Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Игры и упражнения на познавательное развитие при коррекционно – педагогической работе с детьми ОВЗ.




Знакомство ребенка с окружающим миром начинается с первых мгновений жизни. Дети всегда и везде в той или иной форме соприкасаются с предметами и явлениями природы: живой и неживой, естественной и созданной человеком. Все привлекает внимание ребенка, удивляет его, дает богатую пищу для детского развития. Взрослый становится проводником в мир вещей, предметов, явлений и событий.

Ознакомление дошкольников с окружающим миром – это средство образования в их сознании реалистических знаний о мире, основанных на чувственном опыте и воспитание правильного отношения к нему. Знакомство с окружающим миром является источником первых конкретных знаний и тех радостных переживаний, которые часто запоминаются на всю жизнь.

У детей с ОВЗ имеются трудности в овладении знаний по ознакомлению с окружающим миром. У них нет полноценного освоения знаний: формированию у детей целостного восприятия представлений об окружающем мире, формированию у детей знаний о предметах и объектах окружающего мира, их назначении и функциях, расширению представления о ближайшем окружении.

Ознакомление с окружающим обогащает чувственный опыт ребенка - учит его быть внимательным к тому, что его окружает: смотреть и видеть, слушать и слышать, ощупывать и осязать. Задания по ознакомлению с окружающим включают в себя ознакомление с явлениями социальной жизни; ознакомление с предметным миром, созданным человеком; ознакомление с явлениями живой и неживой природы.

Например, на первом году жизни использую такие игры, как:

«Где звучит игрушка?»

Цель – формировать зрительно-слуховое восприятие детей в процессе игровых действий. Развивать понимание элементарной инструкции.

Оборудование: погремушка

Ход занятия: показывать ребенку погремушку, затем стучать по ней рукой. Передвигаться по кабинету и продолжать стучать в погремушку добиваясь, чтобы малыш следил за движущимся источником звука.

Аналогичная игра проводится с другими звучащими игрушками: колокольчиком, бубном, пищащей игрушкой.

 

«Ладушки»

Цель – расширять пассивный словарь в процессе выполнения игровых действий.

Ход занятия: на занятии хлопать в ладоши, напевая: «Ладушки-ладушки» - стараться привлечь внимание детей к движениям своих рук. Далее взять руки ребенка и хлопать руками ребенка в ладошки, продолжая напевать. Итак, 2-3 раза с каждым ребенком. Затем учить выполнять «Ладушки» по подражанию.

Важным условием результативного использования игр в обучении детей на первом этапе является соблюдение последовательности в подборе игр, учет дидактических принципов: доступности, повторяемости, постепенности выполнения заданий.

 

Обучение детей второго года жизни.

Наряду с развитием активной речи продолжается воспитание у детей внимания к обращенной речи и ее понимания. Расширение словаря детей осуществляется за счет слов, обозначающих предметы, действия, признаки. Ребенок воспринимает речь в целом – название предмета, его признаки, возможность производить с ним действия – все это обозначается словами, относящимся к различным категориям. Восприятие предмета ребенком должно сопровождаться не просто его названием, а сообщением об этом предмете. В своем рассказе логопед многократно повторяет новое слово в сочетании с другими словами. Показывается связь слов в предложении. На втором году жизни в процессе игры дети знакомятся с действиями и предметами по инструкции: «открой - закрой», «надень – сними», «достань – положи» и т.д. У них улучшается зрительное и слуховое внимание, совершенствуется мелкая моторика рук, координация движений. Например, для развития зрительно-слухового восприятия, понимания речи, привлечения внимания к речи проводятся такие игры:

«Где кукла?»

Цель игры – формировать зрительно-слуховое восприятие в процессе игровых действий.

Оборудование: кукла, ширма

Ход занятия: берем 2-3 ребенка. Показываем детям куклу и называем ее: «Катя». Дать возможность рассмотреть куклу, затем ведем куклу по полу, поясняя: «Катя топ-топ». Дети следят за движением куклы, внезапно заводим куклу за ширму и спрашиваем: «Где кукла?» Дети ищут куклу глазами и показывают пальчиками. Достаем куклу из-за ширмы и говорим: «Вот Катя!». Побуждать детей повторять слова: Катя, Катя топ-топ, вот Катя!

