и их ограниченность: во-первых, их результат нель-зя механически экстраполировать на будущее, особенно в современ­ной ситуации резкого повышения платы за билеты в учреждения культуры. Во-вторых, следует учитывать, что частое посещение кинотеатров (при их репертуаре) еще не говорит о культурном развитии человека, Наоборот, в кинотеатры и клубы сегодня чаще других ходят люди с невысоким культурным развитием. Это Можно отнести и к некоторым драматическим театрам и ряду театров оперетты.

Короче говоря, количественные показатели (в данном случае — количество посещений) еще мало о чем говорят, если они не сопро­вождаются анализом качества потребляемых духовных ценностей, их содержательной стороны.

Фиксированные перечни произведений. Респондент не в состоя­нии ответить и на вопросы типа: «Какие книги Вы читаете?» Го­раздо корректнее дать ему в анкете список наиболее популярных в данное вр«мя книг и выяснить, какие из них он читал и понра­вились ли они ему? Здесь возможна и оценка этих книг в баллах. Точно также можно дать респонденту список фильмов, прошед­ших на экранах в последние 1—2 месяца, с просьбой указать, какие из них он видел, и дать им оценку но 5-балльной системе. Аналогично может быть получена информация о посещении у оценке реально имевших место спектаклей, концертов, телевизион­ных (радио) программ, выставок, клубных мероприятий и т. д. Опять-такн мы предоставляем в этом случае респонденту само­стоятельность в выражении его культурных предпочтений. Можно использовать определенный перечень возможных поступков в дай-пой ситуации и предложить реципиенту выбрать наиболее приемле­мые для него. Особенно большую роль такие методы играют в ана­лизе нравственной культуры. Человек постоянно находится в ситу­ации морального выбора. Некоторые модели таких ситуаций можно предложить респонденту.

При проведении исследований очень важно учитывать конкрет­ные условия и мремя их проведения. В современный период многие имеют дачи, приусадебные участки, сады. Поэтому не следует про­водить исследований летом и ранней осенью. Наиболее благоприя­тен для исследования зимний период. Важно учитывать и конкрет­ные обстоятельства. Например, исследования, связанные с посеще­нием театра, нельзя проводить в дни приезда в город гастрольных театральных коллективов: естественно, в этих условиях частота посещений спектаклей у.всех любящих театр людей значительно возрастает. Явно смещенные данные получили бы мы, если бы стали изучать частоту посещений художественных выставок в Дни работы в Екатеринбурге выставки картин И. Глазунова. Выбор времени и условий для исследований, связанных с культу­рой населения, как видим, имеет весьма существенное значение.

Определенное значение в изучении уровня культуры населения. и содержания культурной, деятельности имеют тесты, редко упот­ребляющиеся в других социологических дисциплинах. Строго гово­ря, те «игровьге ситуации», о которых речь шла выше, тоже можно отнести к тестам. Однако в исследованиях рекомендуется упот­реблять и развернутые социально-психологические тесты с после­дующим подсчетом суммы баллов. Методику их составления и про­ведения здесь излагать нет возможности, а потому отсылаем чита­теля к соответствующей литературе по психологии.

Метод картографирования широко используется при анализе культурной деятельности населения региона. Вследствие отсутствия какого-либо научного планирования размещения учреждений куль­туры, распределения кадров их работников и снабжения предме­тами долговременного культурного пользования условия культурной деятельности населения разных районов одной области (края, республики) оказываются существенно различным». На основе ста­тистических данных выясняется обеспеченность населения местами Г) кинотеатрах, школах, концертных залах, клубных учреждениях, обеспеченность книгами в библиотеках и пр. в расчете на 10 тыс. человек. Аналогично рассматривается процент работников культу­ры, имеющих высшее и среднее специальное образование. Дается посещаемость учреждений культуры (на каждые 10 тыс., населения в среднем в год) по каждому виду учреждений.

Данные таблиц классифицируются: по каждому показателю определяются группы районов высшей, средней и низшей обеспе­ченности. Соответственно, на контурной карте региона с районным делением каждая группа районов закрашивается одним цветом. Атлас таких карт гораздо более наглядно, чем таблицы, покажет диспропорции в условиях культурной деятельности населения И дзет возможность обоснованного планирования удовлетворения потребностей населения на перспективу.

Метод наблюдения применяется сравнительно редко. В пашей стране он впервые использован замечательным режиссером В. Э, Мейерхольдом в его театре. Текст пьесы делится па определенное количество эпизодов. Наблюдатели, сидящие в различных местах зрительного зала, по заранее продуманной и хорошо известной им шкале фиксируют реакцию зрителей на каждый эпизод (смех, аплодисменты, сосредоточенное внимание или разговоры, кашель, отсутствие внимания и т. д.). Такие наблюдения дают возмож­ность театру четко представить, какие эпизоды спектакля не вызы­вают желаемой реакции публики и нуждаются в доработке. Использование этого метода требует опытных наблюдателей, хоро­шо знающих пьесу и уже предварительно знакомых со спектаклем, в противном случае в отчетах будут превалировать весьма субъек­тивные оценки.

