Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Готовность к шоковой терапии




Изменить организацию — это значит изменить людей, входящих в ее состав, их менталитет, способы действия, характер отношений и т. п. Осуществить это возможно только посредством инициирования потребности в таком изменении. Люди, испытывающие острую неудовлетворенность ситуацией и желающие ее изменить, составляют инновационный ресурс организации.

Одно из главных условий успешной работы — увеличение этого ресурса и реализация его потенциала. В ходе работы «выращивается» инновационная команда организации: от создания ядра как носителя концепции обновления до формирования стационарной инновационной структуры, пронизывающей всю социальную систему. Работники, входящие в ядро команды, через некоторое время могут работать как внутренние консультанты — носители инновационной методологии, способные самостоятельно реализовывать ее на практике.

Многие современные организации, как правило, не способны осуществлять необходимые изменения своей структуры и образа действий. Они характеризуются предельной жесткостью управленческих процедур и барьеров между специализированными подразделениями, которые препятствуют координации деятельности и совместному принятию решений. Организационные структуры управления слишком консервативны, инертны по отношению к перестройкам, поэтому изменение устаревших методов деятельности в них затруднено.

Результаты многих исследований убедительно показывают, что именно «структурная жесткость» той или иной отрасли или компании мешают им осознать существующие патологии и проявить готовность к переменам. По мнению многих исследователей, именно структурная неповоротливость организации определяет степень её восприимчивости к новшествам и позволяет заранее увидеть неуспех нововведения.

Успех реструктуризации зависит от комплексного подхода к изменениям в компании, когда предусмотрены не только разработка новых технологий и процедур, но и осуществлен пересмотр стратегии развития компании в целом. Результат может быть положительным, если все ее сотрудники включены в процесс изменений и фактически сами его проводят.

Методы реинжиниринга существуют уже более 30 лет. Можно сказать, что стандартна как раз процедура предпроектного обследования. Бизнес-процессы на предприятии разные, а инструмент получения информации и исследования предприятия — фактически один.

В успех преобразований в первую очередь должен поверить руководитель, ибо надо менять межфункциональные отношения в компании. Процесс реинжиниринга, как правило, бывает достаточно болезненным, и не каждый начальник хочет новых проблем «на свою голову». Но основное сопротивление идет обычно на среднем уровне управленческого персонала, и для борьбы с ним есть свои методы.

Если речь идет о среднем предприятии, до 5 тыс. сотрудников, то обычно проводятся рабочие совещания -семинары с руководителями линейных и функциональных подразделений. Основная задача — определение целевых установок, общих задач, единого процессного взгляда на развитие компании. Нельзя допустить перевеса интересов какого-либо из подразделений. Если нет целей и стратегии развития предприятия в целом, то теряется смысл бизнес-процессов.

Нельзя забывать, что организация работает в постоянно меняющейся внешней среде, поэтому документированные бизнес-процедуры легче анализировать и настраивать. Не говоря уже о том, что сотрудник, на котором держится громадный объем работы, может уволиться, в связи с чем возникнет масса проблем. Если же процесс прописан, то кадровые проблемы можно решать довольно гибко, а новый человек быстрее включается в работу, четко представляя свою роль в общей технологической цепочке.

Как только определены направления реструктуризации, начинается работа с персоналом. В ходе совещаний -семинаров фактически не имеет значения — кто начальник, а кто подчиненный. Надо отметить, что иногда в компаниях существует громадный разрыв между уровнем бизнес-образования топ-менеджеров и менеджеров среднего звена. В таком случае надо провести обучение линейных и функциональных менеджеров, при этом особенно важно придерживаться одной школы бизнеса, так как деловой язык общения на предприятии должен быть один.

И наконец, один из серьезных этапов — работа с рядовыми сотрудниками, например, хотя бы 4—8-часовая программа. Вовлеченность всех сотрудников — важнейшая составляющая успеха. В противном случае можно столкнуться с громадной стеной сопротивления и отторжения. В результате компания погрязнет в конфликтах, откуда вытащить ее будет очень сложно. Прозрачность и регулярное информирование всех сотрудников о предстоящих изменениях — еще одна составляющая успеха.

Скажи мне, кто ты?

Большинство предпринимателей стремятся к сохранению и развитию своего бизнеса, ориентируются на длительное существование компании. Исключением из этого правила является феномен «серийных предпринимателей», готовых продать бизнес через 3—4 года после его основания.

Причины такого поведения кроются в постоянно изменяющейся конъюнктуре рынка и имеют непосредственную связь с психологическими особенностями бизнесменов. Есть категория предпринимателей, бросающих налаженный бизнес из-за того, что с течением времени начинает меняться обстановка на рынке — нишу заполняют новые компании, ужесточается конкуренция, уровень доходов снижается, и в перспективе обозначается возможность банкротства. К продаже бизнеса приводит и то, что в процессе усиления конкурентной борьбы становится все сложнее сохранить стабильность, возникают психологически некомфортные условия, которые заставляют предпринимателя начинать новое дело.

Для других предпринимателей создание новых видов бизнеса обусловлено необходимостью реализации творческого потенциала, и они продают бизнес, когда он становится для них не интересен.

В отдельную группу можно выделить тех, кто целенаправленно занимается созданием новых бизнесов «на продажу». В этом случае осуществление новых бизнес-проектов и их продажа сами по себе являются видом бизнеса.

Психологический портрет серийного предпринимателя характеризуется решительностью, изобретательностью, позитивным восприятием неудач. В основе их начинаний лежит уверенность в реализации задуманных идей, они не испытывают сожаления по поводу проданного бизнеса. Серийным предпринимателям не свойственно отношение к бизнесу как к «делу всей своей жизни».

Серийный бизнес имеет определенную цикличность, где можно выделить три стадии: формирование бизнес-проекта, развитие бизнеса до состояния стабильности и эффективности, продажа бизнеса. Далее начинается новый цикл с реализации следующей бизнес-идеи.

На Западе тип серийных предпринимателей появился в 1970—1980-х годах, и число их неуклонно растет. В США в настоящее время их количество увеличилось на 15%, в дальнейшем прогнозируется рост в 1,5—2 раза. В России серийные предприниматели появились сравнительно недавно — в последние десятилетия, но также с каждым годом их число растет.

Серийный бизнес как продукт востребован на российском рынке, особенно теми, кто не в состоянии самостоя тельно создать свой бизнес. Вследствие усложнения ситуации на рынке у непрофессионалов стало меньше возможностей для реализации новых бизнес-проектов, поэтому наблюдается повышение спроса на готовый бизнес.

* * *

В целом возникновение патологий должно восприниматься как нормальный процесс жизнедеятельности организации. Это свидетельство того, что идет процесс развития. Однако следует помнить, что только разрешение кризисной ситуации дает возможность перехода на новый этап.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...