Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Финансовый аудит и аудит эффективности.




Рис. 1. Объекты аудита эффективности

Федеральные органы

исполнительной власти

Получатели бюджетных

средств

Организации,

использующие

федеральную

собственность,

природные и иные

государственные

ресурсы

Организации, имеющие

налоговые, таможенные

и иные льготы

Администрации

субъектов Федерации,

использующих

собственность и

природные ресурсы

Государственные

внебюджетные фонды

Администрации

субъектов Федерации

Исполнительные органы

субъектов Федерации

Получатели средств

регионального бюджета

Организации,

использующие

собственность

и средства

регионального бюджета,

имеющие налоговые

льготы, установленные

региональным

законодательством

Администрации

муниципальных

образований,

использующие

собственность и

средства регионального

бюджета

Федеральный

уровень

Региональный

уровень

ОБ_ЕКТЫ АУДИТА

ЭФФЕКТИВНОСТИ

40 ФИНАНСОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ. № 9. 2004

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ И МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ФИНАНСЫ

быть деятельность как организации в целом, так и

отдельного подразделения или ряда подразделений.

Но в любом случае объект аудита – это всегда персонифицированная

единица: организация, подразделение,

должностное лицо.

Для организации и развития аудита эффективности

необходимо неукоснительное соблюдение

следующих принципов:

1) научности, то есть применения научных методов

анализа деятельности объекта аудита и синтеза

рекомендаций по совершенствованию его функций,

организации и методов управления;

2) системности, то есть анализа всех возможных

факторов и связей в деятельности объекта аудита;

3) объективности, то есть устранения всех

субъективных оценок и приоритетов;

4) независимости, то есть устраненности от волевых

и материальных воздействий любых органов

и должностных лиц;

5) гласности, то есть результаты аудита эффективности

после соответствующего его рассмотрения

должны быть доведены до руководящих органов

и общественности.

Указанные принципы аудита эффективности

должны обеспечить высокую его результативность,

действенность и экономичность.

В данном исследовании предпринимается попытка

обозначить и сгруппировать виды аудита эффективности

в зависимости от его предмета. На практике

такая зависимость может быть представлена в

детализированном виде либо в укрупненном плане.

Аудит эффективности представляет собой тип финансового контроля экономических и социальных результатов. Результаты определяются путем проведения проверок исполнения бюджета на объектах контрольного мероприятия целью аудита эффективности является определение экономичности (экономия средств исходя из достигнутых результатов (ст.34 бюд кодекс))продуктивности (соотношение затрат и результатов т.е сколько было затрачено на единицу результата) и результативности (конечный соц-экономический эффект).

Аудит эффективности берет свое начало с 1977г., когда на Конгрессе Международной организации высших органов финансового контроля была принята Лимская декларация. В этой декларации были определены основные принципы внутреннего и внешнего финансового контроля, где под внутренним аудитом подразумевался аудит эффективности.

Согласно Лимской декларации руководящих принципов аудита (The Lima Declaration of Guidelines on Auditing Precepts), аудит представляет собой «неотъемлемую часть системы регулирования, целью которой является вскрытие отклонений от принятых стандартов и нарушений принципов законности, эффективности и экономии расходования материальных ресурсов».

Приоритетное развитие аудита эффективности в системе государственного контроля является сегодня стратегической задачей контрольных органов России по следующим причинам:

  • необходимость повышения результативности, действенности и эффективности государственного финансового контроля;
  • необходимость существенного улучшения деятельности исполнительных органов власти и иных организаций, использующих государственные ресурсы;
  • потребность усиления прозрачности деятельности организаций, использующих средства бюджета;
  • перспективы перехода на бюджетирование по результатам деятельности.

Финансовый аудит и аудит эффективности.

К числу факторов, способствующих возникновению и быстрому развитию аудита эффективности, следует отнести прежде всего повышение экономического потенциала общества, при котором закономерно возрастает роль высших органов финансового контроля и результативности их деятельности. Кроме того, в развитых странах сформировались и реализуются общепринятые нормы подготовки проекта бюджета, его исполнения, а также международные стандарты финансовой отчетности и аудита. Результатом этого является возрастание степени прозрачности и публичности бюджетного процесса, что предупреждает злоупотребления и нарушения при расходовании бюджетных средств. При этом в зарубежных странах законодательно разграничены функции внешнего контроля, осуществляемого независимыми и подотчетными лишь парламентам своих стран высшими органами финансового контроля, и внутреннего контроля, действующего в рамках исполнительной власти через систему казначейства и различных органов контроля министерств и ведомств. В рамках реформирования бюджетной системы России аудит эффективности вводится как новая форма государственного финансового контроля, осуществляемого путем проведения проверок деятельности органов государственной власти, а также других распорядителей и получателей государственных средств в целях определения эффективности их использования. Анализ основных характеристик проведения финансового аудита и аудита эффективности позволяет выявить преимущества последнего:

Государственный финансовый контроль Финансовый аудит Аудит эффективности
Система контроля Доминирует внешний контроль за деятельностью министерств Доминирует внутренний контроль за деятельностью министерств
Цель контроля Целевое (по видам расходов) использование бюджетных средств Достижение запланированных результатов, правильность их измерения
Главные объекты внешнего контроля Статьи расходов Социально-экономический эффект и общий объем расходов, качество системы внутреннего контроля
Исполнение бюджета Фактические расходы относительно утвержденных Акцент на достижение социально-экономических результатов, причины отклонений

[править] Функции и цели аудита эффективности.

Согласно стандартам аудита, принятым International Organization of Supreme Audit Institutions (INTOSAI), аудит эффективности включает в себя:

  1. аудит экономичности (англ. economy) административной деятельности по обеспечению программы в соответствии с правильными административными принципами и практиками;
  2. аудит эффективности (англ. efficiency) использования человеческих, финансовых и иных ресурсов, включая проверку информационных систем, систем показателей измерения деятельности и мониторинга, а также процедур для устранения обнаруженных несоответствий и недостатков;
  3. аудит результативности (англ. effectiveness) деятельности в части достижения проверяемой программой заданных целей, а также аудит влияния, то есть сравнение фактического влияния той или иной программы или политики с запланированным.

Стандарты Лимской декларации руководящих принципов контроля INTOSAI рекомендуют аудит эффективности использовать параллельно с традиционным контролем целевого использования государственных средств, оценивая конечные результаты осуществляемых государством расходов. Аудит эффективности призван улучшить качественные характеристики процесса функционирования государственного и муниципального секторов экономики и, как форма финансового контроля, направлен на создание механизмов оценки результативности управления финансовыми потоками в экономике общественного сектора. Таким образом, основными функциями аудита эффективности являются:

  1. контрольная (проверка деятельности контролируемых объектов),
  2. аналитическая (поиск и определение причинно-следственных связей работы органов исполнительной власти и ее результатов)
  3. синтетическая (формирование, определение рекомендаций для улучшения эффективности деятельности объекта контроля).

Основной целью аудита эффективности можно считать качественное улучшение самого процесса управления государственными ресурсами за счет предоставления полной, достоверной и объективной информации об эффективности функционирования организаций, вовлеченных в бюджетный процесс.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...