За рубежом предпринимались эффективные наблюдения за реакцией публики на ту или иную картину во время художествен­ных выставок при помощи съемки зрителей скрытой камерой. Последующий анализ киносъемки позволяет объективно выяснить впечатления от той или иной картины.

Билет-анкета. К каждому билету на спектакль, концерт, фильм, в цирк, на стадион и т. д. прилагается отрывной талон, в котором фиксируется пол, возраст, социальное положение (или какие-либо специальные данные, нужные исследователю) каждого зрителя, покупающего билет. Отрывной талон заполняется кассиром при продаже билета и остается у него. Таким образом, исследователь получает исчерпывающее представление о составе зрительного зала. Этот метод широко использовался в ряде западных стран. Он тре­бует дополнительных типографских расходов, специальной опла­ты труда кассиров и, естественно, замедляет процесс продажи билетов. Однако, как считают продюсеры, эти расходы окупаются

благодаря точному знанию аудитории данного зрелища. В США и Англии проводились выборочные исследования аудитории теле­передач. Зa счет телекомпании к телевизорам респондентов под­ключалось устройство, автоматически фиксирующее каждое вклю­чение и выключение телевизора и дающее сигнал на студию. Таким образом, при условии хорошо подготовленной выборки, компания имела точное представление об аудитории каждой передач».

У лас широко практикуются коллективные посещения спектак­лей, фильмов, концертов учащимися школ и ПТУ. Эффективность таких посещений во многом возрастает, если после них учитель (или исследователь) проводит письменный или устный опрос их участников о впечатлении, ог спектакля, фильма, концерта. Этот метод особенно ценен тем, что, наряду с важной для театра, сгу-дии, филармонии информацией, он приучает молодых людей крц-тичсски оценивать произведения.

Аналогичный эффект дают зрительские И читательские конфе­ренции. Зрительские конференции обычно проводятся сразу жг после окончания спектакля, фильма, концерта. Выступления на них по «горячим следам» позволяют иметь оперативную информа­цию о реакции зрителей. Недостатком метода является то, чго на подобных конференциях выступают, как правило, лишь наиболее культурные и образованные люди, мнение же основной части пуб­лики остается неизвестным.

В социологии культуры особую роль приобретает метод эксперт­ных оценок. Предположим, социолог выявил, что части изучаемой совокупности особенно нравится фильм «Рембо», а части — «Уне­сенные ветром» и «Ночной портье». Социолог предполагает, что у второй группы зрителей более развит художественный вкус, чем у первой. Однако, всегда ли социолог может доверять собственным суждениям и вкусам? Поклонкики «Рембо» легко смогут опроте­стовать выводы социолога, обвинив его в том, что он в их основу положил свои сугубо личные, субъективные вкусы и пристрастия. Для того, чтобы избежать подобных обвинений, социолог должен опереться на мнение экспертов, специалистов в данном области искусства. В качестве экспертов могут выступать художники н критики, при этом желательно так подобрать экспертов, чтобы л экспертной группе были представлены сторонники разных шкод и направлений. Пропорции и количественные кг.оты экспертов описаны в специальной литературе по методике и технике исследо­ваний.

При изучении духовных потребностей социологи нередко под­даются «магии большинства». Считается, что чем больше людей высказалось за то или иное произведение или чем выше массовые оценки того или иного деятеля культуры (артиста, писателя, ху­дожника, композитора и т. д.), тем значительнее его культурная ценность.

Глубокая ошибочность такого подхода состоит в его исходной позиции — социолог предполагает при этом, что В. Пикуль и Л. Платонов, А. Пугачева и А. Шнитке. Б, Гребенщиков и Д. Шо­стакович рассматриваются с рамках одной, единой культуры. Само сравнение указанных выше деятелей культуры изначально некор-пектно, ибо они принадлежат к разным системам культуры. Можно быть убежденным сторонником одной из этих культур, но это не дает права для отрицания другой культуры. А. Пугачева рассмат­ривается как один из лидеров эстрадной музыки, А. Шнитке — музыки «серьезной». Можно ли сравнивать нх и определять, кто «выше», а кто «ниже»? Рейтинг А. Пугачевой при массовых опро­сах оказывается значительно более высоким, чем Шнитке. Но о чем что говорит? Только о том, что представленная ею культура имеет несравненно более широкое распространение, чем симфоническая п камерная музыка, относящаяся пока к «элитарной» культуре. Аналогично, сторонников и читателей В. Пикуля конечно, больше, чем А. Платонова или Б. Пастернака, Но и здесь мы говорим о несравнимых явлениях разных культур.

Гегеля читали очень немногие, а философские эссе с он реме иных философов-публицистов — миллионы, но это отнюдь, не умаляет величия Гегеля, который никогда непредназначал «Науку логики» для миллионов.

Ясно сознавать ту систему культуры, к которой относится данное произведение или все творчество данного автора, — одна из важнейших задач социологов культуры.

