Патристика – совокупность учений отцов христ церкви 1-6вв.
В 5 в. утвердился святоотеческий образ: 1) святость жизни 2) древность 3) ортодоксальность учения 4) официальное признание церковью Патристика делится на западную и восточную. Последний восточный патер – И. Дамаскин (ум 753). Восточная патристика отвергает хронологию, т.к Св. Дух действует постоянно.
Ранняя патристика– 2 этапа: · «апостольские отцы» + ранние отцы-апологеты» (нач 2-3вв) · христианские писатели. Тертуллиан. Климент Александрийский, Ориген (кон 2 – 3в)
Апостольские отцы: Варнава, Климент Римский, Игнатий Антиохийский, Поликарп Смирнский, Герма, Паппий. + «Учение 12 апостолов». Явл учениками апостолов и их преемниками. В целом для стиля мышления этих отцов характерным является полное отсутствие систематичности, высокая религиозность и внут-рицерковная направленность. В их сочинениях, чаще всего написанных по конкретному поводу, христианское вероучение преподносится с преобладанием морализаторских элементов над элементами отвлеченной богословской теории. Жизнь И проповедь Христа предстают в этих текстах как новый закон, который пришел в этот мир, чтобы сменить законодательство древнее и, с приходом Христа, устаревшее («ветхозаветное»); христианская жизнь в церковных общинах описывается как послушание этому закону. Основа спасения — это смерть и воскресение Христа: через Него дается прощение грехов и освобождение от несчастий. В качестве высших нравственных императивов провозглашаются «смерть для мира» и «следование за Христом». Грех описывается как порча и злое желание, неведение и заблуждение; спасение рассматривается как вечная жизнь, свобода от смерти и обретение истины. Бог — един, всемогущ, непознаваем для человека; он сотворил этот видимый мир и тем самым явил свою благодать, свою волю и праведность. Христос — это Бог, воплотившийся в человека; он тайно с начала времен господствует на небесах и явится в предназначенный день как судья живыми мертвых.
В Риме 2 вв хистианство было запрещенной религией, над христианами насмехались, на них объявляли гонения. Были попытки внести Христа в пантеон языческих богов Рима. Апологетика - феномен публичной, хотя и односторонней, полемики между учеными христианами и просвещенной языческой интеллигенцией. К числу наиболее ранних отцов-апологетов 2-й пол. II в., писавших на греческом языке, принадлежали Кодрат, Аристид, Аполлоний, Иустин Философ и Мученик («Первая Апология», «Диалог с Трифоном»), Татиан Ассирийский («Речь против эллинов»), Афинагор Афинский («Прошение о христианах», «О воскресении мертвых»), Феофил Антиохийский («Три книги к Автолику о христианской вере») и Мелитон Сардийский; к представителям ранней апологетики также в значительной степени принадлежали: писавший по-гречески Ириней Лионский, его ученик Ипполит Римский и в отдельных своих сочинениях Ориген («Против Кельса»); а также первые христианские латиноязыч-ные авторы конца II — начала III в. Минуций Феликс («Октавий») и Тертуллиан («Апологетик», «К язычникам», «О свидетельстве души»).
Изначально апологеты обращались к просвещенным язычникам, доказывая, что:
1) языческие верования не в пример более нелепы и предосудительны, чем христианство, в глазах его оппоненгов 2) эллинская философия утонула в противоречиях и неспособна дать миру единую универсальную истину. Иустин Философ В «Трифоном и иудеем» рассказывает о своих духовных исканиях. Итог – обращение к учению апостолов, как единственному непротиворечивому и истинному. 3) лучшие представители древней языческой философии (прежде всего Гераклит, Сократ, Платон и отдельные стоики) были близки к христианству
4) христианство есть в собственном смысле единственная истинная и пригодная для всех философия.
Важнейшие идеи апологетов: 1. Разум – Логос = Иисус Христос =Премудрость Божия 2. этика платоников + стоиков 3. Непостижимость, неизреченность, непознаваемость, сокрытость Бога 4. Христос-Логос – творящая ипостась Бога (Слово). Логос = Божественный промысел. 5. Учение о неравнозначности лиц Троицы. Примат Отца перед Сыном. 6. Непродуманность концепции Св. Духа. 7. гностицизм. Гносис – тайное знание о мироздании, Боге и т.д, открытое Спасителем. Эзотерический характер. Цели – ответить на фундаментальные вопросы: «кто мы?, где? откуда? Кем станем?». Много сект. Гностическое учение о Плероме – полноте совершенного бытия, состоящую из попарно соединенных ипостасей-эонов (греч. oriri)v —- «век», «срок времени», «вечность», «ограниченный временем мировой распорядок»), — своеобразную «лестницу бытия», на ступенях которой иерархически располагаются все эманации вечного и совершенного естества. Последний в порядке эонов, обладающий женской природой (София), руководствуясь дерзостным своеволием «быть» («быть самим по.себе»), намеревается уподобиться высшему Богу. Вследствие этого неразумного побуждения София рождает нелепое и уродливое существо и, ужаснувшись содеянному, буквально «выталкивает» свое порождение за пределы сверхсущего бытия. Сын Софии (называемый часто Иалдабаофом), родившийся вследствие заблуждения, является воплощенным незнанием (греч. ocyvcooia) и безрассудством; он назначает себя единственным Богом и приступает к творению мира, столь же ущербного и безобразного, как и его создатель. Этим миром он правит вместе с архонтами (т. е. букв, «правителями»), которых сам некогда сотворил. Когда же приходит черед сотворения первого человека, то невидимым образом происходит вмешательство высших — благих и пребывающих в истине — сил, и тогда человек, называемый либо Адамом, либо.Адамом Кадмоном, получает частицу подлинной сущности высшего божества, которая от него переходит к потомству. В силу причастности к чистой, бессмертной и незапятнанной ложью природе, человек в этом мире является странником и чужеземцем; подлинной родиной для человека является Плерома, а не пространство и не история этого мира; смыслом и целью человеческой жизни должно быть спасение от него. Гносис, тайное знание, как раз и является осознанием человеком своей изначальной божественности. Иисус – символ причастности чел-ка к божественному. Целью Христа было спасение падшей в убожество Софии (греч. crocpia — «мудрость»), ее возвращение к чистому бытию и восполнение Плеромы до изначального состояния; и, как следствие, освобождение человеческих душ от плена материи и возвращение их на «духовные небеса».
Тертуллиан посвятил себя борьбе с гностицизмом. Квинт Септимий Флорент Тертуллиана (ок. 160, Карфаген— после 220 г.), языч семья; получил всестороннее светское образование; принял хр-во, был священником и адвокатом. Потом – приверженец монтанизма («фригийская ересь»), но порвал с ней => основал свою секту. Среди многочисленных (более чем тридцати) сохранившихся произведений Тертуллиана особенно важными представляются «Апологетик», «О свидетельстве души», «О душе», «О пре-скрипции против еретиков», «О плоти Христа», «О воскресении плоти», «Против Гермогена», «Против Праксея», «Против Маркиона». Тон его сочинений — резкий, страстный и полемический. В отличие от апологетов, Климента Александрийского, Оригена или (впоследствии) Августина, Тертуллиан отказывается видеть в христианстве «новую философию». Философия – ересь, зло, т.к она задает вопросы, но о Боге нельзя спрашивать «зачем?», «что?». Бога способна познать силою веры только душа человека, которая, но выражению Тертуллиана, «по природе являемся христианкой. Истинное понимание Бога – нефилософское, непричинное, а парадоксальное. «Сын Божий распят — это не стыдно, ибо достойно стыда; и умер Сын Божий — это совершенно достоверно, ибо нелепо; и, погребенный, воскрес — это несомненно, ибо невозможно» (все по формуле «верую, ибо нелепо»). Вера по отношению к знанию обладает и ценностным, и логическим приоритетом: цели, предмет и границы рационального постижения заданы именно ею (О прескрипции против еретиков, 7; Против Гермогена, 4-5). В соответствии с этим принципом, Тертуллиан выделяет две главные разновидности знания — откровенное и естественное. Л юбое познание эмпирически начинается с чувственного восприятия; в душе естественным образом возникают первичные представления о мироздании, Боге, душе, благе и зле и т. д. (О воскресении плоти, 3; 5), что, со своей стороны, напоминает стоический взгляд на природу общих понятий. Хронологически знание естественное может предшествовать ознакомлению с текстом Священного Писания, которое, будучи главным источником заповеданной истины, должно быть усвоено в процессе христианского воспитания. Формальным критерием истины является авторитет (лат. auctoritas); фундаментальным источником авторитета - Священное Писание, апостольское предание и церковное преемство.
Общие принципы теологии Тертуллиана непосредственным образом восходят к стоической физике. Все существующее телесно, бестелесное не существует, а третьего не дано. Бог — это единое, вечное, высочайшее, всемогущее и всеблагое Существо. Он — Творец мироздания, пребывающий вне мироздания и сотворивший его из ничего. Вместе с тем Бог, как все сущие вещи, субстанциально телесен (хотя одновременно явл духом). Точно так же, согласно учению Тертулиана, специфическим «телом» является и человеческая душа. Сущность (substantia) трех божественных ипостасей одинакова: Бог, в соответствии с принципом «единосущия», одновременно тройствен и един. Христос есть Сын Божий, божественный Разум (Логос) и божественная Премудрость (София). Святой Дух исходит от Отца и от Сына. Наряду с утверждением принципа «единосущия» Тертуллиан вводит также понятие «распределения» (distributio, dispositio): «Отец есть вся субстанция, Сын же — производное и часть» (Против Праксея, 9). Тертуллиан стремится подчеркнуть, что Троичность Бога первоначально существовала в потенции, а реально была явлена при сотворении мира через Логоса-Сына и Святого Духа (Против Праксея, 26; Против Гермогена, 3; 18). В результате учение Тертуллиана о Логосе приобретает черты субординационизма (введение иерархического отношения между Лицами Троицы), что является общей характеристикой практически всех ранних апологетов. Главный вопрос христологии Тертуллиана — соотношение двух природ во Христе, божественной и человеческой. Христос — «человек, соединенный с Богом» (Апологетик, 21; О плоти Христа, 15). Соединение этих субстанций следует понимать как «двоякую природу, не смешанную, но объединенную в одном Лице» (Против Праксея, 27). Человек есть разумное и свободное существо, созданное по образу и подобию Божьему. Образ Божий — душа, подобие — в добром настрое души (О воскресении тела, 6; Против Маркиона, II, 9). В душе, как и в Боге, различаются «тело» и «дух» — две различные, но телесные субстанции. Душа определяется как «дыхание Божье, сотворенное из Духа (flatus Dei factus ex Spiritu)» (О душе, 11), помещается в сердце и отождествляется с «ведущим» и «животворящим» началом (О душе, 5; 15; О воскресении плоти, 15; 28). Разум есть особая «структура» души, проявляющаяся в ней после рождения (О душе, 12). Душа порождается телесно, как бы передается по наследству; новая душа наследует характерные свойства родительских душ. Рождение человека есть соединение души с плотью, смерть — их разделение. Как таковая душа бессмертна (О душе, 9; О воскресении плоти, 1; 16; 35; 53) и обладает «естественным» знанием о Боге и своей сокровенной природе.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|