Аналогично проводятся игры с игрушками: кошка, собака, машинка.

 

«Большой – маленький»

Цель – расширить пассивный словарь в процессе выполнения игровых действий.

Ход занятия: проводим занятие как с группой детей (2-3 ребенка), так и индивидуально. Ребенок стоит на полу. Поднимаем его руку и говорим: «Вот какой Саша большой!». Затем приседаем и помогаем ребенку присесть, при этом говорим: «А теперь Саша маленький».

На втором году жизни ребенка проводим с детьми игры на формирование речи в процессе упражнений на «обыгрывание игрушек». Например,

«Брось мяч в корзину».

Цель – учить детей понимать и выполнять элементарные инструкции.

Оборудование: два мяча среднего размера, корзинка.

Ход занятия: ставим на пол корзинку, берем мяч, подходим к ней с ребенком и говорим: «Вот корзинка». Бросить свой мяч в корзинку и сказать: «Упал мяч». Дать другому ребенку мяч, сказать: «На, Коля, мяч, брось в корзинку». Ребенок бросает мяч. Просим повторить малыша слова: «дай мяч», «на мяч», «брось мяч», «упал мяч».

Обучение пониманию речи в процессе действий с предметами. Развитие мелкой моторики.

 

«Воткни грибочки».

Цель – учить детей выполнять простые речевые инструкции. Развивать мелкую моторику рук.

Оборудование: столик с 6 круглыми отверстиями, 6 грибков.

Ход занятия: ставим стол перед ребенком, грибки воткнуты в отверстия. Обратиться к ребенку: «Возьми грибок, положи его на стол» Когда все грибки будут положены на стол, сказать: «А теперь воткни грибок в дырочку». Игра проводится 2-3 раза.

Обучение детей конструированию, развитие речи, мелкой моторики рук.

«Башни», «Стол и стульчик», «Домик».

Цель – учить детей простому конструированию.

Оборудование: набор «Строитель»

Ход занятия: 1. Конструирование по показу. Конструирование по образцу. Желательно все постройки обыгрывать с помощью маленьких игрушек.

Обучение детей с двух до трех лет.

На третьем году жизни у ребенка происходит интенсивное расширение как пассивного, так и активного словаря. У детей развивается фразовая речь. Речь становится основным средством общения как со взрослым, так и со сверстниками. Продолжает формироваться понятие о таких сенсорных свойствах предметов, как форма, величина, цвет. Дети различают простые геометрические фигуры: кубик, шарик, кирпичик, «крыша». Устанавливают тождество и различие предметов по цвету. Подражая действиям взрослых, дети возводят более сложные постройки из строительного материала, формируется понятие о количестве предметов. Дети могут выполнять относительно сложные задания, например, при собирании пирамидок с учетом величины колец или составлении разрезной картинки дети переходят от способа проб и ошибок к примериванию, зрительному соотнесению. Игра в этот период становится процессуальной, содержащей элементы сюжета.

Расширение активного словаря детей с помощью предметных картинок. «Что это?»

Цель – учить детей устанавливать сходство предмета с его изображением, расширять активный словарь.

Понятие о величине. «Покатаем мишек на машинах»

Цель – закрепить в активном словаре понятия «большой – маленький», совершенствовать зрительное восприятие, продолжить формирование фразовой речи.

Понятие о цвете. «Собери пирамидки»

Расширение активного словаря детей с помощью сюжетной картинки.

 

«Девочка кушает»

Цель – научить видеть сюжет картинки, т.е. узнавать знакомых персонажей и совершаемые ими действия, учить отвечать на вопросы.

Обучение конструированию. «Построим ворота и домик»

Развитие артикуляционной моторики и речевого дыхания. «Птичка поет».

Игра-разрядка.

Цель – активизация, концентрация внимания ребенка при выполнении различных заданий. «Как прыгает зайчик»

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...