В этой главе мы основываемся прежде всего на опыте собствен­ных ошибок. Так, в книге «Кино и зритель» мы в один ряд поста­вили такие фильмы как «Председатель», «Пепел и алмаз». «Нюрн-бергский процесс», с одной стороны, и «Гангу и джамну», «Цве­ток в пыли», «Черные очки» — с другой. Этим мы уподобились продюсеру, который подбирал бы боксирующие пары, не обещая внимания на весовую категорию боксеров. Тяжеловес может состя­заться с боксером, равным ему но весу, а не со спортсменом в весе «пера». Но ведь мы допустили именно такую (увы, распространен­ную!) ошибку. И до сих пор в популярном кичожуртле ставят «один ряд все фильмы гола и предлагают выбрать «самый луч-ший». Да можно ли вообще сравнивать «10 негритят» и «Мать», «Ангелочка» и «Цареубийцу»? Эти фильмы имеют разные цели, относятся к глазным системам культуры, рассчитаны па разную аудиторию. И если «Мать» или «Цареубийца» будут уступать по зрительской аудитории или оценкям «Мужу собаки Баскервилей», то это говорит не о фильмах, ао реальной культуре публики.

В. Леонтьев, выступая па «Телеринге», очень верно и тонко заметил, что он поет для другого зрителя, чем И. Архипова, н их просто нелепо сравнивать. Добавим к его словам, что он относится и к другой культуре. Социолог, проводя сравнение разных произ­ведений, авторов, исполнителей, не должен выходить за рамки той культуры, к которой они принадлежат, «сталкивать лбами» пред­ставителей разных, несоизмеримых культур.

Исследования культуры должны учитывать ее многослойность. Скажем, зрителю понравился спекталь, однако он ire может обо­сновать свое общее впечатление. Беседа с ним убеждает интер­вьюера, что понравился ему не спектакль (о нем он ничего сказать не может), а пьеса. Этот слой зрителей вообще идентифицирует пьесу и спектакль, актера и героя пьесы. Общеизвестно, что арти­ста Тихонова отождествляли с Штирлицем, а Броневого — с Мюл­лером.

Более высокий уровень культуры зрителей дает возможность уже отделять пьесу от спектакля и судить, насколько верно театр трактует пьесу, а актер — свою роль б ней. Наконец, зрители с более высокой культурой и более значительным театральным опытом («театралы») могут судить уже о режиссуре спектакля, его сценографии, решении тех или иных мизансцен и пр.

Так в восприятии любых ценностей культуры идет движение от сущности менее глубокого порядка — к сущности более глубокой.

Б ходе исследования «Кино и зритель» мы столкнулись с тем, что часть респондентов, высоко оценивших фильм А. Вайды «Пе­пел и алмаз», увидели в нем всего лишь детектив с элементами «клубнички». Другие — почувствовали, что герой фильма, стреляв­ший в «наших», вызывает сочувствие и поэтому отрицательно отнеслись к нему. И только небольшая часть зрителей поняли ху­дожественную информацию картины и стали ее сознательными сто­ронниками.

Подчас основанием для оценки произведения является не его идея, не все произведения как целое-, а лишь какой-либо его эпи­зод. Так, нашлось большое количество врагов фильма «Маленькая Вера», осудивших одну сексуальную сцену. Фильм как целое их не интересовал. Социолог должен учитывать подобную.возможность м стараться выяснить основания той или иной оценки произведения реципиентом. Иными словами, необходимо выяснить степень вос­приятия культурной информации. Увы, пока еще мы обычно огра­ничиваемся лишь самым общим и поверхностным ее слоем. Одной из причин этого является явная абсолютизация метода анкетного опроса. В массовом сознании социолог предстает именно как «чело­век с анкетой». Остальные методы обычно остаются в тени, отхо­дят на второй план. Между тем, в социологии культуры сфера применения этого метода, пожалуй, более ограничена, чем в любой другой социологической дисциплине.

Анкета обычно не дает возможности всестороннего анализа взглядов реципиента, мы узнаем его оценки, но чаще всего не знаем оснований этих оценок. Здесь анкетный опрос должен допол­няться хотя бы выборочными беседами-интервью с участниками анкеты. Анкета, например, мало приспособлена для выяснения причин той или иной оценки фильма, книги, спектакля и т. д.

Мы остановились подробнее на методике исследований художе­ственной культуры. Однако не меньшей спецификой обладает изу­чение любого другого вида культуры.

Например, до сих пор в исследованиях степени религиозности населения преобладают «лобовые» дихотомические вопросы типа: „веришь — не веришь». Кроме оскорбления чувств верующих и -жалоб на нарушения закона о свободе совести, ничего иного такие ропросы дать не могут. Представим себе в качестве респондента Ивана Карамазова, мог ли он однозначно ответить на такой воп­рос? Ведь он сам еще не решил его для себя. Недавно по телеви­дению выступал крупный ученый-естественник. На подобный воп­рос тележурналиста он ответил, что верит в наличие Высшего Ра­зума во вселенной. Считать ли его верующим? Вера — сугубо ин­тимная сфера сознания личности, здесь множество субъективных нюансов, оттенков, которые обычно не может учесть анкета.

Крайне сложно составить надежную анкету и для исследований!то вопросам морали. Во всяком случае пока использование анкет­ного опроса в таких работах не давало желаемого эффекта. Здесь основным, очевидно, должен стать м

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...