Хозяйственная деятельность
Древние времена нашей истории Географическое положение, площадь, реки, климат, народонаселение,
культура (трипольская), киммерийцы, скифы, сарматы, готы, гунны.
Греческие города – колонии (Ольвия, Фанагория, Пантикапей, Танаис), их
роль (торговля, ремесла, школы).
Восточные славяне Первые исторические сведенья о славянах, их прародина, расселение (запад,
юг, восток), его характер, наиболее крупные племена (поляне, древляне,
уличи, сиверцы, волыняне, дулибы и др.), политическая, социальная
организация славян, ремесла, торговля, отношения с хазарами.
Норманнская теория государственности восточных славян «Повесть временных лет» ХІ, 852 Русская земля, 859 дань варягам, 862
изгнание варягов, ссора между славянских племен, обращение к варягам,
Рюриковичи, немецкие ученые Миллер, Шлёцер, Байер – германское,
скандинавское происхождение государственности; Ломоносов, Грушевский,
Костомаров, их точка зрения на вопрос государственности славян.
Возникновение и становление Киева Первые правители Киева (Олег смерть 912, Игорь 912 – 945, Ольга 945 –
962 в 955 приняла христианство, Святослав 957 – 972, краткая
характеристика каждого).
Киев в зените славы Владимир Великий 980 -1015, Корсунь, брак с византийской принцессой,
988 крещения Руси, река Почайна, уничтожение идолов, культа Перуна.
Ярослав Мудрый 1054 – 1095, династические браки, поддержка церкви, 400
церквей в Киеве, собор Святой Софии, митрополит Илларион, свод законов
«Русская правда», ротация князей.
Владимир Мономах 1113 – 1125, 1097 съезд князей в Любече,
престолонаследие, борьба с половцами, 83 похода, 200 пленных половецких
вождей, пик расцвета Руси, единство, согласие, забота о бедных, его
популярность в народе.
Упадок Киева
Политическая раздробленность. Отсутствие технических средств и
организационных структур для удержания огромных территорий, что
способствовало ослаблению родовых и личностных связей между
княжествами, сосредоточение внимания на своих удельных владениях
(Галицко – Волынское, Владимиро – Суздальское, Новгородское,
Черниговское, Смоленское), Андрей Боголюбский, 1169 ограбление Киева. Экономический застой. С конца 11 в. значение торгового пути из варяг в
греки стало уменьшаться, итальянские купцы в обход Киева установили
связь с Византией, Малой Азией и Ближним Востоком, невозможность
защиты торговых путей от кочевников, экономические беды, обострение
социальных отношений между бедным и богатым населением города, социальные взрывы. Татаро – монгольское нашествие. Чингизхан 1206, 1222 нападение
монголов на половцев, 1223 битва на Калке, 1237 нашествие Батыя, взятие
Киева 1240, князь Михаил бежал, воевода Дмитрий от Данилы Галицкого.
Три части политической истории Киевской Руси
1. От Олега (882) до смерти Святослава (972).
2. От Владимира Великого (980- 1015) и Ярослава Мудрого (1019 – 1054).
3. до Владимира Мономаха (1125), его сына Мстислава (1125 - 1132),
Андрей Боголюбский, 1169 разорение Киева, нашествие татаро – монгол.
Общество и культура Киевской Руси. Политическое устройство. До прихода варягов политическая единица –племя, власть вождя, которая
основывалась на обычаях и традициях, все важные вопросы решались на
племенных советах вождями. На эту систему варяги наложили свои
коммерчески и военно ориентированные формы полит. Организации,
установив между племенами такой порядок и единство, которые
позволяли им эффективно хозяйствовать.
Наиважнейшими механизмами власти были совет князей, совет бояр
(дума), сборы горожан (вече), которые олицетворяли соответственно
монархическую, аристократическую и демократическую тенденцию в
политическом устройстве Киева. Главной была власть князя. В
финансировании своей деятельности князь зависел от сбора дани,
сложной системы налогообложения (дым, соха), налога на торговлю,
платы за судопроизводство, различных штрафов, заменявших
смертельную казнь. Князь советовался с боярами, в особо важных случаях
созывалось вече, которое одобряло или критиковало княжеское
правление, его политику, но оно не имело права определять свою
политику, издавать законы.
Социальная организация Самое высокое положение в обществе занимали члены династии Рюриковичей;
Княжеские воины, дружинники, местная племенная знать представляли класс
бояр – мужей;
Городская знать (великие купцы) называлась людьми;
Мелкие торговцы, ремесленники, оружейники, ювелиры объединялись в цеха
и назывались младшими людьми;
Жители города, не имевшие собственности и выполнявшие всякую черновую
работу представляли чернь; Наиболее многочисленной частью населения были крестьяне – смерды, которые были относительно независимы, их обязанностью была плата дани и
военная повинность (вспомогательного характера) во время войн;
Жители Киевской Руси, которые по какой – либо причине попадали в кабалу
или зависимость назывались закупами;
На самой низкой ступени социальной пирамиды находились рабы или холопы; Отдельную значительную по числу социальную группу образовывали
представители церкви (священники, дьяконы, монахи), под защитой церкви
находились изгои. Хозяйственная деятельность В самых древних источниках Киевской Руси о варягах говорится как об
удалых и воинственных купцах. В 8 – 9 веках они из своих поселений на
Балтике по узкому пути, по Волге, продвигались на восток до Каспийского
моря, где вступали в контакт с купцами мусульманского мира. В 9 веке,
когда центр торговли сместился в Константинополь, главной торговой
артерией для Киева стал путь «из варяг в греки». Заморская торговля стала
основой экономической системы Киевской Руси. Договор Олега с Византией
(911), преференции для русских купцов. 12 -13 века ограбление
Константинополя крестоносцами, нападение кочевников на торговые пути по
Днепру, упадок обмена с Византией. Налаживание торговых отношений с
Западной Европой через Краков – Прагу – Регенсбург. В Киевской Руси в
торговые отношения, наряду с боярами были вовлечены и князья. Собрав
дань со всех земель своих владений, они перевозили ее в Киев и, снарядив
затем большие флотилии, Днепром везли в Константинополь рабов, меха,
лён, мед, воск и другие товары, которые обменивали на продукты роскоши.
13 – 15% населения Киевской Руси проживало в городах. В государстве
насчитывалось 240 городов и поселений, вполне вероятно, что 150 из них
представляли укрепленные поселения наполовину земледельческого народа.
Среди 90 наибольших поселений и городов был Киев (35 – 40 т. жителей).
Чернигов, Переяславль, Владимиро – Волынск, Львов и Галич насчитывали
не более 3 - 4 т. Население городов состояло преимущественно с мелких
торговцев и ремесленников. В Киеве было представлено от 40 до 60
различных ремесел, наиболее значимыми были плотницкое, кузнечное,
гончарное, кожевенное дело. Несмотря на коммерческую ориентацию
экономики Киевской Руси, её основой было земледелие. Археологические
данные свидетельствуют об использовании в 10 веке железного плуга,
получила распространение дву – и трипольная система севооборота (1/ 2 или
1/3 пахотной земли оставалась под паром). Преимущественно культивирова -
лись пшеница, рож, овёс, ячмень. Крестьяне разводили крупный рогатый
скот, коней, свиней, овец, гусей, кур, голубей. Все это обеспечивало их не
только молоком и мясом, но и кожей для одежды и обуви. Использование
волов способствовало земледелию в широких масштабах. Получило
распространение объединение крестьян в коллективы или общины (вначале
на основе кровного родства, позже на основе общности территории и
соседства). Историк Михаил Тихомиров утверждает, что появление
большого числа ремесел обусловило развитие и прогресс в сельском
хозяйстве – поэтому в районах сосредоточения ремесел возникли города,
важную роль в подъеме которых стала играть торговля, но не заморская, а
прежде всего между городом и провинцией. «Торговая» и «сельскохозяйст-
венная» интерпретация экономической истории Киевской Руси.
Культура Киевской Руси
В средневековом обществе дискуссия о культуре сосредотачивается прежде
всего на его религиозных верованиях и институтах. В истории Киевской Руси
мы наблюдаем две отдельные религиозные, а следовательно культурные
эпохи. До 988 года средством удовлетворения духовных потребностей
восточных славян был анимизм – обожествление сил природы, поклонение
духам предков. Наивысшим божеством в языческом пантеоне считался
Перун – бог грома и молнии. К другим важным божествам принадлежали
Дажбог и Сварог – боги воздуха и солнца, дарители земных благ, Род и
Роженица – боги плодородия. Кроме того, объектами поклонения считались
сотни духов рек, лесов и предков, им приносили в жертву животных, а
иногда и людей. Восточные славяне не возводили своим богам
величественных храмов и не имели сложной духовной иерархии, что
объясняет слабое сопротивление христианству. С приходом новой религии
верования предков не исчезли бесследно (празднование прихода весны). С
принятием христианства в Киевской Руси распространилась новая,
утонченная и сложно организованная религия. В 1037 году была образована
Русская митрополия, в состав которой вошло 8 епископств, позже их
количество увеличилось до 16. Десять из них находилось на наших землях.
Многие епископы были византийцами. Они везли с собой свое окружение:
писарей, помощников, мастеров, превращая епископства в центры
распространения византийской культуры. Духовенство делилось на «белое»,
приходское, которое не давало обет целибата и «черное» - монахи, из среды
которых избирались высокие духовные иерархи. Избегая мирских грехов и
искушений, монахи уединялись, их считали цветом верующих, а их
монастыри были центрами христианской науки и образования. В 13 веке в
Киевской Руси существовало 50 монастырей, из них 17 – в самом Киеве.
Церковь оказала огромное влияние на культуру Киевской Руси. В
византийской церкви хорошо понимали, что высокое искусство, обращенное
к людским эмоциям, часто куда эффективнее усиливало веру, чем
богословие, которое апеллировало к рассудку. Сооружение храма Софии
Киевской в 1037 в годы княжения Ярослава Мудрого. Цветная мозаика,
фрески, иконы. После 988 года начинает использоваться письмо, основанное
на алфавите, который создали Кирилл и Мефодий – греки, что
распространяли христианство среди славян. В отличие от Рима,
использовавшего для богослужения только латынь, Константинополь
соглашался на использование верующими своих собственных языков, в
нашем случае, старославянского языка, который распространился со
временем и на светскую литературу, которая становилась все более богатой и
разнообразной. Закономерно, что большинство образцов этой литературы
имели религиозный характер. «Патерик» - описание жития святых,
написанный монахами Киево – Печерской лавры, проповеди и гимны св.
Кирилла Туровского, «Слово о законе и благодати» митрополита Иллариона
1052, в котором он подчеркивает роль князя Владимира в принятии новой
веры. Ранние киевские летописи, созданные преимущественно монахами,
пронизаны христианским мироощущением, характеризуются реализмом и
подробностями. В них отраженны главные проблемы дня – княжеские споры,
борьба с кочевниками, детали отдельных событий. Наиболее известной из
них является «Повесть временных лет», написанная монахами Нестором и
Сильвестром в 1113- 1116 годах. Заслуживает внимания трогательное,
полное глубоких размышлений «Поучение» Владимира Мономаха. «Слово о
полку Игоревым», анонимного автора (1185 - 1187), принадлежавшего к
княжескому двору - повесть о неудачном походе на кочевников мелкого
русского князя, проникнута страстным призывом к враждующим русским
князьям объединиться ради общего блага. Но, следует отметить, что
письменные источники оставались недоступными для не владевшего
письмом населения Киевской Руси. Сокровищницей народной мудрости и
творческого духа для большинства населения служили песни, пословицы,
загадки, сказки, былины, в которых рассказывалось о подвигах популярных в
народе Илье Муромце крестьянском сыне, о смышленом сыне священника
Алёше Поповиче и сыне боярина Добрине Никитиче. Не подлежит
сомнению, что представители знати получали образование. В летописи
сообщается, что в 988 году князь Владимир приказал отдать в учение
боярских детей, а его сын Ярослав создал в Новгороде школу для 300
мальчиков аристократического происхождения. В 1037 году на территории
Св. Софии находилась школа и библиотека, своя библиотека была при Киево
– Печерской лавре, некоторые ее монахи славились своею образованностью.
Большим книголюбом был Ярослав Мудрый, его сын Всеволод владел пятью языками, грамотной была и его дочь Анна, которая стала в последствии
королевой Франции и разительно отличалась своей образованностью от
женщин французского королевского двора. Некоторые ученые считают, что
найденный алфавит на бересте для школьников в Новгороде и настенные
надписи в Св. Софии свидетельствуют о доступности образования для
нижних слоёв населения. Споры относительно наследия Киевской Руси
свидетельствуют о том, как тесно переплелись в историографии Киевской
поры политические, идеологические и научные вопросы